Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ирренийские этруски. Ётрусский –им 4 страница




»з гениев, любимцев ћуз, поэтов, прозаиков, историков или философов, начина€ со старика Ённи€ и ѕлавта, немногие родились в стенах города или вышли из городских семейств. Ёто была печать прокл€ти€ на городе, бывшем военном лагере, который Ч надо признать это Ч всегда принимал всех, кто мог способствовать его расцвету. Ённий, Ћивии, јндроник, ѕакувий, ѕлавт и “еренций не были римл€нами. »ми не были ¬ергилий, √ораций, “ит Ћивии, ќвидий, ¬итрувий,  орнелий Ќепот,  атулл, ¬алерий ‘лакк, ѕлиний. ≈ще в меньшей степени можно назвать римской славную испанскую пле€ду, пришедшую в –им вместе или после ѕорти€ Ћатро, семейство —енек Ч отца и трех сыновей, —или€ »талика,  винтилиана, ћарциала. ‘лора, Ћукиана и многих других.

√ородским пуристам было чему поучить самых талантливых писателей. ћногие из последних отличались местным, т. е. провинциальным, колоритом. ¬ большей мере это относитс€ к испанцам. ѕоследних упрекали в том, что € называю семитским характером: в цветистости, в пристрастии ко всему грандиозному и велеречивости. ¬прочем, все это присуще гению меланизированных народов, и мы говорим о расцвете поэзии и литературы на иберийском полуострове только там, где была сильна черна€ кровь, Ч на южном побережье, а также в јфрике.

“ам, вокруг римского  арфагена, воображение €вл€лось обычной потребностью. ¬ €зыческий период славу јфрике принесли такие фигуры, как —ептимий —евер, —альвий ёлиан. нумидиец  орнелий ‘ронтон, предшественник ћарка јврели€, и, наконец, јпулей, между тем как милигантска€ ÷ерковь об€зана этой земле рождением таких достославных апологетов, как “ергулиан, ћинуций ‘еликс,  иприан и јвгустин.   вышесказанному остаетс€ добавить, что когда германцы массами хлынули на западный мир, римска€ культура нашла последнее прибежище там, где был силен семитский элемент. Ёто была јфрика, это был  арфаген под властью царей-вандалов.

“аким образом, –им никогда, ни при империи, ни даже при республике, не был св€тилищем латинских муз. ќн чувствовал это и в своих стенах даже не отдавал предпочтени€ своему родному €зыку. ƒл€ просвещени€ населени€ город содержал как латинских, так и греческих грамматиков.  роме того, в –им приглашали эллинских писателей: примерами служат ѕлутарх из ’еронеи, јрриан из Ќикомедии, √ерод јттик из ћарафона, ѕавсаний из Ћидии, которые прославились у подножи€  апитоли€.

„ем дальше мы продвигаемс€, тем больше находим доказательств того, что у –има не было ничего своего: ни религии, ни законов, ни €зыка, ни литературы.  анула в небытие патрицианска€ антична€ свобода, котора€, нар€ду с недостатками, имела и хорошие стороны. ѕотер€ли свою самобытность национальности. ќни заражали друг друга вирусом хаоса, и кажда€ стремилась к тому, чтобы помешать другим выбратьс€ из пучины всеобщего упадка.

— забвением рас, с угасанием славных семейств, которые когда-то служили примером остальной массе населени€, с ростом синкретизма в теологии по€вились не просто €вные личные пороки, которые существуют во все времена, а наступило всеобщее падение морали, ослабление всех принципов, искажение всех пон€тий об общественном благе, скептицизм, то насмешливый, то мрачный, направленный на все, что не представл€ет повседневного интереса, наконец, страх и отвращение перед будущим Ч вот главные бичи общества. „то касаетс€ политической жизни, дл€ римской толпы не было ничего более отвратительного. Ќикого не интересовало, кто сидит на троне. —егодн€ это был араб, завтра Ч бывший паннонийский пастух. –имский гражданин √аллии или јфрики утешалс€ мыслью, что политика Ђне касаетс€ его, что любой правитель Ч самый лучший, что лучшей политической системой €вл€етс€ та, при которой он сам или, в крайнем случае, его сын может также стать императоромї. “аким было всеобщее мышление в III в. и в течение 16-ти столетий, и все мысл€щие люди Ч €зычники и христиане Ч не могли с ним примиритьс€. ѕолитики и поэты, историки и моралисты клеймили бесчестную толпу.

