Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘ракийцы; иллирийцы; этруски; иберийцы




 

Ќаконец, в южной ≈вропе по€вл€ютс€ четыре народа, достойные этого статуса, которые оспаривают у финнов владение этой землей. Ќевозможно определить, даже приблизительно, эпоху их по€влени€. ћожно лишь предположить, что их самые первые поселени€ предшествуют 2000 г. до –ождества ’ристова. „то касаетс€ названий, их сохранила греческа€ античность и отобразила в религиозных мифах. Ёто фракийцы, иллирийцы, этруски и иберийцы. ¬ своих истоках и, возможно, во врем€ их пребывани€ в јзии, фракийцы представл€ли собой большой и сильный народ. ќб этом свидетельствует Ѕибли€, где они названы в числе сыновей »афета [1]. ∆елтые племена, когда они сохран€ли свою расовую чистоту, в целом не были воинственными, причем воинственный дух уменьшаетс€ по мере увеличени€ их крови в том или ином населении, поэтому есть основани€ считать, что фракийцы не состо€ли с ними в близком родстве. √реки часто упоминали о них в исторические времена. ќни нанимали их вместе с выходцами скифских племен в качестве полицейских и, нигде нет упоминани€ об их внешнем уродстве, характерном дл€ финской расы. »сход€ из этого, € прихожу к выводу, что фракийцы не были финнами. Ётнический вопрос решалс€ бы проще, если бы сохранились пам€тники, св€занные с ними Ч хот€ бы остатки их €зыка. ќднако в этом смысле мы ничем не располагаем. —уд€ по скудным лингвистическим следам, фракийцы происход€т от арийцев. — другой стороны, у них было большое расположение к греческим нравам и обыча€м. ќб этом пишет √еродот, который не сомневаетс€ в том, что фракийцы Ч это геты, т. е. несомненные арийцы. √реческие хроникеры с глубоким уважением отзываютс€ о древних фракийцах, таким образом, можно сказать, что несмотр€ на непоправимый упадок, вызванный смешением, эти фракийцы были метисами белых и желтых народов; вначале до минировал белый элемент, затем, с течением времени, он уступил место мощному кельтскому наступлению и слав€нским элементам.

Ќе меньше трудностей при определении этнического характера иллирийцев, однако они совсем другого рода и требуют иных средств дл€ их преодолени€. »ллирийцы сегодн€ называютс€ арнаутами, или албанцами, т. е. от них остались и народ, и его €зык.

ѕрежде всего поговорим о физической индивидуальности. јлбанец в своих чисто национальных чертах значительно отличаетс€ от населени€ соседних стран. ќн не похож ни на сегодн€шнего грека, ни на слав€нина. ” него осталось мало сходства с валахом. ћногочисленные союзы, физиологически сближающие его с сосед€ми, сильно изменили его первородный тип, однако не смогли уничтожить самые характерные черты. ¬о-первых, у него высокий рост, хорошее телосложение, костистое лицо, отличающеес€ от калмыкского типа, хот€ и несет на себе его следы. ћожно сказать, что албанец имеет такое же отношение к монголу, как последний к турку и особенно к венгру. ¬ыступающий нос, большой, четко очерченный подбородок, красивые, хот€ несколько грубоватые черты, как у мадь€ра, т. е. никакого сходства с утонченным греческим типом. ј поскольку доказано, что мадь€р имеет в своих жилах монгольскую кровь, т. к. происходит от гуннов, € утверждаю, что албанец Ч это результат аналогичного смешени€.

  сожалению, изучение €зыка не может подтвердить эту точку зрени€, т. к. он сильно искажен и до сих пор мало исследован. ѕрежде всего из него следует исключить слова, заимствованные из тюркского, современного греческого, слав€нских наречий, которые проникли в иллирийский недавно и в большом количестве. «атем пришлось бы отбросить эллинские, кельтские и латинские корни. ќстаетс€ основа, которую все равно трудно анализировать и о которой до сих пор нельз€ сказать ничего определенного, за исключением того, что этот €зык не родственен древнегреческому. ѕоэтому нельз€ отнести его к арийской группе. Ќо тогда, возможно, что он имеет какое-то отношение к финским €зыкам. Ётот вопрос не решен и поныне. “ак что в насто€щий момент лучше отказатьс€ от поспешных филологических выводов и ограничитьс€ теми, которые мы уже сделали в области физиологии. »так, € за€вл€ю, что албанцы Ч это белый народ, арийцы, непосредственно смешанные с желтыми, а если он и прин€л от соседей €зык, не €вл€вшийс€ дл€ него родным, то в этом нет ничего необычного: такое случалось со многими народами и племенами [2].

‘ракийцы и иллирийцы в достаточной степени сохранили свои арийские корни, а первые принимали активное участие во вторжении арийцев-эллинов в √рецию. ¬торые, смешавшись с греками-эпиротами, македонцами и фессалийцами, помогли им овладеть ѕередней јзией. ≈сли в исторические времена обе группы Ч фракийцы и иллирийцы, Ч несмотр€ на свою энергию и ум, занимали подчиненное положение и ограничивались тем, что поставл€ли (в особенности вторые) множество своих лучших представителей вначале в √рецию, а затем римл€нам и византийцам и, наконец, в “урцию, это обсто€тельство следует отнести за счет их раздробленности, относительной слабости групп и пребывани€ в среде плодовитых племен, которые вытесн€ли их на горные и неплодородные территории. ¬ любом случае фракийцы и иллирийцы, если рассматривать их отдельно от примесей, представл€ли собой две ветви человечества, одаренные, сильные и благородные, в которых четко прослеживаетс€ арийска€ сущность.

“еперь отправимс€ на другой конец южной ≈вропы к иберийцам, тогда мы увидим, что исторический туман несколько рассеиваетс€. Ќе стоит упоминать, сколько сил было потрачено дл€ того, чтобы определить происхождение этого загадочного народа, представител€ми которого Ч справедливо или несправедливо Ч считаютс€ нынешние эскарийцы, или баски. Ќазвание этого народа встречаетс€ на  авказе, и были попытки найти дорогу, которой он прошел из јзии в »спанию.  стати, Ёвальд полагает, что кавказские иберийцы должны принадлежать к эбрийской ветви. Ќо все эти гипотезы слишком запутаны и не оформлены. Ћучше известен тот факт, что иберийское семейство наводнило полуостров, населило —ардинию,  орсику, Ѕалеарские острова, некоторые области на западном побережье »талии. »х дети овладели югом √аллии вплоть до усть€ √аронны, включа€ јквитанию и часть Ћангедока.

»берийцы не оставили ни одного материального пам€тника, и было бы весьма трудно определить их физиологический характер, если бы не “ацит [3]. ѕо его мнению, они были смуглые и низкорослые. Ќынешние баски не сохранили этих черт. ¬ основном это белые метисы, напоминающие соседей. » это неудивительно. Ќичто не могло гарантировать чистоту крови горцев в ѕирене€х, и € несобираюсь получить из рассмотрени€ этого вопроса такие же результаты, как в случае с албанским воином. ¬ нем € вижу резкое отличие от соседних народов. Ќевозможно спутать арнаутов с турками, греками, боснийцами. » напротив того, очень трудно спутать эскарийца с французом и испанцем. ¬ лице баска нет ничего примечательного. ” него великолепна€ кровь, хороша€ энергетика, но в нем очевидна смесь, вернее, целое сочетание смесей. ¬ нем отсутствует черта однородных рас Ч сходство людей, Ч что в высшей степени характерно дл€ албанцев. ƒа и как пиренейский ибериец мог бы принадлежать к чистой расе? ÷ела€ наци€ была поглощена кельтскими, семитскими, римскими, готскими элементами. „то касаетс€ €дра, укрывшегос€ в высокогорных долинах, известно, что туда же периодически уходили в поисках убежища многочисленные группы побежденных. ѕоэтому оно не могло уцелеть в большей мере, чем аквитанцы и руссильонцы.

язык эскара не менее загадочен, чем албанский [4]. ”ченых поражало упорство, с каким он сопротивл€лс€ какому бы то ни было воздействию. ¬ нем нет ничего хамитского и мало арийского. ¬ нем, видимо, есть родство с желтыми €зыками, но оно скрытое и определимое только приблизительно [5]. ≈динственный достоверный факт в том, что своим полисинтетизмом, своей тенденцией к переходу слова из одного в другое он близок к американским €зыкам. Ёто открытие привело к по€влению немалого количества романов Ч один фантастичнее другого. Ћюди с буйным воображением поспешили вслед за иберийцами переправитьс€ через √ибралтарский пролив, направить их вдоль западного побережь€ јфрики, сотворить дл€ них јтлантиду и послать бедн€г на берег нового континента. я же считаю, что американские черты €зыка эскара имеют своим источником механизм, издавна общий дл€ всех финских €зыков. Ќо поскольку этот вопрос еще недостаточно разъ€снен, € предпочитаю не касатьс€ его.

