Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Permanentia et Transmutatio




 

ѕознание высшей активной силы начинаетс€ с момента создани€ ею объективных конкретных манифестаций.  ажда€ така€ отдельна€ манифестаци€ объектирует в нуменальной силе соответствующую потенцию, через этот акт утверждающуюс€ в качество, €вл€ющеес€ аспектом совокупной системы его возможностей. Ѕудет ли стрем€ща€с€ к познанию вол€ находитьс€ во вне нуменальной силы или же наоборот совпадать с ней и быть ею самой, Ч все равно лишь с началом объектировани€ ее отдельных аспектов это познание может возникнуть.

 

Ђƒух познает самого себ€, лишь поскольку он познает идеи аффекции телаї.

—пиноза.

 

»з изложенного €вствует, что каждое отдельное познание есть создание в составе человека нового элемента через объективирование в јтмане соответствующего аспекта. ¬с€кое человеческое мышление всегда эволютивно, ибо как бы низко ни сто€л человек, как бы ни однообразно было течение его мыслей, все равно совершенно невозможен случай, чтобы кака€-нибудь из них повторилась с полным совпадением с бывшей ранее.  ак бы ни мал был элемент, он все же €вл€етс€ јдамом  адмоном по отношению к еще меньшим элементам. ¬полне пон€тно, что кажда€ мысль объектирует в составе новый, ей одной свойственный относительный частный синтез, возникновение которого влечет за собой сложную переориентировку всего состава. »так, состав человека непрерывно видоизмен€етс€, управл€емый течением мыслей

„еловек склонен отождествл€ть себ€ самого с окружающей обстановкой единством пор€дка (по планам). »наче говор€, забыва€ об истинном я, человек понимает под Ђяї то сечение цепи своих Ёа, которое ориентируетс€ непосредственно окружающими его факторами; при изменении факторов измен€етс€ и это относительное Ёго. «абыва€ перманентность своего абсолютного Ёго, человек начинает считать эти два относительных Ёго различными состо€ни€ми одного и того же сознаваемого Ђяї. »з этого именно и рождаетс€ ложное пон€тие о движении самого человека по отношению к феноменальной природе, в то врем€ как в действительности колебани€ сознани€ объектируют в природе аспекты, а не наоборот. ¬ данном случае становитс€ на сцену проблема относительного движени€: человеческое сознание, вид€ цепь следующих друг за другом феноменов, не име€ св€зи с высшим, лишено возможности определить движение абсолютное, но в то же врем€ наличие относительного движени€, никогда не прекращающегос€ между человеком и внешним миром, несомненно.

 

Ђћы плывем по реке существовани€, котора€ есть посто€нное изменение, не имеющее ни остановки, ни отдыхаї.

ЂЋалита ¬истараї, ѕеснь ангелов Ѕудде.

 

 роме познани€ через разум, человек воспринимает путем интуиции; эти два вида познани€ и €вл€ютс€ бинерными аналогами. ¬ то врем€ как рассудочное познание идет от дифференцированных феноменов, интуици€ исходит из синтеза, и притом высшего, чем те синтезы, которые могут быть вмещены человеком в зависимости от его состава, следу€ закону пирамиды. –аз это так, то вполне пон€тно, что познающий при помощи интуиции человек не может заставить двигатьс€ высший синтез по отношению к его сознанию, а наоборот, сам по себе должен, видоизмен€€ сознание, так ориентировать свой состав, чтобы различные стороны его постепенно одна за другой освещались светом этого синтеза. ¬се это и приводит нас к одному из основных законов познавани€: ƒл€ осуществлени€ познани€ необходимо, чтобы объекты, лежащие ниже сознани€ человека, двигались по отношению к сознанию; наоборот, по отношению к высшим объектам познани€, само сознание должно эволютивно измен€тьс€.

„ем выше разум, тем большее число феноменальных представлений он заключает, тем ближе он к ¬ысшему —интезу. ¬ строгой гармонии с развитием силы разума измен€етс€ и его природа; он неуклонно облагораживаетс€, уподобл€€сь все более и более –азуму јбсолютному. ѕеренесение разума в высшие сферы синтеза и есть цель человека, к которой он должен стремитьс€, руковод€сь высшим сознанием своего Ђяї, путем интуиции.

 

Ђ”крепив € посредством Ђяї, по собственному побуждению, при помощи рассуждени€, человек должен провести невредимым это сокровище Ч свой разум Ч через океан соблазна Ч этот мирї.

…огавасишта.

 

ƒостижение этого и есть завершение всех стремлений человека на пути его эволюции. Ѕудучи началом раздел€ющим, разум, вместе с тем, есть орудие синтеза. ѕолное расчленение и полное синтезирование вновь и есть венец всех де€ний человека. ƒостигнув совершенного сознани€, человек начинает чувствовать истинную и абсолютную свободу, над ним перестают т€готеть последние оковы, он начинает понимать с полной €сностью, что за вечным круговращением времен и €влений незыблемо стоит ≈диное Ќеизменное,  оторое и породило видимую природу. Ѕудучи совершенной, природа должна быть единой, ибо только единство замысла создает единство гармонии, а потому вс€ природа есть единое целостное существо.

