Однако кроме народных выступлений вторая половин XVII века была ознаменована ценным приобретением для русского государства, которым стала Левобережная Украина с городом Киевом – прежней «матерью городов Русских». Это стало возможным благодаря мощному национальному движению во главе с Богданом Хмельницким. Кризис в польско-литовском государстве вызревал давно. Призрачное военное могущество Речи Посполитой позволяло считать, что лучшим средством укрепления этнически пёстрого государства является превращение украинцев в «быдло», то есть эксплуатируемое человеческое стада. Для этого надо было подорвать духовно-религиозную основу украинского народа, обратив его в униатство, то направление православия, которое признало власть римского папы. Другая задача польского правительства заключалась в подрыве воли украинцев к сопротивлению. Для этого надо было ликвидировать украинское казачество. Обе эти задачи оказались не по силам польскому правительству. Во-первых, униатство не удалось распространить на все украинские земли. Значительная часть украинской знати (старшины) и народа остались привержены православной вере. Во-вторых, для физического устранения украинского казачества у польско-литовского государства не было сил. К тому же играл роль и прагматический расчёт: казаки охраняли южные окраины Речи Посполитой. Поэтому польское правительство сделало, как ему казалось, весьма тонкий ход: официально признало часть казаков в виде законного казачьего реестрового войска. Оно, тем самым, надеялось расколоть украинское казачество и создать себе опору в лице реестровых казаков. Однако все эти расчёты оказались неверными, а политика неразумной. Именно запорожские казаки, непризнанные польскими властями, стали застрельщиками всех народных выступлений на Украине. Это движение Ивана Полуботка, восстание Тараса Трясило, самое мощное до национально-освободительной войны под предводительством Богдана Хмельницкого выступление Данило Наливайко.
Здесь самое время вспомнить строки из произведений великого украинского поэта Тараса Шевченко.
«…Затужила Украина −
Такова уж доля!
Затужила, зарыдала,
Как младенец малый.
Никто больше не поможет…
Казачество пало;
Слава пала, отцовщина −
Всё гибнет на свете;
Вырастают некрещёны
Казацкие дети;
Милуются невенчаны;
Без попа хоронят;
Запродана врагам вера –
Печать на иконе!..
Как вороны, чёрной стаей
Ляхи, униаты
Налетают – не дождёмся
Поныне расплаты!
Поднимался Наливайко-
Не стало Кравчины.
Поднялся казак Павлюга –
Пропал неповинный!
Поднялся Тарас Трясило
С горькими словами:
«Бедная ты Украина,
Сломлена врагами!
Украина, Украина!
Мать моя родная!
Только вспомню твою долю,
Душой зарыдаю!..»
(Т.Г. Шевченко. Кобзарь. Стихотворения и поэмы. БВЛ. – М.; Изд-во «Художественная литература», 1972. – С. 70 − 72.)
Переплетение национально-религиозных и социальных противоречий вызвало в конце-концов мощное национально-освободительное движение на Украине. Результаты его оказались катастрофическими для дальнейшей судьбы Речи Посполитой, во многом благодаря полководческим и военным талантам вождя украинского народа Зиновия (Богдана) Хмельницкого. Сам, став жертвой произвола, он сумел бежать из застенка и возглавить народное выступление.
«Сребрила дол царица нощи,
В брега волною Днепр плескал,
Опенив удила, у рощи
Нетерпеливый конь стоял.
Герой вскочил, веселья полный,
Летит − и зрит поля отцов,
И вкруг его, как моря волны,
Рои толпятся казаков.
«Друзья! − он к храбрым восклицает. −
За мной, чью грудь волнует месть,
Кто рабству смерть предпочитает,
Кому всего дороже честь!
Сам бог поборник угнетённым!
Вожди – решительность и я!
Навстречу ко врагам презренным,
На Воды Жёлтые, друзья!»
И вот сошлися два народа,
И с яростью вступила в бой
С тиранством бодрая свобода,
Кипя отвагою младой.
Сармат, и храбрый и надменный,
Вотще упорствовать хотел;
Вотще, разбитый, побеждённый,
Бежал мечей и метких стрел.
Преследуя, как ангел мщенья,
Герой везде врагов сражал.
И трупы их без погребенья
Волкам в добычу разметал!..
…И чтя послом небес желанным,
В замену всех наград и хвал,
Вождя-героя – богом данным
Народа общий глас назвал.»
(К.Ф. Рылеев. Богдан Хмельницкий // Поэты-декабристы. Сборник. – М.: Художественная литература, 1986. – С. 201 – 202.)