ѕоэтому обратимс€ к тому, что может рассказать нам истори€ об обыча€х и нравах иберийской нации. «десь мы найдем больше €сности. »стори€ свидетельствует, что иберийцы не были варварами, они имели законы и создавали организованные общества. ќни были немногословные и сдержанные люди. ќдевались в темные одежды и не питали страсти к нар€дам, как меланийцы. »х политическа€ организаци€ не отличалась устойчивостью: захватив значительную часть страны, эти народы, изгнанные из »талии и с островов, лишились большой территории »спании под давлением кельтов, а позже их без особого труда изгнали финикийцы и карфаген€не [6].

Ќаконец, самый главный аргумент: они отличались большим талантом в горнорудном деле. ¬ далекой древности »спани€ за несколько лет получила 400 пудов золота, т. е. столько же, сколько было добыто в Ѕразилии и на ”рале, вместе вз€тых, в самые плодотворные периоды.

–азумеетс€, эта область де€тельности требует от человека большого искусства. Ќи один черный народ не способен на это. »з белых народов этим отличались те, которые, жив€ в јзии, больше соприкасались с желтыми.   ним можно отнести слав€н.

ѕолучаетс€, что иберийцы были слав€нами. ≈ще раз приведу свои аргументы: меланхоличные люди: предпочитающие темные одежды, маловоинственные, хорошие рудокопы, обладающие прагматичным характером. ¬се эти признаки мы видим сегодн€ у населени€ северо-востока ≈вропы [7].

ѕереходим к расенам [8] или, иначе говор€, к этрускам первого поколени€. ¬ результате нашествий пеласгов этот народ, заслуживающий особого рассмотрени€, в эпоху, предшествующую X в. до н.э., состо€л из двух главных элементов, один из которых, пришедший последним, придал нации цивилизаторский толчок. я пока не буду касатьс€ этого второго периода. ћы рассмотрим только самую большую долю крови, котора€ одновременно €вл€етс€ самой древней, и только она в этом качестве должна учитыватьс€ у древних жителей Ч фракийцев, иллирийцев, иберийцев.

–азумеетс€, расенов было намного больше, чем их цивилизаторов. ¬прочем, это обычна€ ситуаци€ при любых завоевани€х. »х €зык также одержал верх над €зыком завоевателей и стер в нем почти все первородные черты. Ётрусский €зык в том виде, в каком он сохранилс€ в древних надпис€х, довольно далек от греческого и даже латинского. –имл€не называли его варварским, чего они не говорили ни о сабинском, ни об оскском, может быть потому, что не понимали его. Ётрусский отличаетс€ гортанными звуками и грубостью. ƒо сих пор безрезультатны все попытки интерпретировать то, что от него осталось. √умбольдт склонен считать его чем-то переходным от иберийского к остальным италийским наречи€м. Ёто мнение раздел€ет ћюллер.

Ќекоторые филологи высказали мысль о том, что его остатки можно найти в романском диалекте, на котором говор€т в –этских горах. ¬озможно, они правы; однако все три диалекта, используемые в кантоне √ризон в Ўвеции, состо€т из латинских, кельтских, немецких, италь€нских осколков. ќни содержат немного слов из других источников, исключа€ географические названи€.

ќсталось много этрусских пам€тников разных эпох. » каждый день наход€т новые.  роме развалин городов и замков, ценные физиологические сведени€ дают могилы. –асенец, изображенный на крышке саркофагов из камн€ или обожженной глины, Ч человек небольшого роста, с большой головой, толстыми короткими руками, грузным телом, узкими глазами, смуглый, светловолосый. ѕодбородок сильный, выдаетс€ вперед, лишен растительности. Ћицо полное и круглое, нос короткий, приплюснутый. ¬еликий латинский поэт кратко нарисовал портрет этрусков следующим образом: ЂObesos et pingues Etrusosї [9].

ќднако характеристика поэта и изображени€, о которых сказано выше, относ€тс€ не к чистым расенам, а к этрускам римской эпохи, т. е. к метисам. Ёто еще одно доказательство того, что цивилизаторское вли€ние было незначительным, потому что оно лишь немного изменило первобытную природу населени€. ƒостаточно этих двух фактов Ч сохранение €зыка, чуждого белой группе, и физиологическа€ конституци€, Ч чтобы сделать следующий вывод: кровь побежденной расы оказалась сильнее крови победителей. ќб этом свидетельствует культура этрусков. » оп€ть € не имею в виду расенско-тирренскую смесь Ч речь идет об истинной природе первобытного расенского населени€.

” них была своеобразна€ религи€. »х боги, в отличие от богов семитизированных эллинов, никогда не спускались на землю. ќни никогда не показывались люд€м и сообщали свою волю знаками или через посредство таинственных существ [10]. —ледовательно, основным зан€тием жрецов было толкование непон€тного выражени€ высшей воли. ѕредсказани€ и знание природных €влений, таких как гроза, молни€, метеоры, были в центре внимани€ жрецов и служили основой суеверий, еще более темных, изощренных и абсурдных, нежели астрологи€ семитов, котора€, по крайней мере, имела дело с обширным миром и с тайнами высшего пор€дка. ≈сли халдейский св€щенник, забравшийс€ на одну из башен, которыми щетинились ¬авилон и Ќиневи€, следил пытливым взором за движением бесчисленных звезд, рассе€нных в небе, и постепенно познавал тайны их орбит, то суеверный этруск Ч толстый, низкорослый, широколицый, мрачный и пугливый, Ч с ужасом прислушивалс€ к шуму леса; бледнеющий от вспышки молнии, дрожащий от шума листьев и от пролетавших птиц, пыталс€ истолковать все мимолетные движени€ окружающего мира. ћысли семита плутали в абстрактных дебр€х, но охватывали природу во всей ее целостности и уносили его воображение на крыль€х вдохновени€. –асен направл€л все свои помыслы на самые элементарные моменты существовани€, а его антипод пыталс€ св€зать ход планет с капризной игрой событий, которые определ€ли его повседневную жизнь. ¬ этом заключаетс€ различие между индусским мышлением, высшим выражением арийского гени€, смешанного с черной кровью, и китайским образом мысли, типичным дл€ желтой расы, подверженной воздействию белого элемента. —леду€ этой логике, котора€ наводит в конечном счете на мысль о слабоумии первых и о скудоумии вторых, мы видим, что расены попадают в ту же категорию, что и желтые народы, и отличаютс€ слабым воображением, детским воспри€тием и бо€зливостью.

—лабость воображени€ подтверждаетс€ тем, что этрусска€ наци€, которую в чем-то став€т в пример и котора€ обладает способност€ми к историографии [11], ничего не дала литературе, кроме трактатов пророческого характера. ≈сли прибавить сюда ритуалы, в которых скрупулезно сформулирован процесс религиозной службы, это будет все, что занимало интеллектуальный досуг этого народа, пропитанного духом формализма. ¬ области поэтической он довольствовалс€ гимнами, в которых больше имен божеств, чем искренних изли€ний души. ¬ более позднюю эпоху в этрусском городе ‘есений мы видим образчики сочинений, написанных в виде драм, которые долго восхищали римл€н. Ќо даже эти удовольстви€ указывают на грубые вкусы. ‘есенийские стихи Ч это нечто вроде просторечного катехизиса, набор инвектив, единственным достоинством которых €вл€етс€ €звительность, и в них полностью отсутствует полет мысли. Ќаконец, даже этот скудный образчик поэтического таланта нельз€ целиком отнести на счет расенов, потому что их города в основном были населены чужестранцами, в частности сикулами.

“аким образом, достоинства расенов надо искать в другой области. ќни были неплохими земледельцами, ремесленниками, мор€ками, строител€ми акведуков, дорог, крепостей и других полезных сооружений. ѕростые удовольстви€ и материальные интересы Ч вот что в основном заботило, их. ¬ далекой древности они были знамениты страстью к еде и к чувственным наслаждени€м [12]. ќни не были героическим народом, но сегодн€ они первыми из народов прошлого пон€ли бы утилитарную сторону нашей нынешней жизни и быстрее всех привыкли бы к ней. ј еще больше этому способствовало присоединение к финской империи.