 

Ђ≈сли мы примем во внимание аналогичность всей природы, то мы можем рассматривать ее как одно существо и выводить отсюда, что произведенна€ природа вытекает из одной »деи и одного ¬олевого –ешени€ Ѕогаї.

—пиноза.

 

 

Ђ¬с€ произведенна€ природа есть лишь ≈диное —уществої.

—пиноза.

 

ƒойд€ до венца познани€, человек с высоты его огл€дываетс€ назад на пройденный им путь и вновь переоценивает весь ход своего развити€. ќн убеждаетс€ с абсолютной непреложностью, что заблуждени€ людей происход€т исключительно из недостатка кругозора и неумени€ видеть одновременно различные стороны одного и того же €влени€ ѕрикованные к условност€м, люди не могут сделать даже простейших выводов, и человек познавший с недоумением останавливаетс€, вид€ как люди проход€т мимо самых назойливых очевидностей.

 

Ђќднажды спросили цар€ ёдхиштхиру, Ђкака€ сама€ удивительна€ вещь в мире?ї » царь ответил: Ђвс€кий день вокруг умирают люди, а каждый думает, что он никогда не умретї.

—вами ¬ивекананда.

 

Ћюд€м, оторванным от синтеза и лишенным сознани€ единства вещей, все €влени€ кажутс€ единичными, не св€занными ничем и не дающими никаких законов; случайность становитс€ в их глазах единственным абсолютным началом.

 

Ђ ак только мы отдел€ем природу вещей от природы Ѕога, берем ее саму по себе и рассматриваем €влени€ по-одиночке, мы не понимаем более необходимости мирового пор€дка и устанавливаем несуществующее различие между возможными, случайными и необходимыми событи€ми. Ќо что сумма углов треугольника равна двум пр€мым, это следует из природы дела. ѕоистине, лишь человеческое неведение может измышл€ть подобные различи€ в вещах. ≈сли бы люди с полной €сностью постигали весь пор€док вещей, то они находили бы все столь же необходимым, как положени€ математики, но так как это превосходит меру их познани€, то они считают некоторые вещи лишь возможными, а не необходимыми. ѕоэтому нужно сказать, что Ѕог либо не способен создать ничего, так как в действительности все необходимо, либо способен сделать все, ибо присуща€ вещам необходимость состоит исключительно в ≈го ¬оле и вытекает из Ќееї.

—пиноза.

 

“ак, жив€ в царстве майи, вечного изменени€, вечного Transmutatio, человек приходит наконец к познанию лежащего за пределами его и его утверждающего ≈диного Ѕожества, высшим и основным атрибутом  оторого €вл€етс€ извечное —овершенство и Ќезыблемость, ¬ечна€ Permanentia in Essentia.

 

јркан XIV

 

I. “радиционные наименовани€:

Deductio; Harmonia Mixtorum, Reversibilitas; Ingenium Solare; ¬оздержанность.

II. Ѕуква еврейского алфавита:

נ (Ќун).

III. „исловое обозначение:

ѕ€тьдес€т.

IV. —имволическое начертание.

¬ космическом беспредельном просторе блещет могучий ќкеан —вета. ¬олны искр разноцветных в беспрерывном потоке льютс€ повсюду огненным светозарным каскадомЕ √орнее плам€ живет, живет своей чудной таинственной жизнью, блеском си€ни€ могучего, силой свободы раздольной, счастьем власти поко€. ƒивные светочи, брызги сверкающие ткут светозарный ореол пламенеющий —олнцу ЌеведомомуЕ »скра несетс€Е плам€ сверкает, но лишь приближение почует земли, она дымкой бледной узор себе нарожда-ет; быстро влекома€ силой страшной, искра одежду свою уплотн€ет, и лишь приближение пред ней восстает Ч в теле свершенном она по€вл€етс€Е «алитый солнцем стоит светлый √ений. —легка наклонившись налево, держит ћогучий в руках своих темных две чаши, то их сдвига€, то вновь расшир€€Е «вучной струей, в солнце купа€сь, дивна€ влага течет; то поднима€сь, то опуска€сь, струйки ее ткут неподвижность стальную всей той струиЕ –изы сверкают отражением солнца; желто-оранжевый цвет как-то пронзен серебром; на голове его клафт темный кисейный; грудь озар€ют лучи ожерель€, по€с спускаетс€ спереди пышными складками белого шелка, гор€ весь алмазной пыльюЕ

 

І 1. »де€ мысли, мысль и слово (λόγος)

 

ћышление, т. е. переориентировка состава, может быть по отношению ко вне лежащему миру как пассивным, так и активным. ѕри этом безразлично Ч лежит ли объект человека выше его, на одном уровне с ним или ниже его. ѕассивным мышлением € называю вс€кое познание, каково бы оно ни было ив чем бы оно не заключалось. “о, что приобретает, всегда пассивно по отношению к тому, что отдает. ¬о вс€ком познании вс€ активность всецело принадлежит јтману; весь познающий механизм человека при этом всегда пассивен. јктивным мышлением € называю вс€кое творчество, каково бы оно ни было и в чем бы оно ни заключалось. “о, что непосредственно осуществл€ет действие, всегда активно по отношению к тому, что оно создает. ¬о вс€ком творчестве вс€ активность всецело принадлежит јтману и выливаетс€ в его волю, но непосредственно устро€ющий творчество механизм сознани€, остава€сь пассивным по отношению к јтману, €вл€етс€ по отношению к объекту творени€ активной силой.

