Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


I. ќтделение сознани€ от Ёго; сознание и мышление; принцип логики




 

Ѕытие индивидуальной монады в себе самой, как аспекта ÷елого, утверждаетс€ ее проектированием на два экрана и созданием двух типов человека јркана V. ѕо аналогии с этим, царство майи и сознание человека в нем утверждаютс€ новым расколом монады, о котором гласит јркан XV. „еловек вечно т€готеет в высь, но в этом стремлении его останавливает начало, учение о котором и составл€ет доктрину этого јркана. —вободное сознание, освеща€ какой-либо комплекс представлени€ и стрем€сь перейти к какому-либо другому, всегда следует методу частичного обобщени€. »звестна€ группа представлений синтезируетс€ и сознание подымаетс€ вверх, пока не достигнет того кадмического узла эволютивной системы линий аналогий, из которого в его некотором другом аспекте путем последовательной дифференциации и выводитс€ нова€ желаема€ группа представлений. »наче говор€, свободное сознание перемещаетс€ не путем опыта, а методом естественного вывода по принципу долженствовани€. ≈сли бы сознание было совершенно свободно и не встречало бы в своем стремлении к синтезу никаких преп€тствий, оно могло бы подн€тьс€ до ¬ысшего ÷ентра и вывести всю совокупность мировых представлений непосредственно. »менно наличие такой свободы и характеризует Ѕожественность развити€, ибо только при Ѕожественном —овершенстве она возможна и ≈му равнозначуща. Ќачало, о котором гласит јркан XV, ставит предел этой свободе, и посему сознание с одного комплекса представлений на другой может перейти лишь в том случае, когда обе группы синтезируютс€ в доступном кадмическом узле. „ем совершеннее человек, тем более отдаленные группы представлений он может между собой св€зывать. ѕод шагом сознани€ € понимаю рассто€ние наибольшее возможное, в одном плане между двум€ комплексами представлений, которое сознание может непосредственно перейти. ≈сли два комплекса представлений лежат дальше одного шага, то человеческое сознание непосредственно от одного к другому перейти не может; оно должно выискать некоторую среднюю группу представлений, между ними лежащую, или несколько таковых, и постепенно переходить от одной к другой.  огда два представлени€ лежат на рассто€нии менее одного шага, то, очевидно, переход от одного к другому совершаетс€ не во времени, Ч колебани€ сознани€ вверх и вниз совершаютс€ мгновенно, ибо знание причины и следствий Ч есть синоним возможности их одновременного обхватывани€. Ќаоборот, когда сознание должно пройти несколько шагов, то формулирование посредствующих представлений лежит во времени, ибо из первого кадмического узла переход ко второму потребному совершаетс€ не автоматически, а путем попыток и выбора того среднего комплекса представлений, который ближе всего приводит к искомой цели. »так, переход сознани€ на один шаг лежит в области созерцани€, переход на несколько шагов Ч в области мышлени€. “о начало, которое помогает выискивать промежуточные группы представлений, € называю началом логики.

Ќачало логики рождаетс€ тогда, когда рождаетс€ мышление; его источник лежит между созерцанием и мышлением. „ем меньше шаг сознани€, т. е. чем менее высоко развитие человека, тем вли€ние начала логики сильнее, тем меньше и короче периоды мгновенных созерцаний и непосредственных выводов, тем больше построений дл€ перевода сознани€ потребных. ” —овершенного „еловека, у которого шаг сознани€ может быть произвольно большим, власть начала логики равна нулю, а быстрота перехода сознани€ от одних представлений к другим бесконечно велика, т. е. перенос сознани€ мгновенен; у противоположной крайности, наоборот, скорость переноса сознани€ бесконечно мала, а врем€ на это потребное велико бесконечно.

II. ћышление и логика, логические законы, последовательность, долженствование, умозаключени€ и вывод

—ознанием человека € называю ощущение им своего быти€, чувствование своего Ђя есмьї. —ознание √орнего ћира есть непосредственное ощущение своего Ёго; сознание ћира Ѕыти€ есть чувствование быти€ Ёго через посредство его запечатленных аспектов. ƒвижение сознани€ Ч это изменение совокупности этих аспектов. ѕлоскость сознани€ Ч это есть мгновенно запечатленна€ така€ отдельна€ совокупность. ћышление есть процесс движени€ плоскости сознани€. ѕлоскость сознани€ всегда координируетс€ элементами относительного мира; вот почему мышление, как и его движениеЧ относительны.

