Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 2. Становление культурологического знания в истории европейской философии




1. Представление о культуре в эпоху Античности, Средневековья и Возрождения.

2. Становление теории культуры в европейской философии Нового времени.

3. Культурологическая проблематика в немецкой классической философии и философии романтизма.

 

Основные понятия: культура, пайдейя, аскетический идеал, рационализм, классическая модель культуры, феномен, ноумен, «мировой разум».

I. Культурологиякак наука ХХ века не просто сводит воедино существующее многообразие представлений о культуре, она опирается на определенную традицию. Для европейской культурологии основные исторические этапы традиции составляют Античность, Средние века и Новое время. В древности культура не выступала предметом специального анализа, но данная проблема присутствовала в философских попытках осмысления мира. В этот период в скрытой форме зарождаются основные подходы к пониманию культуры.

Схема 2.1. Полисемантичность понятия «культура»

 

Термин «культура» впервые вводится в оборот в латинской традиции, обозначая процесс воздействия человека на природу с целью ее изменения. Однако с самого начала термин «культура» предполагает иную смысловую насыщенность, а именно: «почитание», «поклонение», «культ». Так в древнегреческом полисе культура была одновременно и «воспитанием» и «возделыванием» и «культом». Греки, говоря о культуре, употребляли термин пайдейя, подразумевая под ним процесс формирования гражданского начала в человеке. Пайдейя обращена к человеку, его идеалу, выступающему целью культурного процесса. Так, учение Сократа (468 – 399 гг. до н. э.) заложило основы для перехода от натурфилософии к философии социально-нравственной, цель которой – помочь человеку обрести подлинные моральные нормы, состояться в сфере культуры.

В эпоху Средневековья на смену античной системе ценностей приходит новая, христианская. В понимании культуры совершается знаменательный переход.

Основания культуры в эпоху Античности Основания культуры в эпоху Средневековья
Политеизм Монотеизм
Натурализм Духовность
Гедонизм Аскетический идеал
Познание через наблюдение и логику Книжное знание, опирающееся на авторитет Библии
Культивирование гражданственности, гармонии, порядка Осознание человеком духовного родства с Богом, духовное самосовершенствование

 

Схема 2.2. Основания культуры в Античности и Средневековье

 

Так Аврелий Августин (354 – 430) в своем трактате «Исповедь» говорит о том, что истину, красоту, благо следует искать «не вовне, но в душе каждого человека», считая все земное, материальное несовершенным и подлежащим преодолению. Понятие культуры в эпоху Средневековья включает в себя человека смиренного, страдающего, жаждущего искупления грехов.

Эпоха Возрождения характеризуется стремлением модифицировать средневековую христианскую традицию на базе гуманистического учения о человеке, обосновать его центральное место в культуре.

 

Схема 2.3. Гуманистическое учение о человеке в эпоху Возрождения

 

II. Новое время (XVII – XIX вв.) демонстрирует целый ряд философских теорий культуры. Для философской рефлексии этого времени характерно господство мировоззренческой рациональности: разум становится основным измерением человеческого бытия, все проявления духовной сферы ставятся под контроль разума. Поэтому не случайно, что античное и средневековое наследие культуры переосмысливается, а иногда даже отрицается.

 

 

Человеческая личность и мораль автономны по отношению к богу
Наличие гуманистической доминанты
Концептуальные основания культуры
Телеологизм, идея целесообразности всех явлений и событий в мире
Идея прогрессивного развития общества и культуры
Антропоцентризм
Увеличение роли сознания и разума в познавательном процессе, рационализм
Приоритет научного знания
Гармония личного и общественного

Схема 2.4. Идеи и ценности, определяющие новоевропейское
понимание культуры

Наиболее интересные идеи выдвигаются в эпоху Просвещения, во Франции – Вольтером, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, в Германии –
Э. Лессингом, И.В. Гете, Ф. Шиллером, в Англии – Д. Юмом, Дж. Толандом. Именно в это время формируется «классическая модель культуры», рассматривающая культуру как результат исторического развития человечества и показатель достигнутого им уровня разумных и гуманных отношений. Однако тогда же обозначилась невозможность гармонического единства в мире и в человеке «природы» и «культуры», наметилось противопоставление их друг другу (особенно в работах Ж.-Ж. Руссо).

