Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Русская культура в XVIII в.




В истории русской культуры XVIII столетия исследовате­ли выделяют два периода:

1. Конец XVII — первая четверть XVIII вв., характеризующиеся становлением новой русской культуры в результате петровской модернизации;

2. Середи­на — вторая половина XVIII века, когда происходил процесс скла­дывания и расцвета сословной, преимущественно светской, культуры дворянства и культуры крестьянской, продолжав­шей носить, в основном, традиционный характер.

XVIII век — важный период в истории русской культу­ры. В это время сложилось понимание значения науки, усо­вершенствовалась система образования, сделаны важные шаги в развитии гуманистических принципов в литературе и искусстве. Получает распространение идея внесословной ценности человека, носителями которой были выдающие­ся деятели русского Просвещения. Процесс формирования русской нации способствовал складыванию основ русского литературного языка и реалистической литературы, профессионального театра, классической музыки, утверждению их самобытных черт.

Система образования. Отличием школы петровских времен от прежних школ, находившихся в руках духовенства, был светский характер обучения и соединение обучения с прак­тикой. Мероприятия в области просвещения были связаны

с открытием в губерниях 42-х светских цифирных школ, где 2000 детей изучали арифметику и начала геометрии. Дети духовенства обучались в 46-и епархиальных школах, а дети солдат — в гарнизонах.

В 1701 г. в Москве была основана Школа математичес­ких и навигационных наук. Из старших классов этой школы, переведенных в Петербург, позднее, в 1715 г., была создана Морская академия (ныне Высшая военно-морская академия). Были учреждены Навигационная, Артиллерийская, Инже­нерная школы, медицинское училище, Школа канцелярских служителей, позднее — горные школы.

Основной формой «низших» слоев населения продолжали оставаться школы грамоты, обучение в которых вели в основ­ном священники. Новым явлением стало зарождение общеоб­разовательной школы. После открытия университета в Москве при нем были открыты две гимназии — для дворян и разно­чинцев. Впоследствии гимназия была открыта в Казани.

Начала формироваться и система закрытых учебных заве­дений для дворянских детей. Были открыты Сухопутный шля­хетский корпус (1731), Морской шляхетский корпус (1752), Пажеский корпус (1750), Смольный институт для девушек дворянок (1764). Создание этих учебных заведений превраща­ло образование в одну из привилегий дворянства. Закрытые учебные заведения были созданы и для детей купцов. На сред­ства заводчиков Демидовых было открыто Коммерческое училище для детей купцов и мещан. Для девушек из этих сословий был открыт Екатерининский институт.

Появились и первые профессионально-художественные училища: Танцевальная школа в Петербурге, Балетная школа в Москве. Центром художественного обучения и воспитания стала созданная в 1757 г. Академия художеств.

Значительным событием в истории отечественного об­разования стало открытие в 1755 г. Московского универ­ситета. Инициатором его создания был М.В. Ломоносов, который стремился сделать доступным высшее образование для детей не только дворян, но и податных сословий. В отличие от зарубежных университетов, в Московском на было богословского факультета. Обучение велось не на латинском, а на родном русском языке. Первоначально было открыто три факультета — юридический, философский и медицинский. Университет стал крупнейшим на­учным и образовательным центром России. При нем были созданы первые российские научные общества, стала вы­ходить газета «Московские ведомости».

Наука. XVIII в. стал временем становления российской фундаментальной науки. Осенью 1724 г. Петр I подписал указ о создании Академии наук. Ее открытие состоялось уже после смерти царя-реформатора, в 1725 г. В составе Ака­демии наук были обсерватория, физическая, и химическая лаборатории, музей, библиотека, типография, ботаничес­кий сад. Так как собственных кадров ученых в России было недостаточно, в Академию наук приглашались иностранные специалисты: математик Л. Эйлер, основатель гидродина­мики Д. Бернулли, естествоиспытатель К. Вольф, историки А. Шлецер и Г. Миллер. С приходом в Академию в сере­дине XVIII в. М.В. Ломоносова произошел заметный рост числа русских специалистов-ученых. Оценивая деятельность Ломоносова, А.С. Пушкин писал: «Ломоносов обнял все отрасли просвещения Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и во все проник».

Значительные открытия были сделаны в области есте­ственных наук. В области геологии были накоплены мате­риалы о размещении месторождений угля, руд, нефти, минералов. В конце века появились первые геологические карты. Географическая наука получила материалы многих экспедиций, результатом которых стало издание в 1745 г. первого «Атласа Российской империи». Это было событие мирового значения, так как до этого подобный атлас име­ла только Франция, но ее размеры не шли ни в какое срав­нение с российскими просторами. Астрономия представле­на именами крупнейших ученых — Л. Эйлера и М.В. Ло­моносова. Они продолжили наблюдение за звездным небом, начатые еще в начале века Брюсом. В стране была создана сеть обсерваторий, к концу века их насчитывалось уже око­ло 70. Шло накопление новых материалов по биологии, ботанике и зоологии. М.И. Шеин в 1744 г. издал первый рус­ский анатомический атлас. В конце века в Москве и Пе­тербурге были открыты первые медико-хирургические академии. Выдающиеся открытия были сделаны русскими учеными в области физики и химии. М.В. Ломоносов и Д. Бернулли создали кинетическую теорию газов. Г. В. Рихманом сделаны первые шаги в создании электро­измерительной техники. Созданы первые химические лабо­ратории на предприятиях.

XVIII век стал временем крупных научно-технических изобретений. А.И. Мартов построил первый токарный ста­нок с суппортом (1729) и скорострельную батарею из 44 мортир (1741). И.Ф. и М. И. Моторины в 1735 г. отлили самый большой в мире колокол — «Царь-колокол». М.В. Ло­моносов сознал в 1745 г. первую в мире действующую мо­дель вертолета.