„еловеческое мышление может быть двух основных видов: мышлением стационарным и мышлением динамическим.  огда человек мыслит о какой-либо совокупности представлений и, ограничива€сь от всего внешнего, сосредоточиваетс€ исключительно на познавании внутренних взаимоотношений между факторами системы, то таковое мышление его €вл€етс€ стационарным. Ќаоборот, изучение взаимоотношений между отдельными группами представлений есть предмет динамического мышлени€. »з этого определени€ €вствует, что вс€кий анализ и синтез есть предмет мышлени€ стационарного, наоборот, познавание пределов вли€ни€ каждого фактора, т е построение в метафизическом пространстве внешнего контура его т€готений и св€зей со внележащим миром, совершаетс€ при посредстве мышлени€ динамического. —тационарное мышление есть звено между созерцанием и динамическим мышлением, но при этом каждый из них ограничен €сными пределами и притом в самом своем существе. —тационарное мышление состоит из р€да элементов, которые нос€т наименование стационарных мыслей  огда человек обхватывает плоскостью своего сознани€ частичную группу дифференциальных элементов, освещающих некоторую сторону синтеза, то это умственное представление и €вл€етс€ стационарной мыслью. “очно также, координиру€ в каком-либо плане группу элементов, €вл€ющуюс€ горизонтальным сечением линий аналогии синтеза, человек переживает стационарную мысль, но уже низшего пор€дка. —тационарное мышление есть последовательное освещение сознанием дотоле абстрактно существующих стационарных, мыслей. —озерцание есть одновременное освещение их сознанием; итак, стационарное мышление отличаетс€ от созерцани€ наличием элемента времени. ѕоскольку стационарное мышление идет по лини€м аналогий, постольку динамическое мышление следует по лини€м гармоний.

ѕроцесс познани€ осуществл€етс€ последовательно чередующимис€ обоими видами мышлени€ Ч стационарным и динамическим. –ассмотрим теперь отдельные этапы, на которые раздел€етс€ вс€кое мышление. ѕусть в начальный момент сознание объемлет собою некоторую совокупность представлений, которую мы дл€ краткости обозначим ј. ћы знаем, что плоскость сознани€ посто€нно находитс€ в движении; в силу этого, положение общего сознани€, объемлющего систему ј, представл€етс€ мгновенным и стрем€щимс€ вылитьс€ в некоторое новое. Ёто стремление сказываетс€ в наличии т€готени€ в некотором направлении, могущего быть весьма малым, но все же несомненно имеющего место.

ћышление может быть двух родов: мышлением направлени€ и мышлением искани€. ћышлением направлени€ € называю такое, которое стремитс€ привести плоскость сознани€ к некоторой системе представлений, в большей или меньшей степени оформленной в начальный момент мышлени€. „еловек ставит себе известную цель и к ней стремитс€; он намечает состав группы элементов и желает найти соотношение между ними в некотором аспекте, или же формулиру€ некоторый закон, он определ€ет р€д элементов и на основании закона определ€ет состав и группировку других элементов, этим законом св€занных. ћышлением искани€ € называю такое, когда человек не предуказывает конечной цели своих исканий и определ€ет направление движени€ плоскости сознани€ в каждый момент мышлени€ в ту сторону, куда т€готеют гармонические св€зи элементов, объемлемых плоскостью сознани€ в данный момент

ќбратимс€ сначала к исследованию мышлени€ направлени€. »ме€ в первоначальный момент мышлени€ систему ј, он, став€ себе некоторую цель X, непосредственно ощущает некоторую между ними св€зь в большей или меньшей совокупности дифференциальных аспектов. ‘ормулирование этих аспектов составл€ет первый этап мышлени€. ѕосле этого человек начинает синтезировать и св€зывать во единое целое все эти дифференциальные т€готени€. Ѕлагодар€ этому, он, во-первых, приближаетс€ к системе X в плоскости, проход€щей через обе системы, а, во-вторых, он поднимаетс€ над ними пропорционально степени синтезировани€. ѕлоскость сознани€, обнима€ этот частный синтез, координирует в метафизическом пространстве некоторую новую точку ¬. ”тверждение этого синтеза и есть второй этап мышлени€. ѕодн€вшись, благодар€ синтезу, над первоначальной плоскостью, человек убеждаетс€, что этот же самый синтез, дава€ путем дифференциации первоначальную группу дифференциальных элементов, заключенных в системе ј, вместе с тем, может дать, также путем дифференциации, иную группировку этих элементов, ближе приближающуюс€ к системе X. »наче говор€, он проектирует систему ¬ на плоскость ј Ч X. Ѕлагодар€ этому он приходит к системе элементов ¬, определ€емой как проекци€ ¬. Ёто есть третий этап мышлени€. —овмеща€ плоскость своего сознани€ с ¬, он тем самым оказываетс€ в аналогичных услови€х с временем нахождени€ плоскости сознани€ в ј. «десь он вновь формулирует те аспекты ¬, которые непосредственно т€готеют к X. Ёто есть начало второй волны колебани€ сознани€, котора€ приводит к новому синтезу Ч —, а затем и к группе —. —леду€ таким путем, человек постепенно приближаетс€ в своем сознании к системе X.

