Схема 12.6. Стили искусства европейской культуры
XVIII век в европейской культуре – это век Просвещения, эпоха кризиса абсолютистских монархий и подготовки Великой французской буржуазной революции (1789), дальнейшего развития товарного производства. Идеи просвещения и рационализма получают широкое распространение по всей Европе.
Схема 12.7. Культура эпохи Просвещения
Общие черты:
Исторический оптимизм, утопичность, вера в разум, энциклопедизм, толерантность по отношению к другим, научный скептицизм
| |
Аристократическое
Просвещение
(Вольтер)
| |
Типы мировоззренческих установок
| |
Демократическое
Просвещение
(Д. Дидро)
| |
Народное
Просвещение
(Ж.-Ж. Руссо)
| |
Схема 12.8. Типы мировоззренческих установок в культуре Просвещения
Схема 12.9. Просвещение как идейное движение
III.
Церковь переживает кризис: раскол христианства на католицизм, православие и протестантизм; усиление атеистических тенденций в обществе; проникновение новых религий в Европу; возникновение концепций отделения церкви от государства, свободы совести, секуляризации образования
| |
Изменение в социальной культуре европейских государств. Аристократия под напором буржуазии постепенно оттесняется от власти. Ведущую роль играет интеллигенция. Она стремитится к слиянию с аристократией
| |
Переоформление государственного устройства в европейских странах, что способствовало появлению оптимальных форм государственных институтов, форм власти, форм межгосударственных отношений
| |
Процессы, происходящие в обществе и духовной культуре XIX века
| |
Схема 12.10. Особенности духовной культуры XIX века
Схема 12.11. Основные направления в искусстве XIX века
Особенностью развития культуры и искусства XIX в. явилось разнообразие художественных направлений и стилей, методов и форм, которые менялись буквально каждое десятилетие. В XIX веке в области художественной культуры Запада происходит снижение эстетических идеалов. Художественная культура этого времени движется от дворянских эстетических идеалов к идеалам третьего сословия.
Представители: И.В. Гете, Ф. Шиллер, Ф. Шатобриан, Дж. Байрон, В. Гюго, А. Стендаль, О. Бальзак, Г. Флобер, Г. Мопассан, Э. Золя
| |
Триумфальная арка, Вандомская колонна, церковь Мадлен
| |
Представители: Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Ф. Лист, через И. Брамса и Ж. Бизе К. Дебюсси, М. Равелю
| |
Представители: Ж.-Л. Давид, Ж.-А. Энгр, Т. Жерико, Э. Делакруа, Г. Курбе, Э. Мане, Э. Дега, Ж. Ренуар
| |
Схема 12.13. Особенности развития искусства XIX века
Основной тезис. Культура Европы XVI – XIX вв. – самое динамичное время в общем развитии культуры человечества. В это время в философии господствует рационализм, происходит бурное развитие (научная революция) естествознания, математики и прикладных наук. Широкое распространение в современной культуре получили гуманистические принципы и идеалы. Суть современного гуманизма заключается в его универсальности. В религиозной жизни имеет место сосуществование религии и свободомыслия. Таким образом, искусство и литература Европы конца XIX века вступило в эпоху кризисных явлений. Новые социальные проблемы современности бросили культуре своеобразный вызов, на который культура ответила возникновением новых форм культурных направлений: фовизм, кубизм, дадаизм и сюрреализм.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные черты эпохи Возрождения? 2. В чем состоит сущность идей гуманизма и антропоцентризма эпохи Возрождения? 3. Определите специфику художественной культуры Ренессанса. 4. В чем состоит культурное значение движения Реформации? 5. Каковы типологические особенности стилей барокко, классицизма, рококо, сентиментализма? 6. Какие изменения произошли в европейской культуре в XVIII века? 7. Какие новые художественные направления возникли в европейском искусстве XIX века?
Литература
1. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. – М., 1984.
2. Античное наследие и культура Возрождения. – М., 1984.
3. Борзова Е. П. История мировой культуры. – СПб., М., 2004.
2. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. – М., 1986.
3. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 2004.
4. Петров И. Культура Возрождения. – М., 1992.
5. Ренессанс: Образ и место Возрождения в истории культуры. – М., 1987.
