Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Развитие культуры Московского государства (XIV - XVII вв.)




На рубеже XIII — XIV вв., в условиях ордынского завое­вания, начинается процесс формирования русского централизованного государства. На русскую культуру этого перио­да оказали влияние следующие факторы:

— были ликвидированы прежние городские вольности;

— московские правители, освобождаясь от власти ханов Зо­лотой Орды, перенимали их политическую культуру, методы управления;

— постепенно усиливалась зависимость всех слоев населе­ния от государства; шел процесс складывания крепостного права.

Со второй половины XIV в. начинается возрождение рус­ской культуры. Оно было вызвано успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над завоевателями в Ку­ликовской битве.

Подъем культуры на рубеже XIV — XV вв., совпавший с ростом национального самосознания, приобрел настолько широкие масштабы, что некоторые исследователи про­водят сопоставление с Возрождением или его элемента­ми. Д.С. Лихачев, ориентируясь на модель западноевро­пейского Ренессанса, определяет этот подъем как Предвозрождение, так и не перешедшее в Возрождение. Игумен И. Экономцев развивает теорию восточного Возрождения, у истоков которого находилось учение исихазма *.

*Исихазм — это многоаспектное учение о внутренней духовной сосредо­точенности, наиболее разработано Г. Паламой. Исихазм глубоко вошел в русскую культурную традицию. Он придал философскую глубину русско­му искусству, что особенно заметно в иконописи, подлинным шедевром которой по праву считается «Троица» Андрея Рублева.

 

Особенности развития русской культуры в XIV — XVII вв.:

1. Распространение идеи единства русской земли и борьбы с ордынским владычеством.

2. Возрастание значения Москвы как одного из главных культурных центров. Московское царство, не успев достаточно укрепиться, оказалось единственным в мире православным
государством. После захвата турками Византии в 1455 г., Москва вынужденно стала третьим Римом. Теория псковского старца Филофея «Москватретий Рим» более известна сей­
час. В те времена было распространено понятие «Святая Русь».

3. Процессы, происходившие в социально-экономическом развитии Российского государства — интенсивное расширение экономических связей между регионами страны, длительные войны с внешними врагами, широкий поток миграции населения на юг и в Сибирь в поисках воли, объединение больших масс людей в ходе социальных движений — способ­ствовали консолидации русской нации, а взаимопроникновение прежде обособленных местных традиций вело к разви­тию общности русской культуры.

4. Освобождение единой русской культуры от византийс­кого влияния и приобретение ею самобытных национальных черт Значительно расширяется круг проблем, которые интересуют русскую культуру и искусство. Главной темой становится укрепление мощи единого государства. Но в то же время значительный интерес проявляется к семье, к человеку, к его внутреннему миру.

5. Главной особенностью культуры России ХVП и. стал, активно протекавший процесс ее «обмирщения» — освобожде­ния от церковного влияния. Обмирщение охватило все сфе­ры жизни и способствовало рождению новых жанров литера­туры, стилей архитектуры и живописи. Литературный язык максимально сближается с разговорной речью.

6. Рост международных связей способствует преодолению национальной замкнутости русской культуры.

Литература. В этот период получила развитие литература различных жанров. Один из распространенных видов - воинская повесть. В основу произведений были положены конкретные исторические факты и события, а персонажами являлись конкретные исторические лица. Выдающимся па­мятником литературы XIV в. является «Сказание о разорении Рязани Батыем». В ней рассказывается о взятии и разорении Рязани и о трагической судьбе княжеской семьи. Повесть включает и рассказ о герое — дружиннике Евпатии Коловрате и его отряде, наводившем ужас на врага.

Победа русских на Куликовом поле способствовала появ­лению многих литературных произведений. Самое яркое из них — «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, яко победили супостата своего царя Мамая», иначе эту поэму называют «Задонщина».