Выдающийся теплотехник И.И. Ползунов в 1763 г. разра­ботал проект универсального парового двигателя непрерыв­ного действия, а в 1765 г. создал для заводских нужд первую паровую машину.

Русский гидротехник К.Д. Фролов создал в 70-е годы на Змеиногорском руднике уникальную установку в виде систе­мы водяных колес, с помощью которых производилась откач­ка воды и подача руды из шахт.

И.П. Кулибин усовершенствовал шлифовку стекол для оп­тических приборов и создал уникальный микроскоп. Разра­ботал проект и создал модель одноарочного моста через Неву с пролетом 298 м, «зеркальный фонарь» — прототип прожек­тора, семафорный телеграф. Для двора Кулибиным были созданы уникальные дворцовые часы, разработан и постро­ен дворцовый лифт для Екатерины П. Г. Р. Державин назвал его «Архимедом наших дней».

Продолжалось развитие гуманитарных наук. М.В. Ло­моносов и В. Н. Татищев положили начало русской исто­рической науке. Написанный Ломоносовым «Краткий рос­сийский летописец» стал основным учебником по истории. «История российская «Татищева была первым опытом на­учного освещения истории нашей страны. Во второй по­ловине века исторические труды создали М.М. Щербатов и И.Н. Болтин.

Одним из важнейших направлений развития науки в XVIII в. стала организация академических экспедиций для изу­чения новых, еще не известных науке территорий:

освоение Каспия и Средней Азии, в начале века в поисках тор­говых путей в Индию Петром I была направлена экспеди­ция, изучавшая побережье Каспия, земли Хивы и Бухары;

сибирское направление: материалы исследований были положены в основу издания «Атласа» И.К. Кириллова;

освоение Камчатки, в 1719 -- 1721 гг. была составлена подробная карта Камчатки и Курильских островов; экспедиции В. Беринга (20—30-е гг. XVIII в.) достигли пролива между Азией и Америкой, названного его именем; С.П. Крашенинников составил первое «Описание земли Камчатки»;

изучение Поволжья, Урала и других регионов страны: в 1768 — 1774 гг. были снаряжены экспедиции П.С. Палласа, С.Г. Гемелина, И.И. Лепехина и др. по изуче­нию природы, населения, хозяйства и культуры России.

Пропаганду научных знаний осуществляла открытая в 1719 г. Кунсткамера — первый естественно-исторический музей. Было положено начало Библиотеке Академии наук. В конце XVIII в. покупка Екатериной II ряда частных кол­лекций произведений искусства в Европе положила начало одному из крупнейших музеев мира — Эрмитажу.

Литература. В отечественной литературе сложилась разви­тая система жанров — ода, басня, элегия, трагедия, коме­дия, повесть, роман. Отличительными чертами этого време­ни стали новый литературный язык и система стихосложе­ния. Основоположником нового стихосложения (лежащего в основе современной русской поэзии) был В. К. Тредиаковский.

У истоков новой русской драматургии стоял директор Рос­сийского театра в Петербурге А.П. Сумароков (классицизм). Им были созданы 9 трагедий, 12 комедий и около 400 басен. Сюжеты большинства трагедий были взяты им из русской истории («Дмитрий Самозванец») и выдержаны в класси­ческом стиле. Басни, написанные живым, близким к разго­ворному языком, критиковали пороки крепостнической системы, противником которой был Сумароков.

Влияние идей просвещения, крестьянской войны Пугачева и Французской революции привело к тому, что писатели последней трети века посвящали свои произведения острым социальным и политическим проблемам. Д. И. Фонвизин

(реализм) обличал невежество и произвол помещиков в ко­медии «Недоросль». Г.И. Державин в оде «Фелица» пытался создать образ «идеального монарха», сравнения с которым не выдерживали современные ему правители.

Начало сентиментализма в русской литературе связано прежде всего с Н.М. Карамзиным. В повести «Бедная Лиза» показаны человек и его чувства.

А.Н. Радищев первым из русских писателей в художествен­ной форме поставил проблему необходимости ликвидации самодержавия и крепостничества. В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» он дал такие яркие картины произво­ла и беззакония, творившиеся в стране, что Екатерина II сочла его «бунтовщиком похуже Пугачева» и приговорила к смертной казни. Только опасение потерять в Европе образ «просвещенной» государыни заставили ее «всего лишь» сослать его в Сибирь.

Н.И. Новиков, издававший журналы «Трутень», «Живопи­сец», «Кошелек», «Всякая всячина», средствами сатиры так­же высмеивал и осуждал пороки крепостничества.

Театр. До середины XVIII в. при царском дворе и в двор­цах вельмож выступали в основном иностранные труппы. При Елизавете Петровне возникли театры при учебных заведениях Петербурга (Шляхетском корпусе) и Москвы (в университете).

Первый русский профессиональный театр возник в 1750 г. по инициативе купца Ф.Г. Волкова в Ярославле. Спустя два года театр переехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в «Русский для представления трагедий и комедий театр» (ныне Академический театр драмы им. А.С. Пушкина), в котором Волков стал не только актером и режиссером, но и декоратором, а с 1761 г. — директором.

Особенностью театральной жизни XVIII в. стало появле­ние театров, в которых играли крепостные актеры. Наибо­лее известными были театры графов Шереметьевых в Куско­во и Останкине, князей Юсуповых в Архангельском. Наибо­лее известен театр Шереметьевых, славу которому принесли актеры из крепостных крестьян — драматическая актриса и певица П. И. Жемчугова и балерина Т.В. Шлыкова. Начало балетному искусству в России было положено в 1738 г., когда в Петербурге открылась первая балетная школа.

