ТИП ЦИВИЛИЗАЦИИ | ОСНОВНОЙ ВКЛАД В МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ |
ВОСТОК | ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА: |
МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ | |
РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ТЕКСТЫ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ: (Библия, Коран, Типитака, Бхагавадгита) | |
ЗАПАД | НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: |
Создание рационального государства, демократии, науки и техники. |
III. Восточный тип культуры – это далеко не единообразная череда локальных культур, а сложный конгломерат самобытных уникальных культурных типов. Наиболее древними культурами человечества являются культуры Древнего Египта и Месопотамии. Именно здесь формируются первые государства, а в них частная собственность, письменность и многие другие основополагающие цивилизационные достижения.
История развития культуры Древнего Египта представляет собой ряд последовательно сменяющих друг друга этапов:
· Додинастический период (IV тыс. до н. э.);
· Древнее царство (XXXII – XXIY вв. до н. э.);
· Среднее царство (XXI – XIX вв. до.э.);
· Новое царство (XYI – XII вв. до н.э.);
· Позднее царство (XI в. – 332 г. до н.э.).
Своеобразие древнеегипетской культуры заключалось в том, что все усилия этого общества были направлены на попытки преодоления смерти. Искусство бальзамирования человеческих тел, создания нетленных саркофагов, величественных пирамид и многое другое, есть свидетельство и результат этих неимоверных усилий.
Специфика египетской культуры заключается и в тесной связи искусства и религиозно-мифологических представлений, особенно заупокойного культа и обожествленной власти фараона. Яркой страницей культуры древних египтян явилось их живописное искусство, а именно их заупокойные живописные портреты (шедевр – юноша в золотом венке) и литература. «Книга мертвых», а также уникальные произведения высокохудожественной словесности во всех ее литературных жанрах составляют безусловное достояние этой древнейшей цивилизации и современного человечества.
Колыбелью современной цивилизации называют культуру, возникшую между Тигром и Евфратом в III тыс. до н. э. и получившую название Месопотамская цивилизация. Однако в отличие от долины Нила, где на протяжении трёх тысячелетий обитал один и тот же народ и существовало одно государство – Египет, в Двуречье стремительно сменяли друг друга различные государственные образования и соответственно им выделяют следующие культуры:
· шумеро-аккадская культура (IV тыс. – III тыс. до н.э.);
· культура старовавилонского царства (II тыс. до н.э.);
· культура Ассирии (I тыс. до н.э.);
· культура Нового Вавилона (до сер. I тыс.).
Древнейшими обитателями Двуречья была создана высокая культура, которая оказала исключительно сильное влияние на дальнейшее развитие всего человечества, став достоянием многих стран и народов. Здесь появились первые города-государства, возникли письменность и литература, зародилась наука. Цивилизация Древнего Двуречья оказала огромное влияние на античную, а через нее – на средневековую культуру Европы, в конечном итоге – на мировую культуру Нового и Новейшего времени.
Величайшим достижением культуры Древней Месопотамии было изобретение письменности – самой ранней в истории человечества (IV тыс. до н. э.). Здесь же возникли сложная система счета, положено начало развитию научной мысли, особенно астрономии и математики. Древнейшие мифы Двуречья оказали огромное влияние на последующее развитие мировых религий: это миф о сотворении мира, всемирном потопе и др.
Велики и бесспорны культурные достижения древних народов Двуречья. Ими созданы первые в человеческой истории поэмы, элегии; составлен первый в мире библиотечный каталог, собрана библиотека клинописных текстов. Архитектурные формы, воплощенные в храмах, зиккуратах, башнях вавилонскими зодчими, впоследствии стали основой строительного искусства Древнего Рима и средневековой Европы. В целом, месопотамскую культуру, согласно классификации П. Сорокина, относят к сенситивному, т.е. чувственному типу культур.
IV. Мысль А. Меня, известного русского богослова и ученого: «когда мы говорим об основах любой культуры, мы должны прежде всего задать себе вопрос: не какие материальные формы куют её, а какой дух лежит в ее основе», как нельзя лучше указывает тот единственно верный путь изучения и понимания сути культуры, созданной древними евреями.
