Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


V. Игровая концепция культуры.




Схема 4.5

 

 


 

Тема игры воодушевила также испанского философа Хосе Ортегу-и-Гассета. Ортега – теоретик элиты. Он склонен считать, что существуют две разновидности рода человеческого: «народ», или масса, являющаяся «косной материей исторического процесса», и элита – особо одаренное меньшинство, творцы подлинной культуры. Предназначение «лучших» – быть в меньшинстве и сражаться с большинством. Жизнь выдающихся людей сосредоточена в сфере игровой деятельности.

Игра противопоставляется обыденности, утилитаризму и пошлости человеческого бытия. Установка на игру приобретает различные оттенки: от трагического до ликующего, спортивно-праздничного чувства жизни.

Образ нового мирочувствования Ортега раскрывает на примере нового искусства – «модернизма».

Схема 4.6

 
 

 


VI. Постмодернизм – это философия культуры современности. Различая постмодернизм и постмодерн, следует считать первое словом, понятием (концепцией, теорией), а второе – социальной реальностью, исторической эпохой как таковой.

 

 

 

Схема 4.8

 
 

 

 


Постмодернистские темы:

1. Модерн и постмодерн. Для духовной основы Модерна характерны три идеи – Разума, Прогресса и Эмансипации. Главное в этом триединстве – Разум. Постмодернизм беспощадно критикует не сами по себе разум, прогресс, а их новоевропейскую версию. Постмодернизм есть не только критика Модерна, но фактически всей предшествующей интеллектуальной традиции, радикальный разрыв с ней.

Постмодернистский радикальный разрыв с прошлым носит имплозивный характер. Имплозия – это уникальный исторический взрыв, который проистекает не от недостатка, ограниченности, бедности, неполноты, а наоборот – от переизбытка, развитости, богатства.

2.Деконструкция. Деконструкция – философский метод постмодернизма. Главное в нём не деструктивность, а конструирование нового. Особенность деконструктивистского метода: подрыв доверия ко всяким центрам и иерархиям. Бинарность. Деконструкция превращается в борьбу против структурно-бинарных оппозиций.

VII. Феминистские исследования культуры. Феминизм к настоящему времени сформировался как альтернативная философская концепция культурного развития. В течение очень долгого времени он существовал как идеология равноправия женщин и как социально-политическое движение. Эти два аспекта очень важны для феминизма: именно в поисках ответов на реальные вопросы, касающиеся статуса женщин в обществе, теоретики феминизма стали формулировать новые подходы к анализу культуры. Появляется гендерная культурология. «Гендер – это понятие, которое отличается от биологического понятия пола (sex)... Гендер конструируется и выражается во многих сферах социальной жизни. Он включает культуру, идеологию».

Схема 4.9

Этапы феминистский теории

 

 

 

 


Традиционные гендерные представления:

мужское рациональное духовное божественное культурное
женское чувственное телесное греховное природное

 

Основной тезис: культурологическое знание XX века развивалось по нескольким направлениям, объединив в себе самые разнообразные достижения культурной антропологии, философии, социологии, структурализма, феминизма. Философские представления о культуре подчас вступали в конфронтацию с различными конкретно-научными дисциплинами (этнографией, семиотикой, социологией) и формами художественного постижения культуры (в прозе, публицистике, искусстве). В результате скрещивания этих дисциплин и теорий во второй половине XX века появилась собственно культурология как наука, интегративная по своей сути.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как, с вашей точки зрения, следует относиться к архаичным культурам?

2. Каковы основные аспекты функциональной теории культуры?

3. Как трактуется культура в работах представителей социологической школы?

4. В чем суть структурно-семиотической теории культуры?

5. Кто является родоначальником игровой концепции культуры?

6. В чём заключается разница и сходство между теориями игры Й. Хёйзинга и Х. Ортега-и-Гассета?

7. Какие культурные проблемы гендера освещают феминистские исследования?

8. Перечислите характерные черты постмодернизма.

 

Литература

1. Губман Б. Л. Западная философия культуры ХХ века. – М., 1996

2. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 1996.

3. Культурология. XX век: Энциклопедия. – СПб., 1998.

4. Культурология / Под ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Д., 1995.

5. Культурология в вопросах и ответах для зачётов и экзаменов / И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин. – М., 2001.

6. Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. – М., 1994.

7. Теория и история феминизма. Раздел 6. Культурология и история феминизма. – Харьков, 1996.

8. Тэйлор. Э. Первобытная культура. – М., 1989.

9. Хейзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. – М., 1997.

 

 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1731 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2205 - | 2091 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.