Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћесто јркана XIII среди других јрканов. ћем как Ѕуква-ћатерь




 

Ђ“ри ћатери Ч јлеф, ћем и Ўин: их основна€ черта Ч чаша правоты и чаша виновности, и закон устанавливает меж ними равновесие. “ри ћатери Ч јлеф, ћем и Ўин Ч велика€ тайна: чудна€, сокровенна€ и запечатленна€ шестью печат€ми, и из них вышли ¬оздух, ¬ода и ќгонь (јэр, ћаим, Ёш), от этих произошли отцы, а от отцов чада.

Ђќн назначать букву ћем царствовать над водой и пов€зал ей венец и сделал сочетани€ и создал ими: землю в мире, холодное врем€ в году и живот в мужском теле сочетанием: ћем, јлеф, Ўин, а в женском сочетанием: ћем, Ўин, јлефї.

—ефер »ецира.

 

ƒл€ того чтобы система находилась в равновесии, необходимо и достаточно, чтобы каждый член ее уже носил в самом себе те последстви€, которые могут возникнуть при вхождении в взаимодействие этого члена с другими. ¬ силу этого общего закона, каждый человек с момента своей эманации уже заключает в своем јтмане все свое грандиозное будущее совершенство в потенциальном состо€нии. ¬ы€вить все это в определенных конкретных формах, отразитьс€ в них и тем познать себ€ Ч вот назначение его жизни. — другой стороны, очевидно, что дл€ того чтобы поддержать абстрактность будущих достижений, необходимо наличие некоторого сдерживающего Ќачала, которое € и буду называть ћировым Ќачалом  осности. Ќесомненность его быти€ в форме вполне реальной и объективной силы вытекает непосредственно из того, что, допустив его отсутствие, мы тотчас же бы открыли полную свободу эманированным част€м вернутьс€ в ÷елое. ƒл€ того чтобы некотора€ сила могла существовать в этом мире, она необходимо должна иметь себе бинерное противодействие. Ёто противодействие не может быть продуктом ћира Ѕыти€, так как в этом случае дух не мог бы быть им задержан, ибо сила духа может утаиватьс€ лишь его собственными качествами. ћировое Ќачало  осности должно быть того же пор€дка, как основные законы, утверждающие самое бытие человека; этот принцип проистекает из Ѕожественного ћира и €вл€етс€ пр€мым аналогом ¬еликой ћатери; он координирует собой в Ѕожественной “риаде новый “ернер, члены которого каббалистическа€ традици€ чтит под именем трех Ѕукв-ћатерей. Ѕудучи “ернером, а не “риадой, представление об этих трех началах определ€ет три плоскости в метафизическом пространстве. Ќачав постижение —в€щенной  ниги “ота с јлефа, мы тем предопределили свойственный ему аспект, теперь нам предстоит перейти к новому аспекту толковани€.

јлеф Ч это прежде всего человек, это доктрина единства, а потому и индивидуальности и всего того, что отсюда проистекает. ћем, хот€ также имеет этот аспект, но, вместе с тем, оно само по себе, по отношению к своей собственной сущности, имеет свой собственный высший аспект, который в противовес јлефу Ч макрокосмичен. ¬ силу этого, как јлеф давал учение о человеке и чрез него открывал путь к постижению Ѕога и природы, так ћем дает учение о природе и через него открывает путь к постижению Ѕога и человека “реть€ Ѕуква-ћатерь, Ўин дает учение о Ѕоге и через него открывает путь к постижению человека и природы.

ѕервые шесть јрканов развивают общие принципы вс€кой космогонии вообще и €вл€ютс€ истинами высочайшего трансцендентального пор€дка. ÷икл вторых шести јрканов представл€ет из себ€ целостное и законченное учение о человеке, начина€ с ѕобедител€, как его первоначальной потенциальной конституции, и конча€ ѕовешенным Ч ћессией, венцом его познаваемого совершенства. јркан XIII начинает собой третий цикл јрканов, учащих об отношении природы к человеку, в то врем€ как второй цикл учил об отношени€х человека к природе. –азница между этими пон€ти€ми глубока и непреложна и мы имеем полную возможность с исчерпывающей полнотой вы€вить ее в нашем сознании.