В «Сказании о побоище на Дону» («Сказании о Мамаевом побоище») повествуется о поездке князя Дмитрия Донского в Троицкий монастырь к Сергию Радонежскому, прощании русских ратников с женами и выступлении войск в поход. В деталях описывается битва. Автор сообщает о возвращении русских домой, о гибели Мамая в Кафе, о появлении в Орде Тохтамыша.

В конце XIV в. были написаны «Сказание о взятии Москвы Тохтамышем», «Житие Дмитрия Донского» и жизнеописание его соперника тверского князя Михаила Александровича.

Итогом многолетнего путешествия по Северному Кавказу и Востоку (Ирану и Индии) в XV в. стала книга тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря».

В первой половине XVI в. с благословения митрополита Макария были созданы знаменитые Четьи Минеи. «Четьими» на Руси называли книги, предназначенные для чтения, в отличие от церковных книг, употреблявшихся при богослу­жении. «Минеи» — сборники, где все произведения распре­делены по месяцам и дням, в которые их рекомендуется читать. Четьи Минеи вобрали в себя и сгруппировали все кни­ги, читавшиеся на Руси. Там были и жития, и поучения, и произведения, стоявшие вне круга церковной литературы. Четьи Минеи стали своего рода церковно-литературной эн­циклопедией русского средневекового общества.

В XVI в. был написан «Домострой», который содержал наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов. «Домострой» проникнут идеей подчинения в государстве цар­ской власти, а в семье — ее главе.

В «Истории о великом князе Московском» и посланиях Ивану Грозному князь Андрей Курбский изложил свои взгля­ды на характер царской власти и ее взаимоотношения с подданными.

Проблема укрепления государственной власти, ее авто­ритета как внутри страны, так и за ее пределами, приво­дит к появлению нового литературного жанра — публицис­тики. Одним из самых интересных публицистов XVI в. был Иван Семенович Пересветов. В своих челобитных, адресованных Ивану Грозному, он предложил проекты реформ, укрепляющих самодержавную власть царя, опи­рающегося на дворянство.

В XIV — XVI вв. наивысшего расцвета достигает героичес­кий былинный эпос. Главными темами и образами этого вре­мени были: Иван Грозный, Ермак, Марфа Посадница, взятие Казани, Новгорода, освоение Сибири. Произведения устного народного творчества — былины, пословицы, пес­ни, заговоры стали впервые записываться в XVII в., что вно­сило в литературу демократические черты.

В XVII в. расширяется жанровый круг исторических со­чинений. Наряду с традиционными летописными формами появились новые формы исторического повествования: мему­ары, сказания, повести. Летописная форма сохранилась в официальных исторических трудах — хронографах. Характер­ной чертой публицистики стало обращение к событиям Смут­ного времени.

 

В литературе XVII в. утверждается новое стилистическое направление — барокко (от итал. Bаrocco — странный, при­чудливый). В русской словесности в этот период появились два новых литературных жанра — драматургия и поэзия. Ав­тором стихотворных пьес «О Навуходоносоре царе» и комедии «Притчи о блудном сыне», написанных для придворного цар­ского театра был Симеон Полоцкий. Сильвестр Медведев являлся наиболее вероятным составителем первого русского библиографического труда «Оглавление книг. Кто их сложил».

В сатирических иносказательных повестях обличаются пороки — плутовство, ябедничество, обман («История о российском дворянине Фроле Скобелеве»), заносчивость ино­земцев на русской службе и их невежество («Лечебник»).

Многие сатиры, как могли, защищали старину. Напри­мер, в «Повести о Горе Злосчастии* герой — безымянный молодец, который пренебрег домостроевскими советами ро­дителей и стал жить своим умом. Пришел он к похвальбе, к пьяному разгулу, а в конце концов, впал в «злую немерную наготу, босоту и бесконечную нищету». Не знал, куда голо­ву приклонить, пока не ушел в монастырь и не стал иноком.

