Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘ранцузский материализм XYIII века.




ћатериалистические идеи XVIII в., продолжавшие прогрессивную традицию философов XVII в., получают свое дальней≠шее развитие и €ркую форму, приобретают активную общественную роль во ‘ранции. —пецифические особенности фран≠цузского материализма св€заны с классовой и общественно-политической борьбой, котора€ развернулась во ‘ранции в XVIII в. накануне французской буржуазной революции 1789-1794 гг. ¬оинствующий материализм французских мыслителей JI. √ольбаха (1723-1789).   √ельвеци€ (1715-1771), ∆. Ћаметри (1709-1751) и других €вилс€ идеологическим выражением революционных устремлений французской буржуазии и объе≠дин€емых ею народных масс ‘ранции, их борьбы против фео≠дализма и религиозной идеологии. ≈стественнонаучной осно≠вой, на которую опиралс€ материализм XVIII в., €вились прежде всего достижени€ классической механики.

‘ранцузские материалисты более глубоко, чем их пред≠шественники, вскрывают диалектический характер св€зи ма≠терии и движени€, хот€ в их метафизической в целом филосо≠фии диалектика носит характер отдельных прозрений. ¬ыдви≠га€ правильное положение о многообразии и разнообразии свойств, форм и видов материи, отверга€ представление о ее однородности, ƒ. ƒидро, например, выводит движение мате≠рии как ее абсолютное свойство из взаимодействи€ между предметами материального мира. ”читыва€ данные молекул€рной физики, он за€вл€л, что именно внутренн€€ природа мельчайших частиц (молекул, атомов), их взаимодействие €вл€ютс€ подлинной причиной движени€. Дјтом приводит в движение мир, - писал он, - это совершенно верно, как и то, что атом движим миром. ќднако, абсолютизиру€ закон т€≠готени€, ƒидро считал, что взаимодействие как обща€ причи≠на движени€ сводитс€ к прит€жению тел, поскольку все они обладают т€жестью, массой. ≈стественно, что движение в этом случае может про€вл€тьс€ только в форме пространственного перемещени€ тел. ¬ подобном объ€снении сущности движени€ и его причин отчетливо проступает метафизическа€ односто≠ронность материалистов XVIII в., ибо с точки зрени€ диалек≠тики отталкивание столь же неотделимо от прит€жени€, как отрицательное от положительного.

–ассматрива€ материю как единственную реальность, бес≠конечную и вечную, французские материалисты полностью освободили материализм от теологической формы, придав ему открыто антирелигиозную направленность.

ƒл€ ѕ. √ольбаха, например, бог есть чистый вымысел, продукт обмана невежественных люден со стороны церкви и ее служителей. Ѕудучи до конца последовательными сенсуалистами, французские материалисты, как и ƒж. Ћокк, категорически отвергали идеалистические представлени€ о врож≠денных иде€х, не оставл€€ места дл€ религиозного мифа о бессмертной душе. ‘ранцузский материализм последовательно отстаивал положение о том, что духовное есть свойство материи. ƒ. ƒидро, например, продолжает в этом отно≠шении гилозоистскую линию —пинозы, утвержда€, что ощущение, Дчувстви≠тельность" есть всеобщее свойство материи, которое, по мнению мыслител€, про€вл€етс€ в различной степени в живой и неживой материи.

‘ранцузские материалисты решительно отстаивали свои взгл€ды в борьбе против субъективного идеализма ƒж. Ѕеркли (1685-1753) и агностицизма ƒ. ёма (1711-1776).

≈пископ Ѕеркли противопоставл€л свои взгл€ды мате≠риализму и стремилс€ опровергнуть его, видел в материа≠листических представлени€х теоретическую основу атеизма и безбожи€. ќн настойчиво стремилс€ доказать, что пон€тие Дматери€" €вл€етс€ фикцией, что матери€ - это только сово≠купность ощущений. Ёти идеи английского идеалиста √оль≠бах называл чудовищными, ибо если мир существует только в наших ощущени€х, то он просто химера. ƒл€ √ольбаха безусловным было то, что наши ощущени€ вызываютс€ внеш≠ними, объективно существующими предметами. —толь же непримиримо относились французские материалисты к агно≠стицизму ёма.