Музыка. В петровскую эпоху получило развитие домаш­нее музицирование на клавесинах и гуслях. Первая придвор­ная опера была создана при Анне Иоанновне. В ней пели итальянские и французские певцы. Авторами музыки были преимущественно итальянские мастера. В середине века оперные постановки ставились не только в столицах, но и в провинциальных городах, а так же в крепостных театрах.

Первыми русскими композиторами, поставившими русские оперы, были Д.С. Бортнянский — «Празднество сеньора», В.А. Пашкевич — «Скупой», Е.И. Фомин — «Ямщики на подставе» и др. Популярностью пользовались концерты русской народной музыки. Бортнянский выступил создателем русского хорового концерта.

Живопись. XVIII век стал периодом расцвета отечествен­ной живописи. Картины отличались разнообразием жанров: от традиционных портретов и исторической живописи до те­атральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из на­родной жизни.

Наиболее известными мастерами исторической живописи были А.П. Лосенка («Владимир перед Рогнедой») и Г.И. Угрю­мое («Избрание Михаила Федоровича на царство», «Взятие Казани»). В развитии портретной живописи проявились две особенности: углубление реализма и повышение мастерства. Даже на парадных портретах вельмож крупные государственные деятели и царствующие особы представали простыми людьми.

Одним из известных мастеров был А.Л. Антропов. Он обычно изображал людей среднего и пожилого возраста, выделяя их волевые качества, достоинство, уверенность в себе. Такими были парадные портреты императора Петра III, архиепископа Кулебяки. Антропов явился одним из основа­телей нового жанра живописи — камерного портрета (особен­но интересен в этом плане портрет А.М. Измайловой).

Мастером портретного жанра был признан И.П. Аргунов, создавший галерею парадных портретов графов Шереметье­вых. Им написаны портреты простых современников - архитектора Ветошкина и его жены, супругов Хрипуновых и др. Его сын Н.И. Аргунов прославился портретами крепост­ных актрис графов Шереметьевых (в частности, Т.В. Шлыковой-Гранатовой).

Особая душевная тонкость и многогранность личности от­личала портреты, написанные Ф.С. Рокотовым. Им были написаны парадные портреты Екатерины II, ее сына Павла, графа Г.Г. Орлова, а также камерные портреты (особенно А.П. Струйской).

Портреты Д.Г. Левицкого, ученика А.П. Антропова, отли­чают яркая индивидуальность образов. Он создал глубокие по содержанию портреты Д. Дидро и Н.И. Новикова, галерею портретов воспитанниц Смольного института.

Новые черты в портретном искусстве проявились в твор­честве В.Л. Боровиковского. Будучи автором в основном ка­мерных портретов (лучший из них — портрет М.И. Лопухи­ной), он впервые дает на них кроме изображенного образа пейзажный фон.

В конце века впервые в русской живописи появилось изображение жизни крестьян. Это картины М. Шибанова «Крестьянский обед», «Свадебный сговор», акварели И.А. Ерменева и др. Сохранились и народные картинки — лубок.

Скульптура. Потребности государственной жизни дали толчок развитию скульптуры. Скульптурные изображения стали неотъемлемой частью создаваемых садово-парковых комплексов, триумфальных арок и др. Так же, как и в дру­гих видах искусства, в скульптуре первой половины XVIII в. господствовал барокко, во второй половине — классицизм.

Крупнейшим мастером барокко был Б. К. Растрелли. К числу его лучших работ относятся бюсты Петра I и А.Д. Меншикова, портретная статуя в рост императрицы Анны Ива­новны с арапчонком.

Основоположником и крупнейшим представителем рус­ской скульптуры был Ф.И. Шубин. Ему не было равных в проникновении во внутренний мир своих персонажей и умении создать из мрамора тончайшие черты их образов. Наиболее удачными работами были бюст А.М. Голицина, статуя «Екатерина II — законодательница», бюсты М.В. Ломоносова, Павла I, А.А. Безбородко, П.А. Ру­мянцева-Задунайского и др.

М.И. Козловский прославил себя памятником А.В. Су­ворову, изображенному в аллегорическом образе бога войны Марса и главной статуей Петергофского каскада фонтанов — «Самсон», символизирующей победу России в Северной войне.

Впервые на улицах столицы появляются памятники, поставленные в честь выдающихся деятелей. Одним из шедевров мировой скульптуры стал «Медный всадник» Э. Фальконе, поставленный в центре Петербурга в честь Петра I.

 

Архитектура. Лучшие национальные традиции русского зодчества, обогащенные классическим мировым наследием, были воплощены в творчестве крупнейших русских архитек­торов XVIII в.

Значительной фигурой в архитектуре XVIII в. был В.В. Растрелли, итальянец по происхождению. Вместе с отцом 16-летним юношей он приехал в Россию, ставшую ему Родиной. Растрелли — автор крупнейших дворцовых ансамблей, построенных в Петербурге и его пригородах в XVIII веке: Зимний дворец, Большой дворец в Петер­гофе, Большой Екатерининский дворец в Царском селе, дворец Строгановых, Смольный монастырь, Андреевс­кая церковь в Киеве. Они были выполнены в едином стиле барокко, для которого характерны обилие колонн, пышность внутреннего убранства, четкие линии.

Основоположник русского классицизма — В. И. Баже­нов. По его проектам были построены Дом Пашкова в Москве, Царицинский дворцовый ансамбль под Моск­вой, Гатчинский и Павловский дворцы, Михайловский замок в Петербурге, несколько церквей. Характерной особенностью творчества Баженова было то, что он первым предложил сочетать архитектурные сооружения и городскую среду. По проектам ученика Баженова — М. Ф. Казакова были возведены здания Сената в Московском Кремле, Московского университета, Голицинской и Павловской больниц, дома-усадьбы Демидовых, Петровский дворец. Он создал дом князей Долгоруких, переданный затем Дворянскому собранию (ныне Колонный зал).