 

Ђћы только что сказали и даже доказали, что вол€ есть не что иное, как сам дух, последний же мы назовем мысл€щим, т. е. утверждающим и отрицающим существом, и отсюда мы заключаем с полной €сностью, что наш дух, если мы только вникнем в его истинную природу, обладает способностью к утверждению и отрицанию, ибо в этом и состоит мышление (id enim, inquarn, est cogitare)ї.

—пиноза.

 

ћышление, служа посредствующим механизмом между јтманом и вне его лежащим миром, или выполн€ет процесс воспри€ти€, т. е. пресуществлени€ нового элемента в состав при познании, или же манифестирует некоторую конкретную группу уже растворенных элементов в виде объектированного целого и как бы проектирует ее на экране феноменальной природы, чем и осуществл€етс€ творчество. ѕроцесс воспри€ти€ элемента и техника его манифестировани€ во вне непрерывно св€заны между собой «аконом јналогии. ¬ јркане XII мы проследили процесс объектировани€, воспри€ти€ и претворени€ элемента в состав человека, но там дл€ упрощени€ изложени€ мы игнорировали основной принцип, что вс€кое познание идет не извне, а изнутри, не от феноменальных про€влений, а от нуменальных усилий. Ќаше рассуждение мы начинали с дилеммы: имеетс€ человек с его составом и вне его лежащий элемент, долженствующий быть познанным; исследуем теперь, как сама€ эта дилемма ставитс€ на очередь.

 

Ђ¬есь мир дух, в действительности больше ничего не существует; усвой этот взгл€д на вещи и пребудь в мире, познава€ этим путем истинное Ђяї.

…огавасишта.

 

 

Ђ¬се Ч ≈диное я, это € Ч мировое яї.

ћундака упанишада.

 

я Ч это все, это мир, это Ѕог. Ќет ничего во вне мен€, ничего нет кроме мен€, € ничего извне познать не могу, ибо все это я. Ќо это я скрыто от мен€, достичь ≈го и исполнитьс€ ≈го познанием, с Ќим слитьс€ Ч вот мо€ цель. я Ч это ¬ысшее Ћучезарное я Ч есть мой Ѕог, € есть прообраз я, это зародыш я, та€щий в себе, однако, все величие будущего. Ђƒуша, том€ща€с€ в оковах Ч это человек; душа, постигша€ оковы и разбивша€ их Ч это Ѕогї.

 аждый фактор природы имеет, как мы знаем, два аспекта: с одной стороны он существует сам по себе, с другой он €вл€етс€ частью  осмического ÷елого. ѕо аналогии, кажда€ группа элементов как такова€ в свою очередь имеет эти два аспекта: свой собственный и космический. — другой стороны мы «наем также, что в каждой группе элементов имеетс€ два фактора: состав членов как таковых и та система св€зей и взаимоотношений, котора€ имеетс€ между ними. —оедин€€ эти два положени€ в одно, мы получаем следующее грандиозной важности положение, €вл€ющеес€ их обоюдным синтезом:  ажда€ группа элементов системой конкретных взаимоотношений между членами группы как таковых (т. е. существующих дл€ нашего сознани€ в том виде, который определ€етс€ синтезом объективных, уже познанных конкретно взаимоотношений с уже растворенными элементами состава) полностью соприкаса€сь, приводит в неустойчивое равновесие (имеющее склонность содействовать эволютивному познанию) ту систему св€зей и взаимоотношений, котора€ имеет место между данными элементами в совершенном метафизическом пространстве, как исчерпывающий результат всех взаимоотношений и св€зей со всеми другими лежащими вне этой системы элементами общей экономии мироздани€.

»з этого положени€ непосредственно вытекает целый р€д весьма важных следствий.  аждое человеческое представление, как кадмическа€ совокупность более дифференциальных, всегда представл€ет из себ€ некоторую систему соотношений, как бы спаивающую отдельные элементы в синтетическое целое. Ёта система взаимоотношений в метафизическом пространстве сама по себе лежит неизмеримо выше тех феноменов, которые она св€зывает. ќна €вл€етс€ некоторым частным законом, всегда могущим быть a priori представленным в виде аспекта некоторых более высоких и синтетических умозаключений. ¬ силу этого, она с ними св€зана всей внешней поверхностью своего начертани€ в метафизическом пространстве. Ёта поверхность, как функци€ случайного расположени€ элементов, ее составл€ющих, вообще говор€, представл€етс€ совершенно неправильной по форме, с изгибами и разрывами, которые как бы сами напрашиваютс€ на исправление.

