Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 3. Осмысление проблем культуры в постклассической философии XIX – начала ХХ века




 

1. Постклассическая философия и «кризис культуры».

2. Культурологическая проблематика «философии жизни».

3. Психоаналитические концепции культуры.

4. Марксистское истолкование культуры.

 

Основные понятия: кризис культуры, иррационализм, философия жизни, аполлоническая – дионисийская культура, сверхчеловек, бессознательное, концепция психоанализа, сублимация, архетип, формация.

 

I. В конце ХIХ – первой половине ХХ столетия кризис культуры становится одной из основных тем философствования. В это время происходит переход от философии культуры к культурологии, характеризующийся осознанием трагедии, перед лицом которой оказывается европейская культура, разрушением «классической модели культуры».

 

Классическая модель культуры Неклассическая модель культуры
Культура как результат и показатель достигнутого человечеством уровня разумных и гуманных отношений Культура как изначально противостоящее человеку и самой жизни образование
Идея преобразования мира на основе разума человека Противопоставление разуму сил самой жизни, обращение к человеческой воле, страстям и инстинктам. Они сильнее разума, и именно они являются творцами истории
Внутреннее единство культуры, основой которого служат Бог, Разум, Абсолютный дух Критика представлений о культуре как о разумном строе вещей с позиции иррационализма. Противопоставление прежде единых ценностей и идеалов
Установка на достижение социальной гармонии, гармонии человека и природы Идея о невозможности достижения гармонии человека и природы, социальной гармонии

 

Схема 3.1. Оппозиция классической и неклассической модели культуры

 

Возникают самые различные концепции кризиса европейской культуры, различные аспекты выделяются в качестве основных: кризис религиозного сознания (Ф. Ницше), кризис искусства (декаданс и массовая культура), кризис социально-экономического строя (марксизм), кризис рационалистической философии (иррационализм, позитивизм).

II. Философия романтизма и иррационализм Артура Шопенгауэра дали толчок развитию «философии жизни», родоначальником которой стал Фридрих Ницше (1844 – 1900). В философии Ф. Ницше человеческая жизнь и культура неразрывны. Однако язык культуры, основанный на фикциях интеллекта, закона, научной истины, идеи Бога искажает жизнь и оказывается враждебным ей. Подлинная культура, по Ф. Ницше, обретается через освобождение от принятых ценностей, от иллюзий, которые содержат в себе религия и наука. Отмечая особую роль искусства, немецкий философ подчеркивает, что именно эта область культуры осознает последнюю как «тоненькую яблочную кожуру над раскаленным хаосом». Ф. Ницше утверждает, что все процессы, происходящие в мире, все формы человеческого сознания являются обозначением творческих волевых усилий индивида, выступающего как частное проявление «воли к могуществу». Поэтому человек не должен оставаться человеком, ему нужно стать Сверхчеловеком. Ницше также формулирует фундаментальную для европейской культуры оппозицию «аполлонического» и «дионисийского».

Аполлоническое Дионисийское
Рациональное Иррациональное
Индивидуальность Уничтожение всякой индивидуальности через мистическое единство
Состояние покоя, гармоничность Нарушение покоя, беспокойство, Хаотичность, противоречивость

 

Схема 3.2. Два начала в культуре – аполлоническое и дионисийское

III. Основоположником психоанализа был Зигмунд Фрейд
(1856 – 1939). Человеческое Я, по З. Фрейду, замкнуто между двумя полюсами – природной стихией, инстинктами (бессознательное Оно) и нормами и запретами социокультурного характера (Сверх-Я). Фрейд выделяет важнейший механизм в психике человека – сублимацию. Сублимация – это использование сосредоточенной в Оно сексуально-биологической энергии не по прямому биологическому назначению, а в целях разума и культуры. Если имеет место сублимация, то примитивные влечения Оно обретают форму влечения к познанию, искусству, высокому идеалу. Вместе с тем, З. Фрейд констатирует противоречие между природным началом в человеке и нормами культуры, которая предстает как система требований и ограничений, сосредоточенная на репрессивной функции.