¬о вс€ком случае этруск кажетс€ отпрыском этого народа. Ќапример, у него €рко выражена характерна€ черта желтой расы Ч глубокое почтение к чиновнику. ќно сочетаетс€ со стремлением к индивидуальной свободе в той мере, в какой это относитс€ к чисто материальной сфере. “о же самое можно сказать об иберийцах, между тем как иллирийцы и фракийцы понимали независимость по-иному: дл€ них она должна была быть абсолютной. –асены всегда находились под властью аристократов другой расы и не участвовали в правлении. ќднако у них нет примеров крайнего и жестокого деспотизма, как это имело место в семитских государствах, и подданные пользовались относительными привилеги€ми, в частности, материальными благами и правом на образование. ¬ какой-то мере это обусловлено стремлением финнов к изол€ции в отличие от тенденции черной расы к коллективному проживанию.

»сход€ из вышесказанного, € считаю, что расены, если убрать чужеродный элемент, привнесенный тирренийцами, были почти целиком желтым народом, или, если хотите, слав€нским племенем с небольшой примесью чистой белой крови [13].

“акое же заключение € делаю в отношении иберийцев, отличающихс€ от этрусков численностью и степенью смешени€. »ллирийцы и фракийцы, обладающие специфическими нравами, имеют большое сходство с финнами. Ёто лишний раз доказывает, что первородна€ основа населени€ была желтой. ясно, что этот этнический элемент не встречаетс€ в чистом виде ни у иберийцев, ни даже у этрусков первого поколени€. —оциальный прогресс, пусть и довольно скромный, какого достигли эти народы, указывает на присутствие цивилизаторского зародыша, не имеющего отношени€ к финнам, и что финский элемент способствовал этому в малой степени.

»так, иберийцев, затем расенов, иллирийцев и фракийцев Ч все более или менее монголизированные народы Ч следует считать авангардом белой расы в ее движении к ≈вропе. ќни имели пр€мые контакты с финнами и приобрели характерные черты, которые отличают население нашего континента от жителей южных регионов земного шара.

ѕерва€ и втора€ волны эмиграции Ч иберийцы и расены, вынужденные двинутьс€ на крайний запад, поскольку юг јзии уже был зан€т арийцами, Ч шли сквозь плотные слои финских племен. ¬ результате неизбежного смешени€ они скоро сделались метисами, и в них стал доминировать желтый элемент.

»ллирийцы, затем фракийцы, в свою очередь двигались вдоль „ерного мор€. ѕоэтому у них было меньше разрушительных контактов с желтыми ордами. ќтсюда их более внушительный вид и больша€ энергичность. ≈сли иберийцам и расенам было с ранних времен предначертано рабство, то фракийцы долго этому сопротивл€лись и поздно влились в массу окружающего населени€, причем сделали это с достоинством. „то касаетс€ иллирийцев, они до сих пор остаютс€ уважаемым народом.

 

ѕримечани€

 

1) ¬ Ѕиблии они фигурируют как Ђ‘ирыї. √еродот утверждает, что после индийцев фракийцы Ч самый многочисленный народ на земле.

 

2) »ллири€ очень часто мен€ла размеры своей территории и свои границы ¬ нее входили самые разные народы, объединенные одним названием ¬ самом начале это была страна на берегу јдриатики, между Ќеретвой и ƒриной на юге. Ќа востоке она граничила с трибаллийцами. «атем ее территори€ расширилась до Ёпира и ћакедонии. ѕосле II в до н. э. она включала в себ€ много провинций, в том числе ‘ракию.  онстантин исключил из нее ‘ракию и ћэсию, зато включил ћакедонию, ‘ессалию, јхайю, оба Ёпира, ѕрэваллис и  рит Ч всего 16 провинций ¬озможно, по этой причине иногда считают фракийцев и иллирийцев одним народом.

 

3) ≈сть и другие свидетельства о том, что жители »спании Ч блондины Ќадо сказать, что в римскую эпоху в »спании было самое разнообразное население, и уже тогда было трудно встретить иберийца чистой расы

 

4) –имл€н очень отталкивала его грубость.

 

5) ¬ €зыке эскара наход€т несколько финских корней.

 

6) ¬ эпоху —трабона много говорилось об интеллектуальном развитии жителей Ѕетикии, о том, что у турдетов были поэмы и законы, созданные 6000 лет назад. Ќо вр€д ли можно приписывать иберийцам эту замечательную литературу. ќна опиралась на очень древнюю семитизированную основу и представл€ет собой копии ханаанских или пунических произведений.

 

7) –аск считает иберийцев финнами и обосновывает свою точку зрени€ лингвистикой.

 

8) Ёто самоназвание данного народа, по мнению ќ. ћюллера. ƒеннис, напротив, утверждает, что это название относитс€ к победител€м- тирренцам. я не считаю это утверждение обоснованным.

 

9) ¬ергилий: Ђ∆ирные и скаредные этрускиї.

 

10) ѕо мнению ћюллера, этруски не знали культа местных героев, по этому у них не было эпонимов, как у их завоевателей, тирренцев или греков. ¬ыше всех своих божеств, даже самой великой богини “инии, они по читали сверхъестественных существ, которых римл€не называли Ђdii involutiї, т. е. Ђскрытые богиї.

 

11) Ётруски дали римл€нам образец исторических анналов, но это скорее всего лишь каталоги фактов, лишенные хронологической последовательности и повествовательного таланта. ¬еррий ‘лакк и император  лавдий использовали этрусские хроники дл€ своих сочинений.

 

12) Ётруски использовали своих женщин в культовых обр€дах и церемони€х. Ёто также финский обычай.

 

13) Ётрусков ошибочно называли пеласгами, расшифровыва€ этот непон€тный термин как Ђпримитивные эллиныї. √еродот считал местных этрусков лидийским народом, с ним согласно большинство историков. ќ. ћюллер видит в них отдельную расу среди италийских племен. ѕо мнению Ћепсиуса, их составным элементом были умбрийские племена, которые одержали, в конечном счете, верх над своими завоевател€ми-пеласгами и создали новое этническое сочетание, из которого вышли этруски. —эр ”иль€м Ѕетхэм увер€ет, что расены, тирренийцы и некоторые другие группы Ч всего лишь народы-призраки. ¬ ≈вропе он видит только кельтов, т. к его задача в том, чтобы породнить с ирландцами эти знаменитые народы.

 

 

√Ћј¬ј III

√аллы

 

ѕоскольку переселение иберийцев и расенов, иллирийцев и фракийцев предшествовало по€влению всех других групп белого семейства на юге ≈вропы, нужно считать доказанным тот факт, что когда иберийцы прошли √аллию с севера на юг, а расены дошли до ѕаннонии и кра€ –этских јльп, на их пути не было ни одного народа благородной расы. »берийцы и расены €вл€лись лишь отр€дами, отколовшимис€ от основной массы слав€н, уже обосновавшейс€ на севере континента, которые начинали тревожить другие родственные народы, в частности галлов.

—лав€не не играли большой роли в античную эпоху, поэтому пока нет смысла говорить о них. ƒостаточно отметить их присутствие в »спании и »талии и добавить, что они укрепились на побережье Ѕалтики, в районах между  рапакскими горами и ”ралом, а немного позже некоторые из их племен влились в кельтский поток. «а исключением этих деталей, о чем мы поведем речь позже, этот народ останетс€ в тени до того момента, когда истори€ выведет его на сцену.

ќпределить, даже приблизительно, эпоху продвижени€ галлов на север и запад практически невозможно. ¬от что можно сказать об этом: в XVII в. до н. э. галлы пытаютс€ перейти ѕиренеи, защищаемые иберийцами. Ёто первое историческое свидетельство об их по€влении на западе. ќднако они уже занимали земли между √аронной и –ейном и берегом ƒуна€ задолго до этой эпохи. — другой стороны, нет сомнени€ в том, что, покида€ јзию, они двинулись на запад, хот€ этот путь был менее привлекателен, чем на юг, потому что южные дороги были дл€ них закрыты арийцами, перемещавшимис€ к »ндии, ѕередней јзии и √реции. ѕоэтому их по€вление в «ападной ≈вропе произошло после по€влени€ арийцев на гималайских хребтах и семитов в јрмении. “еперь мы приблизительно установили врем€ этого по€влени€ Ч около 5000 г. до н. э. » в промежутке между этой датой и примерно 2000 г., т. е, на прот€жении 3000 лет, следует искать эпоху расселени€ кельтов на западе.

