Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Патриотизм и национализм в России. 1825-1921. дневековой утопии. Оказывается — другую утопию, ничуть не менее средневековую





 


дневековой утопии. Оказывается — другую утопию, ничуть не менее
средневековую. Исходил он при этом из того же постулата, что пред-
лагает сегодня в книге "Русский путь" Алексей Подберезкин: "Любое
мироосознание должно быть выстрадано массой населения страны и
сложиться в повседневной рутинной жизни людей". (67) Только Ле-
онтьев, который был куда более глубоким мыслителем, нежели Дос-
тоевский, не говоря уже о Подберезкине, назвал это византизмом.
Имея в виду, что русская культура не просто "сложилась в повсе-
дневной рутинной жизни людей", но что она также бессознательно,
до самых корней пронизана анти-западной политической традици-
ей, доставшейся ей в наследство от Византии. Ибо "византийский
дух, византийские начала и влияния, как сложная ткань нервной
системы, проникают насквозь весь великорусский общественный
организм" (68) - от самых рутинных бытовых привычек до нацио-
нального самосознания.

В самом деле, — рассуждал Леонтьев, — "нас крестят по-византий-
ски; нас отпевают и хоронят по византийскому уставу. В церковь ли
мы идем, лоб ли дома крестим, царю ли на верность присягаем — мы
продолжаем византийские предания; мы являемся чадами византий-
ской культуры". (69) Это попросту выше нас и сильнее. Таким обра-
зом, в совершенно новой форме генетического кода, органического
строения самого национального духа, вновь выплывает вдруг на по-
верхность словно бы навсегда уже затонувшая славянофильская Ат-
лантида, тот первозданный материк народной культуры, в котором
по-прежнему задана наперед вся историческая программа народа А
как же иначе, если именно "византийские идеи и чувства сплотили в
одно тело полудикую Русь", если "византизм дал нам силу пережить
татарский погром и данничество", если "под его знаменем... мы, ко-
нечно, будем в силах выдержать натиск и целой интернациональной
Европы, если б она осмелилась когда-нибудь предписать нам гниль и
смрад своих новых законов о мелком земном всеблаженстве, о зем-
ной радикальной всепошлости"? (70)

Леонтьев здесь как бы отвечает Достоевскому — и Подберезкину.
Для них "народная правда", сложившаяся "в повседневной рутинной
жизни" православного народа, хороша тем, что она нравственна и в
конечном счете совпадает с идеалом абсолютного Добра. Леонтьеву
нет дела до Добра. И до нравственности, как мы видели, тоже. Он
уверен, что "без страха и насилия у нас все пойдет прахом". (71) И по-
тому его "народная правда" проста и цинична. Она совпадает с кре-
постным правом, с самодержавием и с деспотизмом. "Дворянин при-


вык начальствовать над крестьянином... Мужик привык испокон ве-
ку повиноваться господам... И все русские люди, начиная от послед-
него батрака, давно знали и знают теперь, что они повинуются одно-
му и тому же Самодержавному Государю". (72)

Это в ней, в народной правде записано, согласно Леонтьеву, что
самодержавное государство "обязано быть грозным, иногда жесто-
ким и безжалостным, должно быть сурово, иногда и до свирепости".
(73) И самое главное, что "русская нация специально не создана для
свободы".
(74) Достоевский, как мы помним, заклинал русскую ин-
теллигенцию "преклониться перед правдою народною <...> даже в
том ужасном случае <...>" — так вот он вам, этот "ужасный случай", -
уличает его Леонтьев. Готовы вы принять такую правду?

Но не был бы Леонтьев "самым острым умом, рожденным рус-
ской культурой в XIX веке", когда б ограничился этим, по его собст-
венному выражению, "историческим фатализмом". Для Достоевско-
го, как и для Подберезкина, как, впрочем, и для всех "национально-
ориентированных", то, что "сложилось в повседневной рутинной
жизни людей", пусть оно и почерпнуто хоть из Четьи-Миней - за-
кон. Высший и непреложный. Так было, так будет. Традиция неотме-
нима, неоспорима. Движения истории, исторического творчества
для них не существует. И если б наследие Леонтьева сводилось лишь
к этому тривиальному традиционализму, то, при всей колоритности
его высказываний, едва ли кто-нибудь назвал бы его пророком. И
крупным мыслителем не назвали бы тоже, не говоря уже о сравнении
с Герценом или с Ницше.

В том-то и дело, что при всем своем "историческом фатализме"
Леонтьев понимал, что история движется. Конечно, и в его самодер-
жавной утопии, как и у Бакунина и у Достоевского, присутствует чу-
жеродный верхний слой, подлежащий "сдиранию". Здесь он сохра-
няет абсолютную верность традиционной методологии мышления
всякого "национально-ориентированного" интеллигента. Только у
него в этой роли выступает не "германская правительственная систе-
ма", как у Бакунина, и не "чужой народик", как у Достоевского, а ре-
жим, допустивший, чтобы "вековой сословие-корпоративный строй
жизни [был] разрушен эмансипационным процессом". В этом смыс-
ле консерватор Леонтьев предстает перед нами радикалом и револю-
ционером ничуть не меньше Бакунина.

