1. Славянофилы и западники.
2. Серебряный век в русской культурологии.
3. Культурологические представления в русской философии второй
половины ХХ века.
Основные понятия: славянофильство, западничество, Серебряный век, свобода, творчество, воля, целостный опыт, русская идея, соборность, всеединство, пассионарность.
I. Из многочисленной плеяды русских мыслителей, оказавших огромное влияние на становление русской культурологии, выделим лишь самых крупных.
В. Боткин
М. Катков
И. Тургенев
В. Белинский
А. Герцен
| |
Полемизировали со славянофилами о путях развития России как составной части европейской цивилизации, стремящейся заимствовать все лучшие достижения западной культуры
| |
П. Анненков
К. Кавелин
П. Чаадаев
Б. Чичерин
Т. Грановский
Н. Чернышевский
| |
Историко-культурная концепция и общественно-полититическое течение первой половины ХIХ века, отстаивающее идею органической включенности России в европейскую цивилизацию
| |
Схема 5.1. Западничество и его представители
Полемизировали с западниками о путях развития России, базирующихся на приоритете самобытности русского исторического пути. Россия, по их мнению, особый цивилизационный мир, существующий наряду с Европой
| |
Историко-культурная концепция и общественно-политическое течение в русской общественной мысли 40 – 60-х гг. XIX века, поставившее перед собой задачу обрисовать контуры русской самобытности, отличающей Россию от других стран
| |
К. Леонтьев
Н. Данилевский
Ю. Самарин
А. Григорьев
| |
А. Хомяков
И. Киреевский
К. Аксаков
И. Аксаков
| |
Схема 5.2. Славянофилы и их представители
восточное подчинение индивида родовому началу – клану, общине
| |
История развития русской культуры свидетельствовала, что она находится между двумя культурами – Западной и Восточной – и впитывает их достижения, синтезируя два культурных начала в идею соборности
| |
западный индивидуализм, уважительное отношение к личности
| |
Схема 5.3. Идея соборности в русской культуре
II.
Схема 5.4. Особенности художественной культуры Серебряного века
Концепция Вл. Соловьева породила сложное явление – религиозно-философский ренессанс, неохристианские поиски, своеобразное богоискательство
| |
Серебряный век – это век, когда стала очевидной бессмысленность «цепи» насилий, невозможность изменения внешних условий бытия вне «самости» человека. Концепция Вл. Соловьева, призывающая к необходимости активного сотрудничества с Богом, становится основой нового мировоззрения части интеллигенции
| |
Противоречивую позицию занимали по отношению к новым веяниям Серебряного века деятели культуры, чье творчество восходило к традициям ХIХ века:
М.Горький, И. Бунин, А. Куприн, А. Толстой, Л. Андреев,
В. Вересаев
| |
Ментальность Серебряного века – это культ творчества как единственная возможность прорыва к новым трансцендентным реальностям, преодоление извечной российской «двоичности» – святого и звериного, Христа и Антихриста. Творчество становится способом осмысления времени и «Я» в нем через настойчивую тему смерти, свободной воли, поиска Бога
| |
Серебряный век – эпоха выдающихся художественных открытий, новых направлений, которые дали беспрецедентное разнообразие поэтов, прозаиков, живописцев, композиторов, актеров. Направления: модерн, символизм, акмеизм, футуризм. авангардизм, неоантичность.
| |
Серебряный век в русской философии и культуре – это время отказа от «социального» человека, эпоха тотального индивидуализма, усложненной рефлексии, интереса к тайнам психики, к глубинам «зазеркалья», к примату бессознательного, иррационального в человеке; безграничность субективизма, господство мистического начала в культуре
| |
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЭПОХА
| |
Схема 5.5. Культура Серебряного века
Схема 5.6. Представители серебряного века русской культуры
В конце ХIХ – начале ХХ века Русская православная церковь переживала кризис. Постоянное вмешательство государства в дела церкви привело к замене духа свободы и творчества все разъедающим духом бюрократизма. Ощущение необычности происходящего порождало у поэтов, художников, философов и богословов убеждение в том, что они участвуют в духовном обновлении России, более того – в своего рода религиозной революции, которая по силе превосходит всякую революцию социальную. Возникает новое движение, которое выступает с критикой православия и проявляется через людей, порою даже не подозревающих о существовании друг друга. У истоков – Д. Мережковский и З. Гиппиус, Н. Бердяев, В. Розанов и др.