Во второй половине XVIII в. наблюдается массовая застройка не только столичных площадей, но и губернских и уездных городов. Строительство губернаторского дворца,

здания судебных органов, собора, театра, больницы, гим­назии, библиотеки вело к тому, что город становился цент­ром культуры.

Русская культура в XIX в.

XIX век — время небывалого расцвета литературы, жи­вописи, музыки, науки, философии. Во всех сферах духов­ной культуры Россия выдвинула гениев, внесла огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. Очень ярко и образно об этом сказал А.М. Горький: «Гигант Пушкин, величайшая гордость наша и самое полное выражение духов­ных сил России, а рядом с ним волшебный Глинка и пре­красный Брюллов, беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некра­сов, великий бунтовщик Толстой и больная совесть наша Достоевский, Крамской, Репин, неподражаемый Мусорг­ский, Лесков: все силы на то, чтобы создать положитель­ный тип русского человека, наконец, великий лирик Чай­ковский и чародей языка Островский, не похожие друг на друга, как это может быть у нас, на Руси, где в одном и том же поколении встречаются люди как бы разных веков, до того они психологически неслиянны. Все это гранди­озное создано Русью менее чем за сотню лет. Радостно, до безумной гордости, волнует не только обилие талан­тов, рожденных Россией XIX века, но поражающее раз­нообразие».

Именно в XIX в. российская культура стала классической, имеющей огромное значение для всех последующих поколе­ний людей. Более того, вопросы, поставленные русской культурой этого периода, оказались актуальными и в насто­ящее время. Необычайный взлет отечественной культуры в XIX в. дает основание исследователям называть это время «золотым веком».

Особенности культурного развития России в XIX в.:

1. Развитие русской культуры опиралось на преобразова­ния предшествующего времени.

2. Распространение капиталистических отношений усилило потребность в грамотных и образованных людях. Основными культурными центрами стали города.

3. Культура развивалась на основе возрастающего национального самосознания русского народа и имела ярко выраженный национальный характер.

4. Существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказали: победа в Отечественной войне 1812 г., движение декабристов, реформы 60—70-х гг.,
«хождение в народ», европейские буржуазные революции.

Однако консервативные тенденции в политике императо­ров Николая I и Александра III сдерживали развитие культу­ры. Правительство активно боролось с проявлениями пере­довой общественной мысли и препятствовало широкому на­родному образованию. Крепостничество яааялось тормозом для культурного развития страны.

Система образования. Одним из показателей культурного развития страны является уровень образованности общества. Если в XVIII в. просвещение было доступно узкому кругу высшего дворянства, то в первой четверти XIX в. его блага­ми могли пользоваться и представители среднего дворянства.. В 30 — 40-е гг. получить образование могли уже разночин­цы, часть низших сословий. Вырос интерес к книге, печат­ному слову, искусству, театру, прессе.

Чтение журналов и книг стало не просто модой, но и насущной потребностью для образованного общества. Уни­кальные для начала века библиотеки Д.П. Бутурлина или А.И. Мусина-Пушкина к 40-м гг. уже перестали вызывать удивление. Иметь частную библиотеку стало признаком «хорошего тона». Расширилась книжная торговля (напри­мер, большой популярностью пользовалась книжная лав­ка Смирдина в Петербурге).

В конце XVIII в. — первой половине XIX в. в России законодательно оформилась сословная система образова­ния. Основным проводником просвещения оставались школы и высшие учебные заведения. В 1802 г. было уч­реждено Министерство народного просвещения, с 1804 г. по распоряжению Александра I страна была разделена на 6 учебных округов.

Центрами учебных округов стали университеты. К трем имевшимся университетам (Московскому, Виленскому, Дерптскому) добавились Петербургский, Харьковский и Казанский.

При университетах в губернских городах открывались гимна­зии, в уездных — училища. Открываюсь и специализирован­ные учебные заведениякадетские корпуса. Техническое учи­лище. Строгановское училище декоративно-прикладного искус­ства, Педагогический, Лесной и Межевой институты, Меди­ко-хирургическая академия, Лазаревский институт восточных языков и др. Низшей ступенью образования стали одногодичные приходские училища, в которых обучались государственные кре­стьяне (особенно после проведения реформы П.Д. Киселева). Школьное обучение не было предусмотрено для крепостных крестьян. Лишь единицы могли получить основы грамотности у приходского дьячка.

Образцовым учебным заведением был Царскосельский лицей. Программа преподавания в нем практически соответствовала университетской. Лицей дал образование литераторам -А.С. Пушкину, И.И. Пущину, А.А. Дельвигу, М.Е. Салты­кову-Щедрину; дипломатам — А.М. Горчакову и Н.К. Гирсу; министру народного просвещения Д.А. Толстому; публицисту Н.Я. Данилевскому и др.

Система женского образования складывалась постепенно. В начале XIX в. только дворянки получили возможность обучаться в женских гимназиях (средних учебных заведениях), созданных по образцу Смольного института благородных де­виц. Программа была рассчитана на 7—8 лет обучения и включала арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы, домоводство. В начале XIX в. в Петербурге и Москве были созданы школы для девушек, отцы которых имели обер-офицерское звание. В 30-е годы открылось несколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин была лишена возможности получить даже начальное обра­зование. Поступать в университеты женщинам было запре­щено. Их допустили туда на правах вольных слушательниц только на рубеже 70—80-х гг. В 70-е годы на частные сред­ства были организованы высшие женские курсы с уни­верситетской программой в Москве (проф. В.И. Герье), в Казани, в Киеве и Петербурге (проф. К.Н. Бестужев-Рюмин).

Домашнее образование по-прежнему имело значительное распространение. Основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, пра­вил поведения в обществе.

