Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Развитие культуры в 50-е — 80-е гг.




Существенное воздействие на культурное развитие в 50— 80-е годы оказали сложные и противоречивые процессы в общественно-политической и экономической сферах. Это — период с временными оттепелями, возвратом к «указаниям» в культуре, арестами и высылками, время медленного, по­степенного, подчас мучительного, с движениями вспять воз­врата к естественному для культуры полифоническому разви­тию. Культурный процесс был тесно связан с историческим развитием страны, от которого зависели финансирование культуры, международные контакты деятелей литературы, науки и искусства, приобщение к культурной жизни широ­ких слоев населения.

Период 50—80-х годов отличался интенсивностью и динамизмом развития. По значимости общественно-политических и культурных процессов, происходивших в стране, он в свою очередь условно подразделялся на два этапа: I) 50-е — нач. 60-х гг.; 2) сер. 60-х — сер. 80-х гг.

Начавшийся после смерти Сталина процесс десталини­зации затронул и сферу культуры. «Оттепель» (по назва­нию повести И.Г. Эренбурга) дала толчок процессам обновления общества, положила начало освобождению общественного сознания от догм и идеологических стерео­типов, означала разрешение «сверху» относительного сти­левого разнообразия и многоголосья в литературе и искус­стве. Особенно значимым этот период был для молодого поколения, многие представители которого и позднее, в условиях брежневской консервативной политики, остались верны убеждениям, сформировавшимся в годы «оттепели». Однако в рассматриваемый период, как и прежде, основ­ные решения в государстве принимались при участии и руководстве партии, в соответствии с «генеральной лини­ей» ее политики.

,_В июне 1962 г. в Новочеркасске состоялась демонстрация трудящихся, требовавшая улучшения жизненного уровня. Демонстрация была разогнана с помощью войск. Это был конец «оттепели», ознаменовавшийся первыми открытыми, хотя и весьма малочисленными и неорганизованными проте­стами против политической системы в СССР.

1965 — 1985 гг. были двадцатилетием наиболее стабильного развития советского общества (в историю эти годы вошли как «застойные»). В этот период при советско-бюрократической системе государственного устройства были достигнуты опре­деленные успехи в экономической, социальной и культурной областях. В то же время именно в этот период начался кри­зис Советского государства и общества.

Несмотря на увеличение количества общественных органи­заций, нарастал процесс их бюрократизации. Профессио­нальные союзы, ВЛКСМ, Комитет советских женщин, Советский Красный Крест и многие другие не были, по су­ществу, общественными, они были бюджетными, ими ру­ководили партийные органы. Членство в этих организациях постепенно становилось насильственным — любой работник считался членом профсоюза. Общественные организации были поставлены под полный контроль партийных органов, что привело к потере к ним интереса со стороны общественности, и прежде всего молодежи. Политика полного конт­роля проводилась и по отношению к церкви.

В эти годы все еще давала о себе знать романтическая ориентированность на заветное «светлое будущее», возника­ла время от времени в центре общественного внимания духов­ная ценность нашей истории — русская идея. Однако суже­ние культурного пространства, большие утраты в духовной жизни общества повторялись и во многом углублялись: про­должали закрываться и уничтожаться храмы (мощный пласт / ^ национальной культуры!) и памятники, усилился запрет на знакомство массового читателя и зрителя с шедеврами отече­ственной и зарубежной культуры, в каждом крупном учреж­дении культуры существовали отделы специального хра­нения — спецхраны. Углубился духовный диктат над инако­мыслием, увеличилось количество диссидентов. Все та же классовая концепция культуры, перенесенная властью в по­литику, оставила незаживающий след на развитии духовной культуры эпохи, когда литература, живопись, музыка, архитектура и многие другие стороны жизни духовной обще­ства оценивались с позиций «социалистического реализма».

