Передают со слов ‘Абдуллаха ибн Зейда ибн ‘Абд Раббиха: «Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, принял решение бить в колокол, - хотя это ему было неприятно, потому что именно так поступали христиане, - во сне ко мне явился мужчина, на котором было два зеленых покрывала. В руках он нес колокол, и я спросил его: "О раб Аллаха! Не хочешь ли ты продать колокол?" Он спросил: "А что ты будешь делать с ним?" Я сказал: "С его помощью мы будем призывать людей на намаз". Он сказал: "Не подсказать ли тебе нечто лучшее?" Я ответил: "Конечно". Он сказал: "Тебе следует сказать: "Аллах превелик! Аллах превелик! Аллах превелик! Аллах превелик! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад - Посланник Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад - Посланник Аллаха! Спешите к намазу! Спешите к намазу! Спешите к успеху! Спешите к успеху! Аллах превелик! Аллах превелик! Нет божества, кроме Аллаха!" Затем он помедлил некоторое время, после чего сказал: "Затем тебе следует сказать: "Аллах превелик! Аллах превелик! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад - Посланник Аллаха! Спешите к намазу! Спешите к успеху! Намаз начинается! Намаз начинается! Аллах превелик! Аллах превелик! Нет божества, кроме Аллаха!" На утро я пришел к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и рассказал ему о своем сновидении. Он сказал: "Этот сон окажется вещим, если на то будет воля Аллаха. Ступай вместе с Билалом и расскажи ему о своем сновидении, потому что его голос выше твоего". Я встал вместе с Билалом. Я начал говорить ему эти слова, а он стал призывать людей к намазу. ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, услышал это, находясь в своем доме. Он вышел, волоча за собой накидку, и сказал: "Клянусь Тем, Кто отправил тебя с истиной! Я увидел во сне такой же сон". Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Хвала Аллаху!"» Этот хадис передали Ахмад и Абу Давуд. Ат-Тирмизи и Ибн Хузейма назвали его достоверным, и в такой форме он встречается у ат-Тирмизи.
Комментарий:
Слова «Аллах превелик!» указывают на существование Всевышнего Аллаха, на атрибуты Его могущества и величия. Свидетельство о том, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, указывает на чистое единобожие и пророческую миссию пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, а также отвергает многобожие. Призыв к успеху напоминает о воскрешении и воздаянии. По мнению богословов, смысл азана заключается в том, что намаз является символом ислама и выражением единобожия. Призывая к намазу, муэдзин сообщает о наступлении времени молитвы и созывает верующих на коллективный намаз. См. «Тайсир аль-‘Аллам», т. 1, с. 152.
В пречистой сунне неоднократно подчеркивается превосходство этого обряда. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если бы люди знали, какая награда обещана за призыв на намаз и совершение намаза в первом ряду, а затем не нашли бы иного способа, кроме как бросить из-за этого жребий, то они сделали бы это. Если бы они знали, что им уготовано за совершение намаза в начале отведенного для него времени, то поспешили бы с ним. Если бы они знали, что им уготовано за вечерний и рассветный намазы, то приходили бы на них даже ползком».
Тот, кто призывает на намаз, получает большую награду, которая упоминается во многих достоверных преданиях. Передают со слов ‘Укбы ибн ‘Амира, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ваш Великий и Могучий Господь удивляется пастуху, который, будучи на вершине холма, призывает на намаз и молится. Великий и Могучий Аллах говорит: "Посмотрите на Моего раба: он призывает на намаз и молится из страха передо Мной. Я уже простил Моего раба и ввел его в Рай"». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и ан-Насаи, и аль-Албани назвал его достоверным. См. «Ахкам аль-Азан ва аль-Икама», с. 38.
Передают со слов Му‘авийи, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, в День воскресения самые длинные шеи будут у муэдзинов». Этот хадис передали Ахмад, Муслим и Ибн Маджа.
В другом хадисе, рассказанном со слов Абу Хурейры, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, муэдзину грехи прощаются настолько, насколько распространяется его голос. Его слова подтверждают все свежее и сухое, что слышит его голос, а присутствующие с ним на намазе поднимаются на двадцать пять ступеней». Этот хадис передал Ахмад, и аль-Албани назвал его хорошим. См. «Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир» (1929).
В хадисе ‘Абдуллаха ибн ‘Абд ар-Рахмана ибн Са‘са‘а сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри сказал ему: «Я вижу, что тебе нравится пасти овец в пустыне. Когда ты окажешься посреди пустыни, призывай на намаз погромче. Поистине, все люди, джинны и любые другие твари, которые слышат голос муэдзина, будут свидетельствовать в его пользу в День воскресения». Абу Са‘ид сказал, что он слышал это от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, ан-Насаи и Ибн Маджа.
Удивительная история возникновения призыва на намаз приводится во многих сборниках хадисов. Аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи и ат-Тирмизи передали со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара: «Когда мусульмане приехали в Медину, они стали собираться вместе и дожидаться наступления времени намаза. Тогда никто из них еще не призывал на намаз. Однажды они принялись обсуждать, как оповещать о наступлении времени намаза. Одни предложили бить в колокола, как это делали христиане. Другие посоветовали трубить в рог, как это делали иудеи. ‘Умар же сказал: «Почему вам не назначить кого-нибудь, кто будет возвещать призыв на намаз?» Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Билал, встань и призови на намаз».
Богословы отмечали, что тот призыв отличался от призыва, которому впоследствии ангел обучил ‘Абдуллаха ибн Зейда. В те дни Билал громко кричал: «Собирайтесь на намаз!» Так продолжалось до тех пор, пока однажды кто-то из мусульман не начал перед наступлением намаза бить в колокол. Об этом сообщается в хадисе, переданном Ахмадом и Абу Давудом со слов Му‘аза ибн Джабала. Аль-Албани назвал его достоверным благодаря подтверждающим его свидетельствам. См. «Ахкам аль-Азан ва аль-Икама», с. 10.
После этого ‘Абдуллах ибн Зейд и ‘Умар ибн аль-Хаттаб увидели удивительный сон, и мусульмане стали возвещать призыв на намаз в той форме, в которой он дошел до нас. Следует отметить, что во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, христиане Аравии вместо обычного в нашем понимании колокола использовали большое полено, по которому били палкой меньших размеров. Об этом сообщил Ибн аль-Асир. См. «ан-Нихайа фи Гариб аль-Хадис», т. 5, с. 106.