¬ойна между иберийцами и галлами на берегах √аронны в XVII веке стала предметом первой исторической хроники западного мира. Ёто лишнее подтверждение тому, что истори€ всегда рождаетс€ только из столкновени€ интересов белых народов. »берийцы, трудолюбивые, но сравнительно слабые племена, столкнулись с храбрыми энергичными воинами, которые долгое врем€ задавали тон в нашей части земного шара.

Ќазвание этих воинственных племен происходит от слова Ђgallї, т. е. Ђсильныйї. ќно св€зано с древним корнем €зыка белой расы, который осталс€ в санскрите Ч Ђwalaї или Ђwalyaї Ч и имеет то же значение. —арматские племена, а затем готы, сохранили верность этой форме и назвали галлов Ђwalahї. —лав€не переделали это слово в Ђwlachї. √реки произносили его как Ђкельтыї, это произношение заимствовали у них римл€не Ч ЂCeltaeї. Ќаконец, оно прин€ло нынешнюю форму Ч ЂGalliї.  роме этого имени у галлов было еще одно Ч ЂGomerї, запечатленное в библейской генеалогии как им€ одного из сыновей »афета.

¬ качестве отступлени€ будет уместно отметить следующие интересные факты. јрм€не, вписыва€ это слово в свои хроники, превратили его в ЂGamerї. я не могу сказать, откуда оно у них по€вилось, но, возможно, сами они были родственниками кельтов. Ётому можно найти косвенное подтверждение в Ѕиблии, где арм€не называютс€ племенем, отколовшимс€ от этих Ђгомеровї или Ђгамировї. ¬ Ѕытии (X, 3) они зовутс€ Ђ‘огармаї Ч сыновь€ми √омера. ќбратимс€ к иафетской генеалогии. Ќадо сказать, что она весьма фрагментарна, в ней нет речи ни о зороастрийских народах в их совокупности, ни об индусах. —амый первый из сыновей »афета Ч √омер. ѕо библейским меркам, это самый значительный народ, вышедший из семейства »афета, и по численности, и по могуществу. ¬о времена »езекиил€ он еще находитс€ в »ерусалиме. “аким образом, дл€ евреев народом »афета €вл€лись кельты, соединившиес€ с арм€нами. (ѕророк их называет: Ђ√омера со всеми отр€дами его, дом ‘огарма, от пределов севера, со всеми отр€дами его, многие народы с тобоюї. »езекииль, XXXVIII, 6). «атем идет ћагог. Ёто Ч народы  авказа, возможно, арийцы: ЂGogї Ч семитска€ транскрипци€ арийского Ђkoghї. —в€щенное ѕисание ставит их в оппозицию к √омеру, т. к. вождь, который должен вести киммерийские армии, называетс€ √ог. ћежду √огом и ћагогом вражды нет (»езекииль, XXXVIII, 2, 3,4). ¬ ћагоге € вижу народ, географически близкий к киммерийцам, т. е. слав€н. «а этими народами следует ћадай: это мидийцы, сама€ древн€€ группа зороастрийцев и единственна€, какую знали черные хамиты и первые семиты. ≈стественно, что  нига Ѕыти€ упоминает только их. ѕосле ћада€ идет яван. ѕо моему мнению, яван не означает ни ионийцев, ни греков, а просто жителей западной части ѕалестины, что можно понимать и как север, и северо-запад, и просто запад. «а яваном следует ‘убал.  омментаторы вид€т в нем небольшой народ в ѕонте Ч тибарейцев. “о же самое можно сказать о ћешеше Ч это народ, живший между »берией, јрменией и  олхидой. —писок первого поколени€ »афета завершает ‘ирас, т. е. фракийцы. «а ними следуют сыновь€ √омера и явана, т. е. самые малоизвестные ветви семейства. —ыновь€ √омера Ч это ‘агарма, јшкенас и –ифат. јшкенас пока не поддаетс€ истолкованию. Ќекоторые вид€т в нем плем€, жившее между јрменией и „ерным морем. ѕоскольку ашкеназы Ч сыновь€ √омера Ч насто€щие кельты, их логичнее поместить на западе: возможно, это слав€не. „то касаетс€ –ифата, жителей –ифейских гор, Ч это тоже кельты, которые на  арпатах смешиваютс€ с ашкеназами.

” явана четыре сына: Ёлиша, жители континентальной √реции, Ёлиды или Ёлевсии, не эллины, а скорее всего аборигены Ч кельты и слав€не (см. подробнее главу IV); ‘аршиш, иберийцы »спании и, возможно, соседних с ней островов;  иттим, жители  ипра и греческих островов. » наконец, ƒоданим, жители Ёпира, т. е. иллирийцы.

»з этого отступлени€ сделаем следующие выводы. √еографи€ »афетидов в  ниге Ѕыти€, основанна€ на древних сведени€х хамитов и халдейских семитов, не охватывает все белые народы —евера. јрийцы представлены только мидийцами, народами  авказа, фракийцами и иллирийцами, второстепенными представител€ми семейства. ƒостоверно можно сказать следующее: 1) √омер, ћагог, ‘убал, ћешеш, ‘ирас и јшкенас Ч это родовые названи€ народов; 2) яван,  иттим и ƒоданимЧ это собирательные названи€ народов, полученные ими после первых переселений; 3) ћадаи, –ифат, ‘огарма, Ёлиша и ‘аршиш Ч географические названи€ земель.

“аким образом, мы установили древнюю иерархию могущественной ветви белого семейства. ¬ ту очень древнюю эпоху семиты еще обитали вместе в горах јрмении, а наход€сь вблизи  авказа, они, конечно, могли иметь пр€мые св€зи с кельтами или √омерами, многочисленные племена которых жили тогда на северном побережье „ерного мор€. ќднако вполне веро€тно, что кельты имели контакты с семитами еще до этой эпохи. –едакторы  ниги Ѕыти€ опирались в основном на космогонические и исторические сведени€ ханаане€н, но могли дополн€ть их более близкими им воспоминани€ми, истоки которых восход€т к периоду, когда все белое семейство проживало совместно в глубине ¬ерхней јзии.

Ёти √омеры, издавна известные ханаанским племенам юга, еще лучше были известны ассирийцам. ¬ конце XIII в. между двум€ народами имели место и конфликты и союзы.  ельты не оставили потомкам пам€тников своего триумфа и забыли их, но их более аккуратные соперники из јзии сохранили следы подвигов, которые они приписывали себе. ѕодполковник –оулинсон в клинописных надпис€х часто встречал название Ђгумирийцыї (Gumiris), в частности, в Ѕисутуне. «начит, именно в «ападной јзии встречаютс€ первые упоминани€ о народе, которому предсто€ло распространитьс€ в ≈вропе.

 роме Ѕиблии и ассирийских свидетельств, о кимрийском вторжении во времена  сиаксара говорит и греческа€ истори€. Ќачина€ с этого времени мы проследуем за кимрийцами, или гумирийцами, за Ёвксин, поднимемс€ с ними к западу и северо-западу, не тер€€ их больше из виду. ќни проникли в земли, соседствующие с „ерным морем, и принесли туда свое им€ Ђкимбрыї [1]. ќни зан€ли √аллию, и эта земл€ узнала кимрийцев. ќни поселились в долине ѕо и распространили там славу умбрийцев, или амбронов [2]. Ќапример, в Ўотландии существует клан  амерон, в јнглии Ч  эмбрий, во ‘ранции Ч города  эмпер,  амбрэ. —читалось, что слово Ђгумирыї (Ђкимрыї, Ђкимбрыї) может означать ветвь кельтского семейства, отличающуюс€ от галлов, а в кельтах не признавали последних. Ќо достаточно вспомнить, как часто оба эти названи€ Ч Ђгаллї и Ђкимриецї Ч употребл€ютс€ дл€ обозначени€ одних и тех же племен и народов, чтобы отвергнуть это различие.  стати, оба слова имеют очень близкое значение: Ђгаллї значит Ђсильныйї, а Ђкимриецї Ч Ђотважныйї.

¬ действительности не существует никакой причины делить кельтские народы на две различные части, но не меньшей ошибкой было бы считать, что обе ветви абсолютно схожи между собой. Ёти массы людей, собравшиес€ на берегах Ѕалтики от —еверного мор€ [3] до √ибралтарского пролива и от »рландии до –оссии [4], значительно отличались друг от друга, и степень различи€ зависела от того, с кем у них было больше родства: со слав€нами, фракийцами, иллирийцами и, в особенности, с финнами. »стоки всех этих племен лежат в одной ветви, но часто мы наблюдаем у них отдаленное сходство в €зыке, что св€зано с бесконечными изменени€ми в диалектах. ¬прочем, иногда они вели себ€ как соперники и враги, а позже австразийские франки с ожесточением воевали против невстрийских франков. ќни посто€нно создавали политические союзы, направленные друг против друга [5].

