1. Культурная антропология.
2. Функциональная теория культуры.
3. Структурно-семиотические подходы к исследованию культуры.
4. Социологическая школа.
5. Игровая концепция культуры.
6. Постмодернизм как философия культуры современности.
7. Феминистские исследования культуры.
Основные понятия: культурная антропология, социальная антропология, линейно-стадиальная эволюция, многолинейное развитие, этнология, функционализм, структурализм, постструктурализм, семиотика, знак, игра, модернизм, постмодернизм, молекуляризм, имплозия, дегуманизация, деконструкция, симулякр, гиперреальность, феминизм, гендерные исследования, мускулинность.
I. Культурная антропология. Основу для развития культурной антропологии в XIX веке составили разнообразные виды культур, описание специфических обрядов и верований, существовавших в Африке, Северной и Южной Америке, Океании и ряде азиатских стран. Культурная антропология занимается широким спектром исследований локальных культур, их взаимодействием друг с другом, особенностями влияния на них природных условий. Множество локальных культур представлено в виде культурно-исторического процесса двух форм:
· линейно-стадиальной эволюции прогрессивного характера (от более простых обществ к более сложным). Авторы такого подхода – Эдуард Тэйлор, Джеймс Фрэзер, Лесли Уайт;
· многолинейного развития различных типов культур. Больший акцент делается на своеобразии культур отдельных народов, а культурный процесс рассматривается как реализация разнообразных исторически обусловленных типов.
Всё культурно-антропологическое знание часто именуется этнологией. Этнология – это исследования различных культур в единстве общетеоретического и конкретно-эмпирического (этнографического) уровней анализа.
Антропологическое изучение культур является ядром культурологического знания в целом. Такое изучение органично связано с исследованием истории культур, выделенных на основании периодизации фаз культурного развития (культура античного мира, новоевропейская культура, культура постиндустриального общества), регионов распространения (культура стран Европы, Америки, Африки) или ведущей религиозной традиции (христианский, исламский, буддистский типы культуры).
Объектом исследования культурной антропологии являются, прежде всего, традиционные общества, а предметом изучения – системы родства, взаимоотношения языка и культуры, особенности пищи, жилища, брака, семьи, разнообразие экономических систем, значение религии и искусства. Социальной антропологией (Эмиль Дюркгейм) называется культурно-антропологическое знание в Европе. В качестве ее отличительного признака можно выделить повышенное внимание к социальной структуре, политической организации, управлению.
Схема 4.1
II. Функциональная теория культуры. Ее создатель – Бронислав Малиновский. С его точки зрения, культура первоначально зародилась как «ответ» на биологические потребности человека в еде, жилище, продолжении рода и т. д.
Схема 4.2
Современная цивилизация является сложным сочетанием социальных институтов, каждый из которых удовлетворяет различные потребности людей. Одна из основных задач культуры заключается в развитии и передачи потомкам вторичных потребностей людей (собственно духовных). Основное условие существования цивилизации Малиновский видел в гармонии социальных институтов. Для функционалистов практически не представляют интереса исторические изменения культур; их волнует, как действует культура «здесь и сейчас», какие задачи она решает, как воспроизводится.
III. Структурно-семиотические подходы к исследованию культуры. Развитие структурализма – 60-е – 80-е гг. Структуралисты сумели по-новому прочесть едва ли не всю европейскую литературу и философию от Средних веков до XX столетия.
Схема 4.3
Один из создателей структурализма – французский антрополог Клод Леви-Стросс. Основу структурного метода образует выявление структуры как совокупности отношений. Культура воспринимается как совокупность знаковых систем, важнейшая из которых – язык. Кроме него в структурализм входят наука, искусство, мода, религия и т. д. Именно с помощью этих объектов обнаруживаются скрытые закономерности, которым бессознательно подчиняется человек и соответствуют глубинные пласты культуры.
К структурализму примыкает семиотика – наука о знаках. Семиотика определяет понятие знака, устанавливает виды знаков, описывает типичные знаковые ситуации, наиболее общие способы использования знаков, особенно в культуре.
В 70-е годы появляется постструктурализм, который стремился не столько опровергнуть, сколько «свести с ума» структурализм, «децентрировать» структуру, показать, что у нее есть своя «изнанка», то есть эмоциональная и противоречивая область человеческого мирочувствования.
IV. Социологическая школа. Наиболее яркие представители – Томас Элиот, Питирим Сорокин, Толкотт Парсонс. Представители социологической школы ищут истоки и объяснение культуры в общественной природе человека. В центре внимания находится само общество, его структура и социальные институты.
В центре «социологии культуры» Питирима Сорокина находятся проблемы социальной системы и социальной целостности. Разделяя теорию духовной элиты, он подчеркивал неразрывную связь общественных явлений и культурных процессов.
|
|
|
Своеобразие каждого из предложенных типов культуры воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии, общественных отношениях, преобразование и смена которых сопровождается кризисами, войнами и революциями.