Ќо чем собственно они были недовольны? ’аосом в вопросах религии? Ќо из него проистекала всеобща€ терпимость. ќслаблением официального контрол€ за религией? Ќо в этом выражалс€ атеизм, разрешенный законом. — этой точки зрени€ упадок и исчезновение знатных семейств и, следовательно, национальных традиций, которые они хранили, с радостью воспринимали средние классы. √осударство без знати Ч это мечта многих эпох. Ќичего страшного в том, что наци€ тер€ет устои, свою нравственную историю, свою историческую пам€ть Ч главное, чтобы польстить тщеславию среднего человека. ј что значит наци€ сама по себе? ћожет быть, лучше, если исчезнут все границы между различными группами людей? ¬ этом отношении импери€ была идеальным устройством.

ѕереходим к другим Ђдостоинствамї. ѕрежде всего речь пойдет о посто€нной и унитарной системе власти. ≈сли такое мнение справедливо, тогда это действительно достоинство. ќднако у мен€ есть сомнени€ на сей счет. я понимаю, что в принципе все шло к императорской власти, что самые мелкие гражданские и военные чиновники мечтали о приказах с престола, и на всей территории государства слово императора было решающим. Ќо что несло это слово? “олько одно: деньги, и когда деньги поступали, власть больше ничем не интересовалась, тем более провинциальными городами и поселени€ми, которые были организованы по старому муниципальному принципу и управл€лись курией, пропитанной коррупцией.

јвторы-демократы высоко отзываютс€ о звании римского гражданина, которое на весь мир прославил јнтоний  аракалла. яне раздел€ю такого энтузиазма. ѕри всем том, что все жители имели право называтьс€ гражданами, что империей управл€л один человек, а города пользовались автономией, чеканили свою монету, возводили по своему усмотрению статуи, € не вижу от этого пользы дл€ кого бы то ни было.

Ќедостаточно сосредоточить все высшие властные функции в одних руках, чтобы обеспечить унитарность власти: нужно, чтобы де€тельность власти распростран€лась регул€рным образом на самые дальние уголки политического организма.  огда кажда€ область управл€етс€ так, как ей заблагорассудитс€, и подчин€етс€ далекому центру только в финансовом и военном отношении, не может быть и речи о насто€щем единстве. ¬ крайнем случае это можно назвать определенной концентрацией политических сил.

≈сть еще одно необходимое условие дл€ единства власти: высша€ администраци€ должна находитьс€ в одном месте, откуда она осуществл€ет управление всеми городами и провинци€ми. “олько в этом случае государственные институты Ч плохи -они или хороши Ч работают как четко отлаженна€ машина. –аспор€жени€ циркулируют бесперебойно, и врем€, этот великий и необходимый двигатель всех процессов на свете, работает на благо государственного организма.