История цивилизации древних евреев начинается примерно в 1850 г. до н. э., когда из Северной Месопотамии по дорогам Сирии на Запад двинулась небольшая группа людей, арамеев из города-государства Ур, располагавшемся в нижнем течении Евфрата. Именно этих людей, поселившихся в Ханаанской земле (Палестине), стали называть «иврим» (евреи), что в переводе на русский означает «перешедшие». Именно этим переселенцам, со временем потерявшим связь с арамеями, суждено было создать самобытную цивилизацию, во основу которой впервые в Древнем мире был положен монотеизм – вера в единого бога. В те давние времена эта вера не сводилась к сложным философским заключениям, даже не носила теоретического характера. Религия Авраама (как условно называли эту веру) сводилась к верности и бесконечной преданности к своему единому Богу. В истории народа Завета (так стали называть евреев) было множество эпохальных исторических событий, важнейшими из которых стали:
· египетское пленение (около XYI в. до н. э.);
· завет (союз) между Богом и Моисеев у подножия горы Синай;
· создание Древнееврейского государства – Израиль (XI-X в. до н.э.);
· золотой век израильского народа во времена Давида и Соломона;
· вавилонское пленение (YI в. до н. э.);
· эпоха греческих и римских завоеваний (IY в. до н. э. – I-е века н.э.).
Вершиной древнееврейской культуры и цивилизации в целом стало создание корпуса священных текстов, вошедших в историю человечества под названием ТаНаХ, ставших впоследствии основой ещё одной мировой религии и цивилизации – христианской (Библия).
Становление канона (стандарта, иными словами) ТаНаХа началось примерно с Y в. до н. э.. Именно эта книга сохранила единство и идентичность евреев на их сложном историческом пути, в том числе и в период последнего, почти двухтысячелетнего рассеяния.
На наш взгляд, наиболее интересный историко-культурный комментарий и анализ ТаНаХа (и в целом исторического пути древнееврейского народа) изложен в книге Г.В. Синило – Древняя литература Ближнего Востока и мир ТаНаХа (Ветхого Завета) – Мн., 1998 г., а также о. А. Меня - Как читать Библию. В 3 т. – М., 1999 г. В целом, структуру ТаНаХа можно представить в виде следующей схемы.
Схема
ТаНаХ
Тора (Закон) Невиим (Пророки) Ктувим (Писания)
А. Ранние пророки А. Поэтические книги
1. Бытие 1. Книга Иисуса Навина 1. Псалмы
2. Исход 2. Книга Судей 2. Притчи Соломоновы
3. Книга Левит 3. Книга Самуила 3. Книга Иова
4. Числа 4. Книга Царств
5. Второзаконие Б. Поздние пророки Б. Пять свитков
1.Исайя 1. Песнь Песней
2. Иеремия 2. Книга Руфь
3. Иезекииль 3. Плач Иеремии
4. Малые Пророки 4. Книга Есфирь
(Книга двенадцати) 5. Книга Екклесиаста
В. Исторические книги
1. Книга Даниила
2. Книга Ездры-Неемии
3. Паралипоменон
Как видно из схемы Священное Писание евреев получило свое название по заглавным буквам трех главных разделов текста. ТаНаХ, книга представляющая собой собрание самых различных жанров и литературных произведений, обладает невероятной целостностью и уникальностью. И это не смотря на то, что писалась она на протяжении более чем 1000 лет, на протяжении жизни нескольких десятков поколений. В течение более чем двухтысячелетней христианской истории духовная проблематика ветхозаветных сюжетов (ТаНаХа) прочнейшим образом входит в ткань европейской и, в целом, мировой культуры.
Книги ТаНаХа, написанные между Y и II веками до н. э. показывают нам какой непростой духовной жизнью жил древнееврейский народ. Ярчайшее представление о том, чем жили древние израильтяне можно почерпнуть в первую очередь из книг Иова, Екклесиаста, Песни Песней. К примеру, книга Иова, называемая самой «драгоценной» и «философской» книгой ТаНаХа, на протяжении многих веков влекла к себе умы самых выдающихся людей, таких как М. Ломоносова, А.С. Пушкина, В. Гете, В. Гюго и др. Книга поднимает актуальнейший вопрос человеческой жизни – проблему страданий. Она ставит этот вопрос во всей силе, давая ответ всем поколениям, в том числе как и чем можно объяснить страдания праведных людей.
