Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


’адис 194. јргумент в пользу об€зательности азана и икамы.




ѕередают со слов ћалика ибн аль-’увейриса: Ђ¬ свое врем€ € пришел к ѕророку, мир ему и благословение јллаха, с несколькими своими соплеменниками, и мы прожили у него двадцать дней. ќн был добр и м€гок с нами. ”видев, что мы стали тосковать по своим семь€м, он сказал: "¬озвращайтесь к ним и живите там, учите их и совершайте намаз.  огда врем€ намаза застанет вас в пути, пусть один из вас призовет на намаз, а старший - руководит им"ї. Ётот хадис передали аль-Ѕухари, ћуслим, јхмад, јбу ƒавуд, ат-“ирмизи, ан-Ќасаи и »бн ћаджа.

 омментарий:

Ќа этот хадис опираютс€ богословы, которые считают призыв на намаз и объ€вление о начале намаза об€зательными, поскольку именно это подразумеваетс€ под приказом ѕророка, мир ему и благословение јллаха.

»звестно, что правоведы высказывали разные мнени€ по этому поводу. јбу ’анифа и аш-ЎафиСи считали, что оба эти предписани€ нос€т желательный характер. јхмад и ћалик считали их об€зательными. ѕередают, что этого мнени€ придерживались также Сјта, ƒавуд, аль-јузаСи, ћуджахид и др. ћуджахид считал, что невыполнение одного из этих предписаний делает намаз недействительным. јль-јузаСи полагал, что повтор€ть такой намаз нужно только в том случае, если отведенный дл€ него срок еще не истек. Сјта считал, что повтор€ть его нужно тогда, когда призыв на намаз или объ€вление о его начале были пропущены преднамеренно. ћногие другие богословы считали оба поступка коллективной об€занностью, т.е. если одни мусульмане призвали на намаз, то другие освобождаютс€ от этой об€занности.

Ёто мнение подтверждаетс€ целым р€дом сообщений о том, что ѕосланник јллаха, мир ему и благословение јллаха, приказывал своим муэдзинам призывать на намаз. ѕомимо этого, из жизнеописани€ ѕророка, мир ему и благословение јллаха, известно, что он регул€рно приказывал призывать на каждый об€зательный намаз и объ€вл€ть о его начале - спуст€ некоторое врем€ после переселени€ в ћедину и вплоть до самой смерти. ќн не отступал от этого ни во врем€ пребывани€ в городе, ни во врем€ походов. —огласно некоторым источникам, единственным исключением из этого €вл€етс€ намаз, совершенный им в долине ћуздалифа, когда он совершил два намаза без призыва на них и объ€влени€ об их начале. ќднако эти сообщени€ довольно спорны, поскольку ћуслим передал со слов ƒжабира, что в ћуздалифе он совершил два намаза с одним призывом и двум€ объ€влени€ми, как и в долине јрафат. ѕоэтому мы не можем опиратьс€ на спорное сообщение, опроверга€ тем самым то, как ѕосланник јллаха, мир ему и благословение јллаха, поступал все остальное врем€.

¬ пользу того, что призыв на намаз €вл€етс€ об€зательным, также свидетельствует хадис јбу ад-ƒаржы о том, что ѕосланник јллаха, мир ему и благословение јллаха, сказал: Ђ≈сли трое живут в одном селении, но не призывают на намаз и не совершают намаз вместе, то ими овладел сатана. ƒержись вместе с мусульманами, потому что волк сжирает отбившуюс€ от стаи овцуї. Ётот хадис передал јхмад, и аль-јлбани назвал цепочку его рассказчиков хорошей. —м. Ђјхкам аль-јзан ва аль-»камаї, с. 13.

Ќаконец, известно, что во времена ѕосланника јллаха, мир ему и благословение јллаха, сподвижники не сражались с жител€ми сел и городов, в которых призывали на намаз. јль-Ѕухари и јхмад передали со слов јнаса: Ђ огда ѕророк, мир ему и благословение јллаха, отправл€лс€ с нами в военный поход, он не нападал на племена и дожидалс€ наступлени€ утра. ≈сли он слышал призыв на намаз, то не трогал этих людей, а если нет, то атаковал ихї.

ћежду тем, в отношении женщин призыв на намаз не €вл€етс€ об€зательным, и этого мнени€ придерживались большинство ученых. јль-Ѕейхаки передал со слов Сјбдуллаха ибн С”мара: Ђ∆енщины не об€заны призывать на намаз и объ€вл€ть о его началеї. ÷епочка рассказчиков этого сообщени€ достоверна до »бн С”мара. ≈го восход€щую версию передали аль-Ѕейхаки и »бн Сјди со слов јсмы бинт јбу Ѕакр, однако среди ее рассказчиков был аль-’акам ибн Сјбдуллах аль-јйли, признанный очень слабым. —м. ЂЌейл аль-јутарї, т. 2, с. 339.

 

ѕо поводу законности объ€влени€ о начале намаза женщинами богословы тоже высказывали разные мнени€. »мам јхмад считал это нежелательным, однако некоторые другие полагали, что если женщины собрались на коллективный намаз, то дл€ них желательно только объ€вить о его начале. Ёту точку зрени€ раздел€л шейх ћухаммад ибн —алих. —м. ЂЎарх аль-ћумтиСї, т. 2, с. 39.

