Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬нешнее про€вление активного Ћогоса




 

Ќа пути предыдущего изложени€ мы пришли к тому, что процесс вы€влени€ вс€кой конкретной идеи в конечном объектированном виде раздел€етс€ на р€д последовательных этапов. ¬с€кое воспри€тие, откуда бы оно ни происходило и какой бы ни носило характер, все равно неизменно претвор€етс€ в состав не иным каким-либо путем, как через вызов в этом же самом составе методом долженствовани€ соответствующего образа или представлени€, гармонирующего с тем, который лежит вне человека и на него действует. „еловеческое мышление, т. е. последовательное вы€вление в составе одних элементов за другими, может быть как активным, так и пассивным, т. е. оно может исследовать область, подлежащую познанию лежащую на одном уровне, но вне сознани€, или же воспринимать сверху по св€з€м аналогии путем интуиции. Ќо как в том, так и в другом случае, одинаково, конечный этап мышлени€ Ч это вы€вление идеи в определенном оформленном и вполне законченном виде. ѕринцип и иде€ подобного вы€влени€ и есть λόγος. Λόγος есть прежде всего принцип формы, есть принцип самосто€тельности быти€ частности, одновременно с тем неразрывно существующей в общей экономии целого. ¬с€кое феноменальное представление, каково бы оно ни было, €вл€етс€ частностью представлени€ более высшего и синтезом ниже лежащих элементов; в силу этого λόγος вс€кого феноменального представлени€ необходимо должен носить характер феноменальный; таким образом, мир человеческих представлений есть мир частных Ћогосов, которые и составл€ют его истинную сущность.

 ажда€ вещь в природе может быть познана нами не иначе, как через последовательное изучение ее св€зей с другими, вне ее лежащими и к ней т€готеющими. ¬от почему сама€ конституци€ Ђsache an sichї может быть определена как геометрическое место точек пересечени€ всех гармонических св€зей со всеми объектами вне ее лежащего мира. ‘орма Ч это синоним предела, ограничени€, конца одного Ч начала другого. ¬от почему Ч ментальна€ интерпретаци€ λόγος`а представл€ет из себ€ в метафизическом пространстве геометрическое место точек возможного распространени€ свойств, т€готений и св€зей данного объекта. ¬ силу сказанного, €вл€етс€ вполне очевидным, что λόγος не только a priori €вл€етс€ сущностью каждого представлени€, но и, вообще говор€, при каждом познавании a posteriori наше сознание всегда вы€вл€ет лишь отдельные аспекты перманентного Ћогоса, по мере окончательного претворени€ коих в состав и происходит претворение самого представлени€. »так, вс€кое представление есть λόγος, и вс€кое познавание есть претворение отдельных его атрибутов.

 огда какое-либо конкретное познавание завершаетс€, то в последний момент перед окончательным претворением познаваемый феномен как таковой и представление о нем в сознании человека между собой совпадают. ¬ это врем€ и происходит процесс претворени€ λόγος`а, причем здесь возможны два случа€. ≈сли человеческое мышление пассивно, то во вне лежащем мире еще до начала познавани€ существовал этот частный λόγος; вот почему пассивное мышление есть по преимуществу мышление воспри€ти€, ибо познаваемое существует само по себе, и познание его новым человеком не есть нанесение на фактор новых тональностей, а лишь утверждение их дл€ него самого. »так Ч под пассивным Ћогосом € понимаю конечную форму объектированного комплекса представлений в виде некоторой целостной идеи, уже существующего во вне от человека лежащем мире и активно действующего на его состав, вызывающего его переориентировку, привод€щую к познанию силой внешнего т€готени€ ¬ противовес изложенному, при активном мышлении человек силой своего собственного јтмана создает частный Ћогос во вне его лежащем мире. ¬от почему активное мышление есть по преимуществу мышление творческое. ѕутем интуиции человек проникает вглубь своего существа, черпает силу и использует возможности, в него вложенные с самого начала его быти€, но имевшие до сих пор лишь абстрактное существование. ѕутем активного мышлени€ человек как бы вызывает из небыти€ одни формы и представлени€ за другими, которые все, однако, св€заны единством происхождени€ первоначального, как и единством перманентного синтеза. јтман активно мысл€щего человека €вл€етс€ здесь творцом в полном и абсолютном значении этого слова, ибо каждое активно добытое представление вы€вл€ет новые грани и тональности јтмана в феноменальном мире и тем утверждает его бытие в виде единичного твор€щего центра. јктивное мышление, как и пассивное, повинуетс€ тем же общим законам последовательного вы€влени€ и объектировани€ конкретных комплексов представлений. —овершенно аналогично и в данном случае конечным этапом €вл€етс€ частный Ћогос, который в момент завершени€ процесса его вы€вл€ющего одновременно лежит в обоих мирах: в мире самого человека и в мире, лежащем вне его. Ётот частный Ћогос, с переходом сознани€ далее к другим представлени€м, переходит в общую экономию природы и становитс€ ее самодовлеющим членом. »так: ѕод активным Ћогосом € понимаю конечную форму объектированного комплекса представлений в виде некоторой целостной идеи, создаваемой интуитивной силой активного человеческого мышлени€ чрез расчленение совокупности всех a priori возможных, идей и представлений, синтетически заключенных в јтмане, и объектирование некоторой части их в разуме путем соответствующей переориентировки состава.