III. Немецкая классическая философия рассматривала культуру как исторический процесс развития духа, в котором оппозиция «природы» и «культуры» является необходимым, но проходящим моментом на пути к их синтезу. Так Иммануил Кант (1724 – 1804) выделил два мира: мир природы и мир свободы. Только второй из них и есть подлинно человеческий мир, то есть мир культуры. Культура – это путь из природы в царство свободы, подготовка человека к осуществлению нравственного долга. Человек как моральное (культурное) существо – уже не феномен, а ноумен –– умопостигаемая сущность, свободно определяющая собственную траекторию жизни.

 

Идея «синтеза исскуства» как прообраз преодоления разорванности человеческого Я и общества
Оценка искусства как креативной силы культуры; превращение искусства в своеобразный язык философии, которая погружается в сферу субъективного опыта
Эстетизация всего мировоззрения, его художественное воплощение
«Классическая модель культуры» с ее ориентацией на рационализм, историзм и гуманизм получает свое дополнение в философии романтизма
Разработка романтиками проблемы различия и соотношения отдельных национальных культур, каждая из которых является уникальной; рассмотрение общечеловеческой культуры как наднационального, надысторического целого
Систематическое изучение культуры прошлых эпох (культуры Античности и Средневековья), на основании чего выдвигаюся идеи универсального культурного синтеза, гармонии «классического и романтического»
Идеи уникальности и неповторимости человеческой личности
Схема 2.5. Культурологическая проблематика философии романтизма

 

Готфрид Гердер (1744 – 1803) выдвигает мысль о том, что в своей целостности мысль, общество и язык являются особой человеческой формой жизни, равнозначной культуре. Именно культура отличает человека от животных и составляет его специфическую сущность. Культуру Г. Гердер понимал весьма широко, включая в это понятие язык, науку, ремесло, искусство, семью, государство и религию. Взаимосвязь этих элементов и является источником культурного развития. Также Г. Гердер подчеркивал индивидуальный характер отдельных феноменов культуры, отстаивал идею полицентричности мировой культуры.

В творческом наследии Георга Гегеля (1770 – 1831) основные формообразования культуры (религия, философия, право, искусство) предстают закономерными этапами в развитии «духа», «мирового разума». Гегель обосновывает важнейшие черты культуры, ее общественный характер: человек приобщается к миру культуры лишь входя в сферу всеобщего, включая законы природы и общественного развития. Не игнорируя многообразия культурных форм, Г. Гегель, тем не менее, полагает, что субъект (творец) культуры отождествлен с безличным разумом, а развитие культуры являет собой единообразное развертывание этого замкнутого в самом себе разума.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие смыслы включало в себя понятие «культура» в древности? 2. В каких понятиях фиксировались ценностный и деятельностный подходы к определению сущности культуры в эпоху Античности? 3. В чем заключалось смещение акцентов в понимании культуры в средние века? 4. В чем состоит инновационный характер осмысления культурологической проблематики новоевропейской философией? 5. Кто из немецких философов XVIII века выдвинул полицентричную концепцию мировой культуры? 6. Как осмысливается у И. Канта тема «природы» и «свободы» в проекции на культуру?

 

Литература

1. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.

2. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1995.

3. Культура эпохи Просвещения. – М., 1993.

4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – Т.1. – М., 1994.

5. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. – М., 1987.

6. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теории культуры. – М., 1994.

7. Философия культуры. Становление и развитие: Учеб. пособие / Под ред. М.С. Кагана. – СПб., 1998.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 588 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2264 - | 2037 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.