В числе произведений литературного жанра демократичес­кой сатиры, обличавших пороки духовенства и посадских людей, — пародии «Повесть о Шемякиной суде», «Повесть о Ерше Ершовиче». Ярким образцом народной литературы яв­ляется «Житие протопопа Аввакума», им самим написанное.

Образование. В XIV в. на Русь начали ввозить бумагу, с появлением которой книг стало больше (и они стали дешев­ле). С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. На Стоглавом соборе в 1551 г. было при­нято решение об открытии в Москве и других городах при церквях и монастырях «книжных училищ». Обучением грамо­те стали заниматься и учителя недуховного звания, которые за «кашу да гривну денег» учили грамоте в течение двух лет. Появились первые «азбуковники» — краткие словари, в кото­рых содержались элементарные сведения по грамматике, арифметике, истории, географии. Самой распространенной формой получения образования в XVII в. было домашнее обучение. Дворяне и бояре приглашали для обучения своих детей и учителей из-за границы. Начиналось активное обучение иностранным языкам (главным образом, латыни и польскому).

В 1664 г. в Москву для воспитания детей царя Алексея Михайловича был приглашен Симеон Полоцкий. Он был не просто образованным человеком, но и писателем, ученым, переводчиком. По предложению Полоцкого в 1665 г. при московском Законоспасском монастыре была открыта госу­дарственная школа для подготовки образованных подьячих для приказов. В 1687 г. греками братьями Лихудами было откры­то первое в России учебное заведение — Славяно-греко-ла­тинское училище (позже — академия). Прием в него был разрешен детям любых сословий. Однако несмотря на рас­пространение просвещения, крепостное население и женщи­ны всех сословий оставались неграмотными.

Крупнейшим событием русской культуры стало возникно­вение книгопечатания. Оно началось по инициативе Ивана Грозного и при поддержке церкви. В 1563 — 1564 гг. в Мос­кве на Печатном дворе (казенной типографии) Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую русскую книгу «Апостол». В 1565 г. был издан «Часословец» — пер­вая русская книга для обучения грамоте.

В домашнем и школьном обучении использовались такие издания, как «Букварь» Кариона Истомина, «Азбука» Васи­лия Бурцева, «Славянская грамматика» украинского ученого Милентия Смотрицкого и др. Во второй половине XVII в. Печатный двор выпустил более 300 тысяч букварей, около 150 тысяч церковных учебных книг и 10 — 15 тысяч книг ес­тественнонаучного содержания, что для того времени было значительным количеством. Большинство книг были дос­тупны для разных слоев населения (например, буквари сто­или 1 копейку).

Научные знания находились на начальной стадии разви­тия. Их главным источником продолжали оставаться книги западноевропейских авторов, переведенные на русский язык. К XIV — XVI вв. заметно вырос уровень технических знаний. В строительном деле вели сложные математические расчеты. В соледобыче бурили землю на глубину до 90 м, перегоняли соляной раствор при помощи поршневого насо­са. Были знакомы с системой зубчатых колес и научились делать часы. Первые (солнечные) часы были установлены в 1404 г. в Московском кремле. Из-за границы в Россию доставлялись многие технические новинки. Так, уже в на­чале XVII в. (через пять лет после изобретения) в России появилась первая подзорная труба).

По мере освоения новых территорий происходило уточне­ние границ территории России, составление карт и географи­ческих справочников для путешественников. В XVI в. были составлены первые рукописные карты северного пути в Европу вокруг Скандинавии, а также отдельных районов Белого, Студеного, (Баренцева) и Карского морей. В XVII в. рус­ские путешественники собрали сведения о Таймыре, Чукот­ке, Камчатке, Курильских островах. Семен Иванович Дежнев открыл пролив между Северной Азией и Америкой и путь из Ледовитого океана в Тихий. Василий Данилович Поярков стал первым русским землепроходцем, совершившим плавание по Тихому океану. В 1643 — 1646 гг. он руководил экспедици­ей, которая впервые проникла в бассейн реки Амур и достигла его устья.

