В хадисе, переданном со слов 'Аиши, находим следующее: "Я слышала, как Хауля, дочь Са'лябы, говорила, жалуясь Посланнику Аллаха на своего супруга, но часть ее слов я не расслышала" (Ибн Маджа).
В хадисе, переданном Джубайром ибн Мут'имом со слов его отца, сказано: "Как-то раз к Пророку пришла некая женщина, но он велел ей прийти еще раз позже. Она спросила: «А коль я приду и не застану тебя?» Посланник Аллаха ответил: «Коль не застанешь меня, иди к Абу Бакру»" (Бухари и Муслим).
Со слов Ка'ба ибн Малика передано: "Как-то раз жена Хиляля ибн Умайя пришла к Посланнику Аллаха и сказала: «О Посланник Аллаха! Хиляль ибн Умайя – несчастный старик, у которого нет слуги. Ты не будешь возражать, ежели я буду ему прислуживать?» Посланник Аллаха ответил: «Я не возражаю, но пусть он не приближается к тебе». Она сказала: «Клянусь Аллахом! Ведь он совсем немощен»". (1) (Бухари и Муслим).
'Аиша рассказала, что как-то раз Фатима и Аль-'Аббас, мир им, пришли к Абу Бакру ходатайствовать насчет наследства, оставленного Посланником Аллаха. Во время этой встречи они просили передать им земли Фадак и долю от Хайбара (Бухари и Муслим).(2)
1 - Подоплека в данном случае такова. В битве при Табуке несколько мусульман не приняли участие. Некоторые из них были лицемерными (мунафикъ), и Пророк знал их. Но были три другие которые тоже не приняли участие просто по лености. Они были одними из наиболее близких Пророку сподвижников. Поэтому Пророк был очень недовлен их поступку и велел всем мусульманам Медины прекратить с ними любые сношения, и даже велел их женам, чтобы те ушли от них. А им самим велел ожидать решения Аллаха (по поводу них). Одним из этих трех как раз и был Хиляль ибн Умайя. – Прим. ред.
2 - В другом хадисе этот случай описан более подробно: Со слов Ибн Шихаба: “‘Аиша оповестила ‘Урва ибн Аз-Зубайра о том, что Фатима, дочь Посланника Аллаха, отправилась к Абу Бакру Ас-Сыддикъу просить свое наследство от Посланника Аллах – из трофеев, которыми наделил его Аллах в Медине и Фадаке, и из того, что осталось от пятой части Хайбара. На что Абу Бакр ответил: “Воистину, Посланник Аллах сказал: «Мы {пророки} не наследуемся; то, что мы оставили – милостыня. Семейство Мухаммада лишь только питается из этого имущества». И воистину, я клянусь Аллахом, не изменю ничего в милосыне Посланника Аллаха, в ее положении, в котором она находилась при жизни Пророка, и непрменно поступлю с ней так, как поступал с ней Посланник Аллаха.” И Абу Бакр отказался выплатить что-либо Фатиме. (Муслим)
Встреча во время судебного разбирательства
В хадисе, переданном со слов Ибн 'Аббаса, да будет доволен им Аллах, рассказывается: "Жена Сабита ибн Къайса ибн Шаммаса пришла к Пророку и сказала: «О Посланник Аллаха! Не упрекаю я Сабита ни в вере, ни в дурном нраве, однако боюсь я неверия (куфр)». Посланник Аллаха сказал: «Вернешь ли ему его сад?» Она ответила: «Да». И она вернула Сабиту сад, а Пророк приказал ему, и тот растался с ней" (Бухари).
'Аиша рассказывала: "Как-то раз к Посланнику Аллаха пришла жена Рифа'а Аль-Къарзи. В это время c Пророком были я и Абу Бакр. Женщина сказала: «О Посланник Аллаха! Я была женой Рифа'и, но он объявил мне развод, и развод состоялся. После него я вышла замуж за 'Абдуррахмана ибн Аз-Зубайра. Но, клянусь Аллахом, нет у него ничего, кроме как подобного этой нитке». И она выдернула нитку из своей накидки. Ее слова услышал Халид ибн Са'ид – он стоял у двери, не имея разрешения войти, – и сказал: «О Абу Бакр! А не запретишь ли ты ей откровенничать об этом пред Посланником Аллаха? Клянусь Аллахом, ведь Посланник Аллаха только лишь улыбнется ей (в ответ)». Затем Посланник Аллаха сказал ей: «Быть может, ты хочешь вернуться к Рифа'а? Это нельзя, покуда он ('Абдуррахман ибн Аз-Зубайр) не отведает твоего нектара, а ты – его» " (Бухари и Муслим).
Возражения
Многие считают неприемлемым тот вывод, к которому мы пришли. И дело здесь не в сомнительной достоверности хадисов – все они достоверны. Все дело в их толковании.
