1. Понятие цивилизации, ее взаимоотношение с культурой.
2. Локально-исторические концепции цивилизации.
Основные понятия: цивилизация, унитарный подход, локально-исторический подход, культурно-исторический тип, прасимвол, аполлоновская душа, магическая душа, фаустовская душа, «Уход и Возврат», «Вызов и Ответ».
I. Понятие «цивилизация» многозначно. В связи с определением этого понятия возникает вопрос: тождественны ли понятия «культура» и «цивилизация»? Исследователи отвечают на этот вопрос по-разному.
В настоящее время становится актуальной потребность в изучении крупных культурных феноменов. Эти социальные культурные системы не совпадают ни с нацией, ни с государством, ни с какой-либо социальной группой. Они выходят за пределы географических и расовых границ, но определяют характер всех более мелких социокультурных образований и являются целостными системами. История в глазах людей – уже не просто чередование событий, а чередование крупных образований. Таким образом, цивилизация постепенно становится главной категорией современной культурологии. Но при определении этого понятия возникает ряд трудностей:
– сложность внутреннего состава каждой цивилизации,
– внутренняя динамичность цивилизаций.
В общих чертах цивилизацию можно определить так: цивилизация – это культурная общность людей, обладающих некоторым социальным стереотипом, при этом освоившая большое, достаточно замкнутое мировое пространство и в силу этого получившая прочное место в мировом раскладе.
Таблица 6.1
Характерные черты цивилизации | |||
устойчивость | внутренняя неоднородность частей | объективность | единый культурный архетип |
Схема 6.2
|
|
|
Слово «цивилизация» (civilis – гражданский, государственный) появилось в XVIII веке для обозначения гражданского общества, в котором царствует справедливость, свобода, правовой строй. Термин цивилизация был введён для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития. Таким образом, понятие «цивилизация» отражает самосознание христианской Европы, отношение западноевропейского общества последних трёх столетий к более ранним или современным «примитивным» обществам. В истории человечества цивилизация составляет противоречивое единство с культурой.
Существует несколько точек зрения по вопросу о соотношении понятий культуры и цивилизации. Одни учёные отождествляют эти понятия. Другие рассматривают цивилизацию как специфическое социокультурное образование. Третьи разводят понятия культуры и цивилизации. А впервые противопоставил понятия «цивилизация» и «культура» И. Кант, который писал, что идея морали принадлежит культуре и что применение этой идеи только к манерам и внешним приличиям обозначает только лишь цивилизацию.
Схема 6.3
Подходы к пониманию термина «цивилизация»
| ||||||||||||
| ||||||||||||
II. Николай Яковлевич Данилевский. Основной труд – «Россия и Европа» (1870 г.). Данилевский принципиально отвергает идею единого человечества и идею целостной непрерывной истории, а различие России и Европы доводит до полного антагонизма.
Центральным элементом всей концепции Данилевского является понятие культурно-исторического типа, под которым подразумевается каждая самобытная цивилизация, создавшая неповторимую культуру. С помощью этого понятия Данилевский порывает с теорией линейного прогресса. В связи с этим он отрицает возможность сконструировать единую «шкалу» развития, которая охватывала бы все культурно-исторические типы.
Из своего анализа истории человечества Данилевский выводит существование десяти самобытных культурно-исторических типов.
|
|
|
|
Освальд Шпенглер. Его основная работа – «Закат Европы» (1918 г). Шпенглер считал, что у истории нет всеобщей логики. И Европа не эталон исторического измерения. Носительницами подлинной всемирной истории являются восемь великих культур (египетская, индийская, китайская, византийско-арабская и др.). Каждая из этих культур неповторима и замкнута. Шпенглер отрицает идею преемственности культур. Все эти культуры имеют одинаковое строение и одинаковую длительность. Они могут просуществовать около 1200 – 1500 лет, проходя фазы рождения, юности, зрелости, старости и, наконец, гибели. В конечном итоге культурный организм впадает в стадию цивилизации, в период которой невозможны достижения науки, искусства, философии, религии, а происходит лишь выработка организации и техники, что приводит к гибели культуры.