 

¬ отношении того, кто совершает намаз в уединении, призыв на намаз считаетс€ желательным. Ёто мнение подтверждаетс€ целым р€дом достоверных хадисов. ѕередают со слов С”кбы ибн Сјмира, что ѕосланник јллаха, мир ему и благословение јллаха, сказал: Ђ¬аш ¬семогущий и ¬еликий √осподь удивл€етс€ пастуху, который, будучи на вершине холма, призывает на намаз и молитс€. ¬семогущий и ¬еликий јллах говорит: "ѕосмотрите на ћоего раба: он призывает на намаз и молитс€ из страха передо ћной. я уже простил ћоего раба и ввел его в –ай"ї. Ётот хадис передали јхмад, јбу ƒавуд и ан-Ќасаи.

¬ другом хадисе сообщаетс€, что ѕророк, мир ему и благословение јллаха, сказал: Ђ≈сли врем€ намаза застало мужчину в пустыне, пусть он совершит омовение. ≈сли же он не найдет воды, пусть очиститс€ песком. ≈сли после этого он объ€вит о начале намаза, то с ним помол€тс€ два ангела, наход€щиес€ р€дом с ним. ≈сли же он призовет на намаз, а затем объ€вит о его начале, то за ним помол€тс€ столько воинов јллаха, что их нельз€ будет объ€ть взоромї. Ётот хадис передали Сјбд ар-–аззак и аль-Ѕейхаки со слов —алмана. Ўейх аль-јлбани назвал оба хадиса достоверными, причем последний из них отвечает требовани€м шести авторитетных знатоков хадисов. ќпира€сь на эти хадисы, богословы шафиитского и ханифитского толков считали, что призывать на намаз желательно, если человек молитс€ в одиночестве. —м. Ђјхкам аль-јзан ва аль-»камаї, с. 38.

 

»з последнего хадиса также следует, что в отношении мол€щегос€ в одиночестве объ€вление о начале намаза €вл€етс€ не об€зательным, а желательным.   такому выводу мы приходим из того, что ѕророк, мир ему и благословение јллаха, упом€нул об объ€влении в условном придаточном предложении, а не в повелительной форме, как это было в случае омовени€ или очищени€ песком.

≈динственным свидетельством в пользу обратного может быть хадис, переданный ат-“ирмизи со слов –ифаСа ибн –афиС: Ђќднажды ѕосланник јллаха, мир ему и благословение јллаха, сидел в мечети, и мы находились возле него. “ут в мечеть вошел мужчина, похожий на бедуина. ќн совершил намаз очень быстро, после чего повернулс€ и поприветствовал ѕророка, мир ему и благословение јллаха. ќн сказал: "» тебе того же! ј теперь вернись и помолись, потому что ты не совершил намаз". ћужчина вернулс€ и совершил намаз, а затем снова подошел и поприветствовал его. ќн сказал: "» тебе того же! ј теперь вернись и помолись, потому что ты не совершил намаз". Ёто повторилось два или три раза. ¬с€кий раз он подходил и приветствовал ѕророка, мир ему и благословение јллаха, миром, а он отвечал ему: "» тебе того же! ј теперь вернись и помолись, потому что ты не совершил намаз". Ћюди испугались и взволновались оттого, что короткий намаз не засчитываетс€. Ќаконец, мужчина сказал: "ѕокажи мне и научи мен€, ведь € - всего лишь человек, который поступает правильно и ошибаетс€". ќн сказал: "’орошо.  огда встаешь на намаз, соверши омовение, как тебе приказал јллах. ѕотом произнеси свидетельство и объ€ви о начале намаза. ≈сли ты знаешь наизусть что-нибудь из  орана, то прочти это; если же нет, то воздай хвалу јллаху, возвеличь ≈го и засвидетельствуй ≈го единство. ѕотом соверши по€сной поклон и пробудь в таком положении некоторое врем€. ѕотом выпр€мись полностью, потом соверши земной поклон полностью, потом с€дь и пробудь в таком положении некоторое врем€. ѕосле этого вставай, и если ты будешь поступать так, то твой намаз будет полноценным. ≈сли же в этом чего-либо не будет доставать, то твой намаз будет несовершенным". Ёти слова сподвижники восприн€ли легче, чем предыдущие, поскольку стало €сно, что неполноценное совершение некоторых действий делает намаз несовершенным, но не разрушает его полностьюї.

¬ этом хадисе содержитс€ приказ объ€вл€ть о начале намаза, если даже человек молитс€ отдельно, однако его достоверность вызывает сомнение. ƒело в том, что рассказчик по имени …ахйа ибн Сјли рассказывал его со слов своего деда - известного сподвижника …ахйи ибн ’аллада аз-«ураки. ћежду тем, его отец Сјли ибн …ахйа пересказывал этот хадис, не упомина€ объ€вление о начале намаза. ¬ таком виде этот хадис рассказывали ƒавуд ибн  ейс, ћухаммад ибн Сјджлан, ћухаммад ибн Сјмр, »схак ибн Сјбдуллах ибн јбу “альха, а также ћухаммад ибн »схак. “аким образом, данный хадис противоречит другим достоверным сообщени€м и €вл€етс€ слабым, несмотр€ на то, что ат-“ирмизи назвал его хорошим. » пока не доказано обратное, мы можем утверждать, что объ€вление о начале намаза в отношении того, кто молитс€ отдельно, желательно. —м. Ђјхкам аль-јзан ва аль-»камаї, с. 83-84.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 355 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

1968 - | 1753 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.