ѕри мышлении искани€ движение сознани€ проходит те же самые этапы. –азница с первым случаем состоит в том, что в первый момент мышлени€ человек не выбирает нужные ему дифференциальные аспекты, а берет всю их совокупность; затем он следует по равнодействующей их т€готений и синтезирует их до той глубины, сколько он оказываетс€ в силах это сделать. “ак получаетс€ точка ¬. ¬след за этим он проектирует полученный синтез на первоначальную плоскость, стрем€сь получить наибольшую гармонию и €сность соотношений элементов. ѕосле этого он оп€ть их синтезирует и оп€ть проектирует, пока наконец из случайного размещени€ элементов он ни получит наилучше формулированную и гармоничную совокупность элементов, соотношени€ между которыми непосредственно дают синтетические законы.

»так, мы показали, что: человеческому сознанию доступен переход с одной группы представлений до другой без достижени€ их обоюдного синтеза. Ќачало, которое управл€ет ходом сознани€ при этом, и есть начало логики.

Ћогика прежде всего может быть понимаема как систематика мышлени€. ≈е цель Ч не только перевести плоскость сознани€ из одного положени€ в другое, но и совершить это простейшим и ближайший путем.

≈е первый закон Ч это закон последовательности: во вс€ком последовательном и непрерывном мышлении плоскость сознани€ должна перемещатьс€ так, чтобы с каждым своим шагом, не ввод€ новых элементов на пути мышлени€, устран€ть те, которые не св€заны с конечной целью, и в то же врем€ посто€нно сохран€ть поступательное движение без повторени€ уже бывших положений.

¬торым законом €вл€етс€ закон долженствовани€: во вс€ком мышлении два последовательных положени€ плоскости сознани€ должны быть св€заны соотношением, что одно должно быть аспектом другого, причем различие их между собой определ€ет как разность планов, т. е. линии аналогии, так и линии гармонии между двум€ соответствующими им группами представлений; обратно Ч формулирование одной группы и направлени€ формулирует другую.

ѕод умозаключением € понимаю формулирование сознанием св€зей двух групп представлении по закону долженствовани€.

ѕод выводом € понимаю последовательную цель умозаключений.

 

III. «аконы ассоциации

 

¬се высшее неизменно проектируетс€ во все низшее. –азличные стороны человеческого существа, качества и свойства, в своей высшей чистейшей форме занима€ различные положени€ в многопланном существе человека, вместе с тем в каждом отдельном плане дают полную картину целого. ќдни элементы вход€т в развитом виде, другие обнаруживают свое бытие лишь в форме зародыша или даже заключаютс€ лишь в мире возможностей Ч наход€тс€ в еще потенциальном виде, другие же, наоборот, проектируютс€ во всем своем целостном развитии вместе со своим синтезом. „еловек познает мир в разуме, в разуме живет, и, ощуща€ свое бытие, разбираетс€ в своем ощущении также в разуме.  огда человек мыслит, он обнимает своим сознанием последовательно одни комплексы представлений за другими. ћышление есть последовательное чередование синтеза и дифференциации и лишь при помощи замкнутого круга таких действий сознание человека движетс€ и достигает своих целей. ¬с€кое мышление проходит р€д последовательных этапов, и в каждом из них еще до начала точных умозаключительных построений человек должен ощутить св€зь элементов, уже объемлемых сознанием, с теми, что подлежат познанию в будущем. Ќепосредственное ощущение, не формулированное еще в разуме, наличи€ св€зей между двум€ группами представлений € называю чувством ассоциации.