÷икл јрканов, начина€ с VII-го и конча€ ’ѕ-м, все врем€ рассматривает целостного человека, который в силу самого своего первородного достоинства €вл€етс€ самодовлеющей реальностью, устанавливающей своей собственной волей конкретные законы своего существовани€. ћир природы по отношению к такому человеку не только пассивен в смысле подчиненности и зависимости, но, даже более того, €вл€етс€ лишь тенью, иллюзией, майей, дл€ которой субстанциональна€ вол€ целостного человека диктует свои законы. ¬ силу этого, при изучении всех этих јрканов всевозможные факторы природы представл€лись взору нашему не объективными самодовлеющими силами, а лишь как бы частными экранами, которые воспринимали и отражали отдельные аспекты активности человека; они €вл€лись как бы декораци€ми, которые помогали нашему взору разгл€деть отдельные тональности человека при различных услови€х.

“ретий цикл јрканов, начина€ с XIII, в противовес изложенному, изучает уже не целостного человека, непосредственно св€занного с јбсолютом, а лишь то, что объемлетс€ его ƒинамическим сознанием, т. е. изучает лишь часть человека, воплощенную на земле. Ёта часть уже сама по себе, как следствие дыхани€ јтмана, лежит в области феноменальной природы и имеет лишь потенциальную св€зь с ¬ысшими ÷ентрами, сознать которую она должна на пути своего земного странстви€ и большее или меньшее ощущение которой €вл€етс€ естественным мерилом сделанных ею успехов и того положени€, которое занимает она на общей лестнице совершенствовани€.

 огда мы говорили о дыхании и воплощении человека во втором цикле, то мы все врем€ рассматривали эти процессы и результаты их с точки зрени€ высшего субстанционального в человеке начала. Ќаоборот, начина€ с XIII јркана центр т€жести переноситс€ вниз и высшим началом существа человека становитс€ уже не Ѕожественна€ ¬ол€ јтмана, а ограниченна€ как по величине, так и по возможным модификаци€м вол€, воплощенна€ на земле. ¬ силу этого, тот человек, которого мы будем изучать на пути третьего цикла, становитс€ уже р€довым фактором в общей экономии природы, более сильным, чем одни, но более —лабым, чем другие ее факторы.

»з определени€ јркана XIII непосредственно вытекает, что он €вл€етс€ аналогом јркана III. √орда€ »мператрица, недвижна€ в царственном спокойствии своем и вечно движущийс€ женский —келет с косой в руках Ч суть бинерные про€влени€ одной и той же —ущности. ЂЁто ∆изньї Ч говорили люди, указыва€ на »мператрицу. ЂЁто —мертьї Ч неслось с их уст, когда видели перед собой грозный —келет. Ђ∆изнь и —мерть Ч вот два извечных врага, непрестанно враждующих между собой; жизнь есть добро, смерть есть зло; эта ужасна€, безобразна€ старуха вечно враждует с ¬ечной Ѕогиней ¬есныї, Ч так думают люди. „еловек боитс€ смерти, он судорожно цепл€етс€ за жизнь, но вместе с тем, нет такого человека, который в тайниках души своей не носил бы затаенной веры в бессмертие свое и вечность жизни. „ем выше человек, тем более крепка в нем эта вера; она не звук пустой тут дл€ него, а €сное сознание, и самый опыт в жизни всюду дл€ него твердит, что смерть есть жизнь, есть лишь перелом ее, есть начало жизни новой. –азвива€сь дальше, постига€ глубь вещей, человек начинает находить единое в разнообразии и незыблемое среди круговорота времен. ¬се движетс€ в мире, все вечно живет, мощные волны кат€т неустанно океан вселенской жизни, все измен€етс€, но ничто не пропадает.

 

ЂЌичто не разрушаетс€, все замещаетс€ и перемещаетс€, и когда существа измен€ютс€, повину€сь вечному пор€дку, то это среди людей называетс€ Ч умеретьї.

—ифра ƒзениута.

 

ћир, который человек зрит в данный миг, есть лишь недвижна€ форма, запечатленное мгновение вечно живущего, неустанно стрем€щегос€ истинного мира. ¬селенна€ подобна океану, который создает сам себе свои берега, на врем€ ограничива€сь ими, чтобы в последний миг разрушить их и в новом виде воссоздать. ћир есть отражение Ѕога, мир истинный, вселенски необъ€тный, единый целостный и нераздельный, и в каждый миг величие мира истинного ткет беспрестанно измен€ющийс€ узор своей внешности, тот океан миров, в котором мы живем. ¬се вечно, поскольку оно истинно, поскольку оно близко к Ќепреложной —ущности, все преход€ще, поскольку оно близко к форме. ‘орма Ч это иллюзи€, это извечна€ май€, котора€ дл€ всех и повсюду различна, котора€ под внешним изменчивым видом своим хранит разлитое повсюду ≈диное.

