Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Схема 4.6. Характерные черты постмодернизма




VI. Феминистские исследования культуры. Феминизм к настоящему времени сформировался как альтернативная философская концепция культурного развития. В течение очень долгого времени он существовал как идеология равноправия женщин и как социально-политическое движение. Эти два аспекта очень важны для феминизма: именно в поисках ответов на реальные вопросы, касающиеся статуса женщин в обществе, теоретики феминизма стали формулировать новые подходы к анализу культуры. Появляется гендерная культурология. «Гендер – это понятие, которое отличается от биологического понятия пола (sex)... Гендер конструируется и выражается во многих сферах социальной жизни. Он включает культуру, идеологию».

Применительно к различным областям – от философии, религиоведения и до теории кино – феминистками задается один и тот же вопрос: каким образом в таких разных образованиях осуществляется постоянное производство полового различия как полярного различия.

1. поиск и исследование творчества женщин-художниц; 2. изучение репрезентаций «женщины» в искусстве, их отличие от визуализации мускулинности; 3. воздействие на общественное мнение  
Феминистская критика истории искусства  
Женские исследования (возникают в конце 1960-х гг. в США). Связь с женским феминистским движением  
Гендерные исследования (конец 80-х, 90-е гг.). Изменение проблематики: переход от анализа патриархата и специфического женского опыта к анализу гендерной системы  
Постгендерные исследования: призыв не к равенству, но подчеркивание процессов половой дифференциации и нетождественности женской чувствительности
Психоаналитический феминизм  
Постмодернистский феминизм  
Культурный феминизм  
1. Феминистский диагноз современной культуре. Феминизм как культурная позиция. 2. Традиционная патриархатная культура: доминирование мужского, второстепенность женского. Женская маргинальность. Феминистская деконструкция патриархатного представления о женщине как подчиненном объекте доминирования. Консервативная роль языка в закреплении маргинальности женского. 3. Символизация женственности в культуре. Религиозные представления о женственности. Литературные образы идеальной женственности. 4) Исследования массовой культуры.  

Схема 4.7. Этапы феминистский теории

 

Традиционные гендерные представления:

мужское рациональное духовное божественное культурное
женское чувственное телесное греховное природное

Основной тезис. Культурологическое знание XX века развивалось по нескольким направлениям, объединив в себе самые разнообразные достижения культурной антропологии, философии, социологии, структурализма, феминизма. Философские представления о культуре подчас вступали в конфронтацию с различными конкретно-научными дисциплинами (этнографией, семиотикой, социологией) и формами художественного постижения культуры (в прозе, публицистике, искусстве). В результате скрещивания этих дисциплин и теорий во второй половине XX века появилась собственно культурология как наука, интегративная по своей сути.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как, с вашей точки зрения, следует относиться к архаичным культурам? 2. Каковы основные аспекты функциональной теории культуры? 3. Как трактуется культура в работах представителей социологической школы? 4. В чем суть структурно-семиотической теории культуры? 5. Кто является родоначальником игровой концепции культуры? 6. В чем заключается разница и сходство между теориями игры Й. Хейзинга и Х. Ортеги-и-Гассета? 7. Какие культурные проблемы гендера освещают феминистские исследования? 8. Перечислите характерные черты постмодернизма.

 

Литература

1. Губман Б.Л. Западная философия культуры ХХ века. – М., 1996.

2. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 1996.

3. Каверин Б. И. Культурология. – М., 2005.

4. Культурология. XX век: Энциклопедия. – СПб., 1998.

5. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д, 1995.

6. Культурология в вопросах и ответах для зачетов и экзаменов / И.Т. Пархоменко, А.А. Радугин. – М., 2001.

7. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. – М., 1994.

8. Теория и история феминизма. Раздел 6. Культурология и история феминизма. – Харьков, 1996.

9. Хейзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. – М., 1997.

 

 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 453 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2280 - | 1986 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.