Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Урок 18 Таинства как основания спасения. Спасение как соработничество и Бога и человека. Спасение и нравственность.




Установление Таинств Христом засвидетельствовано Евангелиями. Из Божественного Откровения мы и узнаем о том, для чего они установлены и что в них совершается. Чтобы ответить на поставленные вопросы в рамках данной темы, достаточно рассмотрения двух Таинств: Крещения и Евхаристии.

Этимологически русское слово «крещение» восходит к слову крест и это делает не очень понятным то, что говорится о Таинстве Крещения в Священном Писании. Греческое название этого Таинства (βάπτιση – баптисэ, греч. «погружение в воду») восходит к слову βάπτισμα (баптисма), которое дословно переводится как «полное погружение, погружение с головой». В Евангелии от Марка вера и крещение указаны в качестве необходимых условий спасения: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). Другие евангелисты тоже указывают на прямую связь крещения со спасением и наследованием жизни вечной. Они связаны по причине того, что благодаря крещению человек получает доступ к благодатной жизни. Через священника его совершает Сам Сын Божий Духом Святым, как об этом пророчествовал св. Иоанн Предтеча: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3:16). Во что человека «погружает» Святой Дух? Апостол Павел отвечает: «все мы одним Духом крестились в одно тело, … и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:13). В этом Таинстве, по словам апостола Петра, крещаемый получает прощение грехов и «дар Святаго Духа» (Деян. 2:38). Соединяясь с Главою Церкви – Христом – христиане образуют тело Христово, т.е. Церковь: «мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:5). Становясь членом этого Тела, человек животворится его духом. Он начинает жить не только своей жизнью, но и жизнью Божией, т.е. благодатью, подаваемой Святым Духом.

Важно понимать, что Бог не может через крещение произвести изменения в человеке помимо его воли. Крещение как Таинство представляет дарование возможности приобщения к Богу. Оно должно стать началом духовного восхождения. Соответственно, чтобы достичь того, ради чего совершалось крещение, человеку требуется потрудиться. И даже не просто потрудиться, а умереть и воскреснуть. Крещение как погружение символизирует смерть и воскресение. То есть всякий крещаемый должен умереть для прежней жизни и воскреснуть для новой. Об этом писал ап. Павел: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:3-4).

В самом чине крещения ряд общих прошений состоит в том, чтобы в водах купели был умерщвлен, погребен грех, к которому причастен человек. Крещение знаменует смерть для греха и воскресение, духовное рождение для новой жизни в Боге: «Явися Господи, на воде сей, и даждь притворитися в ней крещаемому во еже отложити убо ветхаго человека, тлеемаго по похотем прелести, облещися же в новаго, обновляемаго по побразу создавшаго его. Да быв сраслен подобию смерти Твоея крещением, общник и воскресения будет» (Требник, с.46). Иными словами через таинство крещения в человеке должна произойти радикальная перемена, которая образно выражается как смерть и воскресение.

Древнехристианское отношение ко крещению было крайне серьезным. К этому Таинству допускались лишь те, кто уже изменил свою нравственную жизнь. При нецерковном подходе к этому вопросу может возникнуть противоречие: если человек уже изменился, то для чего ему креститься? Дело в том, что Крещение не ставит своею целью нравственное преображение человека. Под «жизнью в Боге» понимается не только «жизнь по заповедям», но реальное мистическое единство со Христом. Нравственное совершенство является одним из необходимых условий этого единства. Без него крещение не приведет к этому результату. Как уже было сказано, это таинство открывает человеку возможность единства с Богом, но для своей реализации она требует труда. Мы не являемся пассивными восприемниками божественного дара, напротив, чтобы его воспринять, мы должны быть активными. Однако, в Крещении человеку уже дается некоторое неполное переживание жизни в Боге, восприятие благодати. Взрослые крещаемые ощущают в себе это как невыразимую внутреннюю перемену после Таинства. Это есть первое переживание действия Божественной благодати на личном опыте. Об этой благодати апостол Павел пишет как о залоге Духа. Под ним можно понимать ту начальную помощь Божию, являющуюся одновременно и Его действием и жизнью, которая дается для того, чтобы приумножить её трудами и соработничеством (синергией) с Богом. У апостола читаем об этом следующее: «мы, находясь в этой хижине (т.е. в теле – прим. авт.), воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься (тела – прим. авт.), но облечься (духом – прим. авт.), чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа» (2 Кор. 5:4-5). В бытовом понимании залог – это часть суммы, которая выплачивается предварительно, до выполнения каких-либо услуг. Соответственно полностью деньги выплачиваются лишь по завершении работ. Если использовать это рассуждение как аналогию к словам апостола, то следует сделать такой вывод, что получаемый в Крещении залог Духа через нравственные, аскетические и молитвенные усилия человека приобретает полноту Божественной благодати, при помощи Божией.

