Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы сложилось Древнерусское государство, неоднородное в области социально-экономических отношений и культуры. В одних районах — в Поднепровье, в Новгородской земле процесс феодализации шел интенсивнее, в других — пережитки патриархально-родовых отношений сохранились дольше. Это накладывало определенный отпечаток на развитие самобытной культуры Древней Руси. Существовали общие тенденции в развитии ее культуры. Они заключались:
— в тесной связи с культурными традициями земледельческих скифов, а затем раннеславянских племен;
во взаимодействии древнерусской культуры с культурой соседних народов. (Развитие русской культуры происходило в условиях борьбы и тесной взаимосвязи со степными кочевыми народами — хазарами, печенегами, половцами);
— в складывании в рамках древнерусского государства единой народности.
Характерной чертой древнерусской культуры является двоеверие — сочетание христианской веры и прежних языческих (ведических) обычаев.
Древнерусская культура по своему происхождению и характеру была европейской культурой, впитавшей значительное воздействие культур Востока. Наиболее важными и плодотворными были связи Киевской Руси с Византией, которая и то время являлась мировым культурным центром. Непосредственно выросшая из эллинизма, византийская культура несла в себе богатое античное наследие, составляющее общую основу европейской цивилизации. Значительное византийское влияние не означало того, что древнерусская культура превращалась в копирование византийской. Усваивая более развитую византийскую культуру и через нее — опыт и достояние европейской и частично восточных культур, культура Киевской Руси проявила яркие самобытные черты.
В XI — XII вв. Русь поддерживала весьма широкие отношения и с восточными соседями, и со странами Центральной и Западной Европы. В то время Древнерусское государство занимало важное место в политической жизни всего континента, о чем, в частности, свидетельствуют разветвленные династические браки великих Киевских князей.
Период феодальной и политической раздробленности не стал периодом упадка русской культуры и утраты ее общерусского содержания. Напротив, русская культура переживала подъем и достигла высокого по меркам своего времени развития. В XII — XIII вв. наиболее крупными из местных культурных центров были Великий Новгород, Псков, Владимир-на-Клязме, Галич и другие.
К сожалению, значительная часть памятников древнерусской культуры погибла во время нашествия и войн, в огне пожаров. Большая утрата произошла и в годы фашистского нашествия. Тем не менее, история сохранила некоторые источники и сведения о той далекой эпохе.
Литература и образование. Письменность у славянских племен зародилась еще до принятия христианства. Известен алфавит южных славян из 24 греческих и 14 «своих», не имевшихся в греческом языке букв. Арабские авторы X в. упоминают о надписях по-русски на камне и дереве; текст договора князя Олега с греками (911) был составлен на двух языках — греческом и русском; в Новгороде, Смоленске, Полоцке, Пскове и других городах найдено более 600 берестяных грамот, которые содержат хозяйственные и бытовые сообщения. Создателями славянского бытового алфавита — кириллицы — были просветители, братья Кирилл (826 — 869) и Мефодий (820 - 885).
Широкое распространение грамотности на Руси (среди духовенства, князей, бояр, горожан) началось с распространением христианства. Дочь Ярослава Мудрого Анна была одной из первых грамотных русских женщин. Образованные жители страны знали иностранные языки. Обычно они владели греческим и латинским, а сын Ярослава Мудрого Всеволод — пятью языками.
Учить на Руси в школах стали при Владимире Святом. В XI в. Ярослав Мудрый повелел создать школы для мальчиков из «лучших людей» и поповичей. В школах учили писать, читать и считать. Специального образования на Руси не существовало. Зодчие, врачи, полководцы учились на практике.
Происходило постепенное накопление научных знаний. Получают распространения сведения по географии, медицине, зоологии, всемирной истории и др. Религиозное объяснение многих явлений природы мешало развитию научных знаний. Но точное описание таких природных явлений, как затмения, кометы, бури, грозы, землетрясения, наводнения и проч., способствовали накоплению фактического материала и элементов научных знаний, необходимых для будущего развития науки. Сведения по математике, механике, астрономии, химии, агрономии, географии использовались в земледелии, ремесленном производстве, живописи.