 

Культура
Культура налагает запреты на подсознательные влечения человека и создает мезанизмы этих запретов
Культура средствами искусства, религии смягчает эти запреты, порождает компенсационнные иллюзии

 

Схема 3.3. З. Фрейд и его понимание культуры

Открытое Карлом Юнгом бессознательное имеет не природный, а культурный характер. Юнг называет это бессознательное коллективным, а его первичные формы – архетипами. Коллективное бессознательное состоит из ассоциаций и образов, имеющих историческую природу.

Архетипы представляют собой
Врожденные условия интуиции Первобытные формы достижения внешнего мира
Вневременные схемы, согласно которым образуются мысли и чувства всего человечества и которые изначально включают в себя все богатство мифологических тем Коллективный осадок исторического прошлого, внутренние образы объективного жизненного процесса, хранящиеся в понятии людей

 

Схема 3.4. Понятие «архетип» в аналитической концепции К. Юнга

 

Духовная культура, творчество обусловлены бессознательным и являются его осуществлением. Именно архетипы дарят человеку вдохновение, становятся источником творческой энергии. По К. Юнгу, история человечества коренится в бессознательном, а кризис в культуре проявляется как кризис отношения сознания к бессознательному, как неумение людей связать свое настоящее, традицию с их архетипической символикой.

IV. Согласно марксизму человек попадает в мир культуры лишь входя в сферу всеобщего, включая, прежде всего, законы общественного развития (прогресса). С точки зрения марксизма человек находится в зависимости от установившихся в обществе культурных стереотипов. Однако степень этой зависимости исторически не возрастает, а падает, что обусловлено сменой различных общественно-экономических формаций, каждая из которых качественно превосходит предыдущую.

Марксистская периодизация исходит из того, что развитие культуры зависит от изменений в способе производства. Так как экономика составляет «базис» общества, то каждой общественно-экономической формации соответствует свой тип культуры
Первобытная формация Культура первобытного общества
Рабовладельческая формация Культура рабовладельческого общества
Феодальная формация Культура феодального общества
Капиталистическая формация Культура капиталистического общества
Коммунистическая формация Культура коммунистического общества

 

Схема 3.5. Периодизация культуры в марксизме

 

Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895) в центр культурологической проблематики ставят предметно-практическую деятельность по преобразованию природы. В результате культура превращается в форму предметно-практической деятельности людей, в то же время культура выступает и относительно самостоятельной, специфической сферой, так как человек действует целесообразно, обосновывает свои цели и идеалы, отпечаток которых несут результаты его деятельности.

 

Основной тезис: В постклассической философии происходит переход от философии культуры к культурологии, который характеризуется осознанием кризиса культуры, противопоставлением ее прежде единых идей и ценностей. Суть этих изменений – в переходе от критики оснований культуры к изучению проблем функционирования культуры, к моделированию культурного процесса и его прогнозированию.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какова тематика и содержание постклассической философии? 2. В каких терминах раскрывается культурологическая проблематика в «философии жизни»? 3. Каким образом трактует культуру Ф. Ницше? 4. Что предполагают дионисийское и аполлоническое начала в культуре? 5. В чем заключается основной вклад З. Фрейда в культурологию? 6. Каким образом бессознательное связано с культурой у З. Фрейда и К.-Г. Юнга? 7. Какова роль архетипов в сфере культуротворчества? 8. В чем состоит специфика марксистского истолкования культуры?

 

Литература

1. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. – М., 1996.

2. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1995.

3.Каверин Б. И. Культурология. – М., 2005.

4. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов-н/Д, 1995.

5. Ницше Ф. Сочинения: В 2-х т. – М., 1993.

6. Радугин А.А., Пархоменко И.Т. Культурология в вопросах и ответах. – М., 2001.

7. Руткевич А.М. Жизнь и воззрения К.- Г. Юнга // Архетип и символ. – М., 1991.

8. Свасьян К.Ф. Ницше: мученик познания. – М., 1990.

9. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М., 1992.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 769 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2455 - | 2137 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.