»менно этого услови€ и недоставало империи. »мператоры переносили свою резиденцию то на самую южную оконечность »талии, то в јзию, то на север √аллии, а некоторые путешествовали в продолжение всего царствовани€. ћного времени уходило на поиски властител€ дл€ решени€ того или иного вопроса, и случалось, что гонец, прибыва€ из ѕарижа в јнтиохию за приказом, узнавал, что император отправилс€ в јлександрию. ј если, например, император умирал в јзии, его наследник объ€вл€лс€ в »ллирии, јфрике или на Ѕританских островах.  ажда€ провинци€ имела свой маленький двор, который обладал верховной и абсолютной властью на своей территории, толковал законы и иногда даже конфисковывал собранные налоги, не забот€сь о государственной казне. я согласен с тем, что порой на голову наглеца обрушивалась молни€ смертного бога, но это, как правило, случалось после долгого терпени€, что порождало массу злоупотреблений. Ќередко провинившийс€, отвод€ удар, провозглашал себ€ императором. ¬ заключение € хочу подчеркнуть, что сам по себе режим, провозглашенный јвгустом, не был ни хорошим, ни плохим Ч он был единственно возможным в тех обсто€тельствах. » слабость государственной власти не его вина, а вина Ч или беда Ч народов, собравшихс€ под крыль€ми римского орла. ќб этом точно сказал граф де ћестр: Ђ аждый народ имеет правительство, какого он заслуживаетї. ƒолгие размышлени€ и большой опыт, доставшийс€ дорогой ценой, убедили мен€ в том, что эта истина справедлива, как строгий математический постулат. Ћюбой закон бессилен и даже вреден, если народ не достоин его и не создан дл€ него.

¬ этой св€зи еще раз напомним, что основные составные элементы империи Ч ассирийский, египетский, греческий, кельтский, карфагенский, этрусский, не счита€ испанские, галльские и иллирийские колонии Ч в свою очередь состо€ли из невообразимой смеси рас и кровей. ≈сли первый союз черной и белой крови породил хамитский тип, то самые древние семиты были продуктом тройственного союза Ч черного, белого и снова черного элементов, Ч откуда вышла особа€ раса, котора€ впитала в себ€ новый приток черных, или белых, или желтых элементов и сформировала новое сочетание. Ётот процесс был непрерывным, и наступил момент, когда человеческий род уже нельз€ было разделить на определенные категории. ќтныне он представл€л собой совокупность индивидов, не объединенных никаким общим чувством, которые могли двигатьс€ в одном направлении или даже сосуществовать только под действием силы.

я назвал императорский период –има семитским. Ќо это не означает конкретную разновидность человечества, идентичную той, что по€вилась в результате древнего союза халдеев и хамитов. я просто хотел указать, что основна€ часть населени€ земель, завоеванных ÷езар€ми, содержала в себе значительную дозу черной крови, и поэтому ее можно считать совокупностью, не эквивалентной, но аналогичной семитской смеси. Ќевозможно подобрать достаточное количество слов, чтобы обозначить бесчисленные нюансы этой грандиозной совокупности. ќднако, поскольку черный элемент присутствовал в большем количестве в продуктах этого смешени€, в населении преобладали некоторые из характерных качеств меланийской группы, а как нам уже известно, если держать эти качества в определенных рамках и добавить к ним свойства белой расы, то они способствуют расцвету искусств и интеллектуальному совершенствованию общества, хот€ мало пригодны дл€ создани€ устойчивой цивилизации.

Ќо смешение рас не только мешало созданию посто€нной системы правлени€ за счет уничтожени€ общих инстинктов и способностей, которые определ€ют стабильность общественных институтов, но и отрицательно вли€ло на здоровье общественного организма, в результате чего по€вилось множество активных людей, разрушительно действующих на массу населени€. ќбщество не могло сохран€ть стабильность, когда посто€нно мен€ющеес€ соотношение этнических элементов порождало во всех сло€х населени€, особенно в низших, таких авантюристов.

¬ эпоху, когда расы наход€тс€ в гармоничном сочетании, талантливые люди редки, поэтому особенно заметны, и в то же врем€ они черпают свои идеи и способности из общей массы. ќни показывают остальным естественные пути развити€, и народ следует этим пут€м; они не создают ничего великого, зато принос€т большую пользу всему обществу. ¬ результате такой этнической гармонии, особенно в героические эпохи, им€ вожд€ остаетс€ в истории неразрывно св€занным с названием его народа. Ќапример, греческие мифы о √еракле вовсе не упоминают спутников геро€, зато вожди многих народов €вл€ютс€ персонификацией этих народов, и их имена забыты.  огда слишком сильный отсвет истории мешает рассмотреть детали, всегда трудно отличить личный вклад выдающегос€ де€тел€ от достижений народа. ¬ такие моменты жизни общества очень трудно быть великим де€телем, потому что этому противодействует однородность крови нации: чтобы выделитьс€ из толпы, нужно не быть непохожим на нее, а, напротив, ничем от нее не отличатьс€ и одновременно превосходить ее во всех отношени€х. »збранники всегда похожи на высокие деревь€ среди кустарника. ѕотомство видит их издалека и восхищаетс€ ими еще больше, если не находит аналогии в эпохах, когда слишком многочисленные и разнородные этнические принципы рельефно выдел€ют отдельные личности.