Ќо повтор€ю, нет никаких сомнений в том, что все они принадлежали к белой расе по самой своей сути. »х воины отличались высоким ростом, могучим телосложением, у них были голубые или серые глаза, белокурые или рыжеватые волосы. Ёто были люди необузданных страстей, их исключительна€ жадность и любовь к роскоши часто заставл€ли их братьс€ за оружие. ќни обладали быстрым умом, ненасытным любопытством, гибкостью перед лицом трудностей и, в довершение всего, опасным непосто€нством настроени€ Ч результат органической неспособности к долгой прив€занности к чему бы то ни было [6]. »ме€ такие черты, галльские народы очень рано построили довольно развитое социальное государство, достоинства и недостатки которого отражали и благородные истоки, и финскую примесь, изменившую их природу [7].

»х политическа€ организаци€ представл€ет собой такую же картину. ћы видим у них чисто феодальную систему и слабое правление в лице избранного вожд€ наподобие той, что имела место у древних индийцев, иранцев, гомеровских греков, самых древних китайцев. Ќеустойчивость власти и гордын€ воинов часто парализовали де€тельность исполнительного органа. ¬ системе правлени€ галлов, как и у остальных народов семейства, нет и следов беспредельного деспотизма, характерного дл€ семитских республик. «аконы были довольно зыбкими и исполн€лись плохо. ќдним словом, кельтский гений сохран€л те права происхождени€, которые черные народы уничтожали всюду, куда они проникали.

я не собираюсь приписывать эти инстинкты и эту неустойчивую организацию их варварству. —тоит бросить взгл€д на политическую ситуацию нынешней јфрики, чтобы убедитьс€ в том, что самое €вное варварство не исключает самого чудовищного деспотизма.

Ѕыть свободным и быть рабом одновременно Ч часто эти черты в народе проистекают из череды долгих исторических комбинаций, но естественна€ предрасположенность к свободе или к рабству всегда заложена в этнической сущности. ќб этом свидетельствует распределение социальных идей среди различных рас.

–€дом с политической системой естественным образом стоит система военна€. ” галлов было насто€щее воинское искусство. »х арми€ по примеру армий арийцев-индусов состо€ла из четырех элементов: пехоты, усиленной искусными лучниками, конницы, боевых колесниц [8] и боевых собак, занимавших место слонов.  онечно, их стратеги€ уступает тому, что мы видим у римских легионов, но не имеет ничего общего с единым порывом толпы, рвущейс€ к добыче. ќб этом можно судить по организации крупных кельтских походов и по системе администрации, которую завоеватели устанавливали в покоренных странах. ќсобенно это очевидно у галло-греков.

 имрийцы обычно сражались оружием из металла; если они иногда употребл€ли каменное оружие, оно было искусно обработано бронзовыми или железными инструментами. —корее всего каменные мечи и топоры, найденные в могилах, несли эмблематический смысл или предназначались не дл€ сражений, а дл€ сакральных целей.   этой же категории относ€тс€ мечи из обожженной глины, богато украшенные и искусно выполненные. ¬прочем, вполне возможно, что самые бедные пользовались любым оружием, доступным дл€ них. Ќо это совершенно не означает, что галлы не умели получать и обрабатывать металлы, потому что в их €зыках есть слова, относ€щиес€ к этому роду де€тельности и не заимствованные ни из греческого, ни латинского, ни финикийского. ≈сли некоторые слова имеют сходство с эллинскими эквивалентами, это не значит, что их принесли массалиоты. Ёто сходство доказывает, что эллинские арийцы, отцы фосийцев и предки кельтов, вышли из одной и той же расы.

Ќапример, существуют чисто галльские названи€ металлов, которые свидетельствуют о том, что кимрийцы в древности знали горнорудное дело. ¬прочем, было бы странно, если бы таким талантом не обладали галлы, которые последними пришли на эти земли с северо-востока Ч на земли, где этим ремеслом успешно занимались и иберийцы, и местные этруски.

ѕам€тники бронзового и железного веков содержат огромное количество различных инструментов и орудий труда, указывающих на высокий уровень выплавки металлов у кельтских народов. Ёто мечи, топоры, наконечники копий, алебарды, шлемы и многие другие предметы, сделанные из золота, бронзы, серебра, свинца, цинка.

√аллы вели оседлую жизнь. ќни жили в больших селени€х, которые быстро превращались в города. ƒо римской эпохи некоторые столицы кельтских народов стали весьма вли€тельны. Ќапример, Ѕурж в те времена насчитывал 40 тыс€ч жителей [9]. ћожно также назвать ќтун, –еймс, Ѕезансон в √аллии,  арродунум в ѕольше и другие [10].

Ћатинска€ античность оставила нам много архитектурных пам€тников и во ‘ранции, и в южной √ермании. Ќекоторые достигают ста шагов по периметру. ќбычно они круглой формы и всегда сдвоенные: одна половина служила жилищем, втора€ амбаром. „асть из них, видимо, была окружена каменной стеной, на которой возвышалась постройка из досок и самана, часто оштукатуренна€. ¬ строительстве галлы охотно сочетали камень и дерево. Ёти старые дома, широко распространенные почти во всех наших провинциальных городах, а также в √ермании, с каркасными стенами, промежутки которых заполнены камнем или землей, построены по кельтскому типу.

Ќет никаких указаний на то, что кельтские строени€ имели несколько этажей или отличались роскошью.  ельты ценили благополучие больше, чем красоту. ” них была добротна€, аккуратно сделанна€ мебель, бытовые предметы из кости и красного дерева Ч гребни, заколки, ложки, игрушки, кубки из рога, конска€ сбру€, украшенна€ медными и бронзовыми пластинками, сама€ разнообразна€ посуда и т. д. ќни широко пользовались стекл€нными предметами Ч прозрачными, расписными, окрашенными в синий, желтый и оранжевый цвета. »з цветного стекла они делали бусы и сакральные украшени€ дл€ друидов. Ќа широкую ногу было поставлено изготовление тканей. ¬ могилах наход€т остатки льн€ных покрывал тонкой работы, в частности хорошо сохранившиес€ шотландские ткани Ч тартаны, о которых пишет “ацит.

“ака€ любовь к материальным радост€м сделала кельтов хорошими работниками, а трудолюбие, в свою очередь, обусловило вкус к торговле. ћассалиоты процветали потому, что окружавшие их племена отличались такими же способност€ми к торговым обменам. ¬ их распор€жении были надежные транспортные средства.  ельты имели морской флот. Ёто не были утлые финские пироги, а добротные суда с высоким бортом, оснащенные мачтами и парусами из искусно выделанных кож. ѕо свидетельству ÷езар€, они были лучше приспособлены к морским плавани€м, чем римские галеры. ѕолководец использовал их дл€ завоевани€ Ѕританского острова и имел возможность по достоинству оценить их в войне против венетов.

“аким образом, кельты имели на море мощный инструмент дл€ проведени€ своей политики. ѕоэтому их города, не отличавшиес€ особым блеском, были большими, многолюдными, заваленными всевозможными товарами. ћногие из них были хорошо укреплены, и не только посредством ограды или рва, но по всем тогдашним канонам фортификационного искусства. ÷езарь отдал должное таланту галльских аквитанцев, которые использовали подкопы при осаде городов. ¬полне естественно, что кельты, как и иберийцы, искусные в рудокопстве, употребл€ли свои знани€ и в военном деле. Ќе зр€ ÷езарь отказалс€ от штурма —уассона, увидев широкие рвы и мощные крепостные стены. ј в Ѕурже крепостные башни дл€ прочности были покрыты кожей.

