Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.
Эффект первичности – увеличение вероятности припоминания первых элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами.
Эффект новизны (недавности) – увеличение вероятности припоминания последних элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами ряда.
Если совместить эти два эффекта в один, то получится «эффект края». Суть эффекта – лучше запоминается сказанное в начале и в конце. Возникают вопросы: «Зачем эффект края разделили?», «Какое отношение этот эффект имеет к социальной психологии?». В социальной психологии «эффект первичности» был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимается незнакомый человек, а «эффект новизны» – по отношению к знакомому человеку.
Эксперимент: Четырем различным группам студентов был представлен некий незнакомец, о котором было сказано: в 1-й группе, что он экстраверт; во 2-й группе, что он интроверт; в 3-й группе – сначала, что он экстраверт, а потом, что он интроверт; в 4-й группе – то же, но в обратном порядке. Всем четырем группам было предложено описать незнакомца в терминах предложенных качеств его личности. В двух первых группах никаких проблем с таким описанием не возникло. В третьей и четвертой группах впечатления о незнакомце точно соответствовали порядку предъявления информации: предъявленная ранее возобладала (эффект первичности).
Примеры: Когда в вашу группу приходит новенький, вам интересно все: как говорит и учится, во что одевается, с кем дружит. Мнение, сложившееся вначале, очень часто надолго определяет отношение к человеку – первая информация оказывается сильнее последующей. Об одногруппниках, с которыми вы уже ни один год учитесь вместе, как вам кажется, вы знаете все. Поэтому изменить отношение к ним может только новая, внезапная информация. Известный «ботаник» вашей группы вдруг придет с ирокезом на голове – разговоров будет на целую неделю.
6. Эффект бумеранга –при некоторых воздействиях источника информации на аудиторию или отдельных лиц получается результат, обратный ожидаемому.
Иногда слишком активное общение приводит к обратному результату. Людям свойственно подсознательно оказывать противодействие сильному давлению извне, в чем бы оно ни выражалось, так как воспринимается оно как покушение на их право свободного выбора.
Эффект бумеранга возникает, если:
–подорвано доверие к источнику информации;
–передаваемая информация длительное время носит однообразный, не соответствующий изменившимся условиям характер;
–субъект, передающий информацию, вызывает неприязнь к себе у воспринимающих эту информацию.
7. Эффект средней ошибки –тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего.
Оценивая другого человека, мы обычно избегаем крайних суждений и определений. Возможно, поэтому мы верим, что даже отпетый негодяй имеет в себе что-то хорошее и может исправиться, а внутри вполне благопристойного человека живут черные мысли: «В тихом омуте черти водятся».
Стереотипизация.
В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации. Впервые термин «социальный стереотип» был введен У. Липпманом в 1922 г.
Стереотип (от греч. stereos – твердый и typos – отпечаток) – относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта, складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе.
Стереотипизация –восприятие, классификация и оценка объектов на основе определенных представлений.
Стереотипы в общении, возникающие, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Затем проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.
Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям.
С одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого человека. В этом случае в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но, тем не менее, в каком-то смысле необходим, ибо помогает сокращать процесс познания.
Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Возникновение таких предубеждений зафиксировано в многочисленных экспериментальных исследованиях, но естественно, что они особенно отрицательно проявляют себя не в условиях лаборатории, а в условиях реальной жизни, когда могут нанести серьезный вред не только общению людей между собой, но и их взаимоотношениям.
Чаще всего формирование устойчивых эталонов протекает незаметно для самого человека, и они приобретают власть над ним именно в силу их недостаточной осознанности. Можно выделить шесть групп социально-перцептивных стереотипов (Реан А.А.).
1. Антропологические стереотипы проявляются в том, что оценка внутренних, психологических качеств человека, оценка его личности зависит от особенностей его физического облика: блондинка – глупая; очкарик – умный; юноши берут умом, девушки – усидчивостью.
2. Этнонациональные стереотипы проявляются в том случае, если психологическая оценка человека опосредована его принадлежностью к той или иной расе, нации («немец-педант», «темпераментный южанин» и т.п.). Именно эти стереотипы часто ведут к формированию предубеждения, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы
3. Социально-статусные стереотипы состоят в зависимости оценки личностных качеств человека от его социального статуса (даже рост незнакомого человека оценивается по-разному, в зависимости от того, кем по статусу он является).
Эксперимент: Психолог П. Уилсон показывал студентам разных групп одного и того же мужчину, которого он называл «Мистер Инглэнд». В одной группе его представлял как студента, во второй – как лаборанта, в третьей – как преподавателя, в четвертой – как доцента, а в пятой – как профессора. После того, как гость уходил, просили максимально точно определить его рост и рост самого экспериментатора. Оказалось, что рост Уилсона не менялся, а рост «мистера Инглэнда» увеличивался с повышением социального статуса.
4. Социально-ролевые стереотипы проявляются в зависимости оценки личностных качеств человека от его социальной роли, ролевых функций (военный – дисциплинированный, жесткий, ограниченный человек; профессор – умный, рассеянный и т.п.).
У педагогов достаточно часто под влиянием своего педагогического опыта складываются специфические социальные стереотипы: «отличник», «двоечник». Так, впервые встречаясь с учащимся, уже получившим характеристику «отличника» или «двоечника», педагог с большей или меньшей вероятностью предполагает наличие у него определенных качеств.
Еще один частый стереотип педагогов: «неблагополучными» детьми, склонными к асоциальному поведению, чаще всего являются «ершистые», беспокойные учащиеся, те, которые не могут усидеть на занятиях, не могут молча, подчиненно реагировать на замечания, способны вступить в пререкания. А учащиеся, демонстрирующие подчиненность, действующие в зависимости от указаний и замечаний педагога, оцениваются польщенным педагогом как «благополучные».
5. Экспрессивно-эстетические стереотипы определяются зависимостью оценки личности от внешней привлекательности человека («эффект красоты»: чем более привлекательной кажется внешность оцениваемого, тем более позитивными личностными качествами он наделяется).
6. Вербально-поведенческие стереотипы связаны с зависимостью оценки личности от внешних особенностей (экспрессивные особенности, особенности речи, мимики, пантомимики и т.п.).