Енисейский казак (позже якутский казачий атаман) Ми­хаил Васильевич Стадухин был организатором похода на реки Оймякон и Анадырь (1641 — 1642 гг.). В 1649 г. в ходе сухо­путной экспедиции по русскому Северо-Востоку он дошел до Анадырского острога и вышел к Охотскому морю. Русский землепроходец Ерофей Павлович Хабаров предпринял ряд экспедиций в Приамурье в 1649 — 1653 гг., по результатам которых составил первый «Чертеж реки Амур». Героически­ми усилиями этих и других великих землепроходцев Россия не только прочно утвердилась на востоке Азии, но и дала миру первые научные знания об этих краях.

Религиозные споры. Религиозное мировоззрение было гос­подствующим в средние века, однако господство христиан­ства в средневековой Руси было далеко не полным. В народ­ных массах устойчиво сохранялись пережитки языческих ве­рований, что сказывалось в разных праздниках и обрядах и против чего упорную, но довольно безуспешную борьбу вела церковь. В народных обычаях и обрядах было много прояв­лений невежества, суеверий, но именно народные массы были той средой, которая в конечном счете питала многообразные проявления антицерковной идеологии в русской куль­туре XIV — XVI вв. Одним из важнейших и интереснейших явлений антицерковной идеологии были ереси:

стригольники: получили распространение в середине XIV в. в Новгороде и Пскове; идеолог вероучения — новгородский дьякон Карп; происхождение названия не известно (есть пред­положение, что еретики носили особую стрижку); обличали корыстолюбие и невежество духовенства, считали Иисуса Христа пророком, но не Богом;

антитринитарии: возникли в Новгороде, в дальнейшем получили распространение в Москве (кружок вольнодумцев во главе с государевым дьяком Федором Курицыным); на­звание связано с тем, что ее последователи отвергали основ­ное положение православного вероучения — учение о Святой Троице; требовали уничтожения внешних атрибутов христи­анского культа (икон, почитания мощей) и отказа от мона­стырского землевладения;

воззрения служилого человека Матвея Башкина: получи­ли хождения в середине XVI в. в Москве; воспевание разума и «книжного учения», критическое трактование библейских текстов, отказ от православных обрядов;

критика церкви Феодосием Косым, беглым холопом: отвер­гал «триединого Бога», считая Христа лишь богоугодным человеком, не признавал таинств и культа святых; проповедовал равенство людей независимо от их состояния, религии и национальности.

Ереси вызывали брожение в умах горожан, но они почти не затрагивали основное сословие России — крестьянство, поэтому не вылились в широкое реформационное движение. Тем не менее, в церковно-философских исканиях, искусстве, политической мысли Руси XV — XVI вв. появляются течения, родственные западноевропейскому Возрождению и Рефор­мации.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) в XIV — XVI вв. в запад­ной Европе означала переворот во взглядах на мир, Бога и человека. Появился большой интерес к науке, технике, образованию. Стали возрождаться идеалы античного — древ­негреческого и римского — искусства. Объектом присталь­ного внимания мыслителей, художников, поэтов стал чело­век, возникло понятие «гуманизм*.

Новые духовные искания затронули и церковную идеоло­гию. Была предпринята попытка возвратиться к правильно­му, первоначальному толкованию учения Христа, к созданию церкви, не отягощенной стяжательством и развратом. Воз­рождение вызвало к жизни Реформацию (широкое обществен­но-политическое движение, направленное на борьбу с като­лической церковью и феодальным строем).

Своеобразной формой реформационно-гуманистического движения в России явилось нестяжательство. Активные деятели — старец Нил Сорский, Вассиан Косой, Игумен Тро-ице-Сергиевского монастыря Артемий. Выступали против неправедного образа жизни; призывали духовенство совершить духовный подвиг — отказаться от владения вотчинами и про­чими богатствами, сосредоточиться на служении Богу.