6. Культурология / Под ред. А.А. Радугина – М., 1996.
7. Культурология: Учебник / Под ред. А.Н. Марковой. – М., 1998.
8. Культурология. XX век: Энциклопедия. – СПб., 1997.
9. Скворцова Е.М. Теория и история культуры. – М., 1999.
Тема 13. Культура XX века
1. Периодизация культуры XX века.
2. Модернизм как ведущее направление культуры XX века.
3. Постмодернизм как феномен современной культуры.
4. Массовая и элитарная культуры.
Основные понятия: свобода, демократия, научное знание, прогресс, научно-техническая революция, общечеловеческая культура, декаданс, модернизм, постмодернизм, массовая культура, китч, элитарная культура.
I. XX столетие – самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры. Общая характеристика XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество формирует высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии и одновременно порождает упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.
III ПЕРИОД
послевоенные 40-е гг. – вся вторая половина XX в.
(время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, активное освоение территорий, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения)
| |
II ПЕРИОД
20 – 30 гг.
(коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры – социалистической)
| |
I ПЕРИОД
начало ХХ в. – 1917 г.
(острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций)
| |
Периоды развития культуры ХХ века
| |
Схема 13.1. Периоды развития культуры ХХ века
II. Духовная и материальная культура XX в. – это продолжение социокультурных процессов ХIX в., который не оправдал надежд человечества и породил новый кризис и потрясения. В конце XIX в. произошли необратимые изменения, касающиеся нового понимания человека, его отношения к миру, нового языка искусства.
Схема 13.2. Культурные процессы ХХ века
Основной тенденцией искусства начала XX века является модернизм (авангард). В авангардных стилях господствовали ощущения абсурда мира и общества и протеста против старых форм искусства. Поэтому для авангарда характерно выраженное в полемически-боевой форме противопоставление себя прежним традициям творчества и окружающим социальным стереотипам в целом.
Спектр направлений авангарда необычайно широк. Это: кубизм, экспрессионизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, поп-арт. Особенно в начале XX века живопись становится той формой искусства, которая формирует новую культуру. Многие философские идеи (А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, З. Фрейда) имеют свое продолжение в живописи начала XX века. Во второй половине XX века авангард видоизменяется в сторону смягчения своих революционных настроений. И это уже неоавангард.
Лежит в основе идей контркультуры хиппи, выражающих протест против всего, протест ради протеста. Это суррогат искусства, которому чужда красота, понятие прекрасного, гармония. Представители авангардизма творят между искусством и неискусством
| |
пространственное искусство
| |
Схема 13.8. Неоавангард
III. Две основные культурные парадигмы определяют культурную жизнь современного общества: массовая культура и постмодернизм.
Постмодернизм – понятие, вошедшее в культурный обиход сравнительно недавно, но уже употребляемое почти во всех сферах человеческой жизни. Исходя из этимологии термина «постмодернизм» следует, что своему названию он обязан модернизму: постмодернизм – это то, что следует после модернизма. Постмодернизм – это антитеза модернизму и использование его опыта.
Возникновение связано с осознанием ограниченности социального прогресса и боязнью общества, что результаты прогресса поставят под угрозу уничтожения само время и пространство культуры. Характерны: поиски универсального художественного языка, сближение и сращивание различных художественных направлений, их бесконечное разнообразие, коллажность, эклектизм
| |
Возник в 60 –70 гг. XX в.
| |
Формы постмодернистского искусства
| |
Схема 13.9. Постмодернизм
IV.
Схема 13.10. Вехи формирования массовой культуры
|
| Массовая культура – коллективная культура, состоящая из неких общих образцов деятельности, стереотипов чувствования, мышления, действия, а также общепринятых правил, вошедших в привычку норм поведения, репертуаров общения, бытовых установок и традиций, расхожих общественных мнений и стандартизированных вкусов
| |
Признаки массовой культуры
| |
Примити-визация отношений между людьми
| |
Развлека-тельность, забавность, сентимен-тальность
| |
Культ успеха, сильной личности и жажда обладания вещами
| |
Культ посредствен-
ности, условность примитивной символики
| |
Натуралис-
тическое смакование насилия и секса
| |
Схема 13.11. Признаки массовой культуры
Основные виды и формы маскульта: комиксы, видеоклипы, система бестселлеров, система «звезд». Основные жанры – это детектив, фантастика, эротика, мистика, ужасы, сатанизм, катастрофы, гангстеризм.