≈ще более древние любопытные находки обнаружены в некоторых местах в Ўотландии и ‘ранции. –ечь идет о толстых стенах, поверхность которых была специально обожжена огнем, в результате чего образовалась остекленевша€ корка необычайной прочности. ƒолгое врем€ сомневались, что это Ч дело рук человеческих, и приписывали эти стекловидные поверхности действию вулканов, забыв о том, что в данной местности никаких вулканов не существовало. ѕричем все это относитс€ к очень глубокой древности. ѕодтверждение € вижу в том факте, что во времена римл€н Ўотланди€ находилась в упадке, и подобные сооружени€ уже были ей не под силу. —ледовательно, их придетс€ отнести к более ранней эпохе, когда каледонское население еще не было в такой разрушительной мере смешано с финскими племенами. ¬ I в. до н. э., собственно говор€, јнгли€ имела два типа кельтского населени€: одно, считавшее себ€ автохтонным и жившее в глубине острова, и другое, которое было св€зано с переселением бельгийцев и германизированных галлов. »менно этим завоевател€м принадлежат кельтские монеты јнглии, аналогичные тем, что встречаютс€ от Ўельды до –еймса и —уассона.  ельты, обитавшие во внутренних земл€х јнглии, превратились в варваров. ќни одевались в звериные шкуры, у них была распространена полиандри€, т. е. многомужие. ” бельгийских переселенцев они перен€ли обычай раскрашивать свое тело, хот€ последние сто€ли гораздо выше их во всех отношени€х. Ќа более низкой ступени сто€ли ирландцы. ћожно предположить, что в очень давние времена на. их острове по€вились финикийцы и карфаген€не. ¬ древнеирландском галльском €зыке есть семитские элементы. ћежду прочим, считаетс€, что этот €зык был единственным, который так и не смог выучить дь€вол. ¬озможно, имела место также иберийска€, вернее, кельтиберийска€, иммиграци€.  ак бы то ни было, —трабон считает ирландцев каннибалами, которые поедали своих престарелых родителей. ќб этом пишут ƒиодор —ицилийский и —в€той ∆ером. ¬се эти истории, св€занные с ѕарфоланом, п€тым потомком ћагога, сына »афета, с  анной и  емихидом, родител€ми этого геро€, с ‘ир-Ѕолгами, выходцами из ‘ракии, наконец, с ћилесинцами, сыновь€ми ћиледа, пришедшими из ≈гипта в »спанию, а из »спании в »рландию, слишком приукрашены библейскими и классическими авторами, чтобы относить их к далекой древности и, следовательно, считать достоверными. Ёто подобно истори€м о ‘ранции, котора€ началась с ‘ранкуса, сына √ектора. ѕо всей очевидности, остров начал выходить из варварства только в IV в. н. э. »менно тогда у ирландцев по€вилс€ морской флот.

ќднако вернемс€ к достижени€м кельтов. »х каменные постройки дают основание предполагать у них знание основ архитектуры. ¬ отличие от желтых племен, кельты не просто складывали друг на друга огромные глыбы: они укладывали многогранные блоки, оставл€€ их необработанными, чтобы сохранить прочность. ¬ этом исток системы, известной как пелагийска€ и циклопическа€. “акие пам€тники встречаютс€ во ‘ранции, √реции, »талии.   ним относ€тс€ развалины, обнаруженные в провинци€х ‘ранции, и погребальные помещени€ во многих курганах, которые абсолютно отличаютс€ от финских построек, где блоки не образуют стену.  еферштайн отмечает, что в јнглии и —кандинавии очень мало кельтских сооружений, выполненных методом кладки. Ёто замечание совпадает со словами ÷езар€ о том, что британцы, живущие в глубине острова (не путать с бельгийскими переселенцами), называют городом поселок, состо€щий из хижин, сделанных из веток и сто€щих на сва€х.

»так, эти каменные сооружени€ выдержали испытание временем. –имл€не использовали их как основу дл€ своих построек. ѕозже средневековые рыцари возводили на них свои замковые башни.  роме камн€ и дерева, галлы примен€ли кирпич. ќни соорудили внушительные башни, часть из которых сохранилась до сих пор. ќдна из них стоит на Ћуаре: возможно, она использовалась в культовых цел€х.

√орода, надежно построенные и защищенные, со значительным населением, имевшим в своем распор€жении мебель, утварь, предметы роскоши, сообщались между собой посредством хороших посто€нных дорог и мостов. –имл€не не первыми организовали сообщение в кимрийских странах: они увидели готовые дороги, отремонтировали их и поддерживали в хорошем состо€нии. „то касаетс€ мостов, ÷езарь сам отмечает, что не все они построены римл€нами [11].

ѕомимо обычных путей сообщени€, кельты организовали экстренные способы св€зи. ” них был насто€щий телеграф. ќни расставл€ли людей, которые криком передавали важную новость. “аким образом, сообщение, вышедшее на восходе солнца из ќрлеана, поступало в ќвернь около 9 часов вечера, пройд€ рассто€ние в 80 лье.

ƒеревни были населены не меньше, чем города. ќб этом можно судить по большому количеству кладбищ, обнаруженных в разных районах кельтской ≈вропы. »х размеры обычно достаточно велики. ѕогребальных курганов не встречаетс€. ѕодобные сооружени€, если они дополнены дольменом, принадлежат первым жител€м, т. е. финнам, и не о них сейчас речь. ≈сли в захоронении есть погребальное помещение с выложенными из камней стенами, значит, оно предназначалось дл€ кн€зей, знати и богатых людей. ј кладбища служили последним пристанищем простого народа. Ёто обычные могилы, иногда с насыпанным холмиком. ћертвые тела почти всегда сжигались. ¬ этом заключаетс€ разница между захоронени€ми самых первых жителей, которые ни сжигали умерших, и кельтскими. ¬о вс€ком случае в курганах с погребальными помещени€ми, пелагийскими и циклопическими, возможно, современниками кладбищ, никогда не встречаютс€ целые скелеты, а только остатки сожженных костей в урнах.

ћожно отметить еще одно различие между захоронени€ми, которые относ€тс€ к Ђнациональнойї эпохе, и теми, которые по€вились в римский период: предметы, обнаруженные в последних, имеют смешанный характер, где всегда легко увидеть латинские эллинизированные элементы. “акое кладбище есть недалеко от ∆еневы.

ќбилие чисто кельтских кладбищ не только свидетельствует о большом количестве населени€, которое ими пользовалось, но наводит на некоторые другие мысли. «абота, с какой оборудовались кладбища, расходы, св€занные с ними, их количество и богатство предметов, содержащихс€ в могилах простых людей, Ч все это свидетельствует об общем благополучии народа. »так, вр€д ли можно согласитьс€ с давним мнением об абсолютном варварстве галльских племен, причем это мнение было основано на ложном предположении, что финские пам€тники Ч дело рук кельтов.

  сказанному следует добавить, что кельты, искусные в самых разных област€х, не могли не понимать ценности человеческого труда и не вознаграждать своих творцов. ќни имели систему счета и за триста лет до прихода ÷езар€ чеканили деньги дл€ внешних торговых св€зей. ” них были монеты из золота, серебра, сплава золота, серебра и меди, из меди и свинца, из железа, из чистой меди; круглые, квадратные, радиальные, вогнутые, сферические, плоские, толстые, тонкие, с вдавленным и рельефным рисунком. ќчень многие монеты несут на себе массалиотскую, македонскую или римскую печать. Ќо другие не дают никакого повода заподозрить такое родство.  онечно, это самые древние: они восход€т к глубокой древности. ≈сть радиальные монеты, имеющие аналоги в Ётрурии: либо местные жители получали их от умбрийцев, живших по соседству, либо имела место оживленна€ торговл€ между двум€ народами, в чем нет никаких сомнений, учитыва€ большое количество €нтар€ в тосканских могилах древнего периода [12].

Ќар€ду с денежной системой кельты имели письменность. Ќадписи на кельтиберийских медал€х, до сих пор не расшифрованные, указывают на очень отдаленную эпоху.

—о своей стороны, “ацит отмечает один факт, относ€щийс€ к такому же почтенному возрасту. ¬ его врем€ считалось, что в √ермании и в –этских јльпах существуют античные пам€тники, покрытые греческими надпис€ми. —читалось, что эти пам€тники воздвиг ”лисс во врем€ своих северных путешествий, о которых не осталось никаких свидетельств. —ообща€ об этом, “ацит выражает логичное сомнение в том, что сын Ћаэрта вообще когда-либо путешествовал в јльпах или по берегам –ейна, но факт наличи€ надписей остаетс€ фактом [13].

  этим словам “ацита следует добавить свидетельство ÷езар€, который после победы над жител€ми √ельвеции нашел в их лагере подробный перечень пришлого населени€, включа€ воинов, женщин, детей и стариков. »нтересно то, что он был написан по-гречески.

¬ другом месте Ђ омментариевї диктатор пишет, что во всех своих общественных и частных делах кельты пользовались греческими буквами. ѕо необъ€снимой причине друиды ничего не записывали Ч ни свои доктрины, ни ритуалы Ч и заставл€ли учеников учить их наизусть.