Большинство церковных иерархов были против отказа цер­кви от собственности, которая, по их мнению, могла быть использована в благих целях. Лидером этой группировки во времена Нила Сорского являлся игумен Иосифо-Волоколам­ского монастыря Иосиф Волоцкий. Сторонников Иосифа на­зывали иосифлянами. Они выступали за чистоту православия. Интерес нестяжателей к трудам древнегреческих и римских авторов, отцов Западной церкви им был не свойственен. Иосифляне являлись сторонниками независимости Русской церкви от Константинополя. Учреждение Московского пат­риаршества в 1589 г. было их заслугой. Они считали себя ревностными слугами московских царей, признавали зависи­мость церкви от помазанника Божьего, нередко шли на ком­промиссы с церковными законами во имя государственных интересов.

Архитектура. С созданием единого государства формиру­ется общерусский архитектурный стиль. В конце XIII в. возобновилось каменное строительство. Развернувшееся в Москве грандиозное строительство притягивает лучших спе­циалистов из других городов и стран.

В конце XV в. на Русь из Италии завезли новый строи­тельный материал — кирпич. Итальянский зодчий Аристо­тель Фиораванти, возводивший Успенский собор в Кремле, построил первый на Руси кирпичный завод. Под руковод­ством итальянцев русские мастера сложили из кирпича сте мы и башни Московского Кремля, Успенский и Архангель­ский соборы, колокольню Ивана Великого. Кирпич не пол­ностью вытеснил белый камень, из которого по-прежнему выкладывали фундаменты и вырезали детали для украшений фасадов зданий. Марко Руффо и Пиетро Антонио Солари построили в Кремле Грановитую палату. Снаружи палата была выложена граненными камнями, от которых и получила свое название. Грановитая палата предназначалась для торжествен­ных приемов и праздников.

В XVI в. каменное храмовое зодчество объединяется с традициями русского деревянного зодчества. Итогом этого процесса стало появление шатрового стиля в русской архитек­туре. Величайшим памятником шатрового стиля стал храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигнутый в 1532 г. в честь рождения у Василия III долгожданного наследника — будущего Ивана Грозного.

Вершиной русского зодчества по праву считается возведен­ный в 1555 — 1560 гг. на Красной площади в честь взятия Казани Покровский собор (его называют также собором Ва­силия Блаженного по имени знаменитого юродивого, погре­бенного у его стен). Этот удивительный по своей красоте храм строили русские мастера Барма и Постник. Идея храма про­ста: как Москва объединила вокруг себя русские земли, так и огромный центральный шатер храма объединяет в единое целое красочное разнообразие восьми отдельных несиммет­ричных разновеликих столпообразных храмов.

С этим собором связаны легенды. Одна говорит, что царь, подивившись красоте собора, велел выколоть глаза зодчим, чтобы они не могли больше нигде построить такой же. Дру­гая легенда гласит о том, что отступая из Москвы в октябре 1812 г., Наполеон приказал взорвать храм Василия Блажен­ного. Храм заминировали, но не то москвичи потушили го­рящие фитили, не то это сделал начавшийся дождь.

Сохранились Соловецкий и Кирилла-Белозерский монасты­ри, постройки XV — XVI вв. в Нижнем Новгороде, Сузда­ле, Смоленске и других городах.

В архитектуре XVII столетия прослеживаются три этапа. В первое тридцатилетие ведется активное строительство (пос­ле изгнания из страны интервентов); господствуют тенденции XVI в. В 40—60-е гг. идет интенсивный поиск и зарождается новый стиль. В конце века идет повсеместное распрост­ранение нового стиля.

Известные образцы зодчества первого этапа столетия — церковь в селе Рубцове под Москвой, украшенная великолеп­ной пирамидой кокошников; трехшатровая Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе, названная в народе за свое совершенство «Дивной»; храм Покрова в селе Медведкове под Москвой.