ќграниченность научного знани€ XVIII в. о жизни, ее фор≠мах и видах не могла не отразитьс€ на содержании философских идей французских материалистов. Ќе будучи в состо€≠нии вскрыть подлинную сущность человека, √ольбах, напри≠мер, как и его единомышленники, пыталс€ объ€снить специ≠фику человека законами природы, его физиологии. ќн писал, что человек, подчиненный природе и ее законам, действует в силу главного мотива - стремлени€ к удовольствию, ибо все в человеке есть физическое ощущение и им мотиви≠руетс€.

ѕризнава€ роль интереса и потребности в мотивации по≠ступков людей, французские философы-энциклопедисты при≠шли к выводу о решающей роли воспитани€ и вли€ни€ окру≠жающей среды в формировании человека. ќднако социаль≠ную, общественную среду они понимали крайне односторон≠не - как государственно-политический строй, который сам определ€етс€ характером и волей законодател€, властите≠л€ и т. д.

„еловека они представл€ли созерцательно-пассивным существам, способным лишь отражать воздействи€ окружаю≠щей среды. ¬ этом смысле ∆. Ћаметри и позвол€л себе назы≠вать человека машиной, действи€ которого нос€т непроиз≠вольный характер: он не обладает способностью к свободно≠му выбору.

‘ранцузские материалисты в объ€снении общественного развити€ неиз≠бежно попадали, как отмечал √. ¬. ѕлеханов, в замкнутый круг, из которого метафизический способ рассуждени€ не давал возможности выхода ".у них получалось, что человек определ€етс€ общественной средой, а среда - резуль≠тат де€тельности законодателей, т. е. человека. —тав€ развитие общества в пол≠ную зависимость от де€тельности отдельных исторических личностей (законо≠дателей, королей и т. д.), материалисты XVIII в. не смогли дать правильного объ€снени€ развитию общества, вскрыть его специфические законы, хот€ в целом поставленна€ ими проблема отношени€ общественной среды и человека имела большое историческое и теоретическое значение.

  основным недостаткам французского материализма относитс€, во-первых, то, что он был механистическим, так как опиралс€ в теоретическом осмыслении мира на законы механики, которыми объ€сн€лись не только природные, но и общественные процессы. ¬о-вторых, он был метафизиче≠ский, т. е. антидиалектическим, в объ€снении действитель≠ности и нашего познани€. ¬-третьих, он склон€лс€ к идеализму в понимании общества и человека. Ќаконец, он страдал созерцательностью.

 

21. Ќемецка€ классическа€ философи€: основные черты и историческа€ роль.

Ќемецка€ классическа€ философи€ получила особое распространение в конце XVIII - первой половине XIX вв. ≈е основу составило творчество п€ти наиболее выдающихс€ немецких философов того времени:

Х »ммануила  анта (1724 - 1804);

Х »оганна ‘ихте (1762 - 1814);

Х ‘ридриха Ўеллинга (1775 - 1854);

Х √еорга √егел€ (1770 - 1831);

Х Ћюдвига ‘ейербаха (1804 - 1872).

¬ немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направлени€:

Х объективный идеализм ( ант, Ўеллинг, √егель);

Х субъективный идеализм (‘ихте);

Х материализм (‘ейербах).

Ќемецка€ классическа€ философи€ разработала несколько общих проблем, что позвол€ет говорить о ней как о целостном €влении. ќна:

Х повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;

Х особое внимание уделила проблеме развити€;

Х значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;

Х взгл€нула на историю как целостный процесс.

4. ќсновоположником немецкой классической философии считаетс€ »ммануил  ант (1724 Ч 1804).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 409 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—амообман может довести до саморазрушени€. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2244 - | 2098 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.