Система образования. Главным направлением в систе­ме школьного образования стало «укрепление связи школы с жизнью». В 1955/56 учебном году в средней школе были введены новые учебные планы, ориентированные на полу­чение политехнического образования. С принятием Закона «Обукреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем разви­тии системы народного образования в СССР» (1958 г.) вво­дилось всеобщее обязательное %-летнее образование (вмес­то 7-летнего). Полное среднее образование увеличивалось с 10 до 11 лет, при этом школьники старших классов днев­ных школ должны были совмещать учебу с работой на пред­приятии или на селе. Одновременно с аттестатом зрелос­ти школьники получали свидетельство о приобретенной специальности. Реформа 1958 г. предусматривала вместо многочисленных ремесленных и фабрично-заводских школ и училищ единую сеть ПТУ (профессионально-технических училищ) со сроками обучения от 1 до 3 лет.

В последующие годы намечаются меры по структурной перестройке системы образования. Сессией Верховного Со вета РСФСР в августе [974_г. было принято постановление /«О мерах по завершению перехода ко всеобщему среднему обра­зованию в РСФСР», где определялись три основных пути осу­ществления среднего образования — средние общеобразова­тельные школы, средние специальные учебные заведения, средние профессионально-технические училища. & 1983— 1984 гг. предпринимаются попытки проведения комплексной реформы школы. Специальным законом (апрель 1984 г.) было предусмотрено перепрофилирование всеобщего среднего образования в соответствии с потребностями экономики. Но неподготовленность, непонимание причин кризисных явлений как в экономике, так и в образовании привели к быстрому отказу от нее. Уже в 1985—1986 гг. реформа была свернута.

Падение интереса к учебе, формализм в учебной и воспи­тательной работе, бюрократическая система управления на­родным образованием тормозили внедрение новых методов обучения. Тем не менее, это время — период творческого отношения к делу таких учителей-новаторов как В. Ф. Шата­лов, Е.И. Ильин, Ш.А. Амонашвили.

Расширялась система высших учебных заведений. К 1985 г. в СССР насчитывалось уже 69 университетов. Вводились в действие новые учебные корпуса и общежития, открывались новые специальности, существенно увеличился выпуск специалистов, значительно вырос научный потенциал ву­зов. В то же время промышленность и сельское хозяйство страны испытывали потребность в квалифицированных кад­рах. Главными причинами этого было нерациональное ис­пользование выпускников вузов, понизившийся уровень их подготовки, связанный с оторванностью от практики, сни­жением престижа дипломированного специалиста.

Наука. К началу 50-х годов СССР в области науки и тех­ники продолжал отставать от Запада. В первое послевоенное десятилетие успешно развивались такие научные направле­ния, как ядерная физика, вычислительная техника, ядерная энергетика, квантовая электроника, космическая техника. Строились атомные подводные лодки, атомные электростан­ции, был спущен на воду атомный ледоход «Ленин», нача­лась автоматизация производственных процессов. В системе военно-промышленного комплекса были хорошо оснащенные закрытые научно-технические организации — «почтовые ящи­ки» и целые научные городки. Складывались новые направ­ления научных исследований. В ходе изучения реакции ядер­ного синтеза сформировалось новое направление — физика высоких и сверхвысоких энергий. Всемирную известность полу-чили работы Л.Д. Ландау, М.А. Леонтовича, А.Д. Сахарова Л.А. Арцимовича, М.В. Келдыша и др. Ряд советских ученых получили Нобелевскую премию. 4 октября 1957 г. был запу­щен первый искусственный спутник Земли, 12 апреля 1961 г. выведен на орбиту космический корабль с человеком на борту.

Опасность серьезного отставания отечественной науки от мировой заставила критически пересмотреть многие аспекты ее развития (осень 1955 г. — письмо «трехсот ученых «против Т.Д. Лысенко). НТР (научно-техническая революция) тре­бовала серьезных структурных изменений, которые вводились очень медленно. Для руководства процессом внедрения дос­тижений науки в народное хозяйство в 1955 г. был восстанов­лен Государственный комитет по науке и технике.