Массовая культура создается не народом, а профессионалами. Их творения часто называют «китчем» – яркую, но безвкусную массовую продукцию. Маскульт близок рекламе, их роднит: простота и повторение, стремление соблазнить и понравиться потребителю, склонность к преувеличениям.
В широком смысле слова элитарная культура – это культура передовой, активной части всех этносоциальных групп общества, их своеобразного пассионарного авангарда. Элита увлекает за собой социальную массу, приобщая ее к преобразованию форм жизнедеятельности и мироосвоения. Она кладет начало изменению стандартов жизни, стереотипов чувствования, мышления, действия.
Схема 13.12. Структура и особенности элитарной культуры
Схема 13.13. Контркультура
Трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившей своеобразную мировоззренческую окраску
| |
Совокупность некоторых негативно адаптированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества
| |
Особая форма организации людей (чаще всего молодежи) – автономная целостность внутри господствующей структуры, определяющая стиль жизни и мышления ее носителей, отличающаяся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и интересами
| |
Схема 13.14. Понятие «субкультура»
Каждая субкультура представляет собой определенную систему норм и ценностей, которая отличает ту или иную группу от более широкого сообщества
| |
ЭТНИЧЕСКИЕ –
внутри общества, народа нередко существуют следующие субкультуры: цыгане, гагаузы, турки-месхетинцы, литовские поляки и др.
| |
ПОЗИТИВНЫЕ –
в обществе происходит модификация в соответствии с возрастными, профессиональными, классовыми и другими особенностями тех или иных групп людей
| |
НЕГАТИВНЫЕ –отклоняющиеся (девиантные): наркоманы, правонарушители; контркультура: конфликт с господствующей культурой, стремление утвердить свои ценности и нормы как признак кризиса данной культуры
| |
Схема 13.15. Формы субкультур
Основной тезис. Рассматриваемый период характеризуется нарастанием социальных противоречий в ХХ в. Происходит превращение анархического капитализма в монополистический империализм. Наблюдается бурное развитие производительных сил общества, провозглашается культ техники и промышленности. Духовная культура носит «мозаичный» характер. В философии культивируется эклектический плюрализм и рост иррационализма. В религиозной жизни резко возрастают модернистские тенденции. Для художественной культуры характерно продолжение и нарастание в ней кризисных явлений. Происходит мощное отрицание эстетической категории прекрасного и возникает культ безобразного. В художественной литературе господствуют самые разные модернистские течения.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте общую характеристику культуры ХХ в. 2. Что такое «декаданс»? 3. Модернизм как направление искусства. В чем его суть? 4. Назовите новые направления, возникшие в культуре ХХ в.? 5. Постмодернистская культура, в чем ее специфика? 6. Дайте характеристику массовой и элитарной культур? 7. Что такое субкультура, контркультура?
Литература
1. Затонский А. Модернизм и постмодернизм. – М., 2002.
2. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-н/Д, 1995.
3. Культурология / Под ред. Л.Г. Багдасарьян. – М., 2001.
4. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. – М., 1993.
5. Проблемы теории культуры: Учеб. пособие по культурологии / Под ред. Н.А. Кутузовой. – Мн., 1998.
6. Козловский П. Культура постмодерна. – М., 1997.
7. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа – М., 1998.
Тема 14. Русская культура
1. Основные черты русской культуры.
2. Культура Киевской Руси и русского средневековья.
3. Русская культура Нового времени.
4. Советская культура.
Основные понятия: национальная идентичность, геополитическое положение, «культурное отставание», славянская мифология, язычество, полидемонизм, двоеверие, преподобные, юродивые и старцы, нестяжательство, иосифлянство, Смута, «узорочье», «нарышкинское барокко», европеизация, секуляризация, литературоцентризм, конструктивизм, тоталитаризм, диссидентство (нонконформизм), социалистический реализм, «оттепель», «застой».
Исследователи русской культуры при характеристике ее противоречивого развития отмечают ее антиномичность. Антиномии создают особую ментальность русской духовной жизни
| |
I.
