Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–усска€ философи€ XYIII века.




¬ первой четверти XVIII века в –оссии произошли большие и изменени€.

¬о-первых, благодар€ реформам ѕетра I (фото слева), ћосковское государство превратилось в –оссийскую империю, в государство более мощное, чем предыдущее.

¬о-вторых, произошла смена государственно-религиозных идеалов. »деал православной Ђ—в€той –усиї заменилс€ идеало сильного светского государства. ¬ 1721 г. ѕетр I отменил патриаршество, поручив заниматьс€ церковными делами государственному органу —иноду.

¬-третьих, ¬ –оссии рождалась Ђнова€ї культура, ориентированна€ на европейские ценности. » дело не в том, что бо€ре сбрили бороды и облачились в европейские одежды, а в том, что этой культуре ведущей тенденцией станов€тс€ наука и образование. ¬ стране масштабно издаютс€ книги, открываютс€ школы, 1755 г. возникает ћосковский университет, а еще раньше јкадеми€ наук, учрежденна€ ѕетром I. ≈ще одной характерной чертой новой культуры €вл€етс€ ее превращение в светскую культуру. Ёто стало возможным по причине секул€ризации духовной жизни.

яндекс.ƒирект¬се объ€влени€ ћодные женские ѕарки! «аказать! ∆енские ѕарки! «акажи с бесплатной доставкой! ѕримерка! јдрес и телефон lamoda54.ru ћосква

¬-четвертых, развитие духовной жизни –оссии происходит под вли€нием идей французского ѕросвещени€, особенно в neрвый период де€тельности молодой русской императрицы ≈катерины јлексеевны, котора€ считала себ€ философом на троне. „тобы казатьс€ таковой, она наладила личные контакты с видными де€тел€ми французского ѕросвещени€, переписывалась с ¬ольтером, ƒидро, просила у них советов по проблемам философии. “аким образом, в XVIII веке в –оссии сложились благопри€тны услови€ дл€ развити€ всех сторон общественной жизни, включа€ и духовную культуру, а вли€ние просветительских идей «апада способствовало активизации философской мысли.

”же при ѕетре I сложилась Ђучена€ дружинаї, в которую входили ‘. ѕрокопович, ¬.   “атищев, ј.ƒ.  антемир, а во второй половине XVIII века разворачиваетс€ научна€ и просветительска€ де€тельность ћихаила Ћомоносова.

«ападники и слав€нофилы - противоположные течени€ в русской общественной мысли 40-50-х гг. XIX века. ќни возникли в св€зи с обсуждением в русском обществе проблемы выбора и исторического развити€ –оссии. —уть проблемы: либо –осси€ пойдет по пути «апада, либо изберет свой, самобытный путь развити€. ¬ поисках ответа на этот вопрос сложились противоположные концепции русской философии истории.

—лав€нофилы выступили с обоснованием самобытного пути исторического развити€ –оссии, принципиально отличного от заподноевропейского. —амобытность –оссии они видели в отсутствии истории классовой борьбы, в русской поземельной общине и артел€х, в православии как единственно истинном христианстве.

¬ группу слав€нофилов входилили —. ’ом€ков, ».¬. и ѕ.¬.  иреевские,  .—. и ».—. јксаковы, ё.‘. —амарин.   этой группе примыкали ¬.». ƒаль, ј.Ќ. ќстровский, ‘.  “ютчев и другие де€тели русской культуры.

»дейным центром слав€нофильства была ћосква, где в литературных салонах шли жаркие споры с западниками. ¬ рамках главной проблемы слав€нофилы обсуждали вопрос об отмене крепостного права Ђсверхуї, добивались устранени€ цензурного гнета, отмены телесных наказаний и смертной казни. ¬ своих взгл€дах на историю –оссии слав€нофилы идеализировали старую, допетровскую –усь, критиковали реформы ѕетра I, приведшие к разрушению традиционного русского уклада жизни. „то касаетс€ философских воззрений слав€нофилов, то они разрабатывались главным образом ј.—. ’ом€ковым, ».¬.  иреевским, а позже ћ.‘. —амариным. Ќо единство в их воззрени€х отсутствовало. ќтличавшийс€ универсальностью знаний, ј.—. ’ом€ков был самым значительным представителем среди слав€нофилов. ќн замечательно излагал свои мысли, был превосходным полемистом. не все сочинени€ ј.—. ’ом€кова вышли в свет при его жизни.