Если книга Иова – одна из самых первых записанных книг ТаНаХа, то книга Екклесиаста появляется около 350 г. до н. э., т.е. является одной из позднейших. Это цикл небольших поэм, объединенных общей мыслью. Автор ведет речь от лица легендарного царя Соломона. Книга рисует образ мудреца, который достиг всего, испытал все, о чем мечтает человек, и пришел к выводу, что гонялся за призраками. «Суета сует, всё суета» – этот мрачный припев лейтмотивом проходит через всю книгу.
Для того, чтобы научиться самостоятельно анализировать и адекватно воспринимать эти произведения, составляющие удивительный мир ТаНаХа, к уже ранее рекомендованной литературе, мы дополняем книгу Лиланда Райкена «Библия как памятник художественной литературы». – Киев-СПб., 2002.
Основной тезис: истоки и корни культуры человечества находятся в первобытности. Несмотря на то, что этот период времени назван «доисторией», в первобытной культуре фиксируются ряд специфических черт, таких как: синкритизм, гомогенность, мифологичность, утилитаризм, ритуализм. Переход человечеств к творению первых цивилизаций произошел на рубеже V тыс. до н.э. В середине I тыс. до н.э. единый поток культурного развития человечества разделяется на два самостоятельных: Восток и Запад. В рамках этих двух цивилизационных типов были сформированы самобытные культурные формы и различные формы ментальностей.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите хронологические рамки архаической культуры.
2. Какие специфические черты характеризуют первобытный тип культуры?
3. Назовите первые древнейшие цивилизационные центры в истории человечества.
4. Выделите и назовите исторические этапы развития культуры (по К. Ясперсу)?
5. Что такое «осевое время» культуры?
6. Охарактеризуйте основные черты восточного и западного типа цивилизаций?
7. В чем заключалась специфика религиозной веры древних евреев?
8. Как в Библии и других древних источниках излагается исторический путь «народа Завета»? Почему евреи получили это имя – «народ Завета»?
9. Что такое ТаНаХ? Назовите его структуру.
10. Проделайте самостоятельный анализ содержания одной из книг Ветхого Завета (по выбору).
11. Попробуйте проанализировать влияние Библии (ТаНаХа) на становление и развитие феномена европейского искусства.
Литература:
1. Коган М.С., Хилтурина Е.Г. Проблема «Запад-Восток» в культурологии. – М., 1994.
2. Ясперс К. Истоки истории и ее цель //Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.
3. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.
4. Леви-Строс К. Первобытное мышление. – М., 1995.
5. Мень А. Мировая духовная культура. Христианство. Церковь. – М., 1997.
6. Культурология / Под ред. Багдасарьян Л.Г. – М., 2001.
7. Пигалев А.И. Культурология. Учебник. – Волгоград, 1999.
8. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. – Мн., 1997.
9. Поликарпов В. Лекции по культурологии. – М.:1996.
10. Библия (Неканоническое издание, Синодальный перевод).
11. Синило Г.В. Древние литературы Ближнего Востока и мир ТаНаХа. – Мн., 1998.
Тема 9. Культуры Востока
1. Культура Древней Индии.
2. Китайская культура как особый тип восточной культуры.
3. Арабско-мусульманская культура.
Основные понятия: цивилизация, политеизм, ведизм, брахмана, традиционализм, индуизм, буддизм, сакральная культура, конфуцианство, даосизм, ислам, Коран.
I. На рубеже IV и III тысячелетий до н.э. в Южной Азии (Индия) зарождается древнейшая цивилизация, а во II-м тысячелетии до н.э. появляются еще две великие цивилизации древности – Китай и Древняя Греция. Эти культуры развивались чаще всего самобытно, уникально и неповторимо. Данные восточно-азиатские регионы на протяжении нескольких тысячелетий сохраняли и продолжали свои специфические традиции и ментальные основы. Развитие Востока предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои культуры. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем.
Схема 9.1