Ёту весьма важную мысль мы так можем перефразировать обыденным €зыком. ¬с€кое человеческое умозаключение вытекает так или иначе из опытных данных, понима€ Ђопытї в самом широком смысле этого слова. ќпыт человека развивает различные его стороны, т. е. различные элементы его состава, всегда неравномерно. ¬ силу этого, вс€кое умозаключение человека, вообще говор€, представл€ет из себ€ систему, разбросанную по составу, как по вертикали Ч по планам, так и по их горизонтальному прот€жению. Ѕлагодар€ этому человек мыслит всегда скачками, его мышление всегда прерывисто, оно неспособно на чем-либо сосредоточитьс€, ибо каждый объект мысли св€зан с элементами других групп состава, но ни эта св€зь, ни их различие в полной мере человеком не сознаетс€. –аз это так, то наша мысль теперь может быть вполне усвоена в такой формулировке: Ђ≈диничное человеческое представление, аспект ¬селенского ¬едени€, €вл€етс€ таковым не в силу чистого разума и его законов, т. е. не в силу того, что вс€ка€ вещь имеет свое место и свое положение в системе мирового синтеза, а в силу человеческой индивидуальности, объектирующей аспекты в синтезе действием своего относительного разума и несовершенной воли по закону ассоциацииї. ¬озвраща€сь теперь к нашей основной проблеме, мы и убеждаемс€ в очевидности мысли, что вс€кое человеческое представление всегда т€готеет по закону ассоциации к другим. Ётот закон ассоциации мы вывели не из данных повседневного опыта, а методом разумного долженствовани€. ћы показали, что такое €вление должно быть, и опыт нас действительно подкрепл€ет.

 

Ђ“о, что не должно быть, никогда не будет; то, что должно быть, никогда не преминет произойтиї.

Vairagyasataka.

 

ќбратимс€ теперь к постижению основного поставленного нами вопроса. „еловек, жив€ в себе самом, во-первых, видит пред собой уже растворенный состав, а, во-вторых, ощущает импульсирующее действие высших центров в виде определенного стремлени€ к движению как таковому, хот€ и без объектировани€ его конкретного вида и конкретного направлени€. явл€етс€ вопрос, в силу чего происходит мышление? Ч мышление есть переориентировка, есть стремление исправить нарушенное в некоторых част€х устойчивое равновесие.

–ассмотрим некоторое мгновение времени. —остав имеет р€д элементов и сознание синтезирует их в некотором синтезе, Ч получаетс€ некоторое определенное представление; как только оно объектировалось, человек тотчас же начинает чувствовать относительность и несовершенство данного умозаключени€. ѕредставл€€ в метафизическом пространстве неправильную кривую поверхность, такое сознание, отождествленное на мгновение с конкретным умозаключением, подобно поверхности бушующего океана, внезапно оцепеневшего: волны стрем€тс€ упасть вниз, впадины жаждут быть заполненными; вот почему конкретное человеческое представление как таковое есть лишь абстрактна€ фикци€, она может существовать лишь единое мгновение и стремитьс€ тотчас же перейти в другое, ему бинерное. ѕри обратном колебании совпадени€ с предыдущим положением произойти уже не может; следствием чувства бинерности рождаетс€ чувство сомнени€; оно именно и представл€ет начало нити от данного представлени€ к р€ду других, вне его лежащих, св€занных с ним по закону гармонических сочетаний. „еловек начинает вдруг чувствовать, что некотора€ часть представлени€ нуждаетс€ в поддержке, и кроме того, что оно св€зано непосредственно с р€дом иных элементов. Ёто сознание как таковое с совокупностью первичных элементов составл€ет новое представление, которое дает повод к воспри€тию следующего элемента. “акой процесс непрерывно следующих друг за другом колебаний и €вл€етс€ тем, что называетс€ мышлением. »так, генезисом вс€кого мышлени€ €вл€етс€ неудовлетворенность и невозможность в принципе найти удовлетворение в объектированных комплексах элементов.  ак только сознание дойдет до полного совпадени€ с какой-либо совокупностью феноменальных факторов, как тотчас же оно перестает им удовлетвор€тьс€ и начинает ощущать в некотором направлении пустоту. Ётот миг и €вл€етс€ нулевой точкой колебани€ познани€: предыдущий элемент познан и растворен, Ч начинаетс€ эра познавани€ следующего.   этому мигу человек начинает €сно всем существом своим чувствовать необходимость существовани€ нового элемента, который долженствует заполнить активно т€готеющее над сознанием ощущение пустоты. «десь то и начинаетс€ нова€ эра познавани€. ¬есь уже утвержденный состав начинает динамически т€готеть в определенном направлении.  аждый отдельный его элемент Ч единичное представление своими гармоническими св€з€ми устремл€ет в раскрывшуюс€ тьму неведомого свой луч, который и наносит облику этого несознаваемого, свою собственную, ему одному присущую грань. Ёти грани, последовательно накопл€€сь и дополн€€ одна другую, постепенно и вы€вл€ют в сознании дымчатый контур будущего. ¬ традиции этот процесс и носит наименование выработки идеи мысли.

Ќо вот последн€€ грань нанесена, последний штрих сделан, последн€€ тональность дополнила хор предыдущих до целостной гармонии. » в этот миг дымчатый образ сразу привлекает на себ€ луч света, тот пронизывает его, и новый элемент, как многогранный бриллиант, зажигаетс€ разноцветным пламенем и начинает звучать независимым самосто€тельным аккордом в многострунном существе человека.