АНТИНОМИИ, ПРИСУЩИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
| |
индивидуализм коллективизм
смирение бунт
природная стихийность монашеский аскетизм
мягкость жестокость
самоотверженность эгоизм
элитарное народное
высокое обыденное
| |
Схема 14.1. Антиномии русской культуры
Особенности геополитического положения России:
1. серединное положение между Востоком и Западом;
2. пространственные характеристики «расстояния» и «простора» как атрибуты русской ментальности,
3. проблема «культурного отставания» России в средние века. К началу XVIII века в России действительно не было светской литературы, архитектуры, музыки, философии и науки. Европа к этому времени имела необъятный опыт во всех областях культуры, сменила несколько научных и религиозных картин мира. В течение долгого времени вся творческая энергия русского народа оставались в потенциальном состоянии. Русские были подавлены огромной тратой сил, вызванной громадными размерами государства.
Русские геополитические условия также повлияли на сам ход русской истории. Для нее характерна «прерывистость». Можно выделить шесть периодов в русской истории, когда создавались совершенно разные образы России:
1. Киевская Русь;
2. Русь удельная: с XII в. после распада Киевской Руси сформировались три наиболее влиятельных государства: Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество и Новгородская земля;
3. Московское царство;
4. Россия императорская;
5. Советский Союз;
6. В настоящее время – новая Россия.
Создание нового образа страны каждый раз сопровождалось переносом столицы в новое место.
II. Прародителями русского этноса являются восточные славяне – анты (поляне). Уже к VI в. н. э. восточные славяне имели заметные успехи в области материальной культуры и развитую мифологию. Славянскому политеизму предшествовала стадия полидемонизма. Демоны – ранее двойники реальных вещей и людей, покинувшие своих реальных носителей и ставшие самостоятельными существами. Они приобретают антропоморфный образ. Таким образом, с течением времени духи, первоначально представлявшие однородную массу, начинают различаться. Прежде всего, по месту обитания, становясь «хозяином места». Разделяют демонических персонажей сферы «вне дома» (лес, поле, болото), сферы «дом», сферы «ниже земли» и «выше земли», а также персонажей, связанных с определенным периодом времени.
Заговоры, заклинания. Пословицы, поговорки, отражавшие быт. Загадки, связанные с магическими представлениями. Обрядовые и свадебные песни. Похоронные плачи. Песни на пирах. Сказки
| |
Погребальные жертвоприношения. Праздник Купала – летнего солнцеворота. Праздник Коляды – зимнего солнцеворота. Русалии. Масленица, встреча весны, первая пахота и весенний сев, семейные обряды – свадьба
| |
Перун, Ладо, Купала, Коляда, Симаргл, Дажбог, Сварог, Велес, Стрибог, Мокошь
| |
СЛЯВЯНСКОЕ ЯЗЫЧЕСКОЕ МНОГОБОЖИЕ
| |
Места отправления культов: капища, требища, храмы
| |
Почитание пращуров. Почитание Рода и рожениц
| |
Почитание сил природы: поклонение камням, деревьям, рощам, культ «матери сырой земли»
| |
Схема 14.3. Особенности славянского язычества
В XVI в. обряды соблюдались еще полностью, а старые культы не только сохранились, но даже распространились еще более широко. Однако разгульные праздники заканчивались теперь очистительными обрядами: купанием в воде или взаимным прощением. Здесь следует видеть постепенное – не без воздействия христианской морали – угасание языческих обрядов. В своем практическом воплощении языческое мировоззрение проявлялось не только в дни праздников. Не менее ощутимо оно было и в «лихую годину».
Таким образом, Древняя Русь и после принятия христианства являла собой и в мировоззренческом отношении, и в практических действиях общество, основанное на «двоеверии», с формальным существованием в нем элементов христианской веры и культа.
Крещение Руси связано с деятельностью молодого новгородского князя Владимира. Обращение князя Владимира к христианству произошло по многим внутренним и внешним побуждениям, а не вследствие какой-то внешней случайности. Крещение Руси было всеобщим. Распространение христианства на Руси продолжалось еще в течение полутора веков.