Значительно обогатились географические знания русских людей. Образованный человек того времени имел представление не только о Европе, но и о Китае, Индии, Ближнем Востоке и части Африки, к которой примыкала Палестина. Русские паломники посещали Царьград и Иерусалим. Приобретению знаний способствовали:
— торговые связи;
— военные походы;
— путешествия отдельных лиц.
При Владимире Святом на Руси стали переводить и переписывать книги. В период правления Ярослава в Софийском соборе в Киеве завели мастерскую по созданию книг и книгохранилище. Писцы—монахи копировали Библию, евангелие. Из отрывков сочинений византийских и античных авторов составлялись «изборники», которые были очень популярны.
Книги писали на телячьей коже — пергаменте. На большую книгу «уходило» стадо телят. Книги имели небольшие рисунки — миниатюры, рисованные заставки. Обложки изготовлялись из дерева и кости, оковывались драгоценными металлами, украшались самоцветами. До сих пор сохранилось выражение: «Прочесть от доски до доски», или «от корки до корки». Книги ценились очень дорого, поэтому их хранили, передавая как часть наследства.
Литературных произведений времен древнерусского государства сохранилось немного. Наиболее выдающиеся из них: «Остромирово Евангелие», «Изборник» князя Святослава, «Моление Даниила Заточника», «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Сказание о Борисе и Глебе» Иакова Мниха или Лазаря, «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет» и другие. Хотя эти произведения писались по заказу князей и духовенства, они донесли до наших дней сведения о жизни и быте людей того времени, содержали призыв к единению против общих врагов, прославление веры и сильной княжеской власти, гордость за свой народ и Отечество.
Период феодальной раздробленности нашел отражение в летописях отдельных земель. «Псковская летопись» звучит как героическая военная хроника; «Ипатьевская летопись» описывает княжеские усобицы Галицко-Волынской земли; «Новгородская летопись» подробно описывает наводнения, пожары, постройку дворов, крепостных стен и т. д.; «Лаврентьевская летопись» проводит идею единой и сильной великокняжеской власти Владимиро-Суздальской земли.
Глубина мысли, яркость образов и меткость языка отличают «Слово о полку Игореве» — повествование о неудачном походе Новгород-Северского князя Игоря против половцев (1185). Автор с горечью пишет о проблемах Отечества, раздираемого усобицами князей и разоряемого половцами, горячо выступает за единение русских земель, воспевает мирный труд земледельца.
В «Притче о человеческой душе» (конец XII в.) епископ города Турова Кирилл, опираясь на христианское учение, дает свое толкование смысла человеческой жизни, рассуждает о взаимоотношениях церковной и светской власти, защищает национально-патриотическую идею единства Русской земли.
Широкое распространение получило устное народное творчество: местные сказания, «рыцарские» песни дружинников о походах, былины о богатырях — Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др. Легенды попали на страницы летописей. Известны предания о Кие и об основании Киева, о мести Ольги и многие другие. Былины и сказания обогатили наш язык поговорками, яркими образами мудрой народной речи.
Музыка. Древнерусские былины, как и песни дружинников, исполняли под музыку. Свадьбы и похороны на Руси сопровождались хоровым пением и песнями-плачами. Под сводами храмов звучала византийская церковная музыка. Церковные хористы знали ноты, которые записывали с помощью букв.
О бродячих народных артистах — скоморохах рассказывают летописи и фрески. Играли скоморохи на флейтах, трубах, щипковых инструментах — лютне и псалтыри, на барабанах, тарелках (кимвалах), гуслях, небольших органах.