 

Ђѕознай же, сын мой, что все, что есть в мире, без исключени€, есть арена движени€, будь то восхождение, будь то нисхождение. “ак, все, что движетс€, живо, и вселенска€ жизнь есть необходима€ трансформаци€. ¬ своем целом мир не измен€етс€, мой сын, но все его части вечно видоизмен€ютс€ї.

√ермес “рисмегист.

 

‘орма не живет, ибо ее нет вовсе: мгновение назад она была не та, мгновение вперед она иною будет; мгновенье жизнь ее, но разве есть мгновенье? Ч оно есть грань лишь между двум€ ничто! ћай€ Ч это покров, вечно сбрасываемый, вечно вновь устро€емый, это шелуха, в абстрактный миг сознани€ облекающа€ истинную вечную природу ¬ечно возника€, май€ вечно рождаетс€, вечно погружа€сь в ничто, она умирает.

 

Ђ¬ буре де€ний, в волнах Ѕыти€,

я подымаюсь,

я опускаюсьЕ

¬ечное море;

∆изнь и движение

¬ вечном простореЕ

“ак на станке проход€щих веков

“ку € живую одежду боговї.

Ђ‘аустї √ете.

 

 

Ђ¬осхождение и нисхождение душ не вызывает никакого изменени€ в Ѕогеї.

ямвлих.

 

Ќезыблемое и ¬ечное Ѕытие јбсолютное, ÷арственное и Ќезыблемое, есть истинна€ √оспожа мироздани€, есть ∆изнь Ч »мператрица иероглифа јркана III. Ёто ¬селенска€ ∆изнь в ≈е Ѕожественной —ущности, в ≈е чистом —вете, в ≈е абсолютно правдивом Ѕытии. ¬ечно трепещуща€, вечно сгорающа€ и вечно повсюду из пепла рождающа€с€, ∆изнь иероглифа јркана XIII есть лишь отблеск ≈диной Ќепреложной ∆изни. ќбе женственные, обе вечные, одна недвижна€, друга€ стрем€ща€с€, суть отблески ≈диного Ѕезначального Ѕыти€.

 

ћир как царство майи

 

Ђ«нание ведет к единству, а неведение к разнообразию, к разделениюї.

Ўри –амакришна ѕарамахамса

 

ƒл€ испытующего духа человека Ѕожество и мир тождественны, ибо поскольку он познает одно, он познает и другое. ћирова€ жизнь есть ƒыхание Ѕрахмы; ƒыхание Ѕрахмы есть колебание, пульсаци€ ≈го —ознани€. Ѕог есть  осмическое —ознание, сведенное в ≈диный ÷ентр, вселенна€ есть —ознание, распыленное в безграничность миров. „еловек есть аспект Ѕожества и аспект мироздани€; чем выше его сознание, чем глубже чувство синтеза, тем ближе он подходит к Ѕожеству; чем менее оно развито, тем больше человек €вл€етс€ фактором безличной природы. ∆изнь человека, его развитие и его эволюци€ Ч это движение его сознани€; человек постольку живет, поскольку он сознает себ€. „еловек мыслит, и тем создает элементы своему сознанию. ¬с€кое мышление есть последовательна€ смена утверждений и отрицаний, вот почему все человеческие представлени€ подчинены закону бинера. „ем ниже стоит человек, тем разобщеннее кажетс€ ему окружающий его мир; чем меньше частности, которые он изучает, тем большее количество утверждений и отрицаний он вы€вл€ет в своем сознании, тем дифференциальнее элементарные бинеры, совокупностью которых €вл€етс€ его мир. — ростом человека, с возвышением его сознани€ одни представлени€ за другими оказываютс€ ниже его; вс€кий бинер, ниже лежащий, представл€етс€ уже не в виде утверждени€ и отрицани€, а в виде интеграла. ƒл€ того, чтобы познать, человек должен объектировать предмет своего познани€ вовне себ€, ибо то, что находитс€ нераздельно в сознании, не может быть противопоставлено и вновь воссоединено с остальным составом; последний процесс и представл€ет собой сущность познани€.  огда сознание человека находитс€ в одном уровне с объектом познаваемым, то дл€ его объектировани€ сознание должно его расчленить в бинер, ибо только этим способом человек может изолировать познаваемый объект от остального состава. ≈сли сознание находитс€ выше объекта, он может быть объектирован без расчленени€ на бинер. ¬от почему чем выше сознание, тем меньшее число бинеров оно заключает в не нейтрализованном виде. ¬ысша€ степень сознани€, —ознание Ѕожественное, вовсе не видит бинеров в виде реальности, они станов€тс€ дл€ него модусами мышлени€, необходимыми не дл€ дальнейших построений умозрительных, а лишь при мышлении о самой частности »так, то, что наравне с человеком познаетс€ в двойственности, то, что ниже человека, познаетс€ в двойственности интегрированной, то, что выше человека, не может быть познано вовсе, ибо самые члены бинера суть интегралы, превосход€щее возможную высоту колебани€ сознани€.