Организация и строительство монастырей
| |
Вобрало в себя традиции восточных славян, Византии и Балканских стран
| |
Религиозная литература: жития святых, хождения, поучения
| |
Религиозно-христианское искусство
| |
Формирование христианской морали
| |
Принятие христианства в 988 г.
| |
Основные духовные ценности славян Киевской Руси
| |
Возникновения летописания
| |
Азбуки: кириллица, глаголица
.
| |
Особенности:
1. строгое следование канону
2. имперсональность («безымянность»)
| |
Схема 14.4. Основные духовные ценности славян Киевской Руси
В истории русской церкви и русской культуры христианскими подвижниками стали преподобные, юродивые и старцы. Эти категории подвижников не всегда вписывались в рамки официальной религиозности: они могли занимать определенное место в церковной иерархии (как Сергий Радонежский), а могли и не занимать. Старчество служило к процветанию русских монастырей, старцы создавали внутри обители свой «внутренний» монастырь, их авторитет зачастую был выше авторитета настоятеля. XX век дал поразительные примеры тайного монашества (Алексей Лосев) и явного юродства (Мария Юдина), когда высокий социальный статус человека сочетался с его религиозным служением.
Особенности русского православия
| |
Строгое разделение всего человечества на профессиональных представителей церкви – клир (священнослужителей, монахов, старцев) и мирян
| |
Древняя Русь отличалась «невегласием» – немотой выражения самого глубокого и святого в своем религиозном опыте
| |
Перенесение центра тяжести с индивидуальной религиозной жизни на сверхличную всеобщность («соборность») церкви
| |
Восприятие как магического каждого культового действия, каждого предмета культа
| |
Схема 14.5. Особенности русского православия
XVI и XVII вв. – время развития единого русского государства во главе с Москвой – Московского царства. В конце XV – начале XVII в. была сформулирована идея исключительности Русского государства, связанная с представлением о Москве как о «третьем Риме», призванном после падения Константинополя отстоять христианство. Важной частью идеологии «московского царства» стало «Сказание о князьях Владимирских», возводящее родословную московских князей к римскому императору Прусу и содержащее легенду о передаче регалий – знаков высшей власти (в том числе царского венца – «шапки Мономаха») – византийским императором князю Владимиру Мономаху. В становлении государственности Московского царства преобладают элементы восточной цивилизации. Складывается система авторитарной власти, также имевшая элементы восточных деспотий.
Для духовной жизни этого времени характерно противостояние «нестяжателей» (Нил Сорский) и «иосифлян» (последователей Иосифа Волоцкого). Противоположность между ними – в понимании основ духовной жизни, в социальных выводах. Одни (нестяжатели) исходят из любви, другие (иосифляне) – из страха Божия, одни являют всепрощение, другие – строгость к грешнику, на одной стороне почти безвластие, на другой – строгая дисциплина, одни дают в своих скитах приют беглым еретикам, другие подвергают их казни, нестяжатели предпочитают бедность и милостыню, иосифляне ищут богатства ради социальной организации благотворительности. Первые дорожат независимостью от светской власти, вторые всеми силами укрепляют самодержавие. Победа Иосифа Волоцкого была предопределена созвучием его устремлений с устремлениями Московского Великого князя. В результате в религиозной жизни надолго установился тип уставного благочестия, а живой религиозный опыт был вытеснен.
Важнейшим событием культуры этого времени стало приглашение итальянских мастеров для строительства новой, более пышной резиденции Великого князя в Кремле. Работы архитекторов – представителей итальянского Ренессанса – оказали огромное влияние на дальнейшее развитие русского средневекового искусства. Однако «прививка Ренессанса» не могла инспирировать собственного Возрождения.
Центр XVI столетия занимает противоречивая эпоха Ивана IV (Грозного). В 1547 году был составлен «Домострой» – свод правил поведения для православных мирян. В 1551 году проходит Стоглавый собор, утвердивший кодекс правил церковной жизни, касавшиеся, в частности, и иконописания (образцом была объявлена «Троица» Андрея Рублева). При московском дворе возникает новая школа иконописания, не боящаяся изображать богословские понятия в зримых образах; появляются иконы со сложным сюжетом. Усложнение понятийного аппарата искусства, стремление к отражению в одном произведении множества конкретных событий и идей указывает на наступление нового периода в истории русской культуры – позднего Средневековья. Вторая часть правления Ивана Грозного – темная, опричная, разорившая и ослабившая страну, начинается с 1564 г. Это земщина и опричнина.