Наши оппоненты иной раз утверждают: то, как поступал Посланник Аллаха, имеет отношение лишь к фактам его личной жизни. Но имамы отвечают на это так: то, что позволил Аллах своему Пророку, разрешено всей его общине, если нет четких указаний на ограничение (т.е. на то, что это дозволено исключительно Пророку.) (1)
Некоторые наши оппоненты в свое доказательство приводят откровение "В домах своих покойно пребывайте" (Сура 33, аят 33), считая его главным руководством в поведении женщины. Они полагают, что домашнее хозяйство – самое подходящее занятие для женщины, а дом – главное в ее жизни. Дом – место ее постоянного пребывания, за исключением тех немногих случаев, когда покинуть жилище необходимо по надобности. Некоторые имамы возражают, говоря, что это аяты, в которых упоминаются женщины Пророка. (2)
Вот один из таких аятов: "Когда вы у них будете просить какой-либо домашней вещи, то спрашивайте у них через занавес (3): так лучше сохранится чистота ваших сердец и их сердец" (Сура 33, аят 53). В этом аяте имеются в виду жены Пророка. Под хиджаб'ом подразумевается занавес, за которым сидят женщины, как за ширмой, а вовсе не длинное одеяние, которое надевает мусульманская женщина, выходя из дома.
Некоторые приводят в доказательство следующий хадис: "Пророк сказал: «Остерегайтесь вхождения к женщинам». Один из ансаров спросил: «О Посланник Аллаха, а как же свояк (4)?» Пророк ответил: «Свояк – смерть» (5)". Такие 'алимы, как Бухари, Ат-Тирмизи, а также такие авторитетные комментаторы, как Ибн Хаджар и Ан-Науауи, солидарны в том, что этот хадис содержит запрет на уединение мужчины с женщиной.
Некоторые приводят в доказательство хадис, переданный со слов Умм Хамид. Однажды она пришла к Посланнику Аллаха и сказала: "О Посланник Аллаха! Я люблю молиться вместе с тобой". Он ответил: "Знай, что твоя молитва в твоем углу лучше молитвы в твоей комнате; что твоя молитва в комнате лучше молитвы в доме; что твоя молитва в доме лучше молитвы в мечети твоей общины; что твоя молитва в мечети твоей общины лучше твоей молитвы в соборной мечети" (Ахмад).
Этот хадис отнюдь не противоречит многим другими достоверным хадисам (сахих), в которых Посланник Аллаха запрещает мужчинам препятствовать женщине в посещении мечети, помимо лишь тех случав, когда посещение мечети отнимает у женщины время и мешает ей исполнять свои непосредственные домашние обязанности.
Некоторые приводят в доказательство слова 'Аиши: "Знал бы Пророк, до чего (дошли) женщины, он не позволил бы им ходить в мечеть" (Аш-Шайхан). В данном случае 'Аиша возражала против женских благовоний и украшений. Но вряд ли чьи-либо человеческие слова могут изменить мнение Законодателя.
Некоторые приводят в доказательство следующий хадис: "Женщина – слабое, незащищенное место. Когда она выходит из дома, на нее устремляет свой взор шайтан" (Тирмизи). Это хадис гласит, что женщина – это соблазн. Но Посланник Аллаха оставил нам руководство, как нужно бороться с этим соблазном: "Коль одному из вас понравилась женщина, и она запала в его сердце, то пусть он устремится к жене своей и сблизится с ней, и это отвратит то, что в его душе" (Передано пятью имамами, кроме Бухари).
Некоторые оппоненты приводят в доказательство следующий хадис: "Посланник Аллаха спросил свою дочь Фатиму, да будет доволен ею Аллах: «Что лучше для женщины?» Она ответила: «Дабы она не видела мужчину, а он не видел ее». Пророк обнял дочь и сказал: «Потомство друг от друга» ". Но этот хадис имеет слабый иснад (цепь передавших его рассказчиков), и поэтому его нельзя использовать в качестве серьезного доказательства.
Некоторые полагают так: да, есть хадисы, признающие общение женщин с мужчинами правомерным. Но многие ученые считают такое общение запретным на основании одного из основных законодательных принципов – саддуз-зари'а, т.е. требования избегать источников соблазна, потому что природа женщины, дарованная ей Аллахом, является потенциальным источником многих соблазнов, и, согласно шариату, мы обязаны делать все для устранения этого.
Вот ответ на это:
Во-первых, все то, что предписано божественным шариатом, устанавливает равновесие между целями (макъасыд) и нормами (къау’ид). Закон разрешает женщине видеть мужчину, а мужчине – видеть женщину, и это не запрещено основополагающим принципом законодательства – саддуз-зари'а. Однако установлены четко определенные правила этики, обеспечивающие защиту от соблазна. Так, мужчина и женщина могут созерцать друг друга лишь в обстановке нравственной чистоты и целомудрия. Всевышний сказал: "Скажи верующим, пускай они потупляют свои взоры, и охраняют свои члены; это – чище для них. Поистине, Аллах сведущ в том, что они делают! И скажи (женщинам) верующим: пусть они потупляют свои взоры, и охраняют свои члены, и пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них, пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди…" (Сура 24, аяты 30–31)
Во-вторых, закон разрешает женщине встречаться с мужчиной, находиться в его обществе, и законодательный принцип саддуз-зари'а не запрещает этого. Он устанавливает правила, обеспечивающие при этом защиту от соблазна. Так, встреча мужчины и женщины должна проходить в обстановке нравственной чистоты и целомудрия. Посланник Аллаха сказал: "Мужчине нельзя уединяться с женщиной, за исключением (уединения) с зу-махрам (6) " (Бухари).
В-третьих, закон разрешает женщине разговаривать с мужчиной, и это тоже не противоречит законодательному принципу саддуз-зари'а. При этом он также устанавливает нормы, обеспечивающие защиту от соблазна. Беседа мужчины с женщиной должна проходить в атмосфере нравственной чистоты и целомудрия. Всевышний сказал: "В своих речах не будьте ласково-любезны, чтобы в каком-нибудь (мужчине), чье сердце (к женщине влечением) больно, не воспылало вожделенье (к вам). Ведите разговор пристойно…" (Сура 33, аят 32)
Наряду с этим исследователь, посвятивший себя теме женщины в Исламе, может найти достаточно случаев из истории Ислама, когда общение мужчины и женщины имело место, даже несмотря на возможности соблазна.(7)
Невозможно избавиться от соблазна, налагая запрет на те формы человеческого общения, которые сделал законными Аллах, на то, что дозволил Аллах, или вводя какие-то дополнительные ограничения сверх тех, которые установил Господь.
1 - Ибн Таймийя. Аль-фатауа, 18:9
2 - Ибн Хаджар. Фатх Аль-Бари, 8:108.
3 - В оригинале – хиджаб. Во всех русских переводах используется слово "занавес", "завеса". – Прим. ред.
4 - Арабское аль-химу подразумевает всех родственников мужского пола со стороны мужа. – Прим. ред.
5 - Часто бывает так, что жена прелюбодействует, изменяя мужу именно с его родным братом. Отсюда и такое "страшное" предостережение. – Прим. ред.
6 - Зу-махрам – это категория родственников мужчины или женщины, с которыми он (она) не может вступить в брак никогда и ни при каких обстоятельствах. К этой категории относятся родители, родные сестры и братья, тети и дяди. Подробней см. Коран, сура 4, аят 23. – Прим. ред.
7 - Освобождение женщины во времена Миссии, 3: 136.
Созидая вместе
Выше мы смогли убедиться, что мусульманское общество – это результат созидательной деятельности общины мусульман, в которой женщина и мужчина сотрудничают друг с другом.
Мы узнали, что нет никаких оснований утверждать, что голос женщины – ‘аура и, следовательно, она не может приветствовать мужчину и не может отвечать на его приветствие. У нас нет оснований и для сомнений относительно права женщин молиться в мечети, получать образование, проявлять себя в других сферах человеческой жизни.
Наш Пророк постановил, что женщина может посещать мечеть, если она не пользуется благовониями и не одета в вызывающем стиле. Однако впоследствии некоторые стали утверждать, что женщина должна ходить в мечеть в той одежде, в которой она дома готовит еду. Есть и такие, которые полагают, что женщина и вовсе не может посещать мечеть.
Бухари сообщает, что Пророк разрешил мужчинам приветствовать женщин. Но позже некоторые стали добавлять: при наличии защиты от соблазна, или: лишь тех женщин, брак с которыми запрещен (женщин махрам), а также женщин в престарелом возрасте или уродливых на вид. Таким образом, комментаторы приостановили претворение в жизнь наставлений Пророка, и со временем толкования все больше и больше усложнялись, что привело к игнорированию основы, которой нужно следовать.
Наш наставник Пророк Мухаммад сделал образование обязанностью каждого мусульманина и каждой мусульманки. Но некоторые предпочитают ссылаться на 'Умара ибн Аль-Хаттаба, считая, что он запретил женщинам учиться письму, якобы полагая, что невежество женщине к лицу!
Европейская или израильская женщина участвует в общественном созидании, реализуя свои способности в гражданской и в военной сфере. У нас же женщина не принимает участия ни в культурной, ни в политической жизни общества. Упоминание женского имени вызывает порицания, смотреть на лицо женщины запрещено, а ее голос считается ‘аура. Ее первая и последняя обязанность – приготовление еды и постель! И кое-кто не перестает повторять: глупцы – это дети и женщины! (1)
1 - Мухаммад Аль-Газали. Женский вопрос.