1. Основные принципы и черты западноевропейского Средневековья.
2. Представления о человеке.
3. Византийская культура.
Основные понятия: христианство, монотеизм, теоцентризм, креационизм, эсхатологические представления, принцип Абсолютной Личности, святость, аскетизм, провиденциализм, интериоризация, герменевтика, романский стиль, готический стиль, символизм, спиритуализм, исихазм.
I.
Схема 11.1. Культура Средневековья
Введение понятияАбсолюта обозначало признание Бога-Творца, Бога-Отца, Бога-Судии как того идеала, соотносясь с которым человек может понять, в чем состоит смысл его жизни. Человеку, созданному по образу и подобию Божию, предстоит пройти сложный путь (процесс постепенного преодоления греховности и возвышения от тварности своего возникновения до Творца )
| |
Принцип Абсолютной Личности
| |
Мир и человек трактовались с креационистских позиций: мир был сотворен, человек – это создание Бога. Резкое противопоставление посюстороннего бытия и потусторонней жизни
| |
Эсхатологизм:представление о времени как об однолинейном, однонаправленном процессе от момента сотворения мира и человека до его конца, венчающегося Страшным Судом – Апокалипсисом
| |
Возникает новая ценность в культуре – святость
| |
Вся история человечества заранее предусмотрена Творцом, а потому в ней нет и не может быть ничего случайного и малозначимого
| |
Важное место занимала наука герменевтика, задача которой состояла в раскрытии сокровенного смысла многозначных символов. Символическим были пронизаны природа и искусство, особенно архитектура. На принципах символизации основывалось и художественное творчество
| |
Все элементы средневековой культуры были пронизаны этой идеей. Отсюда стремление создавать различные словари, толкователи, классификации; создавать различные корпорации, артели; укоренить идею вассалитета
| |
Схема 11.2. Принципы средневекового миросозерцания
Наряду с культурой церковной, идеалы которой нашли отражение в текстах сакрального характера, в средние века продолжала существовать светская культура.
Готический стиль(XII – XIV вв.):динамизм устремленных вверх форм храма, огромные окна и многоцветные витражи, обилие скульптурных изображений
| |
Романский стиль(X – XIII вв.): геометризм, величавость и суровость внешнего вида зданий (церквей и замков-крепостей)
| |
– возвышенная любовь к женщине
– самоценность чести и достоинства
– верность данному слову
– безупречная манера поведения
| |
СВЕТСКИЕ ИДЕАЛЫ (РЫЦАРСТВО): культура, соответствующая кодексу рыцарской чести, который предписывал строгое соблюдение этикета
| |
Система ценностей позднего Средневековья
| |
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА (народная поэзия, карнавал, в которых господствовало «смеховое», «вульгарное» начало)
| |
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ (героический эпос, городская литература, куртуазная литература)
| |
ВКЛАД РЫЦАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ
| |
ТРАНСЛЯТОРЫ РЫЦАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ
| |
трубадуры (провансальские поэты)
менестрели (профессиональные придворные певцы в Англии и Франции)
миннезингеры (немецкие средневековые придворные певцы)
барды (странствующие или живущие при дворе феодалов)
| |
Схема 11.3. Система ценностей позднего Средневековья
II. В западноевропейском средневековом мире господствовало христианское религиозное сознание и универсальная модель человека как творения Божьего. Человек имел призвание стать господином природы. Но это не произошло, так как Адам по наущению Евы совершил грех. С тех пор человек – вместилище двух противоположных сущностей: образа и подобия Божьего и первородного греха.
В разные эпохи средневековое христианство делало акцент то на негативной, то на позитивной, божественной сущности образа человека. Пессимистическое видение его как существа слабого, смиренного перед Богом выражено в ранний период – в IV – X вв. С конца XII – XIII вв. получает распространение более оптимистический образ человека.