 

Ђ“олько там, где есть двойственность, один может видеть, один может слышать другого, один может говорить с другим, один может думать о другом, один может познавать другого. Ќо когда все слилось в едином Ђяї, кого может оно обон€ть и чем?  ого может он видеть и чем?  ого может он слышать и чем? — кем может оно говорить и чем? ќ ком может он думать и чем?  ого может он познать и чем? ƒействительно, как можно познать ¬сепознающего, как познать «нающего?!ї

Ѕрихадарань€ка упанишада.

 

¬с€кое бинерное представление есть нечто вполне объектированное, определенное, заключенное в известные рамки. ¬с€кое представление есть часть подлежащего познанию мира, а потому вс€кое бинерное представление есть оковы, налагаемые человеком на мир. ¬с€ка€ вещь в мире имеет бесконечные св€зи; вс€кие оковы конечны; вот почему вс€кое бинерное представление есть лишь часть истинного представлени€. „ем ниже бинер по своей синтетичности, тем грубее оковы, тем гуще тень, налагаема€ человеком на реальность, тем дальше он отходит от своей истинной сущности. ѕоэтому, вс€кое человеческое мышление по самому принципу своему есть лишь затуманивание истинной сущности. Ќо это затуманивание необходимо, и через постепенное рассе€ние его путем синтеза человек приближаетс€ к познанию непреложной сущности, всегда таившейс€ под внешней оболочкой. ¬ысшее сознание и есть та степень совершенства, когда ≈диное встает в нем в —воем —обственном —вете.

 

Ђ ак безумец видит отуманенным взором солнце погруженным во мрак, хот€ в действительности лишь облако заслон€ет его, так и Ђќної €вл€етс€ в оковах лишь взору жертвы иллюзий, Ђяї Ч то непорочное Ђяї, форма которого вечное сознаниеї.

Hastamalakastotra.

 

„еловеческое мышление никогда не видит истинной сущности €влений, оно зрит лишь разности состо€ний, но постига€ их, постепенно приближаетс€ к сущности. ћир, в котором живет человек и который он ощущает, есть комплекс его представлений. „еловек может сознать только такое представление, которое он вы€вил в своем разуме; вот почему справедлива мысль, что человек познает мир через разум. –азум не дает представлений, это делают различные формы чувствовани€, но разум очерчивает их, он объектирует их, и тем дает возможность сознанию ощутить их, растворить и сознать.  ак человек мыслит, таким и €вл€етс€ мир, чем совершеннее мышление, тем более совершенным представл€етс€ человеку мир. ƒл€ невежды вселенна€ лишь беспор€дочное нагромождение случайностей, дл€ мудреца это могуча€ и совершенна€ гармони€.

¬с€кое представление, кроме самого себ€, вы€вл€ет в сознании и свою разумность, свою высшую духовную сущность. ќна именно и составл€ет истинную ценность познани€, она-то и сообщает человеку то, что именуетс€ мудростью —делав свое дело, мышление отходит, сущность остаетс€. ѕредставление может исчезнуть или видоизменитьс€, сущность не уничтожаема. «акончив всю эволютивную цепь познавании, человек поднимает свое сознание до ощущени€ сущности, а это и есть его конечна€ цель, потому что познав сущность, человек всегда может воссоздать любую частность. ƒл€ успешного исполнени€ этой высшей задачи человек должен все врем€ на пути познавани€ сохран€ть власть над своим мышлением, следу€ внутреннему голосу, исход€щему из высшего сознани€ јтмана.

 

Ђ¬се представлени€ порождаютс€ мышлением, они исчезают при прекращении мышлени€. ѕоэтому старайс€ согласовать мышление с высшим я, твоим внутренним сознаниемї.

Ўри Ўанкарачарь€.

 

»так, разум есть не цель, а лишь орудие познани€, он утверждает дл€ сознани€ внешний мир, но он должен делать это не дл€ себ€ самого, а дл€ постижени€ сущности вещей.

 

Ђћанас (разум) есть причина рабства личного человека и в то же врем€ орудие его освобождени€ї.

Ўри Ўанкарачарь€.