Учение о необходимости для действенности таинства усилий со стороны человека мы находим в послании ап. Петра: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3:21). Нужно отметить, что спасает не само обещание, а его исполнение. Таинственное единение со Христом в крещении – залог полного единства с Богом и приобщения Его вечной жизни. И залог этот исполняется личными усилиями человека при помощи Божией. Эту полноту единения апостол Павел описывает следующими словами: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:19-20). Под сораспятием понимается следование той же жизни, которой следовал на земле Сын Божий. Это нараздельное и неслитное единство божественной и человеческой жизни святые отцы называют состоянием об о жения. Оно, как состояние восприятия благодати, описывается в Новом Завете как жизнь Христа в обоженом человеке. Под Божественной благодатью здесь допустимо понимать Божественную жизнь, которая может быть сообщена человеку, через что и происходит единение с Богом. В этом состоянии воля человека совпадает с волей Божественной. Оно есть следствие победы над грехом. За этой границей уже нет борьбы со злом, но лишь всецелое устремление к Богу. У апостола Павла находим следующее описание этой ситуации: «если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим. 8:10). Это единство описывается им не только как внешнее, но и как внутреннее: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27). Единение с Сыном Божиим в Крещении должно вести нас к тому, чтобы наша внутренняя и внешняя жизнь были уподоблены тому образу жизни, который явил Христос. На самом деле жизнь по заповедям Божиим, как уже говорилось, носит не юридический характер (обмен их на спасение), а характер уподобления Богу, через что и происходит приближение к Нему.

Помимо Крещения Спасителем установлено ещё два Таинства, целью которых является единение Бога и человека – Таинства Миропомазания и Евхаристии. В современной церковной жизни миропомазание совершается сразу же вслед за Крещением. В нем Бог подает новокрещеному залог Духа Святого, ту благодать, которая будет содействовать человеку в его устремлении к Богу. Это Таинство иногда называют личной Пятидесятницей, поскольку в нем с человекам происходит тоже, что произошло с первохристианской общиной. Об нем мало говорится в Евангелии, поскольку в новозаветном понимании оно не отделяется принципиальным образом от Крещения. А вот смысл Евхаристии раскрывается отдельно.

Во всех Евангелиях говорится об установлении и первом его совершении Евхаристии Самим Христом в Великий Четверг, накануне Его крестной смерти. Однако в Евангелии от Иоанна рассказывается о том, что Спаситель учил об этом задолго до страстной седмицы. В шестой главе содержится беседа «о Хлебе Небесном». Она имела место после чудесного насыщения пяти тысяч народа пятью хлебами. Народ захотел сделать Иисуса царем и начал искать его. На это Спаситель ответил: «истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» (Ин. 6:26-27). Центральный мотив этих слов в том, что истинная жизнь подается Богом, а не приобретается земными заботами и суетой в мире сем. То есть главную заботу человека должно составлять искание Бога, а не средств к материальному существованию. В дальнейшем диалоге Христос прямо говорит, что Он и есть тот небесный хлеб, который сообщает человеку истинную жизнь: «истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете» (Ин. 6:32-36). Последние слова сказаны для того, чтобы было понятно этот хлеб дает может дать жизнь только верующему. Свое учение Спаситель развивает более детально: «Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира… истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин. 6:46-51, 53-55). Эти истинная пища и иситинное питие сообщают человеку истинную жизнь. Вкушение Тела и Крови Христовых соединяет человека с Телом Христовым, делает его частью Церкви. В Таинстве Евхаристии завершается и исполняется (обретает полноту) Таинство Крещения. Через них и в них человек приобщается Божественной жизни, не утрачивая своего бытия, не растворяясь в Боге: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:56).

