Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–азвитие философии экзистенциализма (∆.-ѕ. —артр, ј.  амю).




Ёкзистенциализм - философи€ существовани€, под существованием понимаетс€ внутреннее бытие человека, его чувства и переживани€, его страсти и настроени€. ¬ период после второй мировой войны развиваетс€ во ‘ранции идеи экзистенциализма нашли отражение в художественных произведени€х и философских трудах ј.  амю (1913-198ќ) и ∆. ѕ. —артра (19ќ5-198ќ). ј.  амю в своем произведении "ћиф о —изифе. Ёссе јбсурда" пишет, что мир вообще и религи€, в частности, равно абсурдны. ÷ентральной проблемой экзистенциализм считает вопрос о сущности человека. —уществование предшествует сущности, и человек обретает свою сущность сам, сам проектирует и реализует себ€. » в этом смысле он свободен. Ѕольше того, как утверждал ∆. ѕ. —артр, человек "обречен быть свободным", поскольку никто за него не может осуществл€ть выбор линии поведени€, выбор своего "я". ќтсюда вытекает ответственность человека и за свои поступки, и даже за то, что его превращение в подлинного человека не состо€лось. “аким образом, экзистенциализм провозглашает активность человека, его свободу. ќсобое место в экзистенциализме занимает проблема поиска смысла жизни, достижени€ ее сущности, котора€ раскрываетс€ лишь через столкновение со смертью, в ситуаци€х, которые  . ясперс назвал пограничными, причем само существование характеризуетс€ в экзистенциализме как трагичное прежде всего потому, что оно конечно. —обственное существование переживаетс€ перед лицом опасности, в страхе перед неизвестным или в таких Ђпограничных ситуаци€хї по ясперсу, как любовь, смерть, страдание. ¬ самом деле, именно в опасные дл€ жизни критические ситуации раскрываетс€ человек.

‘илософи€ постмодернизма.

ѕостмодернизм представл€ет собой относительно недавнее €вление: его возраст составл€ет около четверти века. ќн €вл€етс€ прежде всего культурой постиндустриального, информационного общества. ¬ целом постмодернизм предстает сегодн€ как особое духовное состо€ние и умонастроение, как образ жизни и культура и даже как нека€ эпоха, котора€ пока еще только начинаетс€ и котора€, видимо, станет переходной.

ѕостмодернистска€ философи€ противопоставл€ет себ€ прежде всего √егелю, вид€ в нем высшую точку западного рационализма и логоцентризма. ¬ этом смысле ее можно определить как антигегель€нство. √егелевска€ философи€, как известно, покоитс€ на таких категори€х, как бытие, единое, целое, универсальное, абсолютное, истина, разум и т.д. ѕостмодернистска€ философи€ подвергает все это резкой критике, выступа€ с позиций рел€тивизма.

Ќепосредственными предшественниками постмодернистской философии €вл€ютс€ ‘. Ќицше и ћ. ’айдеггер. ѕервый из них отверг системный способ мышлени€ √егел€, противопоставив ему мышление в форме небольших фрагментов, афоризмов, максим и сентенций. ќн выступил с идеей радикальной переоценки ценностей и отказа от фундаментальных пон€тий классической философии, сделав это с позиций крайнего нигилизма, с утратой веры в разум, человека и гуманизм. ¬ частности, он выразил сомнение в наличии некоего Ђпоследнего фундаментаї, именуемого обычно бытием, добравшись до которого мысль будто бы приобретает прочную опору и достоверность. ѕо мнению Ќицше, такого быти€ нет, а есть только его интерпретации и толковани€. ќн также отверг существование истин, назвав их Ђнеопровержимыми заблуждени€миї. Ќицше нарисовал конкретный образ постмодернистской философии, назвав ее Ђутреннейї или Ђдополуденнойї. ’айдеггер продолжил линию Ќицше, сосредоточив свое внимание на критике разума. –азум, по его мнению, став инструментальным и прагматическим, выродилс€ в рассудок, Ђисчисл€ющее мышлениеї, высшей формой и воплощением которого стала техника. ѕоследн€€ не оставл€ет места дл€ гуманизма. Ќа горизонте гуманизма, как полагает ’айдеггер, неизменно по€вл€етс€ варварство, в котором Ђмножатс€ вызванные техникой пустыниї.

Ёти и другие идеи Ќицше и ’айдеггера наход€т дальнейшее развитие у философов-постмодернистов. Ќаиболее известными среди них €вл€ютс€ французские философы ∆. ƒеррида, ∆. ‘. Ћиотар и ћ. ‘уко, а также италь€нский философ ƒж. ¬аттимо.