 

Ђћысль есть принцип, основа всего, что есть; но мысль, остава€сь таковой в себе, неведома и замкнута в себе самой.  огда мысль начинает про€вл€тьс€, она приходит в область, где обитает дух; достигнув этого, она принимает им€ мудрости и уже не замкнута, как раньше, в себе самой. ƒух, в свою очередь, про€вл€етс€ в области тех тайн, которыми он был окружен; из него выходит голос, распадающийс€ на отдельные слова, разграниченные и определенные, ибо они вытекают из духа. Ќо, вдумыва€сь во все эти разделени€, видим, что мысль, мудрость, этот голос и эти слова суть лишь одно, что мысль есть начало всего того, что есть, что никаких разделений в ней существовать не может. ћысль сама в себе идентична с не-Ѕытием и никогда от него не отдел€етс€. “аков смысл слов: Ђ»егова ≈дин и »м€ ≈го ≈диної.[238]

«огар.

 

“ак рождаетс€ в человеке новый элемент, но где он обретаетс€ в этот миг? ≈го нет в составе, потому что он еще не св€зан с ним, вовне его тоже нет, ибо вовне себ€ человек ничего создать не может. √де же он? Ётот новый элемент Ч мысль, только что рожденна€, эманируетс€ непосредственно из самого јтмана. ¬озникновение каждой новой мысли приуготовл€етс€ постепенно, но самый акт ее рождени€ происходит мгновенно. Ёта именно иде€ и запечатлена в древнем мифе, что вс€ка€ мысль возникает подобно самому принципу мышлени€ Ч Ѕогине –азума Ч ѕалладе-јфине, вышедшей во всеоружии из головы ёпитера. “акова мысль в момент рождени€, но как только начинает погружатьс€ она в ћир Ѕыти€, она закрепл€етс€ в своей форме, она получает выражение, она становитс€ словом Ч Ћогосом. »так: кажда€ мысль с момента рождени€ есть Ћогос, он исходит из јбсолюта и приходит в мир. Ёто и раскрывает величайший закон, что мышление есть творчество; Ѕожество мыслит непрерывно, непрерывно рождаютс€ миры; человек также мыслит непрерывно и также непрерывно создает свой собственный мир.

 

Ђ¬се слова твор€т.  ак повелительное слово объектирует то, что оно хочет, как догматическое Ч реализирует то, что оно утверждает, так же точно слово внутреннего стремлени€ вызывает и порождает то, чего оно жаждетї.

—танислав де √уайта.

 

 

Ђјрмаити, —овершенна€ ћысль, есть “во€ ћысль, о јхура-ћазда! “вое ƒуховное «нание Ч это творить мирї.

јгунавад гатха.

 

 

Ђ“ы первый ¬еликий ћыслитель, великолепие  оторого превосходит все миры, –азум  оторого есть “ворец всего, “ы поддерживаешь праведность и благой ум. “ы ƒух ћазда,  оторый еси всегда “от жеї.

ясна.

 

ѕолученна€ доктрина есть основание вс€кого учени€ о творчестве и познании вообще. »з нее непосредственно вытекает, что человеческое мышление всегда активно и пассивно в одно и то же врем€: человек познает себ€ через творение и в своем познании творит мир. Ќепрерывное творчество есть непрерывное эволютивное мышление. ћышление может быть эволютивным только тогда, когда оно вечно не удовлетвор€етс€ тем, что в нем есть, удовлетворение и покой есть прекращение мышлени€, есть прекращение творчества. ЂImmer weiterї,[239]вечно, неустанно вперед во что бы то ни стало и куда бы это ни привело Ч вот лозунг, который должен поставить вс€кий человек, и поскольку он следует ему, постольку он обретает счастье. „еловек сам себе господин, истинный и абсолютный, а посему все силы должен черпать сам в себе, ибо в нем еще до начала веков было все заложено до постижени€.

 

Ђ¬ этом мире, о чадо –агусы, каждый может достигнуть всего через непоколебимое личное усилие. ќбратись к личному усилию, улови слово, которое указывало бы тебе полезную де€тельность. ќстальное следует оставить, будь оно даже старо как врем€, и устремить взгл€ды к истине и только к истине. “от, кто не завоевывает себе свободы, разрыва€ оковы Ч разум, –азумом, Ч тому нечего ждать освобождени€ от чего-либо иногої.

…огавасишта.

 

Ќеудовлетворенность может существовать лишь в человеческом мире, в области относительного знани€, в области условных представлений. ¬ »стинном —вете, —овершенном и јбсолютном, в ¬едении ¬селенском неудовлетворительности нет и быть не может. ¬от почему Ч относительное порождаетс€ творчеством и в то же врем€ лишь оно одно порождает творчество јбсолютное творчества породить не может и не может быть порождено творением ќно —амо в —ебе содержит и творчество относительного и порождение творчества относительным јбсолютное вечно творит —еб€ —амого через относительное ¬от почему создан мир относительного, мир майи, вот почему Ѕог и мир одно, вот почему один без другого существовать не может, вот почему они оба слиты в Ќеизреченном

 

Ђ»ндра через —вою майю принимает различные формыї.

