(Е. Лисснер. Изгнание поляков из Кремля)
11 июля 1613 года. Избрание царём Михаила Романова.
(А. Кившенко. Избрание Михаила Фёдововича царём всея Руси)
Как мы помним, утвердившийся на престоле Михаил Романов и его окружение не проявили особой признательности князю Дмитрию Пожарскому и нижегородскому купцу Козьме Минину за спасение отечества, оказав им унизительно малые знаки почтения. Только страна и народ не забыли доблесть этих русских воевод. Знаком уважения к их подвигу стал знаменитый памятник в честь этих героев русского народа.
«Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.
Он отмечен годом, днём,
И начертано на нём:
«Гражданину Минину
И князю Пожарскому –
Благодарная Россия».
(Н.П. Кончаловская. Наша Древняя столица. – М.: Детская литература, 1973. – С. 190 – 200.)
Прямым следствием прокатившейся по русской земле смуты стало крепнущее в народе стремление к стабильности и прядку. А ничто так не способствует стабилизации общества, как призыв вернуться к спасительной старине. К тому политическому порядку и тому социально-экономическому укладу, которые гарантировали общественное спокойствие раньше, до смуты, и должны были гарантировать их впредь. Так на почве усталости от смутного времени в народе стали брать верх настроения вернуться к прежним порядкам. После разорений, анархии и произвола смутного времени даже эпоха Ивана Грозного уже не казалась столь ужасной. На этом фоне оказалось возможным избрание на трон Михаила Романова, который (внучатый племянник первой жены Ивана Грозного – Анастасии Романовой), являлся символом преемственности власти, а значит единственным легитимным (вроде бы законным) претендентом на российский престол. Вот как это событие можно отразить в поэтической форме.
«Созвала Москва Собор.
Собрались князья, бояре,
Горожане всей страны
И казённые крестьяне,
Что пахали для казны.
Подошли стрельцы, казаки,
Проследить народ пришёл,
Чтобы шведы и поляки
Не попали на престол.
Горожане рассуждали:
Хоть бы русского избрали!»
И крестьянин думал так:
Русский всё ж не пан поляк!»
И боярство предложило
В государи Михаила –
Из своих, да молодого,
Слабовольного, больного,
Чтоб он властвовать не стал,
Чтоб боярам потакал…»
(Н.П. Кончаловская. Наша Древняя столица. – М.: Детская литература, 1972. – С. 210 – 211.)
Вот эта опора на здоровый консерватизм русского народа, на возобладавший в обществе идеал «всеобщего согласия» позволила первым царям из династии Романовых постепенно восстановить подорванные смутным временем и иностранной интервенцией производительные силы страны, наладить работу государственных учреждений, обеспечить закон и порядок на всей территории. И не только вернуть часть утраченных за годы Смуты и польско-шведской интервенции русские территории, но и добиться их значительного приращения за счёт присоединения Левобережной Украины. Всё это стало возможным потому, что умами людей овладела идея «государства – правды» с православным царём-батюшкой во главе в противовес анархии и разору Смутного времени.