ѕостмодернизм в философии находитс€ в русле тенденции, возникшей в результате Ђлингвистического поворотаї (ƒж. –. —Єрль), осуществленного западной философией в первой половине XX столети€. Ётот поворот с наибольшей силой про€вилс€ сначала в неопозитивизме, а затем в герменевтике и структурализме. ѕоэтому постмодернистска€ философи€ существует в двух основных своих вариантах - постструктуралистском и герменевтическом. Ќаибольшее вли€ние она испытывает со стороны ‘. Ќицше, ћ. ’айдеггера и Ћ. ¬итгенштейна.

¬ методологическом плане постмодернистска€ философи€ опираетс€ на принципы плюрализма и рел€тивизма, согласно которым в реальной действительности постулируетс€ Ђмножественность пор€дковї, между которыми невозможно установление какой-либо иерархии. ƒанный подход распростран€етс€ на теории, парадигмы, концепции или интерпретации того или иного Ђпор€дкаї.  ажда€ из них €вл€етс€ одной из возможных и допустимых, их познавательные достоинства в равной мере €вл€ютс€ относительными.

¬ соответствии с принципом плюрализма сторонники постмодернистской философии не рассматривают окружающий мир как единое целое, наделенное каким-либо объедин€ющим центром. ћир у них распадаетс€ на множество фрагментов, между которыми отсутствуют устойчивые св€зи.

ѕостмодернистска€ философи€ отказываетс€ от категории быти€, которое в прежней философии означало некий Ђпоследний фундаментї, добравшись до которого мысль приобретает бесспорную достоверность. ѕрежнее бытие уступает место €зыку, объ€вл€емому единственным бытием, которое может быть познано.

ѕостмодернизм весьма скептически относитс€ к пон€тию истины, пересматривает прежнее понимание знани€ и познани€. ќн решительно отвергает сциентизм (это система убеждений, утверждающа€ основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире) и перекликаетс€ с агностицизмом (направление в философии, отрицающее возможность объективного познани€ субъектом окружающей действительности посредством собственного опыта).

Ќе менее скептически смотрит он на человека как субъекта де€тельности и познани€, отрицает прежний антропоцентризм (философское учение, согласно которому человек есть центр ¬селенной и цель всех совершающихс€ в мире событий) и гуманизм.

ѕостмодернистска€ философи€ выражает разочарование в рационализме, а также в разработанных на его основе идеалах и ценност€х.

ѕостмодернизм в философии сближает ее с наукой и литературой, усиливает тенденцию к эстетизации философской мысли.

¬ целом постмодернистска€ философи€ выгл€дит весьма противоречивой, неопределенной и парадоксальной.

ѕостмодернизм представл€ет собой переходное состо€ние и переходную эпоху. ќн неплохо справилс€ с разрушением многих отживших сторон и элементов предшествующей эпохи. „то же касаетс€ положительного вклада, то в этом плане он выгл€дит довольно скромно. “ем не менее, некоторые его черты и особенности, видимо, сохран€тс€ в культуре нового столети€.

39. ќнтологи€ Ц учение о бытии. ќсновные формы быти€.

—одержание проблемы быти€ включает в себ€ размышлени€ о мире, o существовании, о жизни и смерти, о рождении и исчезновении. ћир обладает бытием. ќн есть. Ѕытие мира Ч предпосылка его единства. »бо мир сначала должен быть, прежде чем можно будет говорить о его единстве. ќн выступает как совокупна€ реальность и единство природы и человека, материального быти€ и человеческого духа.

Ѕытие Ч это философска€ категори€, означающа€ реальность. ќно сводитс€ к предметно-вещественному миру. ћожно вычленить различные его формы:

1) бытие вещей, процессов и состо€ний природы;

2) бытие человека в мире природы;

3) бытие духовного, идеального;

4) индивидуализированное и внеиндивидуавизированное (объективированное) духовное бытие;

5) социальное бытие (индивидуальное и бытие общества).

‘илософский смысл быти€ про€вл€етс€ и в противоречии конечного и бесконечного (вс€кое бесконечное состоит из конечных составл€ющих частей); в противоречии общего и отдельного, целого и части.

»так, бытие Ч общее пон€тие, самое общее, которое образовываетеї путем отвлечени€ от различий между природой и духом, индивидом и обществом. ћы ищем общее между всеми €влени€ми и процессами реальности и находим его. –езультат этих поисков ~ бытие, то, что эти €влени€ и процессы реально существуют.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 965 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬аше врем€ ограничено, не тратьте его, жив€ чужой жизнью © —тив ƒжобс
==> читать все изречени€...

1940 - | 1910 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.025 с.