Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России




Послеоктябрьское — после революции 1917 г. — время необходимо рассматривать, имея в виду два одновременных, проходящих параллельно процесса: с одной стороны, необы­чайное воодушевление масс, поразительный духовный подъем людей, вдохновленных идеалами коммунизма, с другой — острота социальной борьбы (вылившейся в гражданскую вой­ну), нарушения прав человека, «утечка мозгов».

Ситуация в стране была необычайно сложной. Но в оже­сточенной вооруженной борьбе — гражданской войне, кото­рая была осложнена иностранной военной интервенцией, большевики сумели удержать власть в своих руках, добив­шись максимальной концентрации всех сил и ресурсов страны и установив свою диктатуру. Так, в силу объектив­ной ситуации вместо провозглашенной после Октябрьской революции диктатуры пролетариата утвердилась диктатура одной партии.

В 20-е годы Россию покинули выдающиеся философы, писатели, композиторы, музыканты, художники-живопис­цы. Многие из них были высланы за пределы России внача­ле по указанию Ленина, потом по указу революционного пра­вительства. Именно поэтому их неповторимый вклад в духов­ное развитие человечества долгие годы у нас замалчивался.

Обрести в тот период времени гуманистический, под­линно человеческий взгляд на эпоху смогли немногое. Только сегодня можно оценить простые, великие мысли М. Цветаевой, на десятилетия опередившие современное сознание. События гражданской братоубийственной вой­ны были поняты так:

Все рядком лежат, не развесть межой.

Поглядеть: солдат. Где свой, где чужой?

Белый был — красным стал: смерть

побелила;

Кто ты? — белый? — не пойму! —

привстань!

Аль и сзади и прямо; и красный, и белый:—

Мама!..

К руководству страной пришли люди, не имевшие доста­точного образования. Например, И.В. Сталин — духовное училище, пять лет духовной семинарии в Тифлисе не окон­чил; Я.М. Свердлов — профессиональный революционер, без образования; Л.Д. Троцкий — профессиональный революци­онер, без образования; М.И. Калинин — рабочий, токарь по металлу, профессиональный революционер, без образова­ния. Несмотря на то, что среди руководителей страны были люди недостаточно образованные, большевики понимали силу идеологического воздействия культуры на народные мас­сы. Сразу же после Октября 1917 г. партия большевиков и. Советское правительство приняли меры по централизации управления культурой, искусством и наукой.

Система образования. В конце 1917 — начале 1918 гг. были приняты декреты об отделении церкви от государства и школы от церкви, национализации всех учебно-воспитательных учреж­дений и передаче их в ведение Наркомпроса. Общее руковод­ство народным просвещением декретом ВЦИК и СНК РСФСР

было возложено на Государственную комиссию по образованию во главе с А. В. Луначарским. Функции комиссии были оконча­тельно определены в Положении об организации народного обра­зования в Российской Социалистической Советской республике, принятом Совнаркомом 18 июня 1918 г.

Реорганизация системы народного образования нача­лась с ликвидации гимназий, реальных училищ, церков-но-приходских и земских школ. На их месте, по Поло­жению ВЦИК «О единой трудовой школе РСФСР», предус­матривалось обязательное бесплатное обучение всех детей от 8 до 17 лет в школах 1-й и 2-й ступеней (со сроком обучения пять лет и четыре года).

В 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». Закон обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучаться грамоте на родном или русском язы­ке. Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности совместно с Наркомпросом возглавила ра­боту по обучению грамоте населения. На время обучения неграмотным трудящимся рабочий день сокращался на 2 часа с сохранением заработной платы. Создавались шко­лы и кружки, пункты ликбеза. Большую помощь в ликви­дации неграмотности оказали общественные организации. Однако эта работа осложнялась недостатком финансовых средств, слабостью материальной базы, нехваткой педа­гогических кадров.

В 1923 г. организовалось добровольное общество «Долой неграмотность'.», председателем которого был М.И. Калинин. Увеличение ассигнований на развитие образования и на ра­боту по ликвидации неграмотности в середине 20-х годов по­зволило правительству принять закон, предусматривающий введение в стране всеобщего начального обучения и расшире­ния сети школ. По данным Всесоюзной переписи населе­ния, проведенной в 1926 г., численность грамотного насе­ления в возрасте старше 9 лет достигла 51,1%, в том числе по РСФСР — 55% (в 1897 г. — 24%).

