Из множества приведенных в схеме функций можно выделить адаптационную функцию культуры. Именно культура позволяет людям, руководствующимся ее ценностями, нормами и обычаями, приспосабливаться к окружающей среде и соотносить свои поступки и поведение с другими людьми. Важнейшей функцией является социализирующая функция, ибо только через включение в процессы восприятия и усвоения существующих в культуре норм и ценностей, человек способен сформироваться как личность и стать полноценным субъектом социокультурных процессов.
Связать прошлое, настоящее и будущее, создать возможности для диалога поколений и целых эпох помогает трансляционная функция культуры.
В эпоху информационных технологий возросло значение информационной функции культуры. Культура не только формирует способы ориентации и деятельности человека в мире, но является мощным фактором воспроизводства и развития его творческих, креативных способностей, и в этом существенную роль имеет игровая функция культуры.
Переход от существа природного к статусу духовного совершается благодаря культуре. Поэтому воспитательная функция называется в числе важнейших функций культуры.
В качестве фундаментальной функции называют человекотворческую функцию, так как культуру творит сам человек. Но в свою очередь культура активно воздействует на самого человека. Первоначальным и единственно верным смыслом и предназначением культуры всегда было «созидание, выращиваниечеловека». Она является мерой, измерением того, насколько человек является человеком.
II. Важнейшие свойства культуры – ее подвижность и способность к развитию.Термин «развитие» употребляется в культурологии для обозначения поступательного движения культуры, перехода из одного состояния в другое. Термину «развитие» близок по смыслу термин «динамика» (в переводе с греч. – сила, движение).
Понятие «социокультурная динамика» означает изменения, которые происходят в культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних сил. Выделяют внешние и внутренние факторы культурной динамики:
o антропологические;
o демографические;
o социальные;
o экономические;
o технологические;
o семиотические;
o аксиологические.
Основная побудительная сила культурных изменений – необходимость адаптации культуры к изменяющимся внешним и внутренним условиям существования.
Схема 7.2. Типы культурных изменений
Можно выделить несколько основных моделей динамических изменений в культуре:
o поступательно-линейное;
o стадиальное;
o циклическое;
o волновое;
o колебательное;
o бифуркационное, или взрывное;
o беспорядочное.
Направленность культурных изменений:
o усложнение;
o стабилизация;
o застой;
o упрощение культуры.
Один из видов культурной динамики – культурогенез (порождение новых культурных форм, их интеграция в существующие культурные системы и формирование культурных систем). Среди многочисленных гипотез и моделейвозникновения культуры можно выделить следующие:
o религиозная (Н. Бердяев, А. Мень);
o познавательная (Э. Тайлор);
o орудийно-трудовая (Ф. Энгельс);
o символическая (Э. Кассирер);
o психоаналитическая (З. Фрейд)
III. Важнейшее значение в исследовании сущности культуры, ее роли в развитии человека и общества имеет типологизация культур, т. е. их распределение, классификация по каким-либо основаниям, общим признакам. Бесконечная сложность и многообразие культур требует определенного упорядочения этого многообразия. Можно утверждать, что типологизация – это, во-первых, способ осмысления культуры и, во-вторых, научный метод исследования культуры.
Выделяют следующие критерии и основания для типологической классификации культуры:
o географические;
o хронологические;
o биолого-антропологические;
o этнографические;
o социологические;
o лингвистические;
o религиозные;
o аксиологические;
o исторические;
o цивилизационные.
Основой построения типологии культуры является основание или ведущий признак, который и позволяет выделять отдельные культуры, различать и объединять их в группы по наличию и отсутствию данного признака. Такая основа или признак может выбираться как на уровне явлений культуры, так и на уровне сущности, а также в действительности культуры.
Таблица 7.1.