–азделение человеческого мышлени€ на два вида Ч на активное и пассивное, само по себе €вл€етс€ лишь относительным и необходимым лишь дл€ точной классификации отдельных этапов. ¬ действительности оба эти вида мышлени€ совершенно между собой неразрывны и, друг друга проника€, они дополн€ют взаимно друг друга. „еловек живет в себе самом, в самом себе двигаетс€, в самом себе себ€ познает. ¬от почему внешние представлени€ как таковые собственной мощью на человеческий состав в принципе действовать не могут. — другой стороны, уйд€ в свою сущность, человек жил бы в ћире јбсолютного, где никака€ классификаци€ невозможна, ибо все между собой св€зано. »так, ни один вид мышлени€ в отдельности невозможен, оба они всегда неразрывны, и их совместным течением управл€ет ѕознающее Ќачало человека.

Ёманиру€сь во вне, сознание хот€ и сохран€ет св€зь с јтманом, но эта последн€€ становитс€ дл€ него чисто абстрактной и должна быть утверждаема в каждом отдельном случае путем объектировани€. ѕри этом эманировании сознание соприкасаетс€ с последовательным р€дом отдельных феноменальных планов; при сли€нии с каждым из них, в сознании рождаетс€ нова€ возможность. ћир по отношению к человеку есть, прежде всего, поле последовательных возможностей, раскрытие каждого нового вида простора пробуждает в человеке соответствующее желание; это и есть первый этап пассивного мышлени€. ¬ метафизическом пространстве геометрическое место точек отдельных идей и представлений есть сложна€ крива€ поверхность. ћышление есть движение сознани€; движение сознани€ есть вечное видоизменение той плоскости, на которую состав проектируетс€ и в которой человек его ощущает. ¬о врем€ движени€ при перемене проекций наступают частичные разрывы этой метафизической поверхности, благодар€ чему рождаютс€ новые представлени€, стрем€щиес€ воссоединить все таким образом расчлененное. »так, пассивное мышление происходит в самом составе, из него самого рождаетс€ и в нем оканчиваетс€, хот€ человеку и представл€етс€ иногда, что оно лежит вне его. „еловек движетс€ своей собственной волей, и в силу этого движение сознани€ и последовательное изменение плоскостей проекций происходит мощью, исход€щей из самого јтмана. “аким образом мы и приходим к выводу: при пассивном мышлении импульсирующее действие јтмана, его результат и механизм его утверждени€ сознанием освещены. ѕри активном мышлении, наоборот, импульсирующее действие јтмана как таковое сознаетс€ в виде некоторой высшей силы, а механизм рождени€ идеи от сознани€ ускользает. »так, как и следовало ожидать, человеческое мышление, как постепенное вы€вление частных Ћогосов, т. е. рождение частных форм следует, по закону кватернера, членами которого €вл€ютс€ сознательные и внесознательные импульсирующие действи€ јтмана и таковые же оформливающие механизмы мышлени€.

ќбраща€сь к вопросу о возможности познани€ факторов, лежащих во внешнем мире, мы видим, что они могут быть разделены на две группы: на ignoramus и на ignorabimus.[245] √руппа объектов ignoramus есть то, что непосредственно подлежит познанию и св€зано с уже имеющимс€ составом. √руппа ignorabimus Ч это то, что a priori не может быть познано сознанием при насто€щем состо€нии его развити€.

