Предназначение Рима состояло вовсе не в том, чтобы явить миру букет новшеств. Огромная мощь, сосредоточенная в его руках, не вызывала никакого улучшения, скорее наоборот. А что касается широкого разброса понятий и верований, здесь совсем иное дело. В этом отношении Риму есть чем похвастаться. Только семиты и китайцы могут соперничать с ним. И это естественно: Рим не просвещал и не возвышал народы, оказавшиеся в его орбите, зато он намного ускорял их слияние.
Величие Рима можно объяснить только всеобщим поклонением древних народов. Впрочем, пусть римская бесформенная толпа остается на пьедестале: этим она во многом обязана варварам, которые в течение половины периода существования Рима поддерживали его и формировали принципы, истоки которых мы не найдем ни в древнем западном мире, ни в доктринах соотечественников Перикла, ни в ассирийских руинах, ни у первых кельтов.
Этот процесс начался Давно и продолжался долго. Был Рим этрусский, Рим италийский, Рим семитский. Теперь пора перейти к Риму германскому.
Примечания
1) Последними эллинскими волнами, докатившимися до Неаполитанского королевства, Сицилии и Нижней Италии, были византийцы и арабы. В 1461, 1552 и 1744 гг. в Сицилию и Калабрию приходили албанцы.
2) Что касается богатства латинской истории и разницы между ней и историей греков, можно отметить, что эллинская метода представляет собой переход от индусских и персидских эпосов, лишенных всякой хронологии и материальной точности, к италийским произведениям, которые обладает только двумя последними качествами.
3) Во время войны с Флавием Антоний презрительно относился к преторианцам, т. е. телохранителям, которых набрал Вителий: он имел в виду, что они родились в Италии, поэтому были «крестьянами» в отличие от легионеров своей армии, германцев или галлов. Дело в том, что италиоты служили в императорской резиденции и редко пользовались оружием. А еще позже императоры и их заменили настоящими солдатами, набранными в северных землях.
4) В эпоху императоров придумали термин, означавший разнородную совокупность римского мира - «romanitas», - в отличие от «barbaria», охватывавшего вое народы, жившие за пределами этого мира, включая парфян и германцев.
5) Эллинизм обладал такой выраженной самобытностью, что заразил селевкидов своим пылом преследования евреев.
6) Италийское благородное население начало исчезать из Рима во время Второй Пунической войны. Огромные людские потери компенсировались за счет чужеземцев и плебейских семейств. В эпоху первых Цезарей старые сабинянские дома изрядно поредели.
7) Много говорится о том, что на совесть народов повлияли войны, которые приводят к росту невежества и мешают сформировать идею, соответствующую их нуждам. Но в период между битвой при Актиуме и смертью Коммода в империи единственным военным столкновением была битва Флавиев с Вителлием. Возрос материальный уровень жизни, но власть оставалась неустойчивой, а нравы падали.
8) Цезарь хотел создать кодекс, основанный на унитарном принципе. Но он не успел. Видимо, еще не настало время для этого.
9) Республиканцы сабинянского Рима были немало удивлены тем, что Ганнибал двинул против них теологию. Карфагенянин предстал в виде апостола Милитты и от имени этой ханаанской богини начал разрушать италийские храмы и расплавлять металлических идолов.
10) До того. как появилось понятие «Провидение», семитизиоованные греки испытывали ту же потребность, что римляне, и по тем же причинам, а именно: объединить все признанные культы в сфере политики; но вместо того, чтобы принять их, они начали с ними ссориться. Риторы свели все мифы к рациональному объяснению. Эвхемер обобщил их, оставив только обычные, неправильно понятые или искаженные факты, а все религии обосновал элементарными природными явлениями. Кадм у него стал поваром царя Сидона, сбежавшим в Беотию с Гармонией, которая играла на флейте для того же монарха.
11) Во времена Траяна уже не было обычая прославлять современников. Для этого просто меняли головы, тем самым избавляя себя от лишних трудов. См., например, статую Плотина в Лувре. Об упадке искусств, особенно живописи, много пишет Петроний.
КНИГА ШЕСТАЯ
Западная цивилизация
ГЛАВА I