¬ последнем случае великим называют человека не только из-за его выдающихс€ качеств. ќбычного мерила не существует, как не существует однородного видени€.

¬еликий человек должен ухватить суть потребностей своего времени или, напротив, пойти против течени€ и тем прославить себ€. ѕервым примером можно назвать ÷езар€, вторым Ч —уллу. ¬ силу сложности этнической ситуации человеческие инстинкты и способности обрастают различными нюансами. ¬ однородном обществе количество заметных личностей ограничено, в разнородном, напротив, очень велико, начина€ с выдающегос€ воина, который стремитс€ расширить рамки своего вли€ни€, до музыканта, который хочет соединить две несовместимые ноты. ¬с€ эта толпа поднимаетс€ над общей массой, наход€щейс€ в посто€нном движении, качает ее то вправо, то влево, нав€зывает ей свою волю, ставит свои истины превыше всего и увеличивает беспор€док. ¬ласть не в состо€нии помешать этому: она либо опускает руки, либо ей удаетс€ добитьс€ временного успеха.

¬ семитском –име нет недостатка в великих личност€х. “иберий знал, умел, хотел и делал. “о же самое можно сказать о ¬еспасиане, ћарке јврелии, “ра€не, јдриане. Ќо все они, включа€ —ептими€ —евера, не могли искоренить зло в лице беспор€дочной массы, лишенной четко определенных инстинктов и наклонностей, не желающей подчин€тьс€ и в то же врем€ жаждущей направлени€. ѕри этом не следует забывать две противоборствующие партии: гражданскую и военную.  стати, на мой взгл€д, последн€€ заслуживает большей похвалы с точки зрени€ общественной пользы. ћне могут возразить, что в империи часто возникали военные бунты, однако даже в таких случа€х, например, во врем€ кровавой стычки легионеров √ермании и ‘лави€ в –име, солдаты про€вл€ли себ€ с лучшей стороны в отличие от гражданского населени€. ƒело в том, что арми€ держитс€ на двух принципах: иерархической структуре и подчинении. ѕри любой этнической анархии общества арми€ выполн€ет упор€дочивающую роль. » приходит день, когда она остаетс€ единственной здоровой частью нации.  огда народ становитс€ армией, а арми€ народом.

¬ –имской империи легионы были единственным спасением, единственной силой, котора€ не позвол€ет цивилизации прийти в упадок в результате этнического хаоса. Ћегионы поставл€ли высших должностных лиц государства, полководцев, способных поддерживать пор€док, подавл€ть бунты, защищать границы; из полководцев выходили императоры, отличавшиес€ недюжинными талантами.  ак правило, они выходили из низших р€дов милиции и поднимались наверх благодар€ своим личным качествам или удаче.

»так, арми€ была не только последним средством, последним оплотом и душой общества Ч она выдвигала из своей среды вождей. ¬ силу извечного принципа любой военной организации, который есть не что иное, как несовершенное воплощение пор€дка, обусловленного расовой однородностью, арми€ использовала на общее благо способности своих лучших представителей и сдерживала разрушительное действие других за счет иерархии и дисциплины.