¬еды

 

 

Ђ—пиноза категорически объ€вл€ет, что в Ѕоге хотение и действие, существо и вол€ тождественны, что творение вечно, что неизменность Ѕога исключает возможность действовать так или иначе, и что поэтому бытие и пор€док вещей необходимыї

 уно ‘ишер.

 

–езюмиру€ изложенное о человеческом мышлении, о первичных процессах, в нем происход€щих пред постижением конкретного нового элемента, мы можем в следующих словах формулировать его отдельные этапы.

I. „еловеческое сознание, отождествл€€сь с конкретными единичными синтезами по законам св€зей частностей и конкретных аспектов с целым, начинает чувствовать присутствие иных представлений, непосредственно гармонирующих с данным.

II. ѕолучив т€готение к ним, сознание следует в своем к ним приближении лишь до некоторого, вполне определенного предела, €вл€ющегос€ функцией общей развитости состава человека.

III. —овершив это движение и дойд€ до предела, сознание начинает чувствовать активно зи€ющую пред ним пустоту, котора€ вызывает томление желани€ познать.

IV. “ональности различных представлений, гармонирующие с долженствующим по€витьс€ объектом, начинают, кажда€ в отдельности, объектировать в этом неведомом те долженствующие в нем быть свойства и качества, которые замыкают до гармонии общее созвучие элементов этих тональностей.

V. —овокупность этих наносимых отдельными тональност€ми граней в неведомое оформливает в нем постепенно нечто целое, которое остаетс€ инертным дымчатым образом до нанесени€ последней грани

VI. Ќанесение последней грани сразу претвор€ет собиравшиес€ ранее отдельности в гармоничное целое, которое прит€гивает одухотвор€ющую силу из недр јтмана, чрез что становитс€ его объектированным самодовлеющим аспектом

VII. ¬ этот миг иде€ долженствующей по€витьс€ мысли претвор€етс€ в оформленную, совершенно законченную мысль, станов€щуюс€ дл€ вне ее лежащего сознани€ реальной силой, конкретным словом, т. е. тем, что именуетс€ Ћогосом.

VIII. —оздание Ћогоса есть творчество в истинном и абсолютном значении этого слова. ѕри помощи его человек познает новый элемент, а чрез познание его творит новый аспект или тональность самоощущени€ в его относительном мире.

“аковы этапы первоначального периода мышлени€, предшествующего отождествлению и растворению объективного элемента, каковой процесс уже изучалс€ нами.

Ћогос, как конечное выражение сущности в разуме, таким образом, естественно €вл€етс€ промежуточным звеном между активно познающим сознанием и реальностью. ¬ силу этого, ведение Ћогоса необходимо ведет к ведению сущности. ¬ иде€х трансцендентальных €сное объектирование Ћогоса в разуме есть уже полное исполнение лежащей пред ним задачи, ибо дальнейшее постижение реальности осуществл€етс€ интуицией или чувством реальности. “аким образом, знать Ћогос или истинное им€ какого-либо относительного синтеза Ч значит знать его сущность и им повелевать. ¬от почему культ имени преемственно передавалс€ на пути веков, вот почему на пути всемирной истории мы встречаем на первый взгл€д непон€тный факт Ч скрывание имени.

 

Ђѕодлинные имена богов считались табу, потому что раскрытие их дало бы возможность вызывать их. ¬от почему нам известны главным образом эпитеты, замен€ющие собой божественные имена. ƒаже город –им имел секретное им€, употребл€вшеес€ только во врем€ самых торжественных обращений; тайна его так хорошо охран€лась, что оно осталось нам неизвестнымї.

–ейнах.

 

¬ гармонии с этим, по свидетельству —ерви€, на государственном щите в  апитолии можно было прочесть следующую надпись [240]Ч ЂGenio urbis Romae, sive mas, sive feminaї Ч иначе говор€, скрывалс€ даже пол. ¬ своем наивысшем развитии мы встречаем эту тенденцию у древних египт€н. “ак, ј. Ѕарон[241]определ€ет гнозис как Ђведение Ѕожественных »менї. ¬ ≈гипте вполне господствовало мнение, что ни одно Ѕожество не могло противитьс€ вызыванию, если ќно было названо своим истинным »менем.[242]

“акими фактами мирова€ истори€ иллюстрирует положение, что ведение Ћогоса есть пр€мой путь к ведению сущности.

 

ќсновы учени€ о Ћогосе

 

Ђ¬ начале было —лово, и —лово было у Ѕога, и —лово было Ѕог. ќно было в начале у Ѕога. ¬се через Ќего начало быть и без Ќего ничто не начало быть, что начало бытьї.

≈вангелие от »оанна, 1:1Ц3.

 

 

Ђ¬ начале был Ћогос и все было Ћогосї.

ѕлотин

 

 

Ђ≈диным —ловом √осподь создал весь мир. ќн бросает живые существа в пучины жизни и оставл€ет их до тех пор, пока не настанет воскресениеї.

—аади.