Постепенное восстановление русской культуры начинается при фактическом правлении Бориса Годунова. Окончательно Смута заканчивается с венчанием на царство Михаила Федоровича Романова.
В иконописи происходит развитие «строгановской школы» – изящной, тонкой живописи, внимательной отделкой деталей. В архитектуре складывается направление, получившее название «узорочья». Затем появляется «нарышкинское барокко». В XVII в. было построено церквей больше, чем за всю предыдущую историю русской архитектуры.
Середина XVII в. отмечена коллизией русской церковной и политической истории – расколом и деятельностью патриарха Никона, пафос которой заключался, с одной стороны, в возвышении церковной власти над светской, а с другой – в исправлении обрядов православной церкви по образцу греческих (что и привело к расколу).
Настороженное отношение к католическим странам, обострившееся из-за Смуты, предопределило ориентацию на сотрудничество с североевропейскими странами (Англией, Голландией), характерное для всего XVII в., а также и для Петровского времени.
Последняя четверть XVII в. характеризуется все большим усвоением европейской культуры Нового времени, определившим успех «европеизации» страны при Петре I.
В архитектуре – в сближении облика культовых и гражданских построек
| |
ПРОЦЕСС «ОБМИРЩЕНИЯ» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
| |
В науке проявлялось в росте интереса к изучению и обобщению опыта с целью применения его к жизни
| |
В живописи – в постепенном разрушении канонов и формировании реалистических тенденций
| |
В литературе – в формировании демократического, светского направления
| |
Схема 14.6. XVII в. – зарождение культуры
Нового времени и ее «обмирщение»
III. Эпоха Петра I сыграла огромную роль в истории русской культуры. В начале XVIII в. происходит переход от Средневековья к культуре Нового времени, все сферы жизни общества подвергаются европеизации, происходит секуляризация культуры. Однако реформы Петра не означали радикального разрыва с прошлым, с национальными традициями и полного усвоения западных образцов.
Начало XVIII в. было важным периодом в становлении русского литературного языка. Литература Петровской эпохи отличалась большой языковой пестротой, наряду с церковнославянским языком в ней активно применялись иностранные слова. В середине XVIII в. лексические нормы литературного языка упорядочил М. Ломоносов. Он использовал известную еще со времен античности схему деления литературного языка на три стиля: высокий, средний и низкий. В становлении нового литературного языка важную роль сыграли писатели-сентименталисты, в частности, Н. Карамзин. Сентиментализм порождал обращение к пасторальным мотивам, идею бегства к природе, воспевание простых человеческих чувств. К началу XIX в. споры о развитии русского языка стали частью культурной жизни общества, что являлось показателем роста национального самосознания.
Схема 14.7. Культура России XVIII века
В первой половине XIX в. в художественной культуре утверждается литературоцентризм, то есть литература становится основным стержнем русского искусства.
XIX век – это трагически-творческий «узел» в «колесе» русской истории. Философско-нравственные поиски культуры этого этапа оказались в центре мировых духовных размышлений современности
| |
XIX век – век культурного подъема, который называют великим русским ренессансом. Это время небывалого развития художественной культуры, которая становится классической. Развитие романтизма и реализма
| |
Особенности русской культуры XIX века
| |
XIX век – этапное завершение развития культуры девяти веков и очень важный рубеж в противоречивом взаимодействии традиций и новаторства на пороге XX столетия, что отразилось в культуре Серебряного века
| |
XIX век уникален и традиционен для христианского православия девяти веков, являющегося основой российского менталитета с его нацеленностью на будущее, верой в особую миссию русского народа – объединителя евразийства
| |
Схема 14.8. Русская культура XIX века
IV. Факторы, определившие специфику социокультурного процесса советской России:
1. За ХХ в. Россия пережила две мировые войны;
2. ощутила на себе влияние научно-технического прогресса;
3. значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур;
4. была создана тотализированная мифология, сопровождавшаяся манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской интеллигенции;
5. наблюдалось определяющее влияние на внутреннюю жизнь чувства внешней опасности.
