Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


јнализ жизненных сценариев.




—ценарий Ц типичный стиль взаимодействи€. јнализ сценариев жизни Ц еще одна важна€ составл€юща€ часть концепции Ё.Ѕерна Ц используетс€ дл€ описани€, объ€снени€ и коррекции поведени€ человека и его взаимодействи€ с другими.

—ценарий имеет содержание и процесс. —одержание отвечает на вопрос Ђ„то?ї, а процесс Ц на вопрос Ђ ак?ї.

—одержание сценари€. ¬се многообразные по содержанию сценарии можно разделить на три группы: победители, побежденные и непобедители.

Ђѕобедительї Ц человек, достигающей своей цели. Ђѕобедаї всегда соотноситс€ с цел€ми, которые человек ставит перед собой, и с чувствами, сопутствующими их достижению. Ђѕобедительї всегда доволен своими достижени€ми.

Ђѕобежденныйї Ц это человек, который не достигает своей цели. » дело заключаетс€ не в победе самой по себе, а в характере эмоций.

Ђѕобежденный первой степениї имеют не очень серьезные неудачи, и потери их можно обсуждать с друзь€ми и знакомыми (ссоры на работе, неудачи на экзамене).

Ђѕобежденный второй степениї испытывают непри€тные чувства, которые не прин€то обсуждать в обществе (многократные увольнение с работы, госпитализаци€ по поводу т€желой депрессии)

Ђѕобежденный третьей степениї. »х сценарий приводит к смерти, увечью, серьезной болезни или суду.

ЂЌепобедителиї Ц изо дн€ в день терпеливо несет свою ношу, немного при этом выигрыва€ и не сильно проигрыва€. ќн никогда не рискует, поэтому его сценарий часто называют Ђбанальнымї.

Ѕольшинство людей живут по смешенным сценари€м. ∆изненный сценарий человека тесно св€зан с его жизненной позицией.

„еловек с позицией Ђя Ц хороший, ты Ц хорошийї скорее выберет сценарий ѕобедител€, иногда Ќепобедител€.

„еловек с позицией Ђя Ц плохой, ты Ц хорошийї Ц сценарий Ќепобедител€ или ѕобежденного.

„еловек с позицией Ђя Ц хороший, ты Ц плохойї Ц вначале ѕобедитель, потом люд€м надоедает быть приниженными и они отказываютс€ от такого попутчика и он превращаетс€ в ѕобежденного.

„еловек с позицией Ђя Ц плохой, ты Ц плохойї Ц сценарий ѕобежденного.

—ценарный процесс.

Ё. Ѕерн доказал, что существует всего 6 основных паттернов сценарного процесса.

—ценарий Ђѕока неї соответствует лозунг: Ђя не могу радоватьс€ пока не закончу работуї (Ђ∆изнь начинаетс€ после сорокаї, Ђ огда € выйду на пенсию, смогу путешествоватьї).

√еракл, который прежде чем стать полубогом, должен был выполнить множество трудных задач, в том числе очистить королевские конюшни от навоза.

—ценарий Ђѕослеї Ц это обратна€ сторона процесса Ђѕока неї. ƒевиз Ц Ђя могу радоватьс€ сегодн€, однако завтра должен буду за это заплатитьї (Ђ—егодн€, конечно, мы хорошо веселимс€, но завтра будет болеть головаї).

÷арь ƒамокл. ≈го сиракузский тиран ƒионисий посадил во врем€ пиршества на свое место, повесив над его головой на конском волосе острый меч. ѕодобно ƒамоклу, находившемус€ в посто€нном страхе, человек, проживающий сценарий Ђѕослеї, полагает, что за сегодн€шнее удовольствие завтра на него сойдет кара.

—ценарий ЂЌикогдаї Ц Ђя никогда не получаю того, чего больше всего хочуї. „еловек не понимает, что, дл€ того чтобы добитьс€ чего-нибудь в жизни, нужно сделать первый шаг к своей цели. ќднако именно на этот шаг и не хватает жизненной энергии.

„еловек подобен лидийскому царю “анталу, которого «евс осудил на вечные муки голода и жажды. ќчень близко вокруг были и вода, и прекрасна€ еда, но “антал, сто€ посередине бассейна с водой, не мог до них дот€нутьс€ и испытывал нестерпимые мучени€ от сознани€ близости желаемой цели и невозможности ее достигнуть. —огласно мифу, “антал не понимает, что дл€ избавлени€ от мучений надо лишь сделать шаг в сторону.

—ценарий Ђ¬сегдаї. „еловек посто€нно делает одни и те же ошибки. ѕережив неудачу однажды, он предпринимает новую попытку, чтобы добитьс€ успеха, но совершает те же промахи, что и предыдущий раз. „еловек может несколько раз вступать в брак или разводитьс€, из-за спора с начальством мен€ть место работы. ѕри этом его всегда мучает вопрос: Ђѕочему это всегда случаетс€ со мнойї.

ћастерица вышивать јрахна вступила в спор с богиней ћиневрой. ѕолучив от јрахны вызов на сост€зание по вышивке, ћиневра превратила ее в паука, обреченного вечно ткать свою паутину.