Был реконструирован Московский Кремль; в 1624-1625 гг. на приземистой прежде Спасской башне надстро­или еще один ярус, украсив его белокаменными узорами и статуями. Вслед за Спасской башней эти украшения к концу века были помещены и на других башнях Московс­кого Кремля. В 1635—1636 гг. на территории Кремля со­оружается архитектором Баженом Огурцовым крупнейшее по тем временам светское здание - Теремной дворец. Эта­лоном храмового зодчества 30-х гг. стала церковь Троицы в Никитниках в Москве.

Во второй половине 50-х гг. Никон запретил возводить шатровые храмы, утвердив в качестве образца традиционное пятиглавие. В этом стиле построены Патриаршие палаты в Кремле, Вознесенский, Новоиерусалимский и Иверско-Валлий­ский монастыри, царская усадьба в Измайлово. Строитель­ство патриаршего Новоиерусалимского монастыря продолжа­лось почти 40 лет под руководством зодчего Аверкия Мокее-ва, а затем Якова Бухвостова.

Великие храмы строили во второй половине XVII в. не только в Москве и Подмосковье, но и в других городах Рос­сии (Нижнем Новгороде, Ярославле, Костроме, Угличе, Вологде, Устюге и др.). Богатым архитектурным декором отличаются храмы Ярославля, одного из крупнейших ремес­ленных центров России XVII в. Среди них посадский храм Николы Надеина, выдающийся шедевр — храм Ильи Пророка; церковь Иоанна Златоуста в Коровниках. Вершина ярославс­кого зодчества — церковь Иоанна Предтечи.

К концу XVII в. в столице сооружается множество обще­ственных зданий — Печатный и Монетный дворы, здание При­казов, Сретенские ворота Земляного города (Сухарева башня). Вершиной праздничного светского начала считается Надвор­ный теремок Крутицкого митрополичьего подворья в Москве.

Новым явлением стало строительство купцами и дворянами богато украшенных каменных жилых домов.

В конце века в русской архитектуре появился новый стиль, получивший название «нарышкинского» или «московского барокко». Его отличительными чертами были много-ярусность, устремленность ввысь, многоцветное украшение зданий (декоративной резьбой по белому камню, цветными изразцами, раскраской фасадов). Ярчайшие образцы «мос­ковского барокко» — церковь Покрова в Филях, усадебный храм Л. К. Нарышкина, храмы в подмосковных селах Спаса в Убо­рах и Троицы в Троице-Лыкове.

Живопись. Вторую половину XIV — начало XV вв. назы­вают «золотым веком» стенной живописи. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек (1340—1405), для творчества которого было характерно абстрактно-психологическое, внешне экспрессивное представление о духовности человека. В 1378 г. он «подписывает» церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде, а также вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца участвует как один из авторов иконостаса Благове­щенского собора Московского Кремля.

Наиболее ярким представителем русской национальной школы живописи был гениальный художник Андрей Руб­лев (ок. 1360—1430). В творчестве А. Рублева, величай­шего иконописца мира, канонизированного церковью в ранг «преподобного», представление о духовности чело­века более гармонизировано, умиротворенно, основано на евангельских образах и сюжетах. Его кисти принадле­жат росписи и иконы старого Благовещенского собора Кремля; фрески «Страшного суда» Успенского собора во Владимире, погибшие в XVII в.; фрески Спасского собора Андроникова монастыря; иконостас со знаменитой «Трои­цей» для Троицкого собора в Троице-Сергиевском мона­стыре.

Традиции Андрея Рублева продолжил Дионисий (1440— 1503). Им создаются фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря близ города Кириллова на Белом озере, иконы «Спас в силах», «Святой митрополит Петр с житием» и «Святоймитрополит Алексий с житием», «Воскре­сение Христа».