К концу 50-х гг. всего 6% населения России умели читать и писать. Ситуация стала меняться к лучшему после 1864 г., когда было принято «Положение о начальных народных учили­щах». Хотя оно и не создало преемственности между началь­ной и средней школой, но отчасти решило задачу обучения детей «полезным знаниям». В те же годы открылись учитель­ские семинарии (педагогические училища), получили распро­странение трехгодичные земские школы, крестьянские школы грамотности. К сожалению, в деле образования либеральный дух царил недолго. После выстрела Д. В. Каракозова в 1866 г. пост министра народного просвещения занял Д.А. Толстой, который начал борьбу с реформами своего предшественника А. В. Головина.

Новый министр ввел институт инспекторов народных училищ с полицейскими функциями, поставил во главе Советов учи­лищ предводителей дворянства, многие из которых не имели ничего общего с педагогикой. В начальных школах по-прежне­му видели только специальные учреждения для крестьян. Они не имели связи со средними школами. Земским школам про­тивопоставили церковно-приходские, на развитие которых с 1884 г. отпускались значительные бюджетные средства.

Средним звеном образования считались семилетние гимна­зии и прогимназии двух типов: классические и реальные. Они давали общее образование и готовили учащихся к поступле­нию в университеты или другие высшие учебные заведения. Д.А. Толстой постарался придать гимназиям «классический» характер, насаждая в них преподавание древних языков и древней истории вместо естественных наук. Эти гимназии трудно назвать и гуманитарными учреждениями, так как пре­подавание русской словесности, новой истории, философии было в них сокращено. Основа концепции: отвлечь учащих­ся от насущных общественно-политических проблем, сфор­мировать у них официально-религиозное мировоззрение.

В 70-е гг. исключение учащихся из гимназий достигло особого масштаба. Исключили до 60% детей. Вершиной борь­бы «верхов» за умы молодежи стал приказ, принятый в 1887 г. и получивший название циркуляра «о кухаркиных детях». Он предписывал начальникам гимназий и прогимназий принимать в свои учебные заведения «только таких детей, которые находятся на попечении лип, представляющих ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении необходимых удобств». Формулировка остав­ляла место для широкого толкования и лишала среднего образования большое количество детей.

Во второй половине XIX в. продолжала расширяться сеть высших учебных заведений. В 1865 г. в Новороссийский универ­ситет был преобразован Ришельевский лицей в Одессе, а в 1888 г. открыт университет в Томске. В 60—70-е гг. приня­ли первых студентов почти 60 новых высших учебных заведе­ний, среди них Петербургский технологический и Горный институты, Московское высшее техническое училище, Петров­ско-Разумовская сельскохозяйственная академия, консервато­рии в Петербурге и Москве.

В политике правительства по отношению к образованию имели место противоречивые тенденции. С одной стороны, многие государственные деятели осознавали растущую потреб­ность в образованных или хотя бы грамотных людях. С дру­гой стороны, опасались распространения нежелательных идей. Система образования находилась под постоянным контролем государства. Программы образовательных учреждений напол­нялись религиозным содержанием и принципами, воспиты­вавшими монархические чувства.

Наука. Становление капитализма в России требовало уве­личения количества технических работников, новых открытий. XIX век — время расцвета естественных и гуманитарных наук.

Появилась целая когорта талантливых ученых-естест­венников: физиков, химиков, биологов, математиков и др. У истоков учения о клетке как основном элементе строения растений и животных стояли Я.И. Кайданов и П. Ф. Горяинов. Переворот в математике произвел Н.И. Лобачевский, ставший в 23 года профессором Казанского университета. В 1826 г. он предложил новую неевклидову систему геометрии, кото­рая была по достоинству оценена математиками лишь полве­ка спустя. Основы новой науки — эмбриологии — заложили труды академика К.М. Бэра.

В 1834 г. нижнетагильские мастеровые Черепановы пост­роили первую в России железную дорогу с паровой тягой, а академик Б. С. Якоби сконструировал первый практически работающий электромотор. В 1838 г. он приспособил его для установки на железнодорожную тележку, т. е. сделал попыт­ку создать электровоз.

В 1842 г. профессор Казанского университета Я. Я. Зинин осуществил синтез анилина — вещества, употребляемого в качестве красителя в текстильной промышленности. До этого подобный краситель добывался из индиго, растения, привозимого из-за границы. В те же годы П.П. Аносову уда­лось найти связь между строением и свойствами металлов, что помогло ему найти тайну древнего булата. Во многом благодаря его работам родилась новая отрасль науки — ме­таллография.

Совершенствовались медицинские знания. К середине XIX в. в России насчитывалось до 10 тыс. врачей. Многие тысячи солдат, офицеров и гражданских лиц были спасены применением антисептических средств при хирургических опе­рациях, предложенных замечательным хирургом Н.И. Пироговым. Он же впервые в России начал широко использовать обезболивание и уже в 1847 г. проводил операции под эфир­ным наркозом.

Во второй половине XIX в. русскую науку прослави­ли имена С. В. Ковалевской (математика), Д. И. Менделее­ва, Я. Я. Зенина, А.М. Бутлерова (химия), А.Г. Столето­ва, Я.Я. Лебедева, А.С. Попова (физика), К.А. Тимирязева (биология), А.Ф. Можайского, Н.Е. Жуковского, К.Э. Ци­олковского (самолетостроение и космонавтика). Были получены первые патенты на самолет, передана первая радиограмма, изобретена система электронного воспро­изведения изображения, открыта периодическая система химических элементов, обоснована мутационная теория эволюции, оживлено изолированное сердце человека через 20 часов после его остановки, доказан эффект дав­ления света на твердые тела, обоснована гипотеза о су­ществовании других населенных миров.

