Можно выделить несколько основных моделей динамических изменений в культуре:
· поступательно-линейное;
· стадиальное;
· циклическое;
· волновое;
· колебательное;
· бифуркационное или взрывное;
· беспорядочное.
Направленность культурных изменений:
· усложнение;
· стабилизация;
· застой;
· упрощение культуры.
Один из видов культурной динамики – культурогенез (порождение новых культурных форм, их интеграция в существующие культурные системы и формирование культурных систем). Среди многочисленных гипотез и моделей возникновения культуры можно выделить следующие:
· религиозная (Н. Бердяев, А. Мень);
· познавательная (Э. Тайлор);
· орудийно-трудовая (Ф. Энгельс);
· символическая (Э. Кассирер);
· психоаналитическая (З. Фрейд)
III. Важнейшее значение в исследовании сущности культуры, ее роли в развитии человека и общества имеет т ипологизация культур, т.е. их распределение, классификация по каким-либо основаниям, по общим признакам. Бесконечная сложность и многообразие культур требует определенного упорядочивания этого многообразия. Можно утверждать, что типологизация – это, во-первых, способ осмысления культуры и, во-вторых, научный метод исследования культуры.
Выделяют следующие критерии и основания для типологической классификации культуры:
· географические;
· пространственно-региональные;
· биолого-антропологические;
· этнографические;
· хозяйственно-бытовые;
· социологические;
· лингвистические;
· религиозные;
· аксиологические;
· исторические;
· цивилизационные.
Таблица 7.3
Типология культур
Историческая типология (отношение ко времени) | Отношение к традиции | Региональная типология | Социальная типология |
1. Доклассическаякультура: культура древнего мира и средневековья – до XIV в. (мифологическая, религиозная, коллективистские ориентации, целостность восприятия мира). Природно-символический тип. Антрапокосмический тип. Христианско-религиозный тип. | 1. Традиционная культура (передача традиции, удовлетворение наличных жизненных потребностей, а не накопление). | 1. «Восток» или «Юг» Восточная цивилизация – исторически первый тип цивилизации. Характерные черты: традиционализм; установка не на преобразование, а созерцательность, мистическое соединение с природой; коллективизм. а). географический Восток, средневековая Европа, Латинская Америка, Африка, Россия, Турция. б). Традиционные культуры в ХХ веке. | 1. Доминирующая(господствующая культура – совокупность ценностей и норм, которыми руководствуется большинство). |
2. Классическая культура XIY - конец XIX в. (связана с выделением персональности, основана на принципах гуманизма, рационализма, историзма). Универсально-гармонический тип, протестантско-реформистский тип, критико-просветительский тип, индивидуально-прагматический (втор. пол. XIX в.) | 2. Современнаякультура (постоянная ориентация на новое, на накопление материальных и духовных продуктов сверх нормы потребления, выделение индивида) | 2. «Запад» или «Север» (XYIII-XX вв.) В ХХ веке сюда присоединяются Япония, Гонконг, Южная Корея. Черты: ориентация на новизну, индивидуализм, рациональность, предпочтение демократии всем другим формам государственного управления, НТР, индустриальное и постиндустриальное общество. | 2. Субкультура или (локальная культура – культура малых групп). |
3. Неклассическая культура (вместо гуманизма – защита цивилизационных форм жизни, вместо рационализма – вера в науку и технику, вместо веры в прогресс – признание плюрализма и неоднонаправленности истории) Начало ХХ века - … Демократически-технотронный тип Тоталитарно-демократический тип | 3. Постмодернистскаякультура (объединение черт традиционной и современной культуры) | 3. «Евразийская» (географическая Россия, Турция). Теоретически – объединение черт традиционной и модернистской культур или глобальнаяцивилизация – интернационализация всей общественной деятельности на Земле, унификация культурной жизни различных стран | 3. Контркультура |
Основой построения типологии культуры является основание или ведущий признак, который и позволяет выделять отдельные культуры, различать и объединять их в группы по наличию и отсутствию данного признака. Такая основа или признак может выбираться как на уровне явлений культуры, так и на уровне сущности, а также в действительности культуры.
Конкретный выбор основания классификации определяется познавательной ситуацией, т.е., в конечном счете, действительными нуждами и проблемами, стоящими перед исследователем.
Основной тезис: В процессе своего реального функционирования в обществе культура предстает как многогранная система, выполняющая много различных и в то же время взаимосвязанных функций.
В культурологии распространены теории культурного развития, суть которых может быть сведена к следующему:
1. развитие культуры есть процесс ее непрерывного изменения;
2. развитие культуры – это ряд редких «скачков» в области культуры;
3. развитие культуры зиждется на идее противоречия внутри культуры;
4. развитие культуры – это процесс кристаллизации, идущий путем последовательного объединения в более или менее целостной структуре культурных достижений различных эпох.
Необходимость построения и применения типологии культуры следует уже из того, что термин «культура» является многозначным. В контексте основных культурологических парадигм можно выделить следующие типологические модели культур: натуралистические типологии культур; 2. социологические типологии; 3. семиотические типологии; 4. аксиологические типологии.
Вопросы самоконтроля:
1. Вычлените и назовите основные функции культуры.
2. Что такое культурная динамика?
3. Обоснуйте религиозную концепцию генезиса культуры?
4. Назовите типы культурных изменений.
5. Что такое типология культуры?
6. Какие критерии полагаются в основу типологизации культур?
7. Приведите примеры исторической типологии культур.
8. Приведите пример социальной типологии культур.
Литература:
1. Пигалев А.И. Культурология. – Волгоград, 1999.
2. Кравченко А. И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М., 2003.
3. Культурология: Учебник / Под ред. Багдасарьян Н.Г. – М., 1999.
4. Культурология. ХХ век. Антология. – М., 1995.
5. Самосознание европейской культуры ХХ в. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. – М., 1991.
6. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. – Ростов н/Д., 1997.