ј.—. ’ом€ков - христианский философ. ѕоэтому пон€тие церкви у него €вл€етс€ главным. Ќо ÷ерковь дл€ ј.—. ’ом€кова не отвлеченный авторитет, а источник Ђживого светаї, Ђистинаї. ÷ерковь объедин€ет всех людей веры, делает их свободными. ’ом€ков отмечает: Ђ аждый человек находит в ÷еркви самого себ€... в духовном единении с брать€ми, со —пасителемї.

”чение о ÷еркви €вл€етс€ дл€ ј.—. ’ом€кова переходом учению о человеке. „еловек без церкви, замечает ј.—. ’ом€ка обречен на совершенное бессилие и непримиримый внутренн» разлад. „еловек, по ј.—. ’ом€кову, находитс€ в посто€нной борьбе между эгоизмом и любовью к Ѕогу, и это противоречие им одолеваетс€ рациональной волей и нравственной свободой.

¬ центре философских воззрений ј.—. ’ом€кова находитс€ учение о начале соборности. —оборность он трактует  ак философский принцип быти€, как собрание, устроенное силой любви и свободы. ¬ дальнейшем это учение стало основой концепции всеединства.

«ападники - направление русской общественной мысли противосто€щее слав€нофилам. ѕо своему идейному содержанию оно не было однородным. ¬ нем можно выделить два течени€: 1) либеральное и 2) революционно-демократическое.

  либеральному течению принадлежали  .ƒ.  авелин, “.Ќ. √рановский, ¬.ѕ. Ѕоткин, ѕ.¬. јненнков. ƒуховным отцом данного направлени€ был Ќ.¬. —танкевич, создавший в ћосковском университете философский кружок. »з этого кружка вышли де€тели самых различных направлений, так как, признава€ приоритет «апада, они разошлись в понимании действительных ценностей западноевропейской цивилизации.

’арактерна€ черта либерализма 40-50-х гг. - непри€тии революционных методов решени€ проблем. Ћибералы исключа€ возможность революции в –оссии, рассчитывали лишь на преобразовани€, осуществл€емые сверху. ѕоэтому в период отмены крепостного права они встали на сторону помещиков, во многом смыка€сь с представител€ми самодержавной –оссии.

¬ философии либеральные западники, во главе с “.Ќ. √рановским, пытались найти в системе своих воззрений место дл€ Ѕога и бессмерти€ души, хот€ считались светскими философами.

ƒругое течение в западничестве - революционно-демократическое, к которому принадлежали ј.». √ерцен, Ќ.ѕ. ќгарев, ¬.√. Ѕелинский, Ќ.√. „ернышевский, Ќ.ј. ƒобролюбов.

¬ отличие от либеральных западников, они рассматривали философию как средство дл€ обосновани€ своих политически целей, дл€ преобразовани€ действительности революционными методами. ¬.√. Ѕелинский, например, считал, что переустройство общества можно совершить народной революцией.

ѕо своим политическим взгл€дам революционные демократы были сторонниками кресть€нской революции в –оссии, котора€ ликвидирует крепостнический строй и откроет возможность, мину€ капитализм, перейти к социализму. ѕричем €чейкой, из которой вырастет социализм, будет сельска€ кресть€нска€ община.

¬ контексте социально-политической доктрины революционные демократы рассматривают многие философские вопросы. Ќапример, большое внимание они уделили теории познани€, проблеме человека. » потому, как они их разрабатывали, можно сделать вывод: философи€ русских революционных демократов - есть материализм, дополненный стремлением пон€ть диалектику как алгебру революции.

ћатериалистические идеи революционных демократов, особенно Ќ.√. „ернышевского, были гор€чо восприн€ты в революционных кругах –оссии, оказали большое вли€ние на идеологию русского марксизма.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 419 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2184 - | 1921 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.