Вокруг перспектив школьного образования велись дискуссии между сторонниками политехнической и монотехнической (с ранней обязательной специализацией) школы. К середине 20-х годов школьное образование представляло следующую

систему: начальная 4-летняя школа (I ступень), 7-летняя шко­ла в городах, школа крестьянской молодежи (ШКМ), шко­ла фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) на базе началь­ной школы, школа II ступени (5—9-е классы) с профессио­нализированными 8—9-ми классами в ряде школ. В некото­рых районах и республиках продолжали существовать раздель­ные школы для мальчиков и девочек (Дагестан, Средняя Азия), религиозные школы (мектебе, медресе), различались и сроки обучения, начали создаваться школы-интернаты. Профессионально-техническое образование находилось в ве­дении Главпрофобра.

Значительные преобразования были проведены в высшей школе:

— введены новые правила приема в вузы: зачисление сту­
дентов проводилось без экзаменов и без документов о сред­
нем образовании, преимуществами при поступлении пользо­
валась молодежь из среды рабочих и крестьян;

— отменена плата за обучение в вузах, установлены денеж­
ные стипендии для нуждающихся студентов;

- с 1919 г. с целью повышения общеобразовательной подготовки поступающих в вузы были созданы рабочие фа­культеты (рабфаки);

— с тем, чтобы помочь высшей школе выйти из сложной
финансовой ситуации, Наркомпрсом было разрешено попол­
нять студенческую кассу доходами от кооперативов.

В 20-х годах появилось первое поколение советской интел­лигенции, политически и идеологически лояльной к советс­кой власти. Для этого принимались меры по коренному из­менению программ обучения в вузах. В качестве обязатель­ных предметов были введены исторический материализм, история пролетарской революции, история Советского госу­дарства и права, экономическая политика диктатуры проле­тариата.

Вследствие тяжелого положения с профессурой и кадра­ми преподавателей, по решению ЦК на преподавание в Мос­ковский университет были направлены известные партийные деятели: А. В. Луначарский, П.Н. Лепешинский, И.И. Скворцов-Степанов и др. В 1921 г. в Москве создается Институт крас­ной профессуры (ИКП) для подготовки марксистских кадров высшей школы.

Большую роль в повышении грамотности населения, в расширении его образовательного кругозора имели библиоте­ки. Руководство библиотеками в 1918 г. было возложено на библиотечную группу (отдел) Наркомата просвещения. В 1918 г. СНК издает два декрета, в соответствии с которыми в собственность государства поступали библиотеки частных лиц и ликвидированных учреждений, а к началу 1920 г. за­вершается работа по реквизиции и национализации библио­тек. В стране создается широкая сеть клубов и библиотек.

В декабре 1918 г. декретом В ЦИК было образовано Госу­дарственное издательство. В течение трех лет национализа­ции подверглись более 1 тыс. типографий, бумажных фаб­рик и др. Частные издательства постепенно вытеснялись партийными, государственными, ведомственными и проф­союзными.

Наука. Партийное и советское руководство РСФСР уделяло значительное внимание управлению наукой. Российская Ака­демия наук, которой руководил А. П. Карпинский, в начале 1918 г. заявила о своей готовности участвовать в решении задач, выдвигаемых нуждами Советской республики. В ап­реле 1918 г. СНК постановил начать финансирование работ Академии наук. Ее сеть, несмотря на экономические труд­ности, постепенно расширялась. В 1918 — 1920 гг. было открыто свыше 40 самостоятельных и входивших в состав Академии научных институтов и высших учебных заведений. Среди них Центральный аэрогидродинамический, Государствен­ный рентгенологический и радиологический, химический и дру­гие институты.

С целью централизации и планирования развития науки в январе 1918 г. при Наркомпросе создается Отдел мобилизации науки, а в апреле — научный отдел. В марте при ВСНХ был образован Научно-технический отдел (НТО) во главе с Н.П. Гор­буновым. При НТО в качестве постоянных сотрудников, консультантов, экспертов к концу 1919 г. работало более 200 академиков и профессоров (Н.Е. Жуковский, Н.Д. Зе­линский, А.Н. Бах, и др.), 300 инженеров и 240 других спе­циалистов. В составе НТО действовало 12 научно-исследова­тельских институтов, несколько технических бюро и ряд дру­гих учреждений, издавался журнал «Научно-технический вест-

ник». В 1929 г. была основана Всесоюзная Академия сельскохо­зяйственных наук (ВАСХНИЛ) с 12 институтами (президент Н.И. Вавилов), создана Белорусская Академия наук.