Крупный вклад в мировую науку сделали русские геогра­фы и путешественники. В 1803 —1806 гг. Ю.Ф. Лисянский и И.Ф. Крузенштерн на кораблях «Надежда» и «Нева» совершили первое в истории России кругосветное путешествие. В ходе экспедиции была уточнена карта мира, открыто несколько островов, составлено описание быта населения Камчатки и Сахалина.

Во время экспедиций русских мореплавателей М.П. Лаза­рева и Ф.Ф. Беллинсгаузена на военных судах «Восток» и «Мир­ный» к Южному полюсу была открыта Антарктида (1821). Русские путешественники Г.И. Невельской, В.М. Головнин, О.Е. Коцебу, Ф.П. Литке, Ф.П. Врангель собрали богатый научный материал о водных и сухопутных районах Северного Ледовитого океанов.

П.П. Семенов-Тян-Шанский, руководитель Русского импера­торского географического общества, первым из европейцев исследовал Тянь-Шань, организовал в 1870 — 1885 гг. ряд экспедиций в Центральную Азию (под руководством Н.М. Пржевальского), в Новую Гвинею (Я.//. Миклухо-Маклай). Этот период стал временем расцвета научных обществ, которые пропагандировали успехи наук, добивались выделе­ния средств на их развитие, давали возможность ученым об­щаться друг с другом, координировали их работу, позволя­ли сосредоточить внимание на изучении важнейших вопросов и проведении совместных исследований. Велика роль Русского химического общества, Общества русских врачей, Русского астрономического общества, Математических обществ в Москве, Харькове, Казани. Работали открытые ранее Московское общество исследователей природы, Минералогичес­кое общество, Русское географическое общество.

Значительный вклад в науку внесли и ученые-гуманита­рии. Подлинный научный и гражданский подвиг совершил Н.М. Карамзин, написавший «Историю государства Россий­ского». Работа ученого продолжалась с 1804 г., когда он был назначен официальным историографом, и до самой его смер­ти в 1826 г. Тщательный анализ летописей (многие из которых были введены в научный оборот впервые), государственных актов, иностранных хроник, исторического эпоса сделали его первым — по значению и месту — русским историком. Выра­зительный слог и яркие характеристики государственных деятелей позволили А.С. Пушкину назвать Н.М. Карамзина «последним летописцем». «История государства российского» сохраняет свою ценность и в настоящее время.

В 1866 г. в Петербурге открылось Русское историчес­кое общество, а через год начато издание его сборников.

Стали издаваться научные журналы — «Русский архив», «Русская старина», «Исторический вестник», «Древняя и новая Россия».

Тщательный сбор источников, интерес к истории сво­его народа и государства были характерны для К.Д. Каве­лина, Т.Н. Погодина Т.Н. Грановского, Н.Г. Устрялова и др. Важное значение для исторической науки имели созданная С.М. Соловьевым 29-томная «История России с древнейших времен», «История России в жизнеописаниях ее важнейших де­ятелей» Н.И. Костомарова, многочисленные работы В. О. Клю­чевского. Значительными были работы русских этнографов - Н.Н. Миклухо-Маклая, Н.М. Пржевальского и востоковедов — В.П. Васильева, В.С. Голенищева.

Важные проблемы обсуждались в русской экономической литературе. В работах государственного деятеля адмирала Н.С. Мордвинова, декабриста Н.И. Тургенева, славянофила Ю.Ф. Самарина анализировались перспективы отказа России от устаревших отношений в экономике, постепенного при­общения к европейским достижениям. Они отвергали пред­ставление о русском крестьянине как о неповоротливом и нерадивом хозяине. Продолжало свою деятельность Вольное экономическое общество, старавшееся помочь помещикам и владельцам мануфактур практическими советами.

Появились оригинальные научные работы философов: С.С. Гогоцкого «Философский лексикон», Н.Н. Страхова «Мир как единое целое» и др. Крупный вклад в изучение русского языка внес филолог И.И. Срезневский.

Местом хранения вещественных памятников, представляв­ших историческую, культурную и художественную ценность стали общедоступные музеи. Музейное дело быстрыми тем­пами развивалось и в провинциальных городах: Барнауле, Оренбурге, Феодосии, Одессе и др. В 1831 г. был основан Румянцевский музей в Петербурге. Он содержал книги, руко­писи, монеты, этнографические коллекции. Все это было собрано графом К.П. Румянцевым и передано после его смер­ти государству. В 1961 г. собрание было перевезено в Мос­кву и послужило основой Румянцевской библиотеки (ныне — Российская государственная библиотека). В 1852 г. в Эрми­таже коллекция произведений искусства была открыта для публичного доступа.

Литература. В литературе XIX века закладывались те ос­новополагающие принципы, которые определили ее дальней­шее развитие: народность, патриотизм, поиск социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания.

На рубеже XVII — XIX вв. классицизм уступил место сен­тиментализму. В конце своего творческого пути к этому художественному методу пришел поэт Г.Р. Державин. Ярчай­шим представителем русского сентиментализма был писатель и историк Н.М. Карамзин. Призывая жить сердцем, следовать лучшим человеческим побуждениям, сентиментализм будил интерес к личности, частной жизни человека.

В начале XIX века широкое распространение и в России, и в других европейских странах получает распространение романтизм. В русском романизме прослеживается ряд те­чений.

1. Творчество В.А. Жуковского — «салонный романтизм».В балладах он воссоздавал мир поверий, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности, наполненных размышлениями о добре и зле, смысле жизни, любви, дружбе. Широко известны поэтические переводы, выполненные Жуковским.

2. Одним из талантливейших поэтов был К.Н. Батюшков. Переломным моментом в его творчестве стала Отечественная война 1812 г. и участие в заграничных походах русской армии. От легкой поэзии, воспевающей радости жизни, он переходит к романтической лирике, элегическим раздумьям об истории и ценности человеческой жизни («К Дашкову», «Тень друга», «Таврида» и др.).