  группе ignorabimus относитс€ прежде всего проблема о Ђsache an sichї.  ак мы уже говорили ранее, Ђвещь в себеї неминуемо должна быть субстанцией. Ќаличие множественности Ђвещей в себеї есть синоним наличи€ множественности субстанций, что есть nonsense. ѕосему Ч пон€тие о Ђsache an sichї идентично с пон€тием о самодовлеющей духовной индивидуальности. “аким образом, вместо Ђвещи в себеї мы имеем перед собой проблему о возможности познани€ индивидуального аспекта ¬ысшего Ћогоса, который лежит вне ближайшего низшего јдама  адмона.

ƒва независимых элемента могут иметь св€зь между собой не иначе, как через общего јдама  адмона. ќтсюда вытекает, что пон€тие ignorabimus абсолютно лишь дл€ данной степени развити€ на данном участке эволютивно синтетической системы; как только сознание индивидуальности подниметс€ до следующего космического узла, как тотчас же все ее ветви, дотоле совершенно недоступные и бывшие ignorabimus, претвор€ютс€ в неведомое, но уже доступное познанию, т. е. ignoramus. »з изложенного непосредственно вытекает пон€тие о возможности свободной и возможности закрытой. ѕод возможностью свободной € понимаю такую, котора€ может быть использована в любой данный момент времени в той последовательности, какова€ указуетс€ независимой волей сознани€. ѕод возможностью закрытой € понимаю такую, котора€ может быть использована волей сознани€ лишь по исполнении предшествующего р€да некоторой системы возможностей свободных, после чего возможность закрыта€ становитс€ свободной. Ќа пути своей жизни человек движетс€ по пут€м возможностей, но в каждый данный момент лишь некотора€ часть их остаетс€ свободной. ѕостепенное раскрытие новых возможностей находитс€ в непосредственной функциональной зависимости от прошлого; на нем именно зиждетс€ закон последовательности, управл€ющий человеческими действи€ми помимо свободной воли, который люди называют законом предопределени€ или кармы. »так, резюмиру€ изложенное, мы можем сказать, что принцип ignorabimus и его власть инволютивны и их вли€ние в его общем космическом целом непрерывно уменьшаетс€. ¬ каждый данный момент ignorabimus переходит в ignoramus, чтобы затем перейти в состав. «нание относительное отличаетс€ от «нани€ јбсолютного именно наличием принципа ignorabimusТa. ¬селенское ¬едение, как —ознание, сведенное в ¬ысший  адмический ÷ентр, кладет предел как ignorabimusТy, так и ignoramusТy.

ћы логически пришли к тому, что пон€тие о Ђвещи в себеї, как самосто€тельной, единичной субстанции, есть nonsense и что таковой €вл€етс€ лишь индивидуальный кадмический центр. Ќар€ду с этим мы знаем, что, жив€ в себе самом, человек познает лишь то, что в нем уже потенциально заключено. ќтсюда непосредственно вытекает, что все вещи мира, неведомые ему, дл€ него вовсе еще не существуют. »так, € имею право сказать: Ђ¬ мире есть то, что € знаю, и нет ничего другогої.

 

Ђћир дл€ нас есть лишь совокупность наших впечатленийї.

Ѕинэ.

 

¬с€кое новое познание потому и €вл€етс€ творчеством, что его объект в полном смысле слова переходит из небыти€ в реальное существование. ѕознание совершаетс€ сознанием; сознани€ у различных людей разнствуют друг с другом и, кроме того, измен€ютс€ во времени; в силу этого необходимо a priori заключить, что вс€кий объект имеет некоторую перманентную самосто€тельную сущность, познаваемую каждым конкретным сознанием в тональност€х ему одному индивидуально присущих. Ёто внутреннее €дро объекта и €вл€етс€ истинной Ђвещью в себеї, но его конституци€ должна быть формулирована иначе и даже диаметрально противоположно пон€тию  анта. ѕод Ђвещью в себеї € понимаю абсолютную совокупность всех свойств и тональностей данной вещи, которые вызываютс€ абсолютной же совокупностью всех св€зей и т€готений, как гармонических, так и по лини€м аналогии со всеми другими факторами мироздани€. ¬ мире все св€зано между собой, а потому абсолютное познание малейшей вещи есть, вместе с тем, абсолютное познание ÷елого, а потому оно воистину €вл€етс€ ¬селенским ¬едением. “аким образом, Ђвещь в себеї есть непреложна€ реальность, необходимость быти€ которой естественно и логически вытекает из чистого разума. Ќо с другой стороны, она не €вл€етс€ самосто€тельной единицей, а есть лишь объектированный аспект ÷елого, необходимо и неразрывно св€занный со всей безграничностью возможных других.

