Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


IV. Игровая концепция культуры




 

Предшествует культуре
обособленность игры выражена в таинственности
в каждой игре свои правила
игра замкнута, ограничена; она «разыгрывается» в определенных границах места и времени; ее смысл заключен в ней самой  
игра не есть «обыденная» или «настоящая» жизнь
игра – свободное действие
Признаки игры
Творит культуру. Культура происходит из игры. Постепенно происходит убывание игрового элемента в культуре. Вытеснение игры заканчивается к XIX в. Духом общества начинает завладевать понятие пользы и рационализма. Труд и производство становятся идеалом. Духовное напряжение культурной игры утратило даже искусство  
Йохан Хейзинга–голландский культуролог, автор работы «Homo Ludens» («Человек играющий»). Полагал, что игра имеет универсальный характер и прослеживается во всех сферах человеческой деятельности: в науке, философии, поэзии, быте. Культура и есть игра, и даже больше: она не только проявление человеческой сущности, но и мощное начало, противостоящее «серьезности», несвободе  

 

Схема 4.4. Игровая концепция культуры (по Й. Хейзинга)

Тема игры воодушевила также испанского философа Хосе Ортегу-и-Гассета, теоретика элиты. Философ склонен считать, что существуют две разновидности рода человеческого: народ, или масса, являющаяся «косной материей исторического процесса», и элита – особо одаренное меньшинство, творцы подлинной культуры. Предназначение «лучших» – быть в меньшинстве и сражаться с большинством. Жизнь выдающихся людей сосредоточена в сфере игровой деятельности. Игра противопоставляется обыденности, утилитаризму и пошлости человеческого бытия. Установка на игру приобретает различные оттенки: от трагического до ликующего, спортивно-праздничного чувства жизни.

Образ нового мирочувствования Х. Ортега-и-Гассет раскрывает на примере нового искусства – модернизма.

 

Модернизм  
тенденция к дегуманизации
тенденция избегать живых форм
тяготение к глубокой иронии
Новое игровое искусство элитарно. Оно доступно только одаренному меньшинству
стремление к тому, чтобы произведение искусства было лишь произведением искусства
стремление понимать искусство как игру

Схема 4.5. Основные тенденции модернизма (по Х. Ортега-и-Гассету)

V. Постмодернизм проявляет себя и в философии, и в науке, и в искусстве. В философии он опирается на позиции релятивизма и плюрализма. Наблюдается тенденция уравнять науку с религией и искусством. Но все же самостоятельного философского или культурологического течения, которое можно было бы обозначить как «постмодернизм», не существует. Постмодернизм представляет собой скорее умонастроение, интеллектуальный стиль, социальную реальность, а не философскую школу или направление.

В социальной сфере постмодернизм – это определенный образ жизни, это общество конформизма. Народ уступает место «массе», «электорату», интеллигенция – интеллектуалам. На первое место выходят средства, а цели перестают быть ценностью. В идеологии уживаются несовместимые вещи. Жизнь начинает восприниматься как игра, театр.

Представители: Р. Барт, Ж. Деррида, У. Эко, Ж. Делез
Существенное влияние искусства на внехудожественные сферы человеческой деятельности (политику, религию)
Родоначальник: Ж.-Ф. Лиотар. Распространил дискуссию о постмодернизме на область философии  
Ориентция культры постмодернизма и на «массу», и на «элиту» общества  
Широкое цитирование в своих творениях произведений искусства предшествующих эпох  
Принципы: радикальный плюрализм, ризома  
Иронизирование над художественной традицией прошлых культур. Пастиш. Использование приема игры при создании произведений культуры. Симуляция. Гиперреальность.  
Выступает как продолжатель авангардизма  
Характерные черты
Постмодернизм сформировался в 70 – 80-е гг. XX в. В нем отчетливо проявляется идея «усталости» культуры от прежних ценностей  

 
 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 625 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2172 - | 2117 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.