 

”чение о Ћогосе, о “ворческом —лове, представл€ет собой одну из немногих доктрин, которые почти в полной чистоте процветали у всех народов, неизменно сохран€€сь на пути веков. Ќачина€ с культа —омы в –игведе, через цепь солнечных митраических культов, оно создало всю культуру и философию Ёллады, легло в основании семитических учений, через них перешло в христианство и пышно расцвело, вылившись в красочную семью гностических учений, создало мифы и мистерии –астерзанного Ѕога в таинственном Ёлевсине и рощах —амофракии, откликнулось в древнем, но вечно юном мифе о ѕрометее, создало тоскующие песни арабов и персов и обн€ло, таким образом, все народы мира.

ѕринцип Ћогоса Ч это прежде всего принцип формы. „еловеческое слово, выразитель его воли, €вл€етс€ определителем выраженного желани€, его точно формулированной формой, завершенной, законченной и отмежеванной от других форм желани€. —трога€ определенность, €сность и точное формулирование отдельных последовательных этапов Ч вот основа, на которой зиждетс€ вс€кое эволютивное мышление. ѕринцип чистого разума непосредственно выливаетс€ в начало стихии ¬оздуха Ч классификации, разделени€ и оформливани€.  лассификаци€ есть верховный доминирующий принцип относительного мира; одновременно рожда€сь, онї друг друга вызывают к бытию и в нем взаимно друг друга утверждают. ¬ силу этого мышление, как начало вытекающее и зиждущеес€ на принципе классификации, может иметь место лишь в области относительного. «а ее пределами Ч в Ѕожественном —ознании јбсолютного ћира мышлени€ быть не может, ибо Ѕог объемлет в —воем —озерцании и части, и целое.

 

Ђ» все существование постигаетс€ ≈го «нанием одновременно, без времени, и дл€ Ќего нет ничего скрытогої.

ƒезатир.

 

„ем более человек совершенствуетс€, тем более разрушает он иллюзию множественности и разобщенности; во всех единичных про€влени€х он начинает видеть про€вление одного и того же ¬семирного јбсолютного Ќачала.

 

Ђ–азве измен€тс€ сокровища неба от того, что солнце будет отражатьс€ в стру€х √анга или в ручь€х, стекающих по 1 гр€зной улице? –азве изменитс€ эфир от того, что он заключен в горшок или золотой кувшин? „то значит кошмар множественности Ч этот призрак, создающий различи€, во внутреннем бытии всего, в этом не знающем бурь океане ¬ечного Ѕлаженства и —вета? ќдно и то же я полностью отражаетс€ во всех трех состо€ни€х: в бодрствовании, сне и грезе; оно, подобно нитке, пронизывает все формы от Ѕрахмана до самого ничтожного муравь€; “от, кто обладает твердым убеждением:

Ђя есть это яї, а не форма, которую ќно принимает, будь он Ѕрахман или человек низкого происхождени€, поистине он есть ¬озвышенныйї.

Ўри Ўанкарачарь€

 

ѕроцесс, когда целое сознани€ недвижно, а колеблютс€, взаимно переориентировыва€съ, элементы сознани€, и есть созерцание. ¬ противовес сказанному, движение целостного сознани€ есть мышление. »з данного определени€ €вствует, что генезисом мышлени€ €вл€етс€ дилемма: Ђяї и Ђто, что вне мен€ї; наоборот, созерцание существует в человеке постольку, поскольку он живет в себе самом. »наче говор€, мышление в принципе может существовать лишь до тех пор, пока существует внешний мир по отношению к Ђяї; он рождаетс€ с началом мышлени€, когда Ђяї начинает грезить во вне себ€, и нисходит в ничто, когда Ђяї убеждаетс€, что его мышление есть лишь май€. „еловек на пути своей жизни всегда мыслит и всегда созерцает. ѕоскольку он мыслит, постольку он грезит сновидени€ми, поскольку созерцает, постольку приобщаетс€ к истинной жизни. Ќачало мышлени€ есть разделение; чем ниже дифференциаци€, тем больше человек должен пользоватьс€ мышлением и тем больше отходит от созерцани€. –азвива€сь и синтезиру€ познаваемое, он парализует разделение, расшир€ет сознание своего €, приближа€ свое € к истинному Ђяї и тем гармонично расшир€ет возможность пользоватьс€ созерцанием.