Типология культур
Историческая типология (отношение ко времени) | Отношение к традиции | Региональная типология | Социальная типология |
1. Доклассическаякультура: культура Древнего мира и Средневековья – до XIV в. (мифологическая, религиозная, коллективистские ориентации, целостность восприятия мира). Природно-символический тип. Антропокосмический тип. Христианско-религиозный тип | 1. Традиционная культура (передача традиции, удовлетворение наличных жизненных потребностей, а не накопление). | 1. «Восток» или «Юг» Восточная цивилизация – исторически первый тип цивилизации. Характерные черты: традиционализм; установка не на преобразование, а на созерцательность, мистическое соединение с природой; коллективизм. а) географический Восток, средневековая Европа, Латинская Америка, Африка, Россия, Турция; б) традиционные культуры в ХХ веке | 1. Доминирующая(господствующая культура – совокупность ценностей и норм, которыми руководствуется большинство) |
2. Классическая культура XIV – конец XIX в. (связана с выделением персональности, основана на принципах гуманизма, рационализма, историзма). Универсально-гармонический тип, протестантско-реформистский тип, критико-просветительский тип, индивидуально-прагматический тип (втор. пол. XIX в.) | 2. Современ-наякультура (постоянная ориентация на новое, на накопление материальных и духовных продуктов сверх нормы потребления, выделение индивида) | 2. «Запад» или «Север» (XVIII – XX вв.) Черты: ориентация на новизну, индивидуализм, рациональность, предпочтение демократии всем другим формам государственного правления, НТР, индустриальное и постиндустриальное общество | 2. Субкультура (локальная культура – культура малых групп) |
3. Неклассическая культура (вместо гуманизма – защита цивилизационных форм жизни, вместо рационализма – вера в науку и технику, вместо веры в прогресс – признание плюрализма и неоднонаправленности истории). Начало ХХ века - … демократически-технотронный тип, тоталитарно-демократический тип | 3. Постмо-дернистскаякультура (объединение черт традиционной и современной культуры) | 3. «Евразийская» (географическая Россия, Турция). Объединение черт традиционной и модернистской культур, или глобальнаяцивилизация, – интернационализация всей общественной деятельности на Земле, унификация культурной жизни различных стран | 3. Контркультура(культура малых групп, ценности и устремления которых вступают в противоречия с ценностями доминирующих групп) |
Конкретный выбор основания классификации определяется познавательной ситуацией, т. е., в конечном счете, действительными нуждами и проблемами, стоящими перед исследователем.
Основной тезис. В процессе своего реального функционирования в обществе культура предстает как многогранная система, выполняющая множество различных и в то же время взаимосвязанных функций.
В культурологии распространены теории культурного развития, суть которых может быть сведена к следующему:
1. Развитие культуры есть процесс ее непрерывного изменения.
2. Развитие культуры – это ряд редких «скачков» в области культуры.
3. Развитие культуры зиждется на идее противоречия внутри культуры.
4. Развитие культуры – это процесс кристаллизации, идущий путем последовательного объединения в более или менее целостной структуре культурных достижений различных эпох.
Необходимость построения и применения типологии культуры следует уже из того, что термин «культура» является многозначным. В контексте основных культурологических парадигм можно выделить следующие типологические модели культур: 1. натуралистические типологии культур; 2. социологические типологии; 3. семиотические типологии; 4. аксиологические типологии.
Вопросы самоконтроля
1. Вычлените и назовите основные функции культуры. 2. Что такое культурная динамика? 3. Назовите типы культурных изменений. 4. Что такое типология культуры? 5. Какие критерии полагаются в основу типологизации культур? 6. Приведите примеры исторической типологии культур. 7. Приведите пример социальной типологии культур.
Литература
1. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. – Ростов н/Д, 1997.
2. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М., 2003.
3. Культурология: Учебник / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М., 1999.
4. Культурология. ХХ век. Антология. – М., 1995.
5. Самосознание европейской культуры ХХ в. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. – М., 1991.
6. Столяренко Л. Д. Культурология. – М., 2004.