Создавались новые научные учреждения, расширялась сеть Академии наук СССР. Были предприняты попытки преодо­леть научный монополизм Москвы и Ленинграда. В мае 1957 г. около Новосибирска началось строительство научно­го городка, который вскоре превратился в крупнейший на­учный центр — Сибирское отделение АН СССР. Были созда­ны Уральский научный центр (г. Свердловск), Дальневосточ­ный научный центр (г. Владивосток). За десятилетие почти в 4 раза увеличились расходы на науку, более чем вдвое возросла численность научных работников. В 50-е—60-е годы было сде­лано 80% всех научных открытий последних сорока лет.

В 60—80-х гг. были выдвинуты задачи интенсификации научных исследований и усиления связи науки с производством. Создавались региональные, межведомственные координаци­онные научные советы. Начали формироваться научно-произ­водственные объединения (Ленинградское оптико-механическое объединение), военно-промышленные объединения по вы­пуску новейших образцов военной техники (НПО «Энергия») и др. Всего в СССР действовало 250 таких НПО.

Реализованы крупномасштабные проекты по созданию атомных электростанций, проводилось интенсивное освоение нефтегазовых месторождений Западной Сибири. Зна­чительными были достижения советской науки в области теоретической и экспериментальной физики (квантовая элек­троника и лазерная техника). Широкий размах получили исследования в химии и биологии — расшифрована струк­тура белка, получены искусственные гены. Успехом совет­ских ученых можно назвать работы в области лазерной ме­дицины. Главным направлением государственной полити­ки в области науки было развитие оборонной и космической техники и технологии.

Активное вмешательство в сферу научного творчества партийно-государственных органов, применение жестких ад­министративных мер привело к значительным перекосам в планировании исследовательских работ. Например, ошибоч­ная концепция развития отечественной вычислительной тех­ники, принятая за основу в начале 70-х гг., привела к серь­езному отставанию в области компьютеризации от большин­ства развитых индустриальных стран. Программа переброса великих северных рек в Среднюю Азию привела к бессмыс­ленной трате огромных материальных и финансовых средств. В случае ее реализации экологические последствия могли быть катастрофическими.

Развитие обществоведения характеризуется противоречивы­ми процессами. С одной стороны, перспективные исследо­вания были сделаны в области экономики, социологии, со­циального прогнозирования. Значительных успехов в иссле­довании конкретных фактов и событий прошлого достигла историческая наука. В то же время большинство теоретичес­ких разработок в области экономического и социального раз­вития оставалось лишь на бумаге, а развитие гуманитарных исследований сдерживалось жесткими идеологическими рам­ками.

Литература. Началом переосмысления основ художе­ственного творчества явилась статья литературного крити­ка В. Померанцева «Об искренности в литературе», опуб­ликованной в журнале «Новый мир» в декабре 1953 г. На съезде Союза писателей в 1954 г. было реабилитировано творчество М.Д. Булгакова и Ю.Н. Тынянова, напечатаны произведения острой общественной направленности (роман В.Д. Дудинцева «Не хлебом единым»); возникли новые, демократические по своему духу журналы («Юность», «Молодая гвардия», «Москва», «Наш современник»). Н.С. Хрущев поддержал публикацию повести А.И. Солже­ницына «Один день Ивана Денисовича» и выдвижение ее на соискание Ленинской премии по литературе. Постепенно в литературе сложилось два направления:

демократическое, во главе с журналом «Новый мир» (особенно в период, когда редактором был А, Т. Твардовс­кий, 1958-1970 гг.);

консервативное, позицию которого выражал журнал «Октябрь» (редактор В.А. Кочетов).

Хрущев лавировал между ними, со временем все боль­ше склоняясь в сторону консерваторов. Тем не менее, про­буждение общественного сознания, освобождение от офи­циальных догм стало реальностью на рубеже 50-х годов. Дискуссии, борьба мнений постепенно захватывали обще­ство. Наиболее значительными произведениями стали ро­маны В. Дудинцева, Д. Гранина, А. Яшина, повести А. Гла-дилина, В. Семина, пьесы В. Пановой, В. Розова, Л. Зори­на. Публикации этих авторов (как правило, в журнальных вариантах) вызывали дискуссии широкой читательской аудитории. Особенностью «оттепели» было появление так называемой «эстрадной» поэзии. В Москве чтение стихов авторами — молодыми поэтами, такими как Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е, Евтушенко, собирало большие аудитории в Политехническом музее, Лужниках, на пло­щади Маяковского.