»так, мышление рождаетс€ с момента начала объектировани€ ≈диного Ђяї во множественность иллюзии. ѕокида€ область созерцани€, я начинает противопоставл€ть одни свои частные потенции другим, из этих частных бинеров рождаютс€ единичные образы, они быстро рассеиваютс€, уступа€ место новым, и, таким путем, я постепенно погружаетс€ в иллюзию. ¬ этом глубоком сне ему начинает казатьс€, что отдельные части его, возомнив себ€ совершенно независимыми, начинают жить самосто€тельно, руководству€сь одной лишь своей личной волей, сталкиваютс€ с другими подобными и порождают дальнейшие следстви€. “аким путем јтман постепенно подпадает под власть грезы, в нем возникает начало разделени€ и оторванности частей от целого, рождаетс€ разум, но он сказываетс€ еще только в том, что по€вл€ютс€ мысли, отдельные, беспор€дочные, беспоследовательные. ѕорой мышление обрываетс€, сон становитс€ менее глубоким, затем вновь возвращаетс€ старое, беспор€дочный поток отдельных мыслей начинает делатьс€ и гуще и определеннее, по€вл€ютс€ отдельные св€зи, отдельные взаимоотношени€, рождаетс€ классификаци€, мышление становитс€ €сным, точным, определенным и доходит до последних пределов объектировани€ дифференциальных частностей. “ак рождаетс€ мышление из созерцающего единого јтмана, завершающеес€ и завершаемое с объектированием его в частност€х. –ост мышлени€ Ч это развитие принципа воздушной стихии, это рост разделени€, развитие принципа формы. ‘орма утверждаетс€ ростом разделени€, и обратно, она утверждает разделение. ‘орма мысли есть слово ее выражающее; слово может быть сказано и не сказано, но принцип его один Ч этот принцип его и есть Ћогос.[243]Ќачало формы есть начало водное, вот почему Ћогос рождаетс€ из водной стихии, он исходит из нее и сам ее утверждает.[244]

 

Ђ» Ѕрахма вошел в мир посредством двух: ќбразом (–упа ) и —ловом (Ќама). ≈сть им€ какой-либо вещи, то она и называетс€ этим именем; нет имени какой-либо вещи, но ее знают по ее образу, форме, говор€, что она вот така€, и она така€ и есть такого образа. »бо вселенна€ эта простираетс€ до пределов, до которых простираютс€ слово и образы Ёто »м€ и ‘орма суть две ¬еликих —илы Ѕрахмы, и тот, кто знает эти две —илы ≈го, сам становитс€ великой силой. Ёти два суть два ¬еликих ќткровени€ Ѕрахмы. » тот, кто знает эти две —илы ≈го, сам становитс€ великим откровениемї.

—атапатха брахмана.

 

»м€ или —лово, форма и независимое существование частностей представл€ет собой три доктрины, неразрывно св€занные между собой.  ажда€ из них обусловливает две другие и, наоборот, сама из них вытекает, как непосредственное следствие. Ќо, вместе с тем, если рассматривать процесс их вы€влени€ в нашем сознании, они не будут €вл€тьс€ уже тождественными, а вполне определенно располагаютс€ в виде тернера, …одом которого €вл€етс€ слово, ’е Ч форма и Bay Ч доктрина частностей. —амо слово как таковое может быть как реальным, так и абстрактным. –еальное слово Ч это вы€вленна€ и оформленна€ мысль, мысль творческа€ и потому активна€ по отношению ко всему вне лежащему. Ќо, вместе с тем, это слово может быть абстрактным принципом по отношению ко вс€кому внешнему сознанию. —амо чистое созерцание как таковое есть все-таки разделение, есть объектирование, но только объектирование уже внутреннего состава. —лово активное и слово пассивное, внутренний Ћогос и внешний интегрируютс€ в еще более ¬ысоком Ќачале,  оторое и €вл€етс€ первой »постасью “вор€щего Ѕожества. ¬ гармонии с этим, форма и принцип частностей непосредственно проистекают из второй и третьей »постасей. Ќаконец, в высочайшем синтезе все три »постаси ¬ысшего Ћогоса, “риединого “вор€щего Ѕожества, объедин€ютс€ в Ѕожественной —ущности, Divina Essentia гностиков, эманирующей весь последующий цикл Ёонов Ч Ћогосов. »так, учение о Ћогосе простираетс€ на весь познаваемый мир, на Ѕожество и на человека. ƒл€ устранени€ не€сности под Ћогосом € буду понимать лишь јктивное “ворческое —лово, а потому доктрина его впервые рождаетс€ из недр јркана IV.

“риединое Ѕожество, как —овершенный и јбсолютный —интез мироздани€, согласно сказанному ранее, не может содержать в —ебе мышлени€ и, наоборот, обладает высочайшим развитием сущности созерцани€. ¬ силу этого, ≈го ѕрирода есть ќбласть внутренних абстрактных Ћогосов Ч јтманов, которые Ѕожество непрерывно созерцает в вечно изменчивых сочетани€х. ¬ ћире Ѕожественном между ними нет разделени€, они суть лишь аспекты ≈диного, непрерывно и нерушимо между собой св€занные. ¬нутреннее —ознание Ѕожества, сознающее эту совокупность Ћогосов, и есть »зида Ѕожественна€, втора€ »постась Ѕожества, в то врем€ как перва€ »постась создает, как сущность этих аспектов Ѕезначального Ѕыти€, так и сущность јбсолютного —ознани€. ¬ечное изменение, слитое в вечную недвижность, мгновение вечное, цар€щее здесь, ткет »стинную ∆изнь, вызывает к Ѕытию третью »постась, утверждает сущность јркана III. ¬ ћире Ѕыти€ между Ћогосами встает разделение, и их совокупность в этом ћире выливаетс€ в тот ¬селенский Ћогос јркана IV,  оторый и устро€ет непосредственно космическую жизнь.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 272 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќеосмысленна€ жизнь не стоит того, чтобы жить. © —ократ
==> читать все изречени€...

2017 - | 1771 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.211 с.