Схема рождения и гибели культуры непреодолима. Шпенглер рассматривает её течение как судьбу, как неизбежность. В основе любой культуры лежит некий прасимвол. Так, прасимволом египетской, арабской, античной и западной культур выступают соответственно путь, пещера, отдельное тело и бесконечное пространство. Культура возникает тогда, когда из хаотического состояния рождается «великая душа». Эта «душа» развертывает свои внутренние возможности в виде народов, языков, вероучений, искусств, наук. В основе античной культуры лежит аполлоновская душа, избравшая в качестве своего идеального типа чувственное тело; в основе арабской – магическая, выражающая магические взаимоотношения между душой и телом; в основе западной – фаустовская, символом которой является беспредельное пространство, динамизм.
Итак, кризис культуры, в том числе и современной, – неизбежное явление. Западная культура, пройдя стадии роста и расцвета, достигла состояния цивилизации.
Схема 6.5
Арнольд Тойнби. В своем основном труде «Постижение истории» (1961 г.) Тойнби дал исчерпывающую номенклатуру мировых регионов, которые, в отличие от Шпенглера, назвал «локальными цивилизациями». Он описал и перечислил все существовавшие и существующие ныне цивилизации, а также те, которые трагически не сложились. Из 21 цивилизации ныне существует семь. Основными содержательными моментами в жизни цивилизации являются политика, культура и экономика. Каждая цивилизация в своём развитии проходит стадии возникновения, роста, надлома и распада. После гибели цивилизации её место занимает другая (теория круговорота локальных цивилизаций). Тойнби признаёт объединяющую роль «мировых проповеднических религий» (буддизма, христианства, ислама), которые оказываются высшими ценностями и ориентирами исторического процесса.
Тойнби ввел в оборот и несколько интересных категорий. Одна из них – категория «Уход и Возврат». Она наблюдается часто в истории религий. Когда возникает религиозная система, сначала ее адепты подвергаются гонениям. Тогда они уходят на периферию своего культурного региона или за его границу, чтобы, обретя известность и силу, вернуться в новом качестве.
Согласно Тойнби, динамика цивилизации определяется законом «Вызова и ответа». Этот закон определяет адекватность «ответа» на «вызов» какой-либо исторической ситуации, причём адекватность оказывается заслугой «творческого меньшинства». Цивилизации являются лишь этапами, преодолевая которые человечество («ответ») вступает в диалог с Богом («вызовом»). Существуют эпохи движения и эпохи покоя, подъёма и падения, однако Тойнби убеждён, что никакой схемы нет.
Основной тезис: в настоящее время можно указать не менее трех основных значений термина «цивилизация». Во-первых, понятие цивилизации может отождествляться с понятием культуры. Во-вторых, понятие цивилизации может отвечать наивысшей стадии общественного развития, которая следует за первобытными стадиями дикости и варварства. В-третьих, «цивилизация» – результат развития общества в форме города, следовательно, понятия «цивилизация» и «культура» противопоставляются. Существуют различные способы типологизации цивилизаций. Среди способов объяснения развития цивилизаций самые известные – локально-исторические концепции, например, концепции Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби.
Вопросы для самопроверки:
1. Какие типы цивилизаций вы можете выделить?
2. Охарактеризуйте техногенную цивилизацию. В чем отличие техногенной цивилизации от цивилизации традиционной?
3. Какие условия выхода из кризиса техногенной цивилизации вы можете назвать?
4. Как соотносятся между собой понятия «культура» и «цивилизация»?
5. Отчего происходит надлом в цивилизациях?
6. Что ожидает человечество – сближение или столкновение цивилизаций?
7. Что такое европоцентризм?
8. В чём суть негативного отношения к цивилизации у О. Шпенглера?
Литература:
1. Гуревич П. С. Культурология. – М., 1996
2. Культурология / Под ред. И. Г. Багдасарьян. – М., 1999
3. Культурология в вопросах и ответах для зачётов и экзаменов / И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин. – М., 2001
4. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Составитель Ерасов Б.С.– М., 1999