Схема 11.4. Концепции средневекового человека (по Жаку ле Гоффу)
III. Византия (IV – XIV вв.) – прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока.
При всей многоэтничности, существовало этническое ядро, состоящее из греков
| |
Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и централизованное управление. Культ императора как сакральной фигуры
| |
Более высокий уровень материального производства (до XII в.); сохранение в ранний средневековый период городов как центров ремесла и торговли
| |
Религиозная общность (основной религией было христианство в форме православия). Господствующий орган – церковь
| |
Языковая общность (основным языком был греческий)
| |
Отсутствие сословной замкнутости господствующего класса
| |
Схема 11.5. Особенности византийской культуры
В ранней Византии новый расцвет переживает философия неоплатонизма. Появляется ряд философов-неоплатоников – Плотин, Псевдо-Дионисий Ареопагит. Таким образом, христианская догматика сложилась под сильным влиянием не только ближневосточных религиозных учений, иудаизма, но и неоплатонизма. Догмат о троичности божества, один из центральных догматов христианского вероучения, – это переосмысленная триада неоплатоников. На смену античной культуре приходят патристическая литература, библейская космография, литургическая поэзия, монашеская повесть, всемирная хроника, христианская агиография, пронизанные религиозным миросозерцанием.
Меняется и сам человек той эпохи, его видение мира, его отношение к вселенной, природе, обществу. Создается новый по сравнению с античностью «образ мира». На смену античному пониманию мира приходит мир страждущего, раздираемого противоречиями, маленького, греховного человека. Христианство выявляет мучительное раздвоение внутри человеческой личности.
В ранней Византии кристаллизуется одна из фундаментальных идей Средневековья – идея союза христианской церкви и «христианской империи». В поздней Византии развивается исихазм – богословское учение и общественно-политическое движение, исповедующее убеждения, что спасение от земных бед можно найти лишь в полной отрешенности от мира, в самоуглублении, в мистическом слиянии с Богом.
Схема 11.6. Византийская культура
Коренные изменения происходят в сфере изобразительного искусства. Отличительной чертой византийского искусства был его глубокий спиритуализм. Не отрицая телесной красоты, византийские мыслители ставили много выше красоту души, добродетель, нравственное совершенство. Византийское искусство преодолело конфликт духа и тела, его сменила спокойная созерцательность. Основной задачей византийского искусства становится стремление художника с помощью категорий знака, символа, образа, цвета воплотить в художественном образе трансцендентную идею.
В VI – VII вв. византийские художники сумели создать свой собственный стиль в искусстве. С этого времени Константинополь превращается в художественный центр средневекового мира. В нем воздвигаются великолепные дворцы и храмы. Непревзойденным шедевром византийского творчества стал построенный в VI в. храм св. Софии. Высокого уровня достигает мозаика и иконопись.
Основной тезис. В целом теологическая модель культуры, свойственная для Средних веков, при всей ее установке на культ святынь, на ценность сакрального, на доминирование идеального, вечного над земным не может трактоваться сегодня как модель, которая негативно повлияла на культурные процессы. Сам облик духовной культуры и приемы символизации духа христианского вероучения трансформировали культуру и искусство точно так же, как многие этические понятия жизни и смерти, добра и зла, счастья и совести получили совершенно иную интерпретацию, по сравнению с тем, как они интерпретировались в рамках древних культур, античного типа культуры.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоит самобытность византийской культуры? 2. Каковы особенности православного христианства? 3. Из каких черт складывается образ средневекового человека? 4. Приведите примеры средневековой символики. Почему так велика была роль символа? 5. Особенности романского и готического стилей. 6. Каковы роль и место христианства в средневековой культуре? В чем заключается уникальность соотношения «официальной» и «неофициальной» культуры? 7. Охарактеризуйте роль городов и городского образа жизни в средневековой культуре.
Литература
1. Гофф ле Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.
2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1972.
3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – Кн. 1. – М., 1985.
4. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 2004.
5. История мировой культуры. Наследие Запада. – М., 1998.
6. Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М., 1995.
7. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Н. О. Воскресенской. – М., 2003.
8. Платонова Э. Е. Культурология. – М., 2003.