Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»ррационализм отвергал логические св€зи в природе, воспри€тие окружающего мира как целостной и закономерной системы, критиковал диалектику √егел€ и саму идею развити€.




ќсновна€ иде€ иррационализма заключаетс€ в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развити€, не подконтролен разуму и подчин€етс€ другим движущим силам, например аффектам, воле.

¬идным представителем иррационализма €вл€лс€ јртур Ўопенгауэр (1788 Ч 1860). ¬ своем творчестве он выступал против диалектики и историзма √егел€, призывал вернутьс€ к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определ€ющей все в окружающем мире €вл€етс€ вол€.

¬ своей книге "ћир как вол€ и представление" философ выводит логический закон достаточного основани€. —огласно данному закону истинна€ философи€ должна исходить не из объекта (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представлени€,которое €вл€етс€ фактом сознани€.

¬ свою очередь, представлени€ (а не объективна€ действительность и не познающий субъект) дел€тс€ на объект и субъект. »менно в основе объекта представлений и лежит закон достаточного основани€, который распадаетс€ на четыре самосто€тельных закона:

Х закон быти€ Ч дл€ пространства и времени;

Х закон причинности Ч дл€ материального мира;

Х закон логического основани€ Ч дл€ познани€;

Х закон мотивации дл€ действий человека.

“аким образом, окружающий мир (представление объекта) сводитс€ к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации.

ѕредставление субъекта не имеет такой сложной структуры. —ознание человека осуществл€ет познавательный процесс через представление субъекта путем:

Х непосредственного познани€;

Х отвлеченного (рефлективного) познани€;

Х интуиции.

÷ентральным пон€тием философии Ўопенгауэра €вл€етс€ вол€. ¬ол€, по Ўопенгауэру, - абсолютное начало, корень всего сущего, идеальна€ сила, способна€ определ€ть все сущее и вли€ть на него. ¬ол€ также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздани€.

¬ол€:

Х лежит в основе сознани€;

Х €вл€етс€ всеобщей сущностью вещей.

ѕри объ€снении воли как всеобщей сущности вещей Ўопенгауэр опираетс€ на кантианство, а именно на теорию  анта, в силу которой в сознании отражаютс€ (аффицируютс€) лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренн€€ сущность €вл€етс€ неразрешенной загадкой ("вещью в себе").

Ўопенгауэр использует данную теорию с позиций волюнтаризма:

Х окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека;

Х сущность же мира, его вещей, €влений есть не "вещь в себе", а вол€;

Х мир €влений и мир сущности €вл€ютс€, соответственно, миром представлений и миром воли;

Х точно так же, как вол€ человека определ€ет его поступки, так и действующа€ во всем мире всеобща€ вол€, вол€ предметов и €влений вызывает внешние событи€ в мире, движение предметов, возникновение €влений;

Х вол€ присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде "бессознательной", "дремлющей" воли;

Х окружающий мир по своей сущности есть реализаци€ воли.. ѕомимо проблемы воли Ўопенгауэр рассматривает и иные

"насущные" философские проблемы Ч человеческой судьбы, свободы, необходимости, возможностей человека, счасть€. ¬ целом взгл€д философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Ќесмотр€ на то, что в основу человека и его сознани€ Ўопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой.

—удьба человека находитс€ во всеобщем мировом хаосе вещей и €влений и подчин€етс€ всеобщей необходимости. ¬ол€ отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавл€етс€ ей. Ўопенгауэр не верит в человеческое счастье.

‘илософи€ Ўопенгауэра (его учение о четверо€ком законе достаточного основани€, волюнтаризм, пессимизм и др.) была не пон€та и не прин€та многими из его современников и не имела большой попул€рности, однако она сыграла большую роль в развитии неклассической идеалистической философии (иррационализма, символизма, "философии жизни") и позитивизма. 4. ѕродолжателем философских традиций Ўопенгауэра был ‘ридрих Ќицше (1844 - 1900). Ќицше считаетс€ основоположником родственной иррационализму "философии жизни".

—тержневым пон€тием данной философии €вл€етс€ пон€тие жизни, котора€ понимаетс€ как мир в аспекте его данности познающему субъекту, единственна€ реальность, существующа€ дл€ конкретного человека.

÷ель философии, по Ќицше, Ч помочь человеку максимально реализовать себ€ в жизни, приспособитьс€ к окружающему миру.

¬ основе как жизни, так и окружающего мира лежит вол€. Ќицше выдел€ет несколько видов воли человека:

Х "вол€ к жизни";

Х вол€ внутри самого человека ("внутренний стержень");

Х неуправл€ема€, бессознательна€ вол€ - страсти, влечени€, аффекты;

Х "вол€ к власти".

ѕоследней разновидности воли Ч "воле к власти" Ч философ удел€ет особое внимание. ѕо Ќицше, "вол€ к власти" в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. ѕо своей природе "вол€ к власти" близка к инстинкту самосохранени€, €вл€етс€ внешним выражением спр€танного внутри человека стремлени€ к безопасности и движущей силой многих поступков человека. “акже согласно Ќицше каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно стремитс€ к расширению своего "я" во внешнем мире, экспансии "я".

‘илософи€ Ќицше (особенно ее главные идеи Ч высшей ценности дл€ человека жизни, "вол€ к жизни", "вол€ к власти") была предшественницей р€да современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жизни Ч прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др. 5. ¬ильгельм ƒильтей (1833 - 1911) также принадлежал к числу представителей направлени€ "философии жизни".

ƒильтей подверг критике философию √егел€, в которой все многообразие окружающего мира и уникальность человеческой жизни сводились к мышлению (идее). ¬место мышлени€ (идеи) ƒильтей предложил в основу философии положить пон€тие "жизнь".

∆изнь Ч способ быти€ человека в мире. ∆изнь обладает такими признаками, как:

Х целостность;

Х наличие многообразного духовного начала;

Х неразрывное единство с высшим миром.

—огласно ƒильтею философи€ должна прекратить "схоластические" дискуссии о материи, сознании, диалектике и др. и сосредоточить все внимание на изучении жизни как особого феномена во всех ее про€влени€х.

“акже ƒильтей удел€л большое внимание социально-политическим проблемам и вопросу истории. ‘илософ отвергал концепции, согласно которым истори€ Ч предопределенный и закономерный процесс, идущий в сторону прогресса. ѕо ƒильтею, истори€ Ч цепь случайностей, хаос, омут, который зат€гивает в себ€ как отдельного человека, так и целые народы. ¬ли€ть на ход истории невозможно.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1158 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—туденческа€ общага - это место, где мен€ научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. ј майонез - это вообще десерт. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2168 - | 2088 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.