¬ гражданском обществе дела обсто€ли совсем по-другому: любой проходимец, который в результате случайных комбинаций этнических принципов в своем роду достигал высокого положени€, принималс€, чаще всего, действовать в своих личных интересах, игнориру€ общественное благо. Ёгоистические амбиции особенно формировали грамотность: дл€ того чтобы взбудоражить толпу и привлечь к себе внимание, достаточно было листа бумаги, пера и кое-каких знаний. ¬ сильном обществе такого не случаетс€: никто не станет слушать людей случайных, т. к. все придерживаютс€ примерно одинаковых взгл€дов и живут в спокойной, хот€ и суровой, интеллектуальной атмосфере. ¬о врем€ общего упадка никто не знает, что думать, во что верить, чем восхищатьс€; люди охотно слушают проходимцев, причем важно не то, что они говор€т, а как они это подают. “аким образом, дл€ того чтобы получить признание, достаточно высказать парадоксальные неожиданные суждени€.

ѕо примеру деградирующей √реции, в –име семитской эпохи любой мог стать грамматиком: сочин€ть стишки дл€ богатых, выступать на площад€х, строчить петиции и угоднические просьбы. ¬ общественных бан€х, в публичных домах было полно проповедников, питающихс€ подачками. ќни вели образ жизни, который сегодн€ называют богемным. ќни проникали в богатые дома в качестве наставников и часто преподавали своим воспитанникам сомнительные нравственные уроки. ѕозже некоторые, самые ловкие из этих воспитателей становились профессиональными учител€ми жизни, или риторами. ќни удачно женились и внедр€лись в сферу новых буржуа. ¬ области нравов смешались все школы. —трану заполнили философы: бородатые люди, одетые в греческую тогу. ƒаже в мавританских горах тога была непременным атрибутом мудрецов. ¬прочем, они проповедовали разные учени€: платонизм, пирронизм, стоицизм, кинизм. Ѕольшинство этих философов, которые вызывали уважение у горожан и непри€знь у солдат, были убежденными атеистами. Ќекоторые, особенно красноречивые, добивались признани€ у государственных мужей, жили за их счет и вли€ли на их решени€ и убеждени€. ƒругие становились почитател€ми ћитры или других азиатских богов, а также придуманных ими самими. ¬ высшем обществе было модно поклон€тьс€ дотоле неизвестному божеству, потому что национальный культ переживал не меньший упадок, чем национальные традиции. „аще всего эти философы, риторы, ученые были людьми неглупыми. ” них всегда была припасена иде€ общественного спасени€: вс€ беда в том, что таких идей было столько же, сколько спасителей, и общественна€ жизнь все глубже погружалась в хаос.

ѕо причине этнического упадка и ослаблени€ сильных рас с каждым днем падал уровень художественных и литературных способностей. ¬ искусствах царила имитаци€ древних. ƒаже талантам приходилось копировать то, что признавалось классикой, комедию вытеснили мимы, затем акробаты, гладиаторы и парадные выезды колесниц. “ака€ же участь постигла скульптуру и живопись, историю писали военачальники. ѕравда, всеобщему упадку сопротивл€лись отцы ÷еркви.

я не отрицаю, что посреди этого хаоса еще оставались: высшие добродетели и высокие умы, порожденные счастливым сочетанием этнических элементов. ќни встречались ^ и в сенате, и в походных лагер€х легионеров, и при дворе. “олпы мучеников своей пролитой кровью свидетельствовали о том, что борьба с —одомом продолжалась. я не отрицаю этот факт, но хочу спросить: какую пользу общественному организму приносили эти добродетели, эти достоинства, эти вспышки гени€? ћогли ли они остановить или хот€ бы замедлить распад?  онечно, нет: самым благородным умам не дано обратить толпу, вдохнуть в нее душу. ѕоэтому в высшей степени странно слышать, что цивилизацию разрушили пришедшие с севера варвары. ќх, уж эти варвары! ¬ V в. их изображали как голодных волков, которые набросились на превосходную римскую систему, разорвали ее в клочь€ и не оставили от нее и следа!

Ќо даже если признать, что у германцев были такие разрушительные инстинкты, не надо забывать, что в V в. римское общество утратило все, чем оно могло гордитьс€ в прошлом, и дошло до полного бессили€. ќт утилитарного гени€ этрусков и кимрийцев, от пылкого и живого воображени€ семитов осталось только умение строить прочные, но безвкусные монументы и бездумно копировать все лучшее, что было сотворено в прошлом. ѕисателей и скульпторов заменили педанты и каменщики, так что варварам уже было нечего уничтожать, поскольку таланты, творческий дух, благородные порывы Ч все давным-давно исчезло [11]. „то представл€л собой римл€нин III, IV » V веков в физическом и моральном отношении? —реднего роста, скорее слабого телосложени€ человек, в чьих жилах текла кровь всех мыслимых рас; он считал себ€ лучшим представителем человечества: нахальный, коварный, невежественный, вороватый, развратный, готовый продать сестру, дочь, мать, жену, страну, пуще всего бо€щийс€ бедности, страданий, труда и смерти. » при этом он ничуть не сомневалс€, что и «емл€, и планеты созданы дл€ него одного.

“еперь посмотрим, что представл€л собой варвар на фоне этого жалкого создани€. „еловек с белокурыми волосами, бело-розовой кожей, широкоплечий, высокий, сильный как јлкид, одержанный как “есей, ловкий, гибкий, бесстрашный даже перед лицом смерти. Ётот Ћевиафан, имеющий правильные или неправильные, но всегда обоснованные, суждени€ о всех предметах. ќн впитал в себ€ соки суровой и утонченной религии, мудрой политики, славной истории своей расы. ќн понимал, что римска€ цивилизаци€ богаче, чем его собственна€, и искал тому объ€снение.. ќн не был похож на неразумного ребенка, каким его обычно рисуют: это был подросток, интересующийс€ всем позитивным, умеющий видеть, сравнивать, высказывать суждени€ и отдавать предпочтени€.  то одерживал победу: самодовольный римл€нин или суровый варвар? ѕобеждал последний. ≈го увесистый кулак обрушивалс€, как железный молот, на череп бедного потомка –ема. „то же делал в таком случае поверженный римл€нин? ќн взывал на многие века вперед к мести за цивилизацию, поруганную в его лице. ќн так же походил на ¬ергили€ и јвгуста, как Ўейлок на цар€ —оломона. –имл€нин лгал, и его несправедливые слова повтор€ли те, кто пылал гневом к нашим германским корн€м и их плодам, вызревшим в средние века.

ѕришельцы с севера не разрушили цивилизацию, а, напротив, спасли то немногое, что от нее оставалось. » восстановили это немногое, и придали ему блеск. ÷ивилизаци€ дошла до нас благодар€ их пытливому уму, благодар€ им мы построили нашу культуру. Ѕез них нас бы не было. «а п€ть столетий до того, как полчища јттилы, как слепой и дикий поток, обрушились на «апад, они были единственным щитом дл€ римского общества, которое загнивало с каждым днем. Ѕез их помощи, без их сильных рук и талантов она оказалась бы в жалком положении уже во II в. Ќе будь северных варваров, семитский –им не сохранил бы императорскую форму правлени€, котора€ оставалась гарантией цивилизации.  ороче говор€, почти все достойное в императорском –име имеет германские корни. Ёта истина подтверждаетс€ тем, что самые работ€щие. люди в империи, самые умелые ремесленники были литами, т. е. варварами, большим числом пришедшие в √аллию и в северные провинции.

 огда, наконец, готы пришли к власти, котора€ многие века принадлежала их соотечественникам, романизированным в малой степени, они мудро распор€дились результатами трудов предшественников. ѕриход германцев был вызван исторической необходимостью: выдыхающа€с€ демократи€ существовала только благодар€ тому, что власть находилась в руках солдат. Ќо этого уже было недостаточно, поскольку ситуаци€ дошла до критического предела. “огда Ѕог, чтобы спасти ÷ерковь и цивилизацию, послал миру учителей в лице новых народов. ¬ истории человечества нет более славной страницы, чем де€ни€ северных народов, но прежде чем рассмотреть их историческую роль, еще раз бросим взгл€д на сочетание старых этнических элементов, собравшихс€ на «ападе, на большой территории романского мира. «ададимс€ вопросом: мог ли римский поселенец сформировать дотоле неизвестные принципы и, »спользу€ наследие прежних цивилизаций, создать то, что можно по праву назвать Ђримской цивилизациейї?

Ёто очень обширна€ тема, подстать географическим пространствам, которые она охватывает. »так, начнем с того, что –им, не имевший исходной расы, не мог сформировать и соответствующую идею. ” јссирии, так же как у ≈гипта, √реции, »ндии,  ита€, была самобытна€ основа.  огда-то персы создали особые принципы в отношении народов, покоренных ими.  ельты, италийские аборигены, этруски также имели наследиеЧ пусть и не столь славное, зато реальное и позитивное. –иму приходилось по кусочкам, по лоскуткам создавать основу, причем в то врем€ эти фрагменты уже.были изр€дно изношенными и устаревшими. ¬ его стенах вместо очага цивилизации сформировалось нечто, напоминающее склад старьевщика. ¬ захваченных земл€х –им оставил религию, нравы, законы, политические институты в том виде, в каком они находились раньше, и перестроил только то, что могло затруднить осуществление его власти.

«авоеванные территории были довольно обширны, а –им был маленьким городом, поэтому он вз€л на себ€ роль садовника, который по мере возможности подстригает кусты, выравнивает клумбы, чтобы придать саду приличный вид, не дума€ о естественных законах, регулирующих рост растений. ‘ункци€ –има сводилась к администрированию и гражданскому праву по принципу: Ђѕомни римл€нин: ты правишь народом империи!ї я не знаю, как можно было посредством этих двух функций заложить по-насто€щему цивилизаторские основы в широком смысле этого слова. «акон Ч это всего лишь записанное на бумаге состо€ние нравов. Ёто Ч один из основных продуктов цивилизации, но не сама цивилизаци€. «акон не обогащает общество ни в материальном, ни в интеллектуальном смысле: он регламентирует приложение сил, и его роль в том, чтобы наилучшим образом распределить их. “. е. закон не создает эти силы. “акое определение годитс€ дл€ однородных наций. Ќо оно не совсем применимо дл€ римского закона. ¬ крайнем случае, элементы этого кодекса, собранные от всех др€хлеющих, но имеющих опыт народов, могут быть обобщены, и, исход€ из такой теоретической возможности, можно предположить, что она осуществилась в римском законе или праве. ѕри этом надо отметить, что имперское право вытекает из концепции абстрактного равенства. ‘илософи€ римского права, как и вс€ка€ философи€ вообще, была сформирована Ђпостериориї. ќна базировалась главным образом на пон€ти€х, абсолютно чуждых древнему опыту.

Ќа формирующуюс€ римскую юриспруденцию вли€ли аналитические доктрины, но сами эти доктрины представл€ли собой эманацию италийского духа или эллинистического воображени€ и не могли прибавить к нему ничего существенного. „то касаетс€ христианства, юристы-законодатели почти не прин€ли его во внимание, потому что они вообще отличались религиозным безразличием.  онечно, это противоречит установкам ÷еркви, котора€ произвела реформу римского права, сделав его каноническим.

–им, как чужак в своих собственных стенах, с самого начала мог лишь заимствовать законы. Ќа первом этапе его законодательство строилось на модели Ћациума, а когда потребовалось учесть взгл€ды растущего разнородного населени€, по€вились Ђƒвенадцать табличекї, в которых сохранились некоторые старые положени€ с добавлением р€да статей, вз€тых из опыта великой √реции. Ќо все это не могло удовлетворить нужды нации, котора€ каждый день измен€ла свой характер и, следовательно, свои цели. ћногочисленные иммигранты в городе противились всему, что не соответствовало их национальным пон€ти€м о справедливости. —тарые привычки не могли изменитьс€ так же быстро, как состав крови, поэтому был учрежден специальный магистрат по урегулированию конфликтов между пришельцами и римл€нами. ≈го права и функции выходили за рамки установлений Ђƒвенадцати табличекї.

Ќекоторые авторы, сбитые с толку статусом, которым в последнее врем€ существовани€ республики пользовались римские граждане по сравнению с другими жител€ми, полагают, что такой магистрат существовал еще раньше. Ёто серьезна€ ошибка. ѕоложени€ латинского или италийского права с самого начала не были закреплением низшего положени€ покоренного населени€. Ќапротив, это был акт деликатного отношени€ к народам, которые хотели прин€ть политическую власть –има, но не римскую юридическую систему. ќни придерживались своих обычаев, и им не преп€тствовали делать это, так что местный закон пыталс€ достичь некоего идеального равенства, учитыва€ позитивные принципы италийцев, греков, африканцев, испанцев, галлов.

 огда романизированна€ смесь достигла высшей точки своего развити€, законодательство превратилось в компил€цию самых разнородных правовых элементов, вз€тых у всех народов, составл€вших империю, и сабин€нский дух, который еще присутствовал в Ђƒвенадцати табличкахї, постепенно выветрилс€. «десь следует заметить, что самые великие законодатели не смогли бы добитьс€ большего, потому что дл€ этого им надо было выйти не только за свои собственные пределы, но и за пределы общества, в котором они жили. Ќеверно считают, что человек более велик, чем его эпоха: никому не дано загл€нуть за горизонт, и самое большее, что может сделать гений, Ч это разгл€деть все, что находитс€ по эту сторону горизонта.

Ќо мне могут напомнить о том, сколько восторженных похвал заслужило римское право благодар€ своей универсальности. „то € могу ответить на это? ƒа, оно было универсальным в пределах империи. ƒа, оно пользовалось, и сейчас пользуетс€, уважением сегодн€шних романизированных народов. Ќо за пределами этого круга признание этого факта кончаетс€. ƒаже когда оно осуществл€лось во всей полноте под сенью римского орла, его вли€ние не выходило за границы империи. √ерманцы не прин€ли его, хот€ использовали в отношении своих подданных. ≈го изучают, но не примен€ют на большей части нынешней ≈вропы и в јмерике. “ак что отношение к нему противоречивое, хот€ во многих местах в јнглии и Ўвейцарии, а также √ермании, оно €вно противоречит местным обыча€м. ƒаже во ‘ранции и »талии его примен€ют в сильно измененном виде. ќдним словом, это закон местного значени€, как и все остальные законы. » его нельз€ назвать универсальным и считать двигателем цивилизации в большей мере, чем все остальные.

≈сли право было лишено национальных черт, то это же можно сказать об администрации: в республиканском и императорском –име, так же как и в нынешних азиатских импери€х, мы видим глубокое безразличие к подданным. ћы видим и там и тут аналогичное отношение чиновников, потому что римл€не чаще, чем обычно считаетс€, следовали азиатским примерам. ¬прочем, юстици€, как и администраци€, на практике всегда была прив€зана к общеприн€тым нормам морали.

я уже говорил, что в законопослушных и честных римл€нах недостатка не было. Ќо в любом обществе такие люди имеют перед собой конкретный идеал, сформированный цивилизацией, в которой они живут. ƒобродетельный индус, послушный китаец, добронравный афин€нин похожи друг на друга своим искренним желанием соблюдать установленные законы и правила. » римское общество следовало своему закону. ” него был идеал хорошего. Ќо и в этом случае идеал был заимствован у других народов, точно так же, как философи€ большей частью была вз€та у греков. я не вижу в римском обществе ни одного чувства, ни одной нравственной идеи, истоки которых не встречались бы в других местах: например, древн€€ суровость аборигенов, прагматическа€ культура этрусков, утонченность семитизированных греков, спиритуальна€ жестокость карфаген€н и испанцев.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 276 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

1416 - | 1229 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.04 с.