Схема 14.9. Духовная культура советского периода
Уже к концу ХХ в. возник небывалый по своей противоречивости и драматизму «синтез» всех предшествующих культурных тенденций – классических и неклассических, созидательных и разрушительных, тоталитарных и антитоталитарных, поверхностных и глубинных.
Основы новой советской культуры закладывались в первое послеоктябрьское десятилетие. Начало этого периода (1918 – 1921 гг.) характеризуется разрушением и отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль, религия, быт, право) и провозглашением новых ориентиров: мировая революция, коммунистическое общество, всеобщее равенство и братство.
Утверждению социалистических ценностей способствовал авангард (творчество К. Малевича, В. Маяковского, В. Татлина). Беспредметное искусство стало символом новой власти. Появляются новые авангардные движения, среди них самые значимые – конструктивизм, ЛЕФ (Левый фронт искусств). Аскетическая эстетика этих стилей отвечала этике раннего большевизма: именно авангард создал образ человека-функции, представление о безличном человеческом факторе.
С начала 30-х годов в стране началось утверждение культа личности Сталина. В общественное сознание внедрялся образ мудрого вождя, «отца народов». Формируется тоталитарная идеология. В России после 1921 года партия и государство делают ставку на то художественное направление, которое впоследствии под именем социалистического реализма обретет официальное положение в государствах тоталитарного типа. Появляется специфика тоталитарных архитектуры, визуальных искусств (изображение праздников, отдыха, военной подготовки, учебы), массовой песни.
Иерархия жанров в живописи соцреализма
| |
Преимущественно чувственное восприятие
Появление в разных регионах в разное время изобразительной деятельности могло явиться следствием необходимости выработки специальных средств хранения и передачи
| |
Схема 14.10. Иерархия жанров в живописи соцреализма
образование номенклатурной интеллигенции
| |
Схема 14.11. Основные черты тоталитарной системы
Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Разоблачение на XX съезде партии в 1956 г. культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами – все это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно у молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни. Сочетание всех этих совершенно уникальных обстоятельств привело к движению шестидесятников. Время с середины 50-х до середины 60-х гг. вошло в историю СССР под названием «оттепель». Прямая альтернатива официальной культуре – нонконфомистское искусство. Все три ключевые представления нонконформизма – приватность, девиантность и критицизм – в той или иной степени возникают как реакция на официоз.
Более двадцати лет в советской истории существовала эпоха «застоя», которая в области культуры характеризовалась противоречивыми тенденциями. С одной стороны, продолжалось плодотворное развитие всех сфер научной и художественной деятельности, благодаря государственному финансированию укреплялась материальная база культуры. С другой стороны, усилился идеологический контроль руководства страны за творчеством писателей, поэтов, художников и композиторов. Давление идеологического пресса порождает в среде интеллигенции диссидентство.
Схема 14.12. Позитивные и негативные черты современной русской культуры
Основной тезис. Русская культура на протяжении всех веков ее формирования (VI в. – нач. XXI в.) неразрывно связана с историей России. Особенности формирования российской культуры видятся в следующих факторах: необходимость освоения огромного географического пространства, на котором взаимодействовали многочисленные этнические группы; утверждение православия; длительная временная изолированность развития от западно-европейских цивилизационных процессов и напряженная борьба за преодоление такой замкнутости; превалирование идеи приоритета государственности над личностными интересами.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите особенности русского Средневековья. 2. Какова культурная роль русского монашества? 3. Кто такие иосифляне и нестяжатели? 4. Какие последствия для культуры имели реформы Петра I? 5. В чем заключается трагизм и величие культуры советского периода? 6. Обозначьте специфику современной социокультурной трансформации в России.
Литература
1. Балакина Т.И. История русской культуры. – М., 1996.
2. Багновская Н. М. Культурология: Учебное пособие. – М., 2004.
3. Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность: Учебное пособие. – М., 1998.
4. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. – М., 1996.
5. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. – М., 1997.
6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) – СПб., 1994.
7. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. – СПб., 2001.
8. Соболев А.И. Мифология славян. – СПб., 1999.
9. Философия русского религиозного искусства XVI – XX века. Антология. – М., 1993.
10. Яковкина Н. И. История русской культуры: XIX век. – СПб., 2002.