3. Поэты и писатели — декабристы (К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.А. Бестужев-Марлинский) призывали к борьбе против самодержавно-крепостнических порядков, выступали
за идеалы свободы и служения Родине.

Романтизм оказал заметное влияние на раннее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. В 30—40-е годы особой популярностью пользовались романтические повести Н.А. По­левого, В.Ф. Одоевского, исторические романы М.П. Загоскина, И. И. Лажечникова.

Во второй четверти XIX века в русской литературе начат утверждаться реапизм. В творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.с. Тургенева, И.А. Гончарова и др. проявились характерные черты этого направления: правдивое отображение действительности, показ чувств простого человека, глубокие раздумья о судь­бах Родины и народа.

XIX век — время расцвета литературных салонов и объеди­нений. Расцвет объяснялся не только потребностями самой литературы, но и стремлением писателей найти место в обще­ственной жизни страны. Наиболее влиятельными и противо­стоявшими друг другу в то время литературными объединения­ми были «Беседа» (Г.Р. Державин, А.С. Шишков) и «Арзамас» (В.А. Жуковский, Д.Н. Блудов, А.И. Тургенев и др.).

Важное значение для развития литературы имела деятель­ность «толстых» литературных журналов «Современник» и «Отечественные записки». Основателем «Современника» был А.С. Пушкин, а с 1847 г. его возглавил и Н.А. Некрасов и В.Г. Белинский. В 40-е годы XIX в. «Отечественные запис­ки объединяли вокруг себя наиболее талантливых писателей того времени — И.С. Тургенева, А.В. Кольцова, Н.А. Не­красова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. В этих явлениях возник­ло новое явление для России — литературная критика. «Со­временник» и «Отечественные записки» стали центрами ли­тературных объединений и выразителями разных обществен­но-политических взглядов.

Архитектура. XIX век — время расцвета русского градо­строительства. В начале века главным архитектурным сти­лем был классицизм. С наибольшей полнотой достижения русского классицизма воплотились в творчестве А. Н. Воронихина, А.Д. Захарова, Ж. Тома де Томона и К.И. Росси.

Крепостной графа Строганова А.Н. Воронихин получил вольную в 1786 г. и учился зодчеству у знаменитых архитек­торов В.И. Баженова и М.Ф. Казакова. Главное дело-его жизни — возведение в 1801 — 1811 гг. Казанского собора в Петербурге. При строительстве купола собора впервые в России были применены металлические конструкции. В со­здании скульптур Казанского собора участвовали крупней­шие мастера: И.П. Мартос, Ф.Ф. Щедрин и др. в эти же годы А.Н. Воронихин возвел здание Горного института в Петер­бурге и парковые сооружения в Павловске.

А.Д. Захаров получил признание за разработку стрелки Васильевского острова в столице. Самым крупным из сохра­нившихся сооружений, созданных А.Д. Захаровым, являет­ся Адмиралтейство. В начале XIX вв. несколько крупных построек создал швейцарец Ж. Тома де Томон. Значитель­ным его успехом стало здание Биржи на стрелке Васильевс­кого острова в Петербурге. Участие в создании важнейших сооружений столицы принадлежит крупнейшему зодчему Петербурга — К.И. Росси: здание главного штаба и министер­ства на Дворцовой площади, ансамбль Михайловского двор­ца (ныне Русский музей), ансамбль Александровского теат­ра, здание Сената и Синода.

В 30—50-е гг. в русской архитектуре появились черты, связанные с рождением нового направления, именуемого «историзмом» или «эклектикой». Это направление отличал глубокий интерес к древнеегипетскому, арабскому, индий­скому, греческому, готическому и византийскому стилям, их сочетаниям.

С именем О. И. Бове связаностроительство в Москве Тор­говых рядов, создание Театральной площади и Большого театра, Первой Градской больницы, Триумфальной арки. Реконструкцией здания Московского университета, полнос­тью изменившей его фасад, и строительством Опекунского совета на Солянке занимался Д. И. Жилярди. А.Л. Витберг со­здал проект храма на Воробьевых горах в память о победе России в Отечественной войне 1812 г. По проекту А.А. Монферана в Петербурге был создан Исаакиевский собор — са­мое высокое здание России того времени и возведена Александровская колонна на Дворцовой площади столицы. В провинциальных городах также работали талантливые архитекторы. По проекту В. П. Стасова в Омске был возведен Никольский казачий собор. В Одессе по проекту А. И. Мель­никова создан ансамбль Приморского бульвара с полукруглы­ми зданиями.

Живопись. Для русской живописи XIX век — время рас­цвета и исканий. Официально признанным методом был классицизм, хотя романтизм и реализм получили достаточ­ное распространение Академия была консервативным учреж­дением и требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологичес­кие темы.

Одним из крупнейших портретистов был О.А. Кипренский, в творчестве которого наиболее ярко отразились романтические искания художников. Его автопортрет, портреты Д.В. Давы­дова, Е.Л. Ростопчинской, В.А. Жуковского, А.С, Пушки­на выразили новое представление о ценности личности, ее неповторимости, о содержании внутреннего мира человека. О.А. Кипренский — первый художник, который, по словам А.А. Иванова, «вынес имя русского в известность в Европе». В.А. Тропинин, как и О.А. Киприенский, был сыном крепостных, по милости владельца окончил Академию худо­жеств и начал с портретной живописи. Известен его порт­рет А.С. Пушкина. В историю русской живописи В.А. Тро­пинин вошел не только как портретист, но и как создатель особого вида жанровой картины — поясного изображения человека, занятого несложным привычным делом («Пряхи», «Кружевница»).