В противоположном, конечно, смысле. Если Бакунин исходит из
того, что в Четьи-Минеях записано "историческое чувство свободы",
т° Для Леонтьева записан в них, как мы видели, "византийский" дес-


 

пророчества

 

Патриотизм и национализм в России. 1825-1921


 


потизм. Но вот этот-то дорогой его сердцу деспотизм как раз и раз-
мывался на глазах под напором "буржуазного европеизма". Вот отку-
да у Леонтьева это постоянное трагическое ощущение ужаса перед
"дальнейшим ходом либерального гниения, долженствующим разре-
шиться, вероятно, очень быстро торжеством нигилистической про-
поведи", ибо "нет народа, который нельзя было бы развратить". (75)

Короче говоря, не устраивает Леонтьева режим, отравленный "по-
лулиберальным славянофильством", по собственной воле отказав-
шийся от необходимых "грозности" и "свирепости" и подписавший,
таким образом, смертный приговор себе — и самодержавной России.
Те, кто внимательно читал Леонтьева, заметят, что многократно упо-
миная "Самодержавных Государей", он ни разу не упомянул в этом
ряду Александра II. Страстно защищая византизм как наследствен-
ный код страны, Великую реформу, эту, чужую по его мнению, стра-
ницу русской истории, он попросту вымарывает. Вот посмотрите:
"Как мы отречемся от того душевного наследия, от тех вековых при-
вычек, которые перешли преемственно к нашему народу и к правя-
щим классам нашим от времен Михаила Федоровича, Петра I, Екате-
рины II и Государя Николая Павловича? Как мы от них отречемся?
Мы не можем, не разрушая Россию, заставить организм ее иметь дру-
гих предков, принять не тот тип, который он от них наследовал". (76)

Два полностью отрицающих друг друга утверждения ("изменить
наследственный код народа невозможно" и "либеральное гниение",
которое несет "скорое торжество нигилистической проповеди", то
есть как раз радикальное изменение этого кода) соседствуют в его
текстах на каждом шагу. И что еще может следовать из этого парадо-
ксального соседства, кроме совершенно очевидного заключения,
которое при всей своей отваге Леонтьев так никогда и не решился
выговорить вслух: полулиберальный режим Александра II способст-
вовал "торжеству нигилистической проповеди"?

Вот почему вся его работа была на самом деле бунтом против
режима пореформенной России, яростной проповедью революции,
если угодно. Консервативной, разумеется, но все-таки революции.

ПРОРОЧЕСТВО КОНСТАНТИНА ЛЕОНТЬЕВА. 1880-е
Нет сомнения, что задача перед ним стояла головоломная. Во всяком
случае, несопоставимо более сложная, нежели та, с которой имели
дело Бакунин и Достоевский. Те свято верили в первоэлемент славя-
нофильской методологии мышления, в то же самое, во что верят се-
годня, скажем, Зюганов или его бывший идейный наставник Подбе-


резкий: в неразрушимость наследственного политического кода
страны. Конечно, их представления о "народной правде", о том, что
Зюганов зовет сегодня по-модному "народным менталитетом", раз-
личались кардинально, были, как мы видели, противоположны. Но
методология-то оставалась прежней. И она делала их задачу элемен-
тарной: достаточно содрать "чужеродный слой" — и вулканическая
лава "народного менталитета" вырвется наружу.

Леонтьеву все эти инфантильные мифы были смешны. Он не ве-
рил в неразрушимость первоэлемента — тот разрушался на глазах,
фундамент русского византизма неотвратимо разъедала "либераль-
но-буржуазная" ржавчина. И ужас был в том, что разрушало его то
самое священное для него самодержавие, без которого он не мог
представить себе Россию. Поэтому руки у него были связаны. Он не
мог просто восстать против режима, как Бакунин (или как Зюганов).
Он должен был с режимом этим работать, заставить его каким-то об-
разом изменить самоубийственную политику, предложить программу
националистической контрреформы. И не половинчатой, на
которую только и оказались способны бюрократы Александра III, a
радикальной, так сказать, ре-византинизации России, т.е. полного —
и необратимого — возвращения ее в средневековье.

Теперь задача Леонтьева может быть сформулирована очень кон-
кретно. Ему предстояло убедить глубоко охранительное правительст-
во, для которого сама идея "революции" была синонимом катастро-
фы, в необходимости этой самой революции. Попробуйте прикинуть
масштабы этой задачи, и вы тотчас убедитесь, что она и впрямь была
головоломной.

Одно уже то, что Леонтьев за нее взялся, свидетельствует: как по-
литический мыслитель он был на голову выше и Бакунина, и Досто-
евского (о Подберезкине и речи нет). Прав Гаспарини, когда говорит,
что "отвага его мысли была беспримерна даже для России, где люди
вообще не робки". (77) Разумеется, программа "ре-византинизации"
включала и массу тривиальных, с точки зрения славянофильства вто-
рого призыва, лозунгов. Например: долой интеллигенцию! Ибо "гни-
лой Запад — да, гнилой, так и брызжет, так и смердит отовсюду, где
только интеллигенция наша пробовала воцаряться". (78) Или: долой
всеобщую грамотность и вообще просвещение! Ибо "обязательная
грамотность только тогда принесет хорошие плоды, когда помещики,
чиновники, учителя сделаются все еще гораздо более славянофила-
Ми> нежели они сделались под влиянием нигилизма, польского мяте-
Жа и европейской злобы". (79)


 

 

Три пророчества





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 256 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2538 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.