Однако инерция административных методов руководства искусством была велика. Так, например, был подвергнут несправедливой критике роман В. Дудинцева «Не хлебом еди­ным». Негативную реакцию руководства СССР вызвал роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго», опубликованный в Ита­лии. Пастернак был вынужден отказаться от Нобелевской премии по литературе, а затем последовало его исключение из Союза писателей.

Духовное раскрепощение людей в годы «оттепели» не было полным. Невзирая на ужесточающиеся преследования, на рубеже 50—60-х годов зарождается движение диссидентов (инакомыслящих). Первые их выступления связаны с разоблачением культа личности Сталина и попытками по-новому осмыслить ленинизм. Появляются бесцензурные издания «са­миздата»«Синтаксис», «Феникс» и т.д., кружки, молодеж­ные организации. В рамках диссидентского движения начи­нается борьба за права человека в СССР.

Несмотря на жесткую цензуру 70-х — начала 80-х гг., в целом для духовной атмосферы советского общества характер­ны напряженные поиски путей нравственного самосовершен­ствования и глубокое переосмысление культурного наследия прошлого. Среди писателей этого периода можно отметить творчество А. Гельмана, Г. Бокарева, В. Распутина, /О. Три­фонова, А. Якубова, Л. Карелина, Ф. Искандера, В. Войнови-ча, Ю. Бондарева, Ч. Айтматова, И. Стаднюка, В. Шукши­на и др. Последовательно разрабатывал в своем творчестве тему исторического прошлого России В. Пикуль. Свыше двад­цати романов создано им за тридцать семь лет упорного лите­ратурного труда.

Живопись и скульптура. В изобразительном искусстве в 50—80-х гг. активизировалась деятельность творческих со­юзов, был создан Союз художников. В живописи получили признание работы Б. Иогансона, Ю. Непринцева, А. Локтио­нова, В. Серова, Т. Яблонской, А. Пластова. В жанре скуль­птуры — Е. Вучетича, Н. Аникушина, С.Коненкова, А. Кибаль­никова. На международной выставке в Брюсселе в 1958 г. скульпторам Е. Вучетичун С. Коненкову был присужден «Боль­шой приз».

Однако общие тенденции в развитии культуры сказались и в изобразительном искусстве. В декабре 1962 г. состоялось печально известное посещение Н.С. Хрущевым выставки московских художников в Манеже, закончившееся разгромом руководимой Э. М. Билютиным творческой студии. В рабо­тах некоторых живописцев-авангардистов Хрущев увидел на­рушение «законов красоты» или просто «мазню». На состо­явшейся позднее встрече с деятелями культуры были подвер­гнуты критике многие талантливые художники и скульпторы.

В 60—80-х гг. появляется новое поколение художников со своими темами и художественными приемами, среди кото­рых И. Глазунов, М. Савицкий, Т.Салахов, А. Шилов, братья Алексей и Сергей Ткачевы, И. Клычев и др.

рхитектура. Поиски различных стилей и направлений характеризуют архитектуру 50—80-х гг. В начале 50-х гг. архи­текторы участвовали в строительстве и оформлении станций московского и ленинградского метрополитена (А. В. Щусев, В.Д. Кокорин и др.). В те годы станции метро рассматривали как средство эстетического воспитания людей, для их офор­мления применялись скульптура и живопись. Художествен­ное оформление многих станций многократно увеличивало стоимость строительных работ. Архитектурные «излишества» применялись в некоторых жилых и административных здани­ях. В конце 50-х годов с переходом к типовому строитель­ству «излишества» перестают иметь место в архитектуре.

В архитектуре 60—80-х гг. характерным направлением стала массовая застройка (малогабаритные «хрущевки» и па­нельные однотипные дома). Но при этом были реализованы отдельные архитектурные проекты, не уступавшие мировому уровню, например, здание аэропорта «Пулково» в Ленинг­раде (архитекторы А. С. Жук, Ж.А. Вержбицкий).