Ремесло. Древняя Русь славилась мастерством ремесленников, изготовлявших изделия из железа и стали более 50 видов. Больших успехов достигло искусство русских ювелиров. Для изготовления украшений использовалась сложная техника:
зернь: на изделие напаивался узор, состоящий из множества мельчайших шариков;
скань: орнамент или рисунок наносился тонкой золотой или серебряной проволокой, которая напаивалась на металлическую поверхность (кружевное плетение из проволоки);
перегородчатая эмаль: промежутки между сканными перегородками заполнялись разноцветной эмалью;
филигрань: скань плющилась, надрезалась под разными углами и полировалась, наполнялась блестящими камешками и узорами.
На весь мир были известны «русские» мечи с узором на клинке и художественной отделкой рукояти. В совершенстве владели своим ремеслом резчики по дереву, гончары, косторезы, каменщики, плотники.
Древнерусское зодчество долгое время было деревянным. Из дерева строились крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчание их башенками, теремками, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений.
В конце X в. на Руси началось каменное строительство. В 989 г. князь Владимир заложил в Киеве так называемую Десятинную церковь, посвященную Успению богородицы.
Всего на территории Руси известно около 15 каменных храмов XI -- XII вв. преимущественно крестово-купол-ного типа, пришедшего к нам из Византии и как бы в уменьшенном виде отображавшего мироустройство: четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. Восточная часть храма называлась алтарной. Она отделялась от церковного зала, где находились верующие, невысокой преградой, задрапированной богатыми тканями. Сюда же вешали иконы. Впоследствии их количество увеличилось и место преграды занял иконостас с 5-ю - 7-ю рядами икон. В западной части располагался балкон для князя и его семьи, куда переходом можно было попасть непосредственно с княжеского двора.
Первые русские храмы были выстроены греческими мастерами в соответствии с византийскими архитектурными традициями, а построенный при Ярославе Мудром Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций: однокупольный византийский храм преобразовывался в многокупольную пирамиду, характерную для русского деревянного зодчества.
В XII — XIII вв. древнерусское зодчество пополнилось прекрасными образцами архитектуры: Собор св. Софии в Новгороде, церковь Спас-Нередица, величественные Успенский и Дмитриевский соборы, белокаменные Золотые ворота во Владимире, церковь Покрова на Нерли около Боголюбова. Храмы в Древней Руси издавна были средоточием нескольких видов искусства. Иконы, фрески* и мозаики**, торжественное богослужение, церковное пение — все это составляло в нем удивительное единство.
*Фреска — живопись водяными красками но сырой штукатурке. **Мозаика - изображение из кусочков камня, мрамора, керамики, специального стекловидного материала — смальты.
Живопись в основном носила религиозный характер. Русские художники вносили в произведения авторскую манеру исполнения и живые черты народного искусства. Это особенно было заметно в Новгородской живописи — «Николы», где преобладали яркие краски — красная, зеленая, синяя. В лицах святых было меньше, чем раньше, строгости и аскетизма, а их черты приобретали характерный славянский тип.
Фрески Владимиро-Суздальской земли тоже были яркими и красочными. На них нередко изображались реальные события и человеческие образы. А на иконах святые иногда очень походили на князей.
Самой почитаемой на Руси иконой считалась «Владимирская богоматерь», выполненная неизвестным греческим живописцем XI — XII вв. Художнику удалось передать чувства молодой матери: радость материнства, любовь к сыну и одновременно предвидение мук, которые его ожидают.
Большой успех приходит к русским мастерам иконописцам XI в. Алимпию, Олисею, Георгию и др.
Широкое распространение получила резьба по дереву и камню. Монументальная скульптура языческих времен не нашла применение, так как церковь видела в ней напоминание о низвергнутых идолах языческой веры. На капителях (верхушках) колонн и стенах вырезали скульптуры святых и фантастических животных. На шиферных и известковых плитах художники делали полуобъемные изображения — рельефы. Причем иногда на рельефах встречались античные греческие персонажи. Например, на рельефах Киево-Печерской лавры изображены Геракл и волшебница Кибела.