Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Концепт как основа языковой картины мира




Понятие концепта

Предельным и основным элементом языковой картины мира признается концепт. Но следует особо отметить, что это понятие является одним из ключевых при анализе проблем межкультурной коммуникации. Концепты могут использоваться как опорные эле­менты для сопоставления менталитетов, а также культурных и ценностных доминант. Известно, что носитель языка - это носи­тель определенных концептуальных систем. Концепты суть мен­тальные сущности. Понятие концепта отвечает представлению о тех смыслах, которыми оперирует человек в процессах мышления и которые отражают содержание опыта и знания, содержание ре­зультатов всей человеческой деятельности и процессов познания мира в виде неких «квантов» знания [Кубрякова, 1996; Петров, 1979; Хинтикка, 1980]. В лингвистической науке появились раз­личные подходы к пониманию концепта (когнитивный, культуро­логический, психолингвистический), которые базируются на об­щем положении: концепт - то, что называет содержание понятия, синоним смысла [Маслова, 2004, с. 31].

Рассмотрим основные подходы, в рамках которых происхо­дит осмысление понятия концепта.

1) С лингвокогнитивной точки зрения понятие концепта рассматривают такие ученые, как Е.С. Кубрякова, Д.С. Лихачев, В.З. Демьянков и другие. Так, например, Е.С. Кубрякова считает, что концепт как термин служит для объяснения единиц менталь­ных или психологических ресурсов нашего сознания и той ин­формационной структуры, которая отражает знание и опыт чело­века. По мнению исследователя, концепт есть «оперативная со-

держательная единица памяти, ментального лексикона, концепту­альной системы и языка мозга (lingua mentalis), всей картины ми­ра, отраженной в человеческой психике» [Кубрякова, 1996, с. 90].

По мнению Д.С. Лихачева, концепт понимается как замес­титель понятия, как «намек на возможное значение» и как «отклик на предшествующий языковой опыт человека» [Лихачев, 1997, с. 282].

А. Соломоник считает, что концепт - это абстрактное науч­ное понятие, выработанное на базе конкретного житейского поня­тия [Соломоник, 1995, с. 246]. Многие лингвисты определяют по­нятие концепта с лингвокогнитивной точки зрения как базовую аксиоматическую категорию, неопределяемую и принимаемую ин­туитивно, как гипероним понятия, представления, схемы, фрейма, сценария, гештальта и др. [Бабушкин, 1996, с. 19-27; Стернин, 1998, с. 24-26; Попова, Стернин, 2002, с. 72-74].

Итак, с лингвокогнитивной точки зрения концепт как опера­ционная единица мысли - это способ и результат квантификации и категоризации знания, так как его объектом являются ментальные сущности признакового характера, образование которых в значи­тельной мере определяется формой абстрагирования.

2) Лингвокулыпурологический подход к пониманию кон­цепта состоит в том, что концепт признается базовой единицей культуры, ее концентратом. По мнению Ю.С. Степанова, кон­цепт - это «сгусток культуры в сознании человека, то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека». «Концепт - это то, посредством чего человек - рядовой, обыденный человек, не «творец культурных ценностей» - сам входит в культуру, а в не­которых случаях и влияет на нее» [Степанов, 1997, с. 41].

По мнению В.Н. Телия, «концепт - это то, что мы знаем об объекте во всей его экстенсии» [Телия, 1996, с. 97]. Исследователь считает, что концепт - это продукт человеческой мысли и явление идеальное, присущее человеческому сознанию вообще, а не только языковому. Как видим, при таком понимании термина «концепт» роль языка состоит в том, что он является, по выражению Ю.С. Сте­панова, лишь формой оязыковления «сгустка культуры концепта».

По мнению Н.Д. Арутюновой, концепты - «это понятия жиз­ненной философии», «обыденные аналоги мировоззренческих тер-

минов», закрепленные в лексике естественных языков и обеспечи­вающие стабильность и преемственность духовной культуры эт­носа [Арутюнова, 1993, с. 3-6; 1999, с. 617-631]. Концепты в та­ком понимании представляют собой единицы обыденного фило­софского сознания (преимущественно этического), они культурно значимы, аксиологически окрашены и мировоззренчески ориенти­рованы.

В.И. Карасик рассматривает концепт как многомерное смы­словое образование, в котором выделяются ценностная, образная и понятийная стороны [Карасик, 2004, с. 109]. Говоря о ценност­ной стороне концепта, ученый имеет в виду сущность отношений к тем или иным предметам, явлениям, идеям, которые представ­ляют ценность для носителей культуры.

С.Г. Воркачев, С.Х. Ляпин рассматривают концепт как мно­гомерное ментальное образование, в котором выделяются несколь­ко качественно отличительных составляющих. Следует отметить, что разногласия в теории концепта касаются в основном количе­ства и характера семантических компонентов. С.Г. Воркачев выде­ляет понятийную, образную, значимостную составляющие [Ворка­чев, 2002, с. 80]. По мнению С.Х. Ляпина, «дискретная целостность» концепта образуется взаимодействием «понятия», «образа», «дей­ствия» [Ляпин, 1997, с. 18].

Концепты с лингвокультурологической точки зрения - это ментальные сущности, в которых отражается «дух народа», его национально-культурная специфика. Это и определяет их антро-поцентричность.

3) В последнее время достаточно широко используется пси­холингвистический подход к понятию концепта. Так, В.А. Пи-щальникова рассматривает концепт как совокупность всех знаний и мнений, связанных с той или иной реалией [Пищальникова, 2001, с. 8]. В таком случае в качестве объекта исследования рассматри­вается языковая способность. В.А. Пищальникова считает, что язы­ковая способность в таком понимании покрывается понятием рече­вой деятельности как системы речевых действий, входящих в тео­ретическую, интеллектуальную или частично практическую дея­тельность [Пищальникова, 2001, с. 9].

Представляется, что все рассматриваемые нами понятия концепта дополняют друг друга. Обсуждение подходов к понятию

концепта методологически полезно, теоретически ценно, что по­зволяет нам глубже и многограннее понять суть концепта и сфор­мулировать следующее определение: концепт - междисциплинар­ное, эвристическое, многоэлементное, многоаспектное, менталь­ное, фреймовое, этнически и культурно обусловленное образова­ние, включающее понятие, образ, оценку, ценностные смыслы, ассоциации.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1943 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2539 - | 2233 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.006 с.