В области развития общественных наук новая власть взя­ла курс на внедрение коммунистической идеологии. Совнар­ком РСФСР 15 июня 1918 г. утвердил положение о Социали­стической академии общественных наук (САОН). В ее деятель­ности участвовали в основном члены партии большевиков В.Д. Бонч-Бруевич, А. В. Луначарский, Н.К. Крупская и др. Возглавлял САОН М.Н. Покровский. Академия занималась изучением и пропагандой марксистской теории, подготовкой кадров. В 1920 г. с целью изучения научных методов во всех областях знания в духе революционного марксизма был открыт Институт научной методологии.

Российская Академия наук (РАН) занималась как при­кладными, так и фундаментальными научными исследова­ниями. Под руководством П.П. Лазарева велось изучение Курской магнитной аномалии. В. И. Вернадский и В.Г. Хло-пин руководили изучением и добычей радиоактивных ве­ществ, И.П. Павлов продолжал исследование условных рефлексов, Ф.А. Цандер — разработку теории реактивных двигателей. Н.И. Авилов сформулировал закон гомологи­ческих рядов в наследственной изменчивости. Одновре­менно велись исследования по рентгенографии кристаллов и полупроводников, по решению задач теории вероятнос­тей и математической статистике и др. С 1925 г. Российс­кая Академия наук стала именоваться Академией наук СССР.

Наряду с заботой о развитии науки, руководство партии большевиков и советское правительство боролось с той ча­стью интеллигенции, которая, по их мнению, являлась ан­тисоветской. Осенью 1922 г. из России за границу были высланы ученые 1-го Московского университета, Петровс­ко-Разумовской сельскохозяйственной академии, агроно­мы, врачи, инженеры, литераторы. Среди них Н.А. Бердя­ев, П.А. Сорокин, И.О. Лосский, Ф.А. Степун и др.

Литература. Первое послеоктябрьское десятилетие потре­бовало создания «пролетарской культуры», противостоящей всей художественной культуре прошлого. В теоретических

разработках двадцатых годов было много противоречивого. В абсолютизации классового подхода в художественной культуре особо выделялись две творческие организации — Пролеткульт и РАПП.

Пролеткульт — культурно—просветительная и литератур­но-художественная организация, отрицающая культурное наследие прошлого. Его теоретики А.А. Богданов, В.Ф. Плет­нев, Ф.И. Калинин утверждали, что пролетарская культура может быть создана только (!) представителями рабочего клас­са. Деятельность Пролеткульта была подвергнута резкой кри­тике даже руководством большевистской партии (знаменитое письмо В.И. Ленина в ЦК РКП (б) «О пролетарской куль­туре», 1920 г.).

Другой очень влиятельной творческой группой был РАПП (российская ассоциация пролетарских писателей). Организа­ционно ассоциация оформилась на Первом Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920 года. В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л. Авер­бах, Ф.В. Гладков, А.С. Серафимович, Ф.И. Панферов и др. Призывая к борьбе за высокое художественное мастерство, полемизируя с теоретиками Пролеткульта, РАПП оставался на позициях пролетарской культуры.

В литературе 20-х годов, которая еще не оказалась под жестким контролем идеологии, наблюдались разнообразные литературные группы и течения:

«Серапионовы братья»: объединяла преимущественно про­заиков — К. Федин, Вс. Иванов, М. Зощенко, В. Каверин и др.; четкой эстетической платформы не имели, экспериментиро­вали в области языка и стиля, искали новые художественные

Р формы;

«Перевал»: создана при журнале «Красная новь», ее чле­нами были писатели М. Пришвин, В. Катаев, Артем Веселый, П. Павленко и др.; выступали за сохранение преемственности традиций русской и мировой литературы, против рационализ­ма и конструктивизма;

«Кузница»: выделилась из «Пролеткульта»; члены — С. Об-радович, Н. Полетаев, Ф. Гладков и др.); для их произведе­ний были характерны поиски такой художественной формы, которая смогла бы наиболее ярко выразить содержание пос­лереволюционного времени;

«Литературный центр конструктивистов» — И. Сельвин-ский, В. Инбер, Н. Адуев называли себя выразителями «умо­настроений нашей переходной эпохи», проповедовали «совет­ское западничество»; в области поэзии упор делался на «математизацию» и «геометризацию» стиля;

«Левый фронт искусств» — В.Маяковский, Н. Асеев, В. Ка­менский, С. Третьяков и др. были подвержены пролеткультов­ским и футуристским теориям, концепции «литературы фак­та», отрицавшей художественный вымысел, психологизм.