(Поход Богдана Хмельницкого)
Однако украинскому народу в одиночку оказалось не по силам совладать с Речью Посполитой. В то время, когда с севера и с запада на Украину напирали польско-литовские войска, её южные районы опустошал весьма ненадёжный союзник − крымский хан. Только в союзе с русским государством украинский народ мог обеспечить условия для сохранения своей национальной самобытности и народной культуры, ибо в противном случае его ожидало полное поглощение польско-литовским государством или физического истребления со стороны крымских татар. Этот выбор в пользу союза с русским государством был далеко нелёгким. Вхождение в состав самодержавно крепостнической Руси означало далеко не радужные перспективы украинскому народу. Для казачьей старшины это грозило превращением в подневольное служилое сословие, а простому народу Украины предстояло со временем впасть в крепостное состояние.
Эти тяжёлые раздумья украинского народа и его вождя Богдана Хмельницкого накануне Переяславской Рады хорошо передал поэт Наум Коржавин в своём произведении, которое он назвал одой в честь трёхсотлетия воссоединения Украины с Россией.
«Курился вдали под копытами шлях,
И пахло медвяной травою.
Что ж! Некуда деться! – Москва или лях!
Так лучше подружим с Москвою.
В тяжёлой руке замерла булава,
И мысли печальные бродят…
Конечно бы, лучше самим панувать,
Да только никак не выходит.
Поляки и турки застлали пути,
И нет ни числа им, ни меры.
И если уж волю никак не спасти,
Спасём православную веру!
Молчали казаки… Да гетман и сам
Молчал и смотрел на дорогу.
И слёзы текли по казацким усам,
Но слёзы – беде не подмога.
Печально и гордо смотрел он с коня,
Как едут бояре до места…
Прощай же ты, воля!
В честь этого дня
Сегодня играют оркестры!..»
(Наум Коржавин. Ода к трёхсотлетию воссоединения Украины с Россией // С.Г. Смирнов. Задачник по истории России. − М.: МО, 1995. – С. 91.)
(М. Хмелько. Навеки с Россией. Переяславская Рада. 1950)
Состоявшейся в 1654 году на Переяславской раде процесс объединения двух родственных народов не завершился. Русскому государству пришлось ещё в союзе с украинским казачеством выдержать ряд войн с Речью Посполитой и Турецкой империей, прежде чем Левобережная Украина с городом Киевом прочно вошли в состав России. Ситуация неоднократно осложнялась предательством части украинской старшины, которая предпочла службе московскому царю автономное существование в польском либо турецком государствах. Выражая её, прежде всего интересы, новый гетман Иван Выговский подписал в 1659 году Гадячьский договор с Речью Посполитой, по которому Украина вновь возвращалась в состав польско-литовского государства с условием наделения казацкой старшины правами польской шляхты. Однако весь украинский народ за ним не пошёл. Против предательской политики нового гетмана восстали полтавский полковник Максим Пушкарь и запорожские казаки. Очень скоро Ивин Выговский был свергнут и бежал в Польшу. Такая же примерно участь подстерегала и других польских ставленников на Украине – Павло Тетери и Юрия Хмельницкого.
При гетмане Юрии Хмельницком дело с украинской незалежностью зашло настолько далеко, что крымские татары, самые его надёжные помощники в борьбе против «москалей», обменивали захваченных в полон украинских девушек и женщин прямо под окнами гетманского дворца в Чигирине. Действительно, что стесняться перед союзниками.
Однако большая часть украинского народа встала на сторону России. Сыграли, очевидно, свою роль историческая память о едином русском государстве времён Киевской Руси, языковая близость, культурные традиции и единая православная вера. Всякое конечно было. Можно даже установить своеобразную закономерность во взаимоотношении России с украинским народом. Российское правительство сразу же пытается распространить на Украине отношения подданничества и налоговое обложение, как по всей России. Украина отвечает на это восстаниями. Русские гарнизоны изгоняются из городов. На их место мигом устремляются со всех сторон поляки, татары, турки и шведы. Терпя нашествия и бедствия со всех сторон, раздираемое надвое турками и поляками, население Украины вновь обращает свои взоры на восточного соседа, моля о помощи. Только теперь московское правительство не спешит идти на помощь. Оно требует полного признания украинским народом обычаев и порядков общих для всей территории страны. Не видя иной, более благоприятной для себя перспективы, большая часть украинского общества склоняется к союзу с Москвой.