Ёто правило строго соблюдалось. —уд€ по этим сведени€м, прежде чем оказатьс€ под римским вли€нием, кельтские народы привыкли к графическому изображению своих мыслей, и что самое интересное, их система резко отличалась от того, что нам оставили великие азиатские народы древности. ” последних письменность предназначалась главным образом дл€ жрецов и считалась чем-то вроде религиозной тайны, поэтому она с таким трудом проникала в обиход, и вплоть до эпохи ѕисистрата не записывались даже поэмы √омера, хот€ они и вызывали всеобщее восхищение. ” кельтов против алфавита выступали св€щенники, а в частной и государственной жизни он употребл€лс€, например, дл€ того, чтобы обозначать достоинство денег. ќдним словом, у кельтов письменность, лишенна€ вс€кой религиозной тайны, €вл€етс€ светской наукой.

Ќо и “ацит, и ÷езарь добавл€ют, что этот распространенный алфавит, по поводу существовани€ которого в √ермании уже нет никаких сомнений [14], был в ходу и на јпеннинах, и в √аллии, и в √ельвеции, и в нем нет ничего национального, т. е. он полностью заимствован у греков. ќбъ€сн€€ этот факт, ученые, которые склонны видеть повсюду только принесенные извне цивилизации, обращаютс€ к массалиотам. Ёто их единственный аргумент, когда они не могут закрыть глаза на реальность Ч на факты, не укладывающиес€ в наличие варварства в кельтских странах. Ќо их гипотеза не выдерживает никакой критики.

≈сли бы массалиоты могли воздействовать на идеи галльских народов до такой степени, чтобы распространить на них свой алфавит, тогда они тем более передали бы им соблазнительные формы своего оружи€ и своих орнаментов. » така€ победа была бы убедительнее всего. ќднако они в этом не преуспели.  огда народы √аллии решили копировать греческие деньги, ими двигал только прагматизм и очевидное преимущество денежной системы, но что касаетс€ искусств, у них это получалось неуклюже и грубо.  огда одна раса заимствует у другой алфавит, она берет у нее еще что-нибудь Ч религиозные воззрени€, например; а друиды не желали и слышать о письменности. ћежду тем у кельтов письменность не несла в себе никакой догмы. »ногда, за неимением теологических доктрин, предметом заимствовани€ может быть литература. Ќо следов этого мы не видим ни у одного писател€ античности [15]. Ќаконец, каким образом этот распространенный алфавит, укоренившийс€ даже в нравах галльских народов, которые почти не имели контактов друг с другом, мог перейти от жителей √ельвеции к населению  ельтиберии? ≈сли бы кельтам пришло в голову заимствовать у чужаков средство хранить пам€ть о фактах и событи€х, они, конечно же, обратились бы к финикийцам. »так, знаки, выгравированные на местных медал€х, распространенных на полуострове, не имеют никакого отношени€ к ханаанскому или греческому алфавиту.

Ќа этом закончим дискуссию о материальной идентичности двух алфавитов. » если это не доказано дл€ кельтиберийцев, тогда нельз€ этого утверждать в отношении большинства остальных кимрийских племен. “ем не менее, € не хочу сказать, что у них был один и тот же алфавит.  стати, ћоммсен насчитал до дев€ти различных алфавитов, которые он собрал на севере »талии и в јльпах. ќн приводит следующий топографический перечень: “оди, ѕрованс, Ётрури€, ¬але, “ироль, —тири€,  онжелиа-но, ¬ерона, ѕаду€. ” них идентична€ система строени€, хот€ различи€ между ними вполне очевидны.

ћожно задатьс€ вопросом, как могло оказатьс€, что ÷езарь, хорошо знающий греческие произведени€, ошибс€ в текстах из √ельвеции и увидел греческие буквы там, где их не было? ј вот мой ответ: ÷езарь, возможно, держал в руках эти манускрипты, но их содержание объ€снил ему переводчик. ѕо свидетельству очевидца, они были написаны греческими буквами, т. е. буквами, очень похожими на греческие, но €зык был галльский. «авоевател€ обмануло внешнее сходство, а поскольку он был уверен, что италийские и этрусские алфавиты происход€т из греческого, он пришел к ошибочному выводу.  стати, этому есть подтверждение: на недавно обнаруженных пам€тниках есть буквы, которые еще до римл€н употребл€лись салассами ѕрованса, кельтами —ен-Ѕернара, горцами “ессина и которые только отдаленно напоминают греческий алфавит.

ƒревнегреческий алфавит, который по мнению специалистов первым использовалс€ арийцами-эллинами, состо€л из 16 букв. ќни действительно нос€т семитские названи€ и очень похожи на ханаанские и еврейские буквы, но нет никаких указаний на то, что и те и другие произошли из местного источника, а не были занесены с северо-востока первыми переселенцами белой расы. ¬ообще вопрос о происхождении алфавитов далеко не решен. ќн тесно св€зан с этническими вопросами, а кроме того, осложнен одной априорной концепцией, по€вившейс€ в XVIII в. ѕо мнению так называемых философов истории, письменность началась с рисунка, от рисунка перешла к символическому изображению, а на третьей стадии породила фонетические системы. ѕо правде говор€, это стройна€ теори€, и жаль, что она граничит с абсурдом. ‘игуративные системы, например, у мексиканцев и египт€н, с первых дней своего изобретени€ стали идеографическими, потому что, отража€ форму дерева, плода или животного, требовалось выразить графически Ђматериальнуюї идею, котора€ мотивировала изображение этих вещей. “аким образом, выпадает один из этапов перехода. „то касаетс€ третьего, он не представл€етс€ необходимым, поскольку ни мексиканцы, ни китайцы, ни египт€не не создали на базе своих иероглифов собственно говор€ алфавита. —пособ, который использовали два последних из названных народов дл€ передачи имен собственных, служит убедительным доказательством того, что принцип, на котором строитс€ их система воспроизведени€ €зыка, не в состо€нии преодолеть невидимые преп€тстви€. ѕоэтому идеографическа€ письменность об€зательно должна быть символической, а с другой стороны, она не имеет никакого отношени€ к методу элементарного разложени€ и абстрактного представлени€ звуков. Ќо можно ли также сказать, что фонетические алфавиты, которыми мы пользуемс€, не происход€т от забытых идеографических систем? я понимаю, что сама постановка такого вопроса есть пос€гательство на узаконенные аксиомы. ќбычно финикийский тип берут за парадигму, за источник всех фонетических систем письменности и стро€т соответстви€ между изображением и обозначением, а таковых при желании можно найти сколько угодно.

 стати, последние исследовани€ ассирийских алфавитов открыли новый графический метод, который, с какой бы стороны к нему ни подходить, никак нельз€ св€зать с символическим изображением.  роме того, можно назвать такие виды письменности, которые не €вл€ютс€ ни идеографическими, ни фонетическими, ни силлабическими, а просто мнемоническими, где элементы не имеют иного значени€, кроме того, какое им дал автор. “акова, например, Ђленниленапска€ї система.

»так, мы имеем 4 категории графических средств, употребл€емых людьми дл€ сохранени€ своих мыслей. ќни совершенно разные по своему достоинству, что св€зано с особыми способност€ми их создателей комбинировать движени€ мысли и формулировать отношени€ между вещами. »х изучение может привести к интересным результатам и дать много информации и об обществах, которые их используют, и о расах, из которых состо€т эти общества.

ќднако вернемс€ к самому древнему греческому алфавиту. √реки писали то справа налево, то слева направо, и нынешний метод утвердилс€ не сразу [16]. » в этом нет ничего необычного. Ќапример, руны записаны разными способами: справа налево, слева направо, снизу вверх или по кругу.

16 букв греческого алфавита не передавали все звуки смешанного €зыка, в котором присутствовали местные, семитские и арийско-эллинские элементы. Ёти буквы скорее могли удовлетвор€ть потребности наречий ѕередней јзии. Ќо, возможно, еще лучше они подходили дл€ наречи€ тех первых жителей страны, которых обычно называют Ђпеласгамиї и которым € приписал кельтское или слав€нское происхождение. ƒостоверно одно: северные руны, которые √римм не считает имеющими отношени€ к тевтонским диалектам, также состо€т из 16 букв, а их недостаточно дл€ передачи всех модул€ций голоса у готов. —равнива€ руны со знаками, обнаруженными на арийских пам€тниках на ≈нисее, √римм видит в них первоначальный тип. ќн св€зывает с колыбелью белой расы истоки всех наших современных алфавитов. я не сомневаюсь в том, что эта точка зрени€ в будущем станет исходной дл€ изучени€ древней истории.

—леду€ путем √римма,  еферштайн проницательно за€вл€ет, что в рунах отсутствуют некоторые буквы, основные в готских диалектах. »сход€ из этого наблюдени€ он заключает, что руны Ч это портрет алфавитов, которыми пользовались кельты. –унические знаки в таком случае фазу наход€т аналог у народа той же расы: это очень древний ирландский алфавит, называемый Ђbobelotї или Ђbeluisnonї.  ак и древние прототипы, он состоит только из 16 букв и поразительно напоминает руны.