Дмитрий Мережковский стремился на основе православия создать новую религию. Религиозное творчество, по его мнению, должно быть положено в основу модернизации церкви.
Этапы развития человечества
| |
Схема 5.7. Теория «Третьего завета» Д. Мережковского
Тип личности – плагиат. Важным становится не то, что нечто – истина, а то что оно – моя истина
| |
Тип личности – псевдоэпиграф. Люди сосредоточены на находящейся вне их истине – является сознанием соборным
| |
Носит символический характер – олицетворяет и выражает высшую ценность, абсолютную истину, она созерцательна и органична
| |
ТИПЫ КУЛЬТУРЫ ПО П.ФЛОРЕНСКОМУ
| |
Характеризуется механически деятельным характером, полным погружением во внешний мир
| |
символический характер культуры
| |
Схема 5.8. Культурный символизм П. Флоренского
III.
Схема 5.9. Основные особенности концепции Л. Гумилева
Третий этап в русской культурологической мысли представлен также такими великими русскими философами и культурологами, как Ю. Лотман (теория культуры как открытая знаковая система и структура), М. Бахтин (идея диалога как способа взаимодействия личности, культуры и искусства; ввел в обиход понятие смеховой карнавальной культуры).
| | | |
| В философии М. Бахтина появляется концепция «другого», когда философ размышляет о проблеме отношений искусства и действительности как нравственной реальности, т. е. области человеческого поступка. М. Бахтин предложил рассматривать категории «автора» и «героя» не только как литературные, но как укорененные в жизни понятия. Всякий человек является «автором» по отношению к другим людям, а те, в свою очередь,являются по отношению к нему «героями».
| | | В семиотике Ю. Лотмана интересны литературоведческие изыскания: о соотношении «литературы» и «жизни». Ю. Лотману удавалось выявлять потаенное содержание текста при сопоставлении его с реальностью, что позволило ученому сделать вывод о наличии «лжи» в мемуарах ряда деятелей русской культуры. Новым для пушкиноведения явилось открытие Ю. Лотманом содержательной доминирующей антитезы в пушкинских текстах: «джентльмен – разбойник» или «денди – злодей».
| |
Схема 5.10. Ведущие концепции русской советской культурологии
Основной тезис: Культурологическая мысль в России в качестве самостоятельной отрасли знаний развивалась с опозданием и имела ряд особенностей, обусловленных, прежде всего, пограничным положением русского народа между Европой и Азией и его неповторимым духовным миром. Понимание сущности культуры в России было теснейшим образом связано с религиозным видением мира, в частности, с православием и шире – с христианством; культурологическая мысль часто носила патриотический характер; на нее оказывали огромное влияние происходившие в стране резкие социальные сдвиги и революционные катаклизмы.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите периоды развития русской культурологической мысли? 2. Что такое «западничество» и «славянофильство»? 3. Дайте характеристику Серебряного века. 4. В чем заключается культурный символизм П. Флоренского? 5. Охарактеризуйте концепцию Л. Гумилева.
Литература
1. Каверин Б. И. Культурология. – М., 2005.
2.Культурология: Учебник / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М., 1999.
3.Круглова Л.К. Основы культурологии: Учебник. – СПб., 1995.
4.Хрестоматия по культурологии / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998.
5. Культурология. ХХ век. Антология. – М., 1995.
6.Философия культуры. Становление и развитие: Учеб. пособие / Под ред. М.С. Каган. – СПб., 1997.