В середине XVI п. в Москве была написана огромная, четыре метра длиной, икона-картина «Церковь воинству­ющая», посвященная взятию Казани. Одно из новшеств XVI в.— широкое распространение зеленых фонов. Зна­чительные произведения этого периода — икона «Никола Зарайский с.житием», написанная по заказу в Новгороде и икона «Иоанн Предтеча. Ангел пустыни», вклад Ивана Грозного в Стефано-Махрищенский монастырь.

Новые тенденции в живописи, и, прежде всего, в иконописи, зарождаются в XVII вв. «Живость» изобра­зительного искусства была достигнута в творчестве царского изографа Симона Ушакова (1626—1686), со­здавшего целую живописную школу. У него икона утрачивает религиозно-мистический характер, а не­божители начинают походить на живых людей. Централь­ное место в творчестве занимало изображение чело­веческого лица (как правило, Христа). Наиболее извес­тные его работы — иконы «Спас Нерукотворный» и «Богоматерь Владимирская, или насаждение древа государ­ства Российского».

В XVII в. в искусстве живописи был распространен декоративный стиль, для которого характерны празднич­ность, интерес к деталям повседневной жизни. Новым явлением стало возникновение и развитие портретной живописи. Если в первой половине XVII в. портреты («парсуны») писались в старой иконописной манере (яичными красками на доске), то во второй половине века они создавались совсем в ином ключе — масляными красками на холсте. Известны изображения царя Федора Ивановича, князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, патриарха Никона, царя Алексея Михайло­вича и др.

Прикладное искусство. Сложились художественные цен­тры, наиболее известным из которых стала Оружейная палата. В ее коллекции насчитывались сотни произведе­ний прикладного искусства, особенно серебряные и золо­тые изделия. Среди экспонатов выделяется золотое блюдо царицы Марии Темрюковны, сделанное ко дню свадьбы ка­бардинской княжны и Ивана IV. Среди военных экспонатов — кольчуга Ермака Тимофеевича весом 12 кг из 16 ты­сяч крупных клепаных колец. Шедевром прикладного искусства является знаменитый кубок царя Михаила Федоровича, сделанный из золота, украшенный эмалью и крупными драгоценными камнями. Особый стиль оформ­ления серебряных изделий эмалями был создан в конце XVII в. мастерами северного русского города Сольвычегодска.

Театр. Новым явлением для русской культуры стало открытие при дворе Алексея Михайловича первого в Рос­сии театра. Его непосредственный организатор Артамон Сергеевич Матвеев (1625—1682) — один из наиболее просвещенных людей эпохи. Комедийная хоромина была построена в селе Преображенском по указу царя от 4 июня 1672 г. (просуществовал театр до 1672 г.). На сцене было сыграно девять пьес в основном на библейские сюжеты, один балетный спектакль с пением «Орфей». В театре работало около 200 человек. Зимой спектакли шли в Потешной палате Кремля. В конце XVII в. наряду с при­дворным был организован школьный театр, в котором спектакли разыгрывали ученики монастырских школ.

Музыка. В музыкальном искусстве шел процесс со­здания единого русского стиля. Русская песня развивалась на основе двух жанровых разновидностей песен — лиричес­кой и исторической. Возникают новые церковные распевы. В церковную музыку входят традиции многоголосья. Праздники и увеселения в повседневном быту, как и прежде, не обходились без скоморохов. В XVI в. поня­тие «скоморох» стало сближаться с понятием домашний «шут».

В XVII в. светская традиция в музыке проявилась в раз­витии жанра канта, который тесно соприкасался с народ­ной песней. Религиозная тематика продолжала оставать­ся в псалмах. Канты пелись в простой задушевной манере и были предвестниками камерной музыки. Историческая песня существовала как песня казачья и крестьянская. Осо­бенной содержательностью отличаются песни «Разинского цикла».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4262 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2444 - | 2243 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.