 

ћышление, порожда€ представлени€ и €вл€€сь орудием сознани€, создает объектированную вселенную. ќна имеет лишь относительное бытие и существует лишь по отношению к человеку, с прекращением мышлени€ она исчезает. ¬от почему разум и есть та грань, котора€ отдел€ет Ќепреложное от видимого, »стинное, –еальное и јбсолютное от кажущегос€ и условного.

 

Ђ–азум, о –ама! Ёто Ч то, что лежит между бытием и небытием, между духом и материей, что колеблетс€ между обоими. ћышление порождает вещественный мир. ¬се три мира существуют в мышлении и через мышление.  осмос при прекращени€ мышлени€ исчезает. ѕодумай об этомї.

…огавасишта.

 

“о, что существует непреложно и действительно Ч божественно; то, что существует по отношению лишь к отдельному сознанию, есть май€, есть иллюзи€.

 

Ђ“ы есть јбсолютное Ѕытие, все остальное призракї.

ƒжами.

 

„еловек на пути своей жизни непрерывно порождает одну иллюзию за другой; принцип этих иллюзий в его мировом целом и есть вселенска€ май€. —амодовлеюща€ реальность порождена быть не может; из ничто может возникнуть лишь ничто; вот почему творчество не может быть творчеством субстанций, ибо они вечны. “ворчество может €вл€ть лишь объектированные аспекты этих субстанций, т. е. создавать иллюзию. „еловек на пути своей эволюции сам творит себ€ самого; его сущность непреложна, а потому его творчество состоит в объектировании внешней природы. ¬се люди живут в одном мире, но он есть лишь фикци€, ибо дл€ каждого человека этот общий мир есть его мир. „ем совершеннее человек, тем совершеннее мир в его глазах, и когда последн€€ тень в нем исчезнет, он станет Ѕогом. »так, мышление есть творчество, именно в нем сказываетс€ божественность существа человека, ибо высшее свойство Ѕога есть творчество через посредство мышлени€ отдельных людей.

 

Ђ¬о сне на самом деле не существует ни повозки, ни лошадей, ни дороги, по которой катитс€ повозка; все это создаетс€ в одно мгновение, мысленно. Ќа самом деле нет ни радостей, ни удовольствий, ни наслаждений, но мысленно они существуют. Ќа самом деле нет ни прудов, ни озер, на рек, но они существуют в мысл€х. ¬ласть порождать самопроизвольно любое количество форм и есть —озидательна€ —ила ≈диногої.

Ѕрихадарань€ка упанишада.

 

ћышление есть творчество иллюзий, но таковой иллюзи€ €вл€етс€ лишь тогда, когда сознание вне ее. ƒл€ сознани€, наход€щегос€ внутри иллюзии, она есть полна€ реальность. Ђ—новидени€ истинны, пока они продолжаютс€ї.[237]»так, путь познавани€ человеком мира есть процесс эволютивного мышлени€, во врем€ которого он создает одни представлени€ и формы за другими.  ажда€ из этих форм приносит в сознание некоторую сущность; из этого следует, что кажда€ форма €вл€етс€ как бы сосудом, заключающим нечто высшее; это высшее и есть частица ≈диного, разлитого повсюду. ћай€ есть ничто, есть звук пустой, но она есть путь, по которому дух человека познаетс€ в бесконечном величии ≈диного ¬селенского –азума, јбсолютного ¬едени€ и »стины —овершенной,  оторые суть отблески во вне Ќепостижимого. “ак, на пути своей долгой жизни человек приближаетс€ к ¬селенскому —интезу и постигает непреложность Ѕожественного Ѕыти€, вечно познаваемого мириадами людей в изменчивых волнах майи.

 

Ђƒаднамгатарвана таким образом объ€снил сущность Ѕожественного ћеда јсвиникумарасе: ¬идевший, говор€ о том, что он видел, определ€ет ≈го, как принимающего особую форму с каждой формой. ¬ечно Ћучезарное принимает разнообразные формы под вли€нием иллюзии единственно с целью —амопознани€ї.

Ѕрихадарань€ка упанишада.

 

–асчленение Ќепознаваемого ≈диного на конкретные образы, лишенные реального быти€, но ведущие испытующий дух человека к познаванию ≈го и есть та велика€ мисси€, которую извечно исполн€ет ћировое Ќачало майи Ч принцип ћем, великой Ѕуквы-ћатери. ќна женственна и пассивна, но именно в ней јлеф, јктивное Ќачало, принцип незыблемости и царственности духа человека, принцип познавани€ активного через разделение, черпает силу и мощь дл€ познани€ Ѕога, мира и себ€ самого.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 299 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—туденческа€ общага - это место, где мен€ научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. ј майонез - это вообще десерт. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1439 - | 1406 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.033 с.