Музыка. Музыкальное искусство включало произведения различных жанров: симфонии, оратории, кантаты, инст­рументальные произведения, романсы, песни. Созданные в 50—80-х гг. произведения внесли определенный вклад в развитие музыкальной культуры. Д. Кабалевским была напи­сана опера «Семья Тараса», С. Прокофьевым — Седьмая сим­фония, Д. Шостаковичем — Десятая и Пятнадцатая симфонии, К. Данькевичем — опера «Богдан Хмельницкий», Н. Жигановым — опера «Джалиль». Стали классикой ба­леты К. Караева «Семь красавиц» и А. Хачатуряна «Спартак».

Получили признание в нашей стране и за рубежом песни М. Блантера, И. Дунаевского, А. Новикова, А.Островского, А. Пахмутовой, В. Соловьева-Седого, О. Фельцмана. Популяр­ными исполнителями этих песен стали Л. Утесов, К. Шул-женко, И. Кобзон, М. Магомаев, А. Пугачева, Э Хиль. Голо­сом поколения 70-х годов, выразившим его боль и надежду, стал артист и певец В. Высоцкий. Для эстрады было характерно сочетание традиционной школы с утвсрждстк-м кулыуры вокально-инструментальных ансамбле и

Жесткому контролю Министерства культуры подвергалась. театральная деятельность и кино. Тем не менее значительных успехов в период «оттепели» достиг кинематограф. Лучшие советские фильмы тех лет получили признание как у нас в стране, так и в мире. Премий международных кинофестива­лей были удостоены фильмы, посвященные теме Великой Отечественной войны: «Летят журавли» (режиссер М. Кала­тозов, 1957), «Баллада о солдате» (режиссер Г. Чухрай, 1959), «Судьба человека» (режиссер С. Бондарчук, 1959) и другие.

Большой популярностью пользовались театральные поста­новки Московского Театра на Таганке, созданного режис­сером Ю. Любимовым, Театра «Современник» (режиссеры О. Ефремов и Г. Волчек), Театра им. Ленинского Комсомо­ла (А/. Захаров), Ленинградского Большого драматического театра (Г. Товстоногов). Получили развитие театры в дру­гих городах страны.

Каждый спектакль или кинокартина рождались в слож­ных условиях идеологической цензуры. В этих условиях многие творческие личности уходили в себя, в частную жизнь, другие эмигрировали. В разное время были лише­ны гражданства и оказались за границей будущие лауреаты Нобелевской премии поэт И. Бродский и писатель А. Солже­ницын, писатели В. Войнович, Г. Владимиров, В. Некрасов, режиссер Ю. Любимов, кинорежиссер А. Тарковский, худож­ник О. Целков, музыкант М. Рострапович. С принудитель­ного лечения в психиатрической клинике начался путь в эмиграцию известного художника М. Шемякина. Через тюрь­мы, ссылки, психлечебницы прошли генерал П. Григорен-ко, академик А. Сахаров и др. Преследованиям подвергались деятели культуры, науки, искусства, осмелившиеся мыс­лить неугодным «системе» образом или проявлять свои взгля­ды. Но это, отнюдь, не означало, что вся наша культура заключалась только в этом. Жизнь была неизмеримо бога­че, богаче была и культура.

Русский филолог М. М. Бахтин в одной из своих работ пред­ложил обратить внимание на литературу, как самостоятель­ную, самодвижущуюся и даже саморегулирующуюся систему. Этот взгляд можно применить при оценке культуры советс­кого периода. Социалистический реализм как метод искус­ства, как «модель сознания», фактор социально-культурной динамики, действовавший в течение всей советской истории, по мнению исследователей, если не способствовал, то, во всяком случае, не препятствовал созданию произведений в различных видах и жанрах искусства, ставших поистине гор­достью нашей культуры.

Культура советского периода — сложное, многообразное явление. По российской традиции, поставив человека в центр своих поисков и надежд, она внесла, несмотря на противо­речивое развитие, много яркого и неповторимого в мировую культуру.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3244 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2242 - | 2051 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.