Форму многофигурной композиции, в которой большую роль играл пейзаж или интерьер, разрабатывал А.Г. Веницианов («На пашне. Весна», «Гумно», «На жатве. Лето» и др.). Неповторимым мастером цвета был К. П. Брюллов (картины «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», «Итальянский полдень» и др., портреты «Всадница», «Пор­трет графини Ю.П. Самойловой с воспитанницей Амалицией», «Портрет княгини Е.П. Салтыковой»). Особую славу художнику принесло полотно «Последний день Помпеи».

Величайший русский художник А.А. Иванов работал над философско-исторической картиной «Явление Христа наро­ду» большую часть своей жизни. Искреннее религиозное чув­ство, воплощенное с необыкновенной глубиной, идеи спасения человечества волнуют людей и в настоящее время. Новые идеи принес в бытовой жанр П.А. Федотов («Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа» и др.). В 50—60-е гг. XIX века получило развитие критическое изображение действительности. Таковы произведения В.Г. Перова «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и др. В своих исканиях Перов не был одинок, рядом с ним творила целая плеяда его единомышленников: Н.В. Неврев, В. В. Пукирев, И.М. Прянишников и др.

 

Виднейшим организатором и идеологом молодого поко­ления художников был Н.И. Крамской, а его теоретиком — В.В. Стасов. Новое направление объявило о разрыве с официальным искусством, в котором господствовал ака­демический классицизм. В 1863 г. четырнадцать наиболее талантливых учеников Академии художеств отказались от участия в обязательном конкурсе на мифологическую тему и демонстративно покинули стены Академии, образовав Артель петербургских художников. В 1870 г. ее сменило «Товарищество передвижных выставок», в котором состо­яли И.Н. Крамской, В.М. и А. М. Васнецовы, И. И. Левитан, В. Д. Поленов, И.Е. Шишкин, В. И. Суриков, И.Е. Репин и др. Важную роль в развитии русского искусства сыграло со­здание первой русской национальной галереи. С 1856 г. московский купец П. М. Третьяков стал коллекционировать выдающиеся произведения русского изобразительного искус­ства. Его частное собрание стало основой одного из богатей­ших национальных музеев мира — Третьяковской галереи.

Скульптура. В первой половине века активно развива­лось искусство скульптуры, особенно скульптуры монумен­тальной. И.П. Мартос (памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве), В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов (скульптуры Арки Главного штаба), заме­чательный медальер Ф.П. Толстой, И.П. Витали (много-фигурные композиции на зданиях технического училища, Сиротского института, Триумфальных ворот), П.К. Клодт («Укрощение огня» на Аничковом мосту в Петербурге, памятник И.А. Крылову в Летнем саду, памятник Нико­лаю I у Исаакиевского собора) составляют славу и гордость русской культуры. Их работам свойственно высочайшее мастерство.

Музыка, Многовековое народное творчество создало осно­ву для развития национальной музыкальной школы. Сочета­ние народных мотивов с романсом привело к появлению особого жанра — русского романса (А.А. Алябьев, А.Е. Вар­ламов, А.Л. Гурилев).

Начало нового этапа в развитии русской музыки связано с именем М.И. Глинки, огромное значение для которого имело общение с замечательными поэтами А.С. Пушкиным, А.А. Дельвигом, В.А. Жуковским. М.И. Глинка создал пер­вые классические образцы национальной оперы, симфони­ческой и инструментальной музыки. Его оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила» дали начало двум основным направлениям в русском оперном искусстве XIX в. — народно-героическому и легендарно-сказочному. Оркестровые сочинения М.И. Глинки «Арагонская хота», «Камаринская» оказали огромное влияние на русскую симфо­ническую классику. Особое внимание декламационной пес­не и опере уделял внимание А.С. Даргомыжский (романсы и песни «Титулярный советник», «Старый капрал», опера «Русалка»).

Творчество композиторов и исполнителей первой поло­вины XIX в. подготовило основу для возникновения в конце 50-х гг. Русского музыкального общества, а затем и «Могучей кучки», творческого союза выдающихся компо­зиторов: М.А. Балакирева, А. П. Бородина, М.П. Мусоргско­го, Н.А. Римского-Корсакова, Ц.А. Кюи. Девизом союза ста­ли слова М.П. Мусоргского: «К новым берегам!», которые символизировали стремление к новаторству, поиску, ис­пользованию не только богатого европейского опыта, но и главным образом традиций народной музыки.

Театр. Для театральной жизни России характерно суще­ствование различных видов театров: 1. Крепостные принад­лежащие русским аристократическим фамилиям (Шереме­тьевым, Апраксиным, Юсуповым и др.);

2. Государствен­ные Александрийский и Мариинекий в Петербурге, Большой и Малый в Москве;

3. Частные «развлечение и польза», «Московский художественный общедоступный театр», «Свободный театр» и др.

В театре XIX в. господствовал классицизм и сентимента­лизм. Позднее появились романтические пьесы. Ставились произведения европейских (Ф. Шиллер, В. Шекспир) и отечественных авторов. Особенно популярен был Н. В. Ку­кольник, написавший ряд исторических пьес. Успехом пользо­вались сатирические комедии Д.И. Фонвизина, И.А. Крылова. В 30—40-е годы XIX в. под влиянием отечественной литера­туры в театральном репертуаре стали утверждаться реалистические традиции. Крупным событием культурной жизни стала постановка пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор».

Талантливые артисты — В.А. Каратыгин, П.С. Мочалов, Е.С. Семенова, М.С. Щепкин, М.Н. Ермолова, А. П. Ленский, М.Г. Савина, В.Н. Комиссаржевская, К.А. Варламов и др. зак­ладывали основы русской театральной жизни.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 6697 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2405 - | 2285 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.