Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 4. Основные стратегии современной культурологической мысли




 

1. Культурная антропология.

2. Структурно-семиотические подходы к исследованию культуры.

3. Социологическая школа.

4. Игровая концепция культуры.

5. Постмодернизм как философия культуры современности.

6. Феминистские исследования культуры.

Основные понятия: культурная антропология, линейно-стадиальная эволюция, многолинейное развитие, этнология, структурализм, постструктурализм, семиотика, знак, субкультура, социокультурная система, игра, модернизм, постмодернизм, дегуманизация, симулякр, гиперреальность, феминизм, гендерные исследования, мускулинность, феминность.

 

I. Культурная антропология. Основу для развития культурной антропологии в XIX веке составили разнообразные виды культур, описание специфических обрядов и верований, существовавших в Африке, Северной и Южной Америке, Океании и ряде азиатских стран. Культурная антропология занимается широким спектром исследований локальных культур, их взаимодействием друг с другом, особенностями влияния на них природных условий. Множество локальных культур представлено в виде культурно-исторического процесса двух форм:

o линейно-стадиальной эволюции прогрессивного характера (от более простых обществ к более сложным). Авторы такого подхода – Э. Тэйлор, Дж. Фрэзер, Л. Уайт;

o многолинейного развития различных типов культур. Больший акцент делается на своеобразие культур отдельных народов, а культурный процесс рассматривается как реализация разнообразных исторически обусловленных типов.

Все культурно-антропологическое знание часто именуется этнологией. Этнология – это исследования различных культур в единстве общетеоретического и конкретно-эмпирического (этнографического) уровней анализа.

Антропологическое изучение культур является ядром культурологического знания в целом. Такое изучение органично связано с исследованием истории культур, выделенных на основании периодизации фаз культурного развития (культура античного мира, новоевропейская культура, культура постиндустриального общества), регионов распространения (культура стран Европы, Америки, Африки) или ведущей религиозной традиции (христианский, исламский, буддийский типы культуры).

Объектом исследования культурной антропологии являются, прежде всего, традиционные общества, а предметом изучения – системы родства, взаимоотношения языка и культуры, особенности пищи, жилища, брака, семьи, разнообразие экономических систем, значение религии и искусства.

II. Структурно-семиотические подходы к исследованию культуры. Развитие структурализма – 60-е – 80-е гг.

 

Явно лингвистическая ориентация
Принцип «структурного объяснения» объектов гуманитарного знания
Исходные принципы структурализма
Представление о бессознательном характере структуры
Схема 4.1. Исходные принципы структурализма

 

Один из создателей структурализма – французский антрополог Клод Леви-Строс, который первоначально мыслил о структуре в контексте языка, затем перешел к предметным и социальным фактам. В своих исследованиях он использовал лингвистические модели, так как видел и понимал, что структура языка подобна структуре культур. Для К. Леви-Строса социальный и культурный мир – это шахматная игра с различными вариациями, в которой человек является лишь одним из элементов игры. Поэтому язык, мышление, формы культуры, искусство для К. Леви-Строса – не производные индивидуума. Задача структуралиста заключается в обнаружении скрытых закономерностей, которым бессознательно подчиняется человек, и которым соответствуют глубинные пласты культуры.

К структурализму примыкает семиотика – наука о знаках. Семиотика определяет понятие знака, устанавливает виды знаков, описывает типичные знаковые ситуации, наиболее общие способы использования знаков, особенно в культуре.

В 70-е годы появляется постструктурализм, который стремился не столько опровергнуть, сколько «свести с ума» структурализм, «децентрировать» структуру, показать, что у нее есть своя «изнанка», то есть эмоциональная и противоречивая область человеческого мирочувствования.

III. Социологическая школа. Наиболее яркие представители – Томас Элиот, Питирим Сорокин, Толкотт Парсонс. Представители социологической школы ищут истоки и объяснение культуры в общественной природе человека. В центре внимания находится само общество, его структура и социальные институты. Социология культуры уделяет мало внимания содержанию и истории культурных явлений. Они ее интересуют как способ регуляции социальных отношений. Социология культуры исходит из фундаментального факта социальной неоднородности человеческого общества (классы, сословия, группы), поэтому много внимания она уделяет изучению различий субкультур.

       
 
   
 
   
 
   
 
   
 


Схема 4.2. Культурологические аспекты современной социологии

 

Все основные направления научной работы в области социологии культуры объединяются в понятие социокультурная система.

В центре социологии культуры П. Сорокина находятся проблемы социальной системы и социальной целостности. Разделяя теорию духовной элиты, он подчеркивал неразрывную связь общественных явлений и культурных процессов.

 

Чувственный тип культуры
Идеалистический тип культуры
Идеациональный тип культуры
Исторический процесс, по мнению П. Сорокина, – это циклическая смена разных типов культуры (суперсистем), в основе которых лежит интегрированная система ценностей. Он считал, что современная культура переживает общий кризис; причина этого – развитие материализма и науки; выход из кризиса – развитие религиозной «идеалистической» культуры  
Культура основана на принципе сверхчувствительности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности. Это буддийская культура; средневековая культура до конца XII в. Стиль этой культуры символичен, искусство религиозно  
Культура промежуточная между идеациональной и чувственной: ценности ее принадлежат как Небу, так и Земле. Это культура XIII – XIV вв. в Западной Европе, а также греческая культура V – IV вв. до н. э.
С XVI в. начинается чувственная культура. Ее ценности – в повседневном, земном мире. Герои – фермеры, рабочие, домохозяйки, даже преступники и сумасшедшие. Цель – доставить наслаждение, расслабить возбуждение усталых нервов. Эта культура освобождается от религии, морали и других ценностей

Схема 4.3. Типы культуры (по П. Сорокину)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 359 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2408 - | 2330 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.