Триумфальная арка, Вандомская колонна, церковь Мадлен
Представители: Шуберт, Шопен, Лист, через Брамса и Бизе к Дебюсси, Равелю
|
Мане, Дега, Ренуар
Представители: Гете, Шиллер, Шатобриан, Байрон, Гюго, Стендаль, Бальзак,
Флобер, Мопассан, Золя
Основной тезис: Культура Европы XVI – XIX вв. самое динамичное и разнообразное время в общем развитии культуры человечества. В это время в философии господствует рационализм, происходит бурное развитие (научная революция) естествознания, математики и прикладных наук. Широкое распространение в современной культуре получили гуманистические принципы и идеалы. Суть современного гуманизма заключается в его универсальности. В религиозной жизни имеет место сосуществование религии и свободомыслия, нарастает индивидуализм. Таким образом, искусство и литература Европы конца XIX века вступило в эпоху кризисных явлений. Новые социальные проблемы современности бросили культуре своеобразный вызов. В XX веке культура на подобный вызов отвечает возникновением новыми форм культурными направлениями: фовизм, кубизм, дадаизм и сюрреализм.
.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы основные черты эпохи Возрождения?
2. В чём состоит сущность идей гуманизма и антропоцентризма эпохи Возрождения?
3. Определите специфику художественной культуры Ренессанса.
4. В чем состоит культурное значение движения Реформации?
5. Каковы типологические особенности стилей барокко, классицизма, рококо, сентиментализма?
6. Какие произошли изменения в европейской культуре в XVIII веке?
7. Какие новые художественные направления возникли в европейском искусстве XIX века?
Литература:
1. Алпатов М. В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. – М., 1984
2. Античное наследие и культура Возрождения. – М., 1984
3. Гарэн Э. Проблемы Итальянского Возрождения. – М., 1986
4. Культурология / Под ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Д., 1995
5. Петров И. Культура Возрождения. – М., 1992
6. Ренессанс: Образ и место Возрождения в истории культуры. – М., 1987
10. Культурология / Под ред. Радугина А. А. – М., 1996
11. Поликарпов В. С. Лекции по культурологии. – М., 1997
13. Культурология: Учебник / Под ред. Марковой А. Н. – М., 1998
14. Культурология. XX век: Энциклопедия. – СПб., 1997
15. Скворцова Е.М. Теория и история культуры. – М., 1999
Тема 13. Культура XX века
1. Периодизация культуры XX века
2. Модернизм как ведущее направление культуры XX века.
3. Постмодернизм как феномен современной культуры.
4. Массовая и элитарная культуры.
Основные понятия: свобода, демократия, сводное творчество, научное знание, прогресс, научно-техническая революция, общечеловеческая культура, декаданс, модернизм, абстракционизм, кубизм, футуризм, сюрреализм, постмодернизм, массовая культура, элитарная культура.
XX столетие – самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры. Общая характеристика XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формирует высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.
Схема 13.1
Периоды развития культуры ХХ века
Духовная и материальная культура XX в. – это продолжение социокультурных процессов века ХIX, который не оправдал надежд человечества и породил новый кризис и потрясения. В конце XIX в. произошли необратимые изменения, касающиеся нового понимания человека, его отношения к миру, нового языка искусства.
Схема 13.2