В отличие от Крещения и Миропомазания, которые сообщают человеку возможность единения со Христом, и совершаются один раз, Таинство Евхаристии совершается регулярно, поскольку в нем актуализируется (приводится в действительное состояние) единство человека с Богом. Это таинство – таинство в котором должны принимать все члены христианской общины (прихода). В нем каждый христианин не только вступает в общение со Христом Сыном Божиим, но все члены вступают в единство друг с другом, как члены единого Тела, то есть Церкви. Поэтому единство человека с Богом всегда свидетельствуется и сопровождается его единством с ближними.

В таинстве Евхаристии происходит единение человека со Христом. Однако, это не совершается автоматически по вкушению Его Тела и Крови. Это единение осуществляется не только Божественным действием. Чтобы оно состоялось необходимо, чтобы и человек предпринял некоторые действия и усилия. В этом плане Евхаристия, как и Крещение, является основанием этого единства. Таинство Причастия дает человеку возможность реализации причастности Богу. Чтобы эта возможность была реализована необходимо больше, чем просто приступить к Чаше. Необходимо чтобы человек стал открытым для Божественной благодати. Как же это достигается? Восточные святые отцы всегда утверждали, что отношения Бога и человека строятся по принципу соработничества (синергии). То есть Божественная благодать действует лишь в том человеке, чья воля находится в согласии с волей Божией, которая открыта нам в заповедях Нового Завета. Бог содействует тому, кто живет по-христиански. Жизнь Христова вмещается лишь в того, чья жизнь является следованием Ему и Его заповедям, в того кто стремится уподобить свою жизнь жизни Христовой. То есть в того, кто имеет веру. Иными словами, вторым, помимо Таинств, основанием действия благодати в человеке является нравственное преображение человека, совершаемое опять-таки в соработничестве с Богом, то есть при помощи Божественной благодати. Апостол Павел писал об этом нравственном преображении как о распятии, умерщвлению собственной греховности: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:19-20).

В богословии эта проблема называется проблемой «действительности и действенности Таинств». Действительно совершенное Таинство может оказаться не действенным для человека, который не способен воспринять Божественную благодать. Причиной этого являет отсутствие синергии, объясняемое отсутствием согласованности воли конкретного человека воле Божией. В качестве основного условия дественности таинства святые отцы и богословы называют веру. Но вера, как это обсуждалось в предыдущих главах, это есть христианская жизнь, существование по образу земной жизни Господа Иисуса, по Его заповедям. Такая вера уподобляет, приближает жизнь человека ко Христу, а через Таинства этим устремлениям человека начинает содействовать Божественная благодать. В этой синергии человек вступает в благодатное (энергийное) единство с Богом и начинает жить с Ним одной жизнью. Таким образом вера человека и его жизнь получают бесконечную полноту. Однако, описанный только что «идеальный вариант» полной синергии является характерным для совершенной христианской жизни, которая явлена святым. Это высшая ступень. Именно о ней писали апостолы. Но существуют и другие ступени. Каждый из нас в своей мере следует заповедям Спасителя, в своей мере уподобил свою жизнь евангельскому идеалу (даже в разное время эта мера различна в жизни одного и того же человека). Говоря иными словами: у каждого христианина своя мера веры. И эта мера веры определяет и меру синергии, меру получаемой в таинствах благодати. Поэтому принято говорить, что каждый приобщается Божественной благодати в Таинствах по мере своей веры. Из этого следует самый главный вывод: участие в любом Таинстве Церкви предполагает необходимость нравственной отдачи со стороны человека. Человек становится открытым для Бога лишь в этой отдаче. Благодать приобретает тот, кто расточает себя и жертвует собой. Это необходимое условие синергии, ведь Божественная любовь жертвенна. Без этого, то есть без нравственной составляющей (без веры), Таинства и молитвы, будучи истинными по образу своего совершения, не окажут на человека действия, останутся бездейственными. Такое недостойное (неподготовленное) участие в них несет человеку осуждение. Необходимости нравственной подготовки для участия в сакраментологической жизни Церкви ясно засвидетельствована учением Нового Завета. В послании к Коринфянам апостол Павел пишет об этих условиях участия в таинстве Причастия: «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:27-30). Так может закончиться недостойной участие в таинстве Евхаристии.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки.

1. В чем состоит смысл Таинства Крещения? Как он изображен в символике и чинопоследовании таинства?

2. Как таинство Крещения связано с обожением? Как эта связь выражена в Новом Завете?

3. В чем суть Таинства Евхаристии: что в нем происходит, для чего оно совершается?

4. Каким образом Таинства Крещения и Евхаристии связаны с нравственной жизнью?

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 787 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2464 - | 2390 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.