Многие писатели и поэты не относились ни к каким груп­пам и объединениям. В 20-х годах появляются новые повес­ти и романы крупных мастеров дореволюционной реалисти­ческой прозы: В. Короленко («История моего современника», 1921); А. Толстого («Хождение по мукам», 1921); В. Вересаева («В тупике», 1922); С. Сергеева-Ценского («Преображение», 1923) и др.

В середине 20-х годов ЦК РКП (б) принял резолюцию «О политике партии в области художественной литературы», которая положила начало идеологизации литературы и искус­ства, закрепила над ними партийный контроль. Формально осудив действия РАППа, призывая к свободному соревнова­нию группировок и течений, в то же время рекомендовала писателям-попутчикам переходить на сторону коммунистичес­кой идеологии.

Всех деятелей культуры в этот период делили по одному принципу — их отношению к социалистической революции. Прогрессивным признавалось лишь творчество М. Горького (толь­ко ранние произведения), Д. Бедного, С. Серафимовича и от­части В. Маяковского, В. Брюсова, А. Блока. Достижения тех, кто с 20-х годов находился за рубежом, — И. Бунина, А. Куп­рина, Л. Андреева А. Ремизова, Б. Зайцева, К. Бальмонта, И. Северянина, М. Цветаевой и очень многих других — были от­вергнуты. Не были удостоены достаточного внимания талант­ливые литераторы, оставшиеся на Родине, но по-своему воспринявшие революционные события: Ф. Сологуб, А. Бе­лый, М. Волошин, А. Ахматова, С. Есенин и другие.

Живопись. В изобразительном искусстве продолжали поис­ки художники многочисленных направлений, школ и груп­пировок: Ассоциация художников революционной России

(АХР) — И. Бродский, С. Малютин, В. Мешков и др.; «Обще­ство художников-станковистов» (ОСТ) — А.Дейнека, Д. Ште-реиберг, А. Лабас, Ю. Пименов и др.; «Общество художников «Четыре искусства» — П. Кузнецов, В. Фаворский, К. Петров-Водкин и др.; «Общество московских живописцев» — Р. Фальк, И. Машков, И.Грабарь и др.; «Мастера аналитического искус­ства» — Н. Евграфов, П. Кондратьев, И. Суворов и др.

Директором Государственного института художественной культуры (ГИНХУК) в Ленинграде стал К. Малевич. Инсти­тут художественной культуры (ИНХУК) в Москве находился под значительным влиянием идей В. Кандинского. Эти два художественных объединения сближали попытки осмыслить художественную практику, постичь ее законы и логику.

Своеобразным явлением было то, что в 20-е годы относи­тельно благоприятные условия для развития в изобразитель­ном искусстве сложились для развития течений модернистс­кого плана, куда трагичней была судьба художников старой школы реализма. Так, в нищете умер выдающийся живопи­сец В.М. Васнецов. Материальные трудности и лишения ис­пытывали и другие художники, ориентированные не ценно­сти традиционной русской культуры.

В то же время необычайно популярным становится агита­ционно-массовое искусство. Основную роль в нем играли пла­кат, монументальные и агитационно-декоративные росписи, агитфарфор. В праздничном оформлении городов участвова­ли живописцы и графики Н.И. Альтман, И. И. Бродский, С. В. Герасимов, Б.М. Кустодиев, архитекторы А.А. и В.А. Вес­нины, Л.В. Руднев, скульптор Л.В. Шервуд и др. Петроградский фарфоровый завод выпускал фарфоровые тарелки с революци­онными лозунгами в сочетании с декоративными элементами и сюжетными изображениями.

Произведения искусства, собранные в Эрмитаже, Рус­ском музее, Третьяковской галерее и в других сокровищни­цах культуры, стали достоянием широких народных масс. В стране были созданы новые музеи, постоянные и передвиж­ные выставки (если до революции в России было 30 музеев, то в начале 20-х годов — 310).

Архитектура. Интенсивный поиск новых стилей и форм, начало жилищного строительства в рабочих кварталах, соору жение домов и дворцов культуры отличает развитие архитек­туры 20-х годов.

Широкое развитие получил архитектурный конструкти­визм, основой которого было производственное искусство. Объединившись в «Общество современных архитекторов» (ОСА) во главе с братьями А. В. Весниными и М. Гинзбургом, конструктивисты издавали журнал «Современная архитекту­ра». Наибольшую известность получили конкурсные проек­ты братьев Весниных. Дворец труда в Москве, здание газеты «Ленинградская правда», Дворец культуры им. Лихачева и др.

Поисками выразительной архитектурной формы занима­лось еще одно влиятельное направление — «рационалисты». В 1923 г. Н. Ладовским была основана Ассоциация новых ар­хитекторов (АСНОВА). Крупнейшим архитектурным соору­жением 20-х годов стал Мавзолей Ленина (авторы В. Щуко и В. Гельфрейх).

Театр. По декрету совнаркома (1917) театры передавались в ведение Народного комиссариата просвещения. В 1919 г. принят подписанный В.И. Лениным Декрет СНК об объеди­нении театрального дела, провозгласивший национализацию театра.

Большое значение в процессе развития театральной культуры имело творческое взаимодействие старейших русских театров, выделенных в группу академических, таких как Малый, МХАТ, Александрийский (ныне Пе­тербургский театр им. Пушкина), и вновь организован­ных — 3-я студия МХАТ (1921, позднее Театр им. Вах­тангова), Театр Революции (1922, с 1954 — Театр им. Мая­ковского) и др.

Огромное воздействие на развитие театра этого време­ни оказали талантливые режиссеры — А'. С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд, Е.Б. Вахтан­гов, А.Я. Таиров и др. Продолжали выступать актеры стар­шего, дореволюционного поколения — М. Н. Ермолова, А. И. Южин, В.И. Качалов и др. Создавались новые театры и театральные студии, передвижные театры. На сцене появилось молодое поколение талантливых актеров — Н. П. Баталов, Б.Н. Ливанов, Б.В. Щукин, С.М. Михоэлс и др. Появились первые в мире детские театры.

Музыка. Живую связь между дореволюционным про­шлым русской музыки и новым, советским ее этапом осу­ществляла деятельность музыкантов старшего поколения: А. К. Глазунова, М.М. Ипполитова-Иванова, А.Д. Кастальско­го, Р.М. Глиэра, М.Ф, Гнесина, исполнителей и педагогов К.Н. Игумнова, Л.В. Николаева и др., критиков и музыко­ведов В. Г. Каратыгина, А. В. Оссовского, Б.Ф. Астафьева, Б.Л. Яворского, М.В. Иванов-Борецкого.

В декрете СНК РСФСР «О Московской и Петроградской консерваториях» от 12 июля 1918 г. впервые определяется понятие «государственное музыкальное строительство». В ведение государства были переданы Большой и Мариинский театры, Синодальное училище в Москве, консерватории, нотные издательства, фабрики музыкальных инструментов. В просветительной работе активно участвовали многие ком­позиторы, исполнители, музыканты. Среди них С.Н. Васи­ленко, А.К. Глазунов, М.Ф. Гнесин, Ф.М. Шаляпин и др.

Кино. Получает значительное развитие киноискусство, расширяется его эмоциональное воздействие. Выпускают­ся первые игровые агитфильмы»: Уплотнение» (режиссер А.П. Пантелеев), «Восстание» (режиссер А.Е. Разумный) и др. В 1920 г. создана первая экранизация повести М. Горького «Мать». Широкое развитие получила кинохрони­ка. В 1918 — 1919 гг. выходил периодический хроникаль­ный советский киножурнал «Кинонеделя». В 1925 г. под руководством режиссера С. Эзенштейна создан один из лучших фильмов немого кино «Броненосец Потемкин». На Всемирной выставке в Париже в 1927 г. ему была присуж­дена высшая премия. Заметное место в репертуаре второй половины 20-х годов отводилось экранизациям русской клас­сики и произведений зарубежных писателей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1668 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2305 - | 2067 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.031 с.