—ценарий Ђѕочтиї имеет два вида: Ђѕочти Ц тип 1ї Ц человек никогда не доводит начатого дела до конца. ѕочти достигнув цели, он в силу обсто€тельств, кажущихс€ ему объективными, бросает одно дело и беретс€ за другое. —ценарий Ђѕочти Ц тип 2ї Ц человек посто€нно достигает новые вершины. »ногда такой человек считает, что ничего не достиг, хот€ на самом деле приходит к все новым и новым успехам. ќбрека€ себ€ на посто€нную работу без передышки, он лишает себ€ отдыха и общени€ с другими. ¬ конце концов, он либо несчастен, либо измотан и нездоров.

ћиф о —изифе и его труде Ц нескончаемой и бесплодной работе. —изиф провинилс€ перед богами и был вынужден вечно вкатывать камень в гору, который, достигнув вершины, каждый раз скатывалс€ обратно вниз.

ѕодобно —изифу, человек, живущий по сценарию Ђѕочти Ц тип 1ї, говорит: Ђ¬ этот раз почти достиг своегої. „еловек живущий по сценарию Ђѕочти Ц тип 2ї, не замечает, что он в отличие от —изифа, добралс€ до вершины. ќни без отдыха и не огл€дыва€сь отыскивают себе новую, еще более высокую гору и толкают на нее свой камень. » так до бесконечности.

—ценарий Ђ— открытым концомї напоминает процессы Ђѕока неї и Ђѕослеї. „еловек, достига€ чего-то, ощущает пустоту, беспокойство, не зна€, что предприн€ть. ƒевиз: Ђƒостига€ очередной цели, не знаю, что делать дальшеї. “акие люди, став€ перед собой лишь кратковременные тактические цели, достигнув их, мечутс€ в поисках очередной задачи.

ћиф о ‘илимоне и Ѕавкисе, пожилой супружеской паре, котора€ приютила в своем доме уставших путников, оказавшихс€ богами. Ѕлагодарные боги отблагодарили стариков и продлили им жизнь, превратив в растущие бок о бок деревь€ с переплетающимис€ кронами.

ќбычно в жизни человека находитс€ место всем сценари€м, но при этом один доминирует.

 

 онтрольные вопросы и задани€ дл€ самосто€тельной проверки знаний

1. —формулируйте три основные идеи трансактного анализа.

2. ƒайте характеристики эго-состо€ни€м –одител€, ¬зрослого и –ебенка.  аковы их внешние про€влени€?

3. ќтметьте соответстви€ между различными состо€ни€ми ребенка и их высказывани€ми

1. свободный ребенок; 2. адаптированный ребенок; 3. бунтующий ребенок; 4. маленький профессор.   а) Ђя не буду этого делать!ї; б) Ђ” мен€ есть иде€!ї; в) Ђя бы с радостью, но у нас будут непри€тностиї); г) Ђ„то за дурацкий вид у теб€ уже третий день?ї

4. –ассмотрите приведенные ниже ситуации общени€ и определите позиции собеседников.

Ц ќдин работник Ц другому: ЂЁти начальники хорошо устроились: требуют от нас то, что сами не выполн€ютї.

а) ¬торой: Ђƒа уж, что позволено ёпитеру, не позволено быкуї.

б) ¬торой: Ђ—мотр€ кто, про своего шефа, например, € так сказать не могуї.

Ц ќдна из сотрудниц обращаетс€ к другой: Ђћожет, сбегаем поесть в кафе, пока начальства нет?ї.

а) ¬тора€: Ђѕосмотри, пожалуйста, какие у нас показатели за прошлый мес€цї.

б) ¬тора€: Ђƒавайї.

в) ¬тора€: Ђ ак не стыдно предлагать такое! ј работать кто будет?ї.

Ц –уководитель спрашивает своего «аместител€: Ђ ак вы думаете, что нужно предприн€ть, чтобы прекратить опоздани€ на работу?ї.

а) «аместитель: Ђ” мен€ есть кое-какие соображени€ на этот счетї.

б) «аместитель: Ђ«десь и обсуждать нечего! ƒепремировать на 100%, сразу о дисциплине вспомн€т!ї

Ц ѕредприниматель Ц налоговому инспектору (с возмущением): ЂЌа каком основании ¬ы наложили штраф?ї.

а) »нспектор: Ђƒавайте разберемс€ї. ƒостает документы и разъ€сн€ет причину наложени€ санкций.

б) »нспектор: Ђя вам ничего объ€сн€ть не буду. ≈сли вы не понимаете, за что был наложен штраф, вам нечего заниматьс€ предпринимательской де€тельностьюї.

5.  акие правила характеризуют параллельную, пересекающуюс€ и скрытую трансакции?

6.  акие содержани€ сценариев по Ё. Ѕерну вы знаете?

7.  аковы шесть основных паттернов сценарного процесса?

8.  акие три типа игр различаютс€ в “ј?

9.  акой сценарный процесс €вл€етс€ у вас доминирующим?

 

 

—писок литературы

1. Ѕерн Ё. »гры, в которые играют люди. Ћюди, которые играют в игры. ћ., 1988.

2. √ор€нина ¬.ј. ѕсихологи€ общени€: ”чеб. пособие дл€ студ. высш. учеб. заведений. ћ., 2005.

 


“≈ћј 11.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-22; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1200 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

1354 - | 1273 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.