јссоциаци€ есть начало, на котором зиждетс€ вс€кий мыслительный процесс. Ёто есть колыбель мышлени€, ибо только при помощи ее человек может сообщить планомерность своим умозаключени€м; это есть колыбель самосознани€, отчетливого самоощущени€ во вс€ких представлени€х вообще, ибо именно из ощущени€ св€зи среди бесконечно многообразных €влений природы и рождаетс€ все будущее величие человеческой мысли. ¬идеть тождество в многообразии, проникнутьс€ ощущением, что вс€ природа построена по одному великому плану, Ч это есть уже предначертание как самой цели в виде ¬сесознающего „еловека, так и предрешение возможности ей достижени€. јссоциаци€ есть там, где разума еще нет, но куда ему надлежит проникнуть. ќна умирает тогда, когда разум заканчивает свою работу и когда на смену мышлени€ приходит его венец Ч дар созерцани€. Ћишь в созерцании, когда человек не только чувствует бессознательно св€зь между €влени€ми, не только понимает в разуме их преемственность, но и ощущает одновременно все течение их развити€ от ѕервоисточника до конечных целей, когда он чувствует рождение и смерть каждой формы, когда он разумом постиг ее бытие, долженствование и роль, Ч ассоциации нет и быть не может. ¬начале чувство ассоциации есть только инстинкт, она еще вне человеческой воли, вне разума, и даже, несмотр€ на парадоксальность Ч вне логики, хот€ сама логика именно из нее возникает. —овершенно автоматически внешние рефлексы порождают перед глазами человека картины, идеи и представлени€, и порой он сам не отдает себе отчета Ч почему они предстали пред ним. ћгновение он чувствует св€зь между данным рефлексом и представлени€ми, мгновение спуст€ это чувство падает и он тщетно силитс€ уловить св€зь между образами, неожиданно пред ним представшими, и мысл€ми, которые у него пред тем в сознании были. ћышление такого человека прерывисто и чересполосно; ему кажетс€, что кака€-то посторонн€€ сила управл€ет его мышлением и чередует в сознании образы в пор€дке дл€ него непон€тном. Ќо вот в нем рождаетс€ стремление внести планомерность в мышление, он стремитс€ к тому, чтобы не попросту перескакивать с одних образов на другие, но каждый раз у€сн€ть между ними св€зь, познавать зависимость, устанавливать причинность. ¬ человеке рождаетс€ чувство самоконтрол€; чувство ассоциации перестает быть независимым кормчим сознани€; все больше сказываетс€ холодна€ власть разума. јссоциаци€ падает, разум начинает претендовать на полное господство, мышление становитс€ более сложным, прерывистость умозаключений нисходит на нет, сознание начинает двигатьс€ медленнее, но зато оно фиксирует каждый шаг с полной €сностью, и чем больше оно достигает этой цели, тем медленнее становитс€ его движение. ѕоработив скачки сознани€, разум порабощает самое движение и мышление останавливаетс€, оно теперь только мен€ет внешнюю форму группы умозаключений, лишь переориентировывает ее состав, вы€сн€ет взаимоотношени€ между ее отдельными элементами, разбираетс€ в их св€з€х между собой, но, вместе с тем, безнадежно отрывает ее от остального мира. »так, предоставление власти чистой логике при вс€ком конкретном познании отрывает данную группу представлений от внешнего мира, замыкает ее в самой себе и прекращает ее поступательное движение в общей семье целого.

„ем больше вы€сн€етс€ в сознании какой-либо фактор природы, чем целостней и синтетичней становитс€ его общее выражение; чем большее количество отдельных граней сознание познает и чем ближе оно их между собой св€зывает, тем более усиливаютс€ т€готени€ этого фактора ко всему вне его лежащему. » вот, рано или поздно, наступает момент, когда эти т€готени€ преодолевают сдерживающую власть разума и в сознании человека рождаютс€ новые идеи, поражающие его самого своей смелостью и которые сразу далеко занос€т исследовател€ за пределы поставленных его же собственным разумом рамок. —начала игнориру€ их, он, в конце концов, неизбежно направл€ет свой разум в эту новую область, и снова, таким образом, начало ассоциации вступает в свои права и открывает новое поле работы; рождаетс€ р€д новых гипотез, новых построений, снова открываетс€ простор творчеству в разуме и снова разум начинает все перерабатывать и в этом новом ориентироватьс€. »так, во вс€ком познавании мышление и применение ассоциации друг от друга неотъемлемы. —держивающа€ власть рассудка и свободный полет мысли и чувствовани€ по пут€м, освещенным началом ассоциации, взаимно дополн€ют друг друга и осуществл€ют познавательный процесс человека. Ёто и есть основной закон ассоциации: ассоциаци€ неотъемлема от логики и они друг друга взаимно обусловливают: логика есть вы€вленна€ и оформленна€ ассоциаци€, чувство ассоциации есть неоформленное чувство логической св€зи.

 

Ђ¬озможность путем интуиции сбрасывать посредствующие формы познани€ есть отличительна€ способность гениального познани€ї.

јндрей Ѕелый.

 

 огда человек мыслит, он одновременно пользуетс€ обоими чувствами Ч чувством логики и чувством ассоциации.  ак то, так и другое одинаково €вл€ютс€ прообразом высшего разумного начала, природа и цель которого выливаетс€ в формулу древней традиции: Ђраздел€ть соедин€€ и соедин€ть раздел€€ї. Ѕудучи разделенными, ассоциаци€ и логика создают мышление; будучи соединены неразрывно, взаимно проника€ друг друга, они выливаютс€ в созерцание. Ќизший разум мышлени€ тем и отличен от разума высшего Ч разума созерцани€, что он получаетс€ из него его расщеплением. ¬ разуме рождаетс€ новый бинер, члены которого и запечатлены на иероглифе јркана XV св€занными между собой мужчиной и женщиной.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 444 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬елико ли, мало ли дело, его надо делать. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2274 - | 1943 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.02 с.