„астный Ћогос, как принцип формы, относ€сь к конкретному комплексу представлений, может быть двух родов: абсолютным и относительным. јбсолютным частным Ћогосом € называю такой, который утверждает бытие некоторой совокупности представлений в абсолютной экономии природы, в которой эта совокупность €вл€етс€ некоторой Ђвещью в себеї. ќтносительным частным Ћогосом € называю такой, который вы€вл€ет лишь некоторый аспект совокупности представлений, как Ђвещи в себеї, в сознании отдельного человека. ќтносительный частный Ћогос по отношению к частному абсолютному находитс€ в том же самом положении, в котором второй находитс€ по отношению к высшему јбсолютному Ћогосу, его эманировавшему. Ќа пути своего развити€ человек познает одни относительные частные Ћогосы за другими, и по мере этого не только возвышаетс€ в синтезе по эволютивной цепи относительных Ћогосов, но и в каждом отдельном случае, в строгой гармонии с этим, приближаетс€ к познанию частных Ћогосов абсолютных.  огда человек мыслит, он созидает новые частные Ћогосы относительные, вызыва€ их из частных абсолютных Ћогосов, и именно через мощь последних, через потенциальные возможности, в них заключенные, он имеет возможность осуществл€ть свое творчество, несмотр€ на слабость своей активной воли.

 

јркан XV

 

I. “радиционные наименовани€:

Logica; Nahash Fatum; Typhon, ƒь€вол.

II. Ѕуква еврейского алфавита:

ס (—амех).

III. „исловое обозначение:

Ўестьдес€т.

IV. —имволическое начертание:

ќгромное выжженное поле; желто-красные пески захватывают последнюю оставшуюс€ зелень и, освещенные лучами зари, они представл€ютс€ взору сгустками крови. —олнце спускаетс€ к горизонту и через густой туман дыма от гор€щих лесов кажетс€ тусклым кровавым п€тном. ¬осточна€ часть неба исчезает в мутной, серо-свинцовой мгле. ¬оздух недвижен и насыщен гарью; раскаленный песок, поднимаемый беспор€дочными внезапными порывами ветра, делает его удушливым почти нестерпимо.

ƒва человека, совершенно обнаженных, мужчина и женщина, сто€т, обратившись друг к другу, со св€занными за спиной руками. –уки опустились беспомощно, головы склонены вниз, а из-под густых распавшихс€ волос женщины видна толста€ веревка, одним концом св€зывающа€ ее живот, а другим петлей, надета€ мужчине на шею.

—редь дыма и чада парит в воздухе призрачна€ фигура. Ќа большом шаре сидит Ѕафомет с женскими груд€ми и козлиной головой. ћежду двух темных изогнутых рогов виден факел с трем€ €зыками пламени; рука одна опущена вниз, друга€ подн€та кверху, на каждой два пальца соединены вместе, а три загнуты. ‘осфорическим светом около этих пальцев гор€т вещие словеса: у подн€той руки Ђsolveї, у опущенной Ђcoagulaї. Ќа лбу под факелом матовым перламутровым светом переливаетс€ эволютивна€ пентаграмма. √рудь Ѕафомета обвивают две змеи, одна подн€ла голову кверху, друга€ книзу. —воими телами эти змеи на животе образуют полукруг. Ётот полукруг зан€т рыбьей чешуей, и на его фоне виден серебр€ный крест с расп€той розой. ѕод ним видна птица гага, вырывающа€ пух из груди чтобы дать тепло своим птенцам, которые в числе семи расположились внизу и белой лентой обрисовывают начало косматых козлиных ног.

∆утка и страшна эта долина, грозную тайну вечно хранит это кровавое солнце, недвижно застывшее, пар€щий демон и двое бедных людей неподвижных, с тоской безначальной, без дна, без границ!..

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 399 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент всегда отча€нный романтик! ’оть может сдать на двойку романтизм. © Ёдуард ј. јсадов
==> читать все изречени€...

1395 - | 1197 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.021 с.