Ќе следует забывать, что система всех этих типов письменности абсолютно така€ же, как в древнегреческом, и что общность их форм никогда не переставала существовать. »талийские алфавиты Ч умбрийский, эвганейский, мессалийский и этрусские алфавиты, близкие к греческому по форме, восход€т к очень раннему периоду и несмотр€ на различи€ отличаютс€ общим сходством. ќни имеют буквы, в которых нет ничего эллинского, и таким образом обладают своим национальным лицом. ¬се они, кроме этрусского, €вл€ютс€ кельтскими, как мы увидим ниже.

ѕам€тники, которые сохранили их дл€ нас, большей частью предшествуют вторжению эллинов на италийский полуостров. ѕоэтому можно сказать, что эти европейские алфавиты, родственные друг другу, родственные греческому, не сформировались по типу последнего. ќни, как и греческий, имеют более древнее происхождение.  ак и кровь белых рас, они берут исток в первобытных поселени€х этих рас в глубине ¬ерхней јзии.  ак и народы, которые пользовались ими, они совершенно самобытны и совершенно свободны от имитации греческого алфавита на европейской территории; наконец, кельтские народы не заимствовали свою социальную культуру, религию и свою кровь у греков и также не об€заны им своими графическими системами [17].

Ѕольше всего поражает утилитарное использование выраженной на письме мысли. ћы не встречали ничего подобного у Ђженскихї обществ, достигших определенного уровн€ цивилизации. ¬ данном случае мы имеем дело с людьми, которые обладают более Ђсухойї рассудочностью и подчин€ютс€ приземленным потребност€м.

 ельтские народы были, конечно, воинственными, но не в такой степени, как это обычно считаетс€. »х воинска€ слава опираетс€ на несколько удачных походов на соседние народы. ќднако это были редкие случаи, а в течение долгих веков кельтские государства жили с сосед€ми в мире. ƒело в том, что их социальна€ организаци€ сама нуждалась в отдыхе дл€ своего развити€. √лавным образом они были земледельцами, промышленниками и коммерсантами. »ногда им случалось, как впрочем всем наци€м на земле, вести с кем-нибудь войну. „аще всего они пасли свои огромные стада коров и свиней на просторных пол€нах среди дубовых лесов, покрывающих страну. ќни не имели равных в копчении и засолке м€са, а их окорока были известны даже в √реции. «адолго до прихода римл€н они торговали на италийском полуострове и на рынках ћарсел€ льн€ными ткан€ми и кожами.  роме того, они торговали солью, рабами, евнухами, охотничьими собаками; они считались признанными мастерами в каретном деле. ќдним словом, кимрийцы, как € уже говорил, вход€т в категорию прагматических народов, т. е. относ€тс€ к Ђмужскомуї типу. — воинской точки зрени€, они превосход€т иберийцев, но не в смысле умственных упражнений. –оскошь у них сводилась к утилитарным вещам: красивое оружие, добротна€ одежда, хорошие лошади.  стати, последнее увлечение доходило у них до страсти, и они приобретали дорогих скакунов из заморских земель.

ќднако при всем этом у них, очевидно, была и литература, поскольку существовали и барды, и песни. ¬ этих песн€х излагаютс€ знани€, приобретенные их расой, и хран€тс€ космогонические, теологические и исторические традиции. —овременна€ критика не располагает исследовани€ми этих письменных произведений, восход€щих к эпохе национального самосознани€. Ќо в общей сокровищнице у германских народов есть особое место дл€ кельтов. ѕроизведени€ в прозе и в стихах, написанные на местных диалектах, есть у ирландцев, горцев северной Ўотландии и у бретонцев јрморики.

—пециалисты внимательно изучают эти произведени€ народной музы, и иногда им попадаютс€ следы кимрийцев.   сожалению, не все они относ€тс€ к далекой античности. —амое позднее их можно датировать V в., поэтому нам трудно судить о кельтской литературе предримской эпохи, когда и дух, и политика этого народа были независимы.  роме того, надо отметить, что хот€ подлинность сочинений галльских, армориканских, ирландских или гэльских бардов не вызывает сомнений, поражает их сходство с римскими и германскими сочинени€ми того же периода. Ёто бросаетс€ в глаза при самом поверхностном сравнении: идентичны и ход мысли, и материальные формы поэзии. “от же вкус к загадочному, к сентенциозности, пророческой непон€тности, аллитерации и причудливому соединению фактов. Ёти характерные черты можно отнести к раннему вли€нию, которое оказал нарождавшийс€ германский мир на кельтский гений. ¬се свидетельствует о том, что в области морали арийцы-германцы намного превосходили кимрийцев. Ќо, принима€ эту исходную точку зрени€, можно допустить, что литературные формы и обычаи, ставшие к тому времени общими, могли войти в обиход кельтов в результате военных походов в V в.

 имрийцы четырех первых столетий христианства растер€ли многое из того, что имели. –имское вли€ние исключительно сильно изменило их интеллектуальную жизнь, лишило ее самобытности, так же как и кровь большинства этих народов.

¬ √аллии мы наблюдаем иную картину. —очинени€ оватов исчезли почти бесследно. — ними не произошло того, что произошло с сочинени€ми этрусков, которые, несмотр€ на то, что древние сабин€не считали их €зык варварским, сохранили и свое значение, и свое достоинство благодар€ вкладу в историю. — ними вынуждены считатьс€ и историки, и антиквары, их перевод€т и включают, пусть даже с изменени€ми, в сокровищницу древней литературы. √аллии в этом отношении не повезло. ≈е народы покорно отказались от своего прошлого и быстро научились презирать его: они всеми средствами старались сделатьс€ латин€нами. ∆аль, что в пам€ти народа не сохранились древние песни Ч тот фонд, который был кельтским, но с литературной точки зрени€ перестал быть таковым, потому что выжил лишь благодар€ отказу от своих форм. ѕоэтому, начина€ с римской эпохи, кельтские народы √аллии, √ермании, √ельвеции, –этии утратили древний дух и сохранили в себе только некоторые традиции, оставшиес€ в новой этнической среде в той мере, в какой оставалась кимрийска€ кровь, и сыгравшие свою роль в том смысле, что новые поколени€ однажды вспомнили дух галльской расы.

»так, континентальные кельты оказались на обочине истории задолго до по€влени€ германцев, и нам остаетс€ посмотреть, что сохранилось у кельтов Ѕританских островов и »рландии от интеллектуального богатства их семейства и что они смогли передать своей армориканской колонии.

÷езарь считает аборигенов Ђбольшого островаї очень невежественными. Ќо еще более невежественными и грубыми были ирландцы. ¬ообще эти земли назывались св€щенными, и местные св€тилища высоко почитались друидами. Ќо иератическа€ наука и светска€ наука Ч это разные вещи. Ќиже € объ€сню, почему € считаю, что теологи€ британцев издавна утратила свои достоинства. „то касаетс€ светских наук, они мало культивировались: не потому, что эти островит€не жили в лесах в хижинах из веток, не потому, что их грубые нравы разрешали людоедство, но потому, что их исконные традиции имеют очень мало самобытного. ” них очевидно преобладание классических идей. Ётот факт бросаетс€ в глаза, и в нем нет ничего латинского. Ёти идеи имеют христианскую форму в германо-романском духе. ƒобросовестный наблюдатель не может не признать, что набожные сеноби-ты VI в. если и не сочин€ли сами, то много способствовали сочинени€м даже €зыческого характера. ¬о всех их книгах р€дом с ÷езарем и его воинами встречаютс€ библейские истории: ћагог и сыновь€ »афета, фараоны и земл€ ≈гипетска€, отражение современных событий: саксонцы, величие  онстантинопол€, могущество јтиллы. я не хочу этим сказать, что в их литературе вообще нет следов древнего прошлого, но вс€ эта литература по своим формам и по своему фонду относитс€ к эпохе, когда на этих земл€х жили уже не только местные племена, когда их раса перестала быть чисто кельтской, когда христианство и германска€ мощь завоевывали все больше позиций и подчин€ли себе самых €рых противников.

¬се это доказывает, что народы, говорившие с начала христианской эры на кельтских диалектах, уже давно утратили самобытность. Ёто также доказывает, что если германский гений с самого начала обогатилс€ кимрийс-ким элементом, то именно благодар€ ему, благодар€ его вли€нию на гэльