Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Патриотизм и национализм в России. 1825-1921 8 страница




Короче говоря, петербургские мальчики начали стыдиться само-
державия, как раньше стыдились рабовладения. Оно было теперь в их
глазах главным виновником всех язв, мучивших Россию: и ограбле-
ния крестьянства, и захлестнувшей страну дикой волны коррупции,
и темноты народной, и общей постыдной отсталости великой держа-
вы. Опять, как в декабристские времена, винила российская моло-
дежь во всех этих бедах именно то, что современные "национально-
ориентированные" интеллигенты почтительно именуют историче-
ской Россией, т. е. ту самую неограниченную власть, которая, по убе-
ждению старой славянофильской гвардии, как раз и была непремен-
ным условием "духовно-нравственного возвышения народа".

Так где же было место славянофильства в стремительно меняю-
щейся стране, в которой никто больше не желал слышать ни о "воз-


ящении в Московию", ни о "русском пути", ни об историческом

вородстве россии? Теперь интеллигентная молодежь мечтала (как

1820-е и как еще предстоит ей в очередной раз мечтать во второй

половине 1980-х) о "чечевичной похлебке" Запада, о конституции и

парламентаризме. Так где было место славянофильства в ситуации,

когда все его прогнозы не сбылись, все пророчества не оправдались?

Как все романтики, славянофилы всегда презирали политику, по-
читали её изобретением западным, вредным, которому не место на
Святой Руси. Но кризис-то, бушевавший в стране, был как раз поли-
тическим. Декабристы чувствовали бы себя в нем вполне уверенно.
Также, как либералы и "нигилисты" семидесятых, были они убежде-
ны, что страна их европейская и потому не может принадлежать ни-
какому лицу или семейству, что неограниченная власть гибельна, а
конституция императивна. И вообще на новом витке исторической
спирали модная романтика 1830-х, пленившая родоначальников сла-
вянофильства, оказалась вдруг абсолютно очевидным анахронизмом.
Пришло время "новых людей". В моду опять вошли декабристский
реализм и рациональность.

В этих условиях поведение родоначальников, превосходно усво-
ивших правила идейной борьбы во времена диктатуры, действитель-
но выглядело нелепым. Невозможно оказалось и дальше сидеть на
двух стульях, воспевая одновременно и свободу, и самодержавие.
Нельзя было больше одинаково ненавидеть и парламентаризм, и ду-
шевредный деспотизм. Короче, прав был Константин Леонтьев: про-
бил час выбора - с кем ты и против кого. Время полулиберального
умеренного национализма кончилось
— вот что на самом деле происхо-
дило в пореформенной России.

Молодогвардейцы уже откровенно полагали себя единственными
настоящими славянофилами, уверяя публику, что объяснили "сущ-
ность учения славянофилов лучше и яснее родоначальников этого
учения". (35) И если старая гвардия хотела оставаться на плаву, не дав
молодогвардейству вытеснить себя из игры, ей приходилось выби-
рать. А выбор-то был невелик. Как сказал Иван Аксаков, "тепереш-
нее положение таково, что середины нет — или с нигилистами и ли-
бералами, или с консерваторами. Приходится идти с последними,
как это ни грустно". (36)

В условиях тогдашнего кризиса идти с консерваторами, т.е. с без-
заветными защитниками самодержавия, могло означать только одно:
славянофильству предстояла драматическая метаморфоза. Оно
Должно было превратиться в национализм брутальный, экзальтиро-

!3-4648


 

“рушение ретроспективной утопии

 

Патриотизм и национализм в России. 1825-1921

 


 


ванный, фанатический. Соответственно неприятие Европы уступало
в нем место ненависти к ней, "неевропейский" язык менялся на яро-
стно антизападный, откровенное национальное самообожание вы-
тесняло безобидное национальное самодовольство, сохранявшее
еще, как мы видели, черты декабристской самокритики. И на облом-
ках ретроспективной утопии на глазах вырастал монстр рокового для
страны "бешеного" национализма.

ДЕГРАДАЦИЯ

Но если подтверждалась правота Леонтьева, ошибался, стало быть,
Михайловский. "Эпоха шестидесятых" так же не упразднила в Рос-
сии славянофильство, как и столетие спустя, в 1960-х, аналогичная
полуреформистская эпоха не упразднила в ней социализм. В обоих
случаях она лишь положила начало его деградации. Разница была,
однако, в том, что если вырождение социалистической идеи шло в
направлении от Официальной Народности к "человеческому лицу",
то вырождение славянофильства происходило в направлении обрат-
ном. Из доблестного борца с Официальной Народностью оно обра-
щалось в поборника её реставрации.

Мощь соловьевского предвидения в том, собственно, и состояла,
что он угадал направление деградации славянофильства. Немедленно
покинув его ряды, но не успев еще облечь свою догадку в отточенную
формулу, он так отвечал своим критикам: "Меня укоряли в последнее
время за то, что я, будто бы, перешел из славянофильского лагеря в
западнический, вступил в союз с либералами и т. д. Эти личные упре-
ки дают мне только повод поставить теперь следующий вопрос, вовсе
уж не личного свойства: где находится нынче тот славянофильский
лагерь, в котором я мог и должен был остаться?.. Какие научно-лите-
ратурные и политические журналы выражают и развивают "великую
и плодотворную славянофильскую идею"? Достаточно поставить
этот вопрос, чтобы сейчас же увидеть, что... славянофильская идея
никем не представляется и не развивается, если только не считать ее
развитием те взгляды и тенденции, которые мы находим в нынешней
"патриотической" печати.
При всем различии своих тенденций от
крепостнической до народнической, и от скрежещущего мракобесия
до бесшабашного зубоскальства, органы этой печати держатся одно-
го общего начала — стихийного и безыдейного национализма, кото-
рый они принимают и выдают за истинный русский патриотизм; все
они сходятся также в наиболее ярком применении этого псевдонаци-
онального начала — в антисемитизме". (37)


Читатель, сколько-нибудь знакомый с нравами отечественной
"патриотической" прессы, не сможет избавиться от ощущения, что
речь идет о газете "Завтра" или о журнале "Молодая гвардия". Но
Соловьев говорил, конечно, о "Московских ведомостях", где Миха-
ил Катков, иронизируя над "всякого рода добродетельными демаго-
гами и Каями Гракхами", ликовал, что "пугнул эту сволочь высокий
патриотический дух, которым мы обязаны польскому восстанию".
(38) Или о "Варшавском дневнике", где царствовал К. Леонтьев, за-
дававший себе риторические вопросы вроде следующего: "Отчего же
не донести на тех, которые даже исподволь потворствуют Ткачевым,
Гартманам, Засуличам и т. д.?" (39)

Неотразимость сходства лишь в том, что язык "национального са-
мообожания" не балует нас разнообразием. Он не зависит от времени
и пространства, будь то в "Гражданине" князя Владимира Мещерско-
го (1890-е), в "Velkischer Beobachter" Альфреда Розенберга (1920-е)
или в "Нашем современнике" Станислава Куняева (1990-е). Просто
имеем мы здесь дело с универсальным международным кодом "беше-
ного" национализма. От него-то и пытался уберечь Соловьев своих
бывших коллег из старой славянофильской гвардии.

Но не уберег. В конце концов покинуть родной идеологический
дом, где и стены помогают, ничуть не менее мучительное, надо пола-
гать, предприятие, нежели эмигрировать из своей страны. И неудиви-
тельно, что большинство умеренных националистов оказалось на это
неспособно. Меньшинство, главным образом интеллектуалы, протя-
нет несколько десятилетий. Пусть на вторых ролях, пусть как рантье,
доживающие век на дивиденды от капитала, нажитого первым поколе-
нием с его декабристским наследством и "неевропейским" языком.

Это высоколобое меньшинство будет активным в земствах, в
столичных кружках и в Религиозно-философском обществе, где
"национально-ориентированная" публика самозабвенно спорила о
преимуществах русского мессианизма перед христианским эйкуме-
низмом, о "философском национализме" и о новом религиозном
сознании. Только жизнь - и политика — в особенности междуна-
родная политика, которой и предстояло в конце концов решить
судьбу России, будет идти мимо них. Эти сферы станут вотчиной
воинственного молодогвардейства, на глазах вырождавшегося, как
точно угадал Соловьев, в "стихийный и безидейный национализм".
Знаменем его и впрямь станет ненависть к еврейству.

Конечно, еще и в 1890-е могли российские читатели услышать от
генерала Киреева, возглавившего после смерти Ивана Аксакова об-



 



 

 

Патриотизм и национализм в России. 1825-1921


Кру111ениеретроспе1сгивной утопии


 


ломки старогвардейского большинства, такие бравые пассажи:
"Мессианистическое значение России не подлежит сомнению <...>
Одно только славянофильство еще может избавить Запад от парла-
ментаризма, монархизма, безверия и динамита". (40) Но ни у кого не
будет сомнения, что звезда этих людей закатилась уже безнадежно.
Достаточно сравнить "мессианистическую" уверенность Киреева с
рекомендациями славянофилов второго призыва, чтобы понять, на-
сколько нелепо звучала она в эпоху, когда властителями националисти-
ческих дум были уже Николай Данилевский и Константин Леонтьев.

Покуда, однако, мы все еще в 1870-х, Иван Аксаков жив и полон
сил и уступать доставшееся ему по праву славянофильское наследст-
во никаким молодогвардейским парвеню не намерен. Поэтому нам с
читателем предстоит стать свидетелями жесточайшей борьбы между
последними носителями неумолимо погружающейся в Лету ретро-
спективной утопии и ее будущими могильщиками. И тут, наверное,
пришла пора для знакомства с идеями самого выдающегося ревизио-
ниста славянофильства.

МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ

Первое издание "России и Европы" Данилевского, опубликованное
еще в 1869 году, прошло тогда практически незамеченным. Настоя-
щую популярность книга приобрела лишь после националистиче-
ской контрреформы Александра III, когда правительство возвело её в
ранг официальной философии русской истории. (Книга рекомендо-
валась преподавателям гимназий в качестве настольного пособия).

Но и в 1869-м Данилевский вовсе не намеревался, в отличие от
Киреева, избавлять Запад от его недугов. Он откровенно этим не-
дугам радовался. Ибо Европу он терпеть не мог и всю жизнь провёл
в ожидании момента, когда она "опять обратится всеми своими си-
лами и помыслами против России, почитаемой ею своим естест-
венным, прирожденным врагом". (41) Правда, Леонтьев был еще
радикальней, предлагая не ожидать, покуда Запад "обратится
против России", а самим обратиться против него, поскольку "раз-
рушение западной культуры сразу облегчит нам дело культуры в
Константинополе". (42) Но Леонтьев заслуживает отдельного
разговора.

Действительным основоположником славянофильского молодо-
гвардейства был, конечно, Николай Яковлевич Данилевский (и сам
даже Леонтьев, хоть и был лишь на восемь лет его моложе, охотно
признавал себя его учеником).


Если классики славянофильства жили в мире религиозной мета-
физики и мистического мессианства, мечтая об обновлении Европы
"живыми соками" Русской идеи, то, начиная с Данилевского, цент-
пал ьной темой, одушевлявшей второе поколение славянофилов, ста-
новится заимствованная у Официальной Народности геополитика. С
ним русский национализм окончательно становится не только впол-
не светской идеологией, но и единственным "производителем смы-
слов" для внешнеполитической ориентации страны.

Можно сказать, что Данилевский возродил николаевскую геопо-
литику — только без ее двусмысленности, заставлявшей политтехно-
логов Официальной Народности отчаянно метаться между охраной
легитимных правительств от революции и откровенным стремлени-
ем к сверхдержавное™. С Данилевским русский национализм сделал
свой выбор. И был этот выбор в пользу старого николаевского "броне-
поезда", простоявшего на запасном пути до самой Крымской войны (а
после неё и вовсе растаявшего в пореформенном тумане). Иными сло-
вами, хотя с тютчевской фантазией о "православном Папе в Риме" бы-
ло покончено, тютчевская же песнь о "всеславянском царе" станови-
лась неофициальным гимном молодой гвардии (Данилевский даже
сделал эти стихи эпиграфом к ключевой главе "России и Европы").

Вкратце мысль его сводилась к следующему: "Будучи чужда евро-
пейскому миру по своему внутреннему складу, будучи, кроме того,
слишком сильна и могущественна, чтобы занимать место одного из
членов европейской семьи, быть одною из великих европейских дер-
жав, — Россия не иначе может занять достойное себя и Славянства
место в истории, как став главою особой, самостоятельной политиче-
ской системы государств и служа противовесом Европе во всей её
общности и целостности". (43)

Выбор, как видим, был сделан в пользу сверхдержавности. По сто-
пам Погодина (и опережая, как мы еще увидим, вождя старой гвар-
дии Ивана Аксакова) Данилевский назвал свою "особую политиче-
скую систему" Всеславянским Союзом. Само собою разумеется,
под политическим водительством и гегемониею России". (44) Про-
стираться эта новая сверхдержава должна была, по его замыслу, "от
Адриатического моря до Тихого океана, от Ледовитого океана до Ар-
хипелага". (45) Имея в виду этот гигантский географический размах,
войти в неё, кроме славян, "должны, волею или неволею, и те несла-
вянские народности (греки, румыны, мадьяры), которых неразрыв-
но, на горе и на радость, связала с нами историческая судьба, втиснув
их в славянское тело". (46)


 

 

Патриотизм и национализм в России. 1825-1921


крушениеретроспективной утопии


 


А поскольку "Турция и Австрия потеряли всякий смысл, [т.е.]
умерли — и подобно всякому трупу, вредны в гигиеническом отноше-
нии, производя своего рода болезни и заразы" (47), их, естественно
придется с политической сцены, мягко выражаясь, устранить. Ко-
нечно же, такая "гигиеническая" операция предполагала тотальную
войну с Европой (по соображениям политкорректности Данилев-
ский, как правило, употребляет эвфемизм "борьба", хотя порою, как
мы еще увидим, и проговаривается). Но это обстоятельство его
нисколько не смущает. Напротив, "продолжительная, многократно
возобновляющаяся борьба с Европой <„.>посеет спасительное отчу-
ждение от того, что идет от врагов и тем более заставит ценить и
любить своё родное, исконно славянское". (48)

Очень полезна была бы для хорошего дела и добротная, полно-
ценная "патриотическая" истерия — в защиту, допустим, братьев-
сербов или родных словаков. Поскольку "если бы такое отношение к
чуждому европейскому и своему славянскому и перешло даже долж-
ную меру справедливости, перешло в исключительность и патриоти-
ческий фанатизм, - то на время и это было бы в высшей степени бла-
годетельно и целебно". (49)

"НЕИЗБЕЖНОСТЬ"

Данилевский совершенно уверен, что сама история не позволит Рос-
сии уклониться ни от этой благодетельной и целебной истерии, ни от
войны с Западом. Ибо "рано или поздно, хотим мы или не хотим, но
борьба с Европою неизбежна <...> из-за свободы и независимости
славян, из-за обладания Царырадом". И вообще "по мнению каждо-
го русского, достойного этого имени, [борьба эта] есть необходимое
требование её исторического призвания". (50)

Он не может не понимать, конечно, уязвимость своей позиции:
"Нас обвинят, может быть, в проповеди вражды, в восхвалении вой-
ны". (51) Но, защищается автор, "такое обвинение было бы неспра-
ведливо: мы не проповедуем войны, мы утверждаем лишь, и не толь-
ко утверждаем, но и доказываем, что борьба неизбежна, что хотя вой-
на [вот и проговорился!] очень большое зло, однако же не самое еще
большее, - что есть нечто гораздо худшее войны, от чего война может
служить лекарством, ибо не о хлебе едином жив будет человек". (52)

И потому не дай Бог России от этой перманентной войны уклонить-
ся. Ибо ей, "не исполнившей своего предназначения и тем самым по-
терявшей причину своего бытия, свою жизненную сущность, свою
идею
— ничего не останется, как бесславно доживать свой жалкий век,


пегнивать как исторический хлам <...> распуститься в этнографиче-
й материал <...> даже не оставив после себя живого следа". (53)

“КАТЕХИЗИС СЛАВЯНОФИЛЬСТВА"?

Я думаю, читатель уже может составить представление о том, как
необозримо далеко ушла молодая славянофильская гвардия от от-
цов-основателей движения. Молодогвардейцам не было нужды до-
искиваться до исторических и метафизических причин отличия
России от Европы: они с порога постулировали, что "Европа враж-
дебна России". Молодогвардейцы не утруждали себя доказательст-
вами религиозной избранности русского народа: военное могуще-
ство было для них вполне достаточным для этого основанием. Они
не размышляли о спасении человечества светом славянофильской
идеи: сверхдержавность и была, по их мнению Русской идеей. И
следа не осталось в них от былой славянофильской одухотворенно-
сти и романтики, один сухой, так и хочется сказать бухгалтерский,
расчёт сколько и чего приобретёт Россия от нового сверхдержавно-
го статуса.

Вот замечательный образец. "Всеславянский Союз, - объясняет
Данилевский, — должен бы состоять из следующих государств:

Русской империи с присоединением к ней всей Галиции и угор-
ской Руси.

Королевства Чехо-Мораво-Словакского <...> приблизительно с
9 000 000 жителей и 1800 кв. миль пространства.

Королевства Сербо-Хорвато-Словенского <...> с населением
приблизительно 8 000 000 на 4500 кв. милях пространства.

Королевства Болгарского с Болгарией, большей частью Румынии и
Македонии с 6 000 000 или 7 000 000 жителей и с лишком 3000 кв. миль.

Королевства Румынского с Валахиею, Молдавией, частью Буко-
вины и половиною Трансильвании <...> Это составило бы около
7 000 000 населения и более 3 000 кв. миль.

Королевства Эллинского <...> приблизительно 2800 или 3000 кв.
миль и с населением с лишком 4 000 000 жителей.

Королевства Мадьярского, т. е. Венгрии и Трансильвании, за от-
делением тех частей их, которые должны отойти к России, Чехии,
Сербии и Румынии; приблизительно с 7 000 000 жителей и около
иОО кв. миль пространства.

Царьградского округа с прилегающими частями Румынии и Ма-
°и Азии, окружающими Босфор, Мраморное море и Дарданеллы
"-> приблизительно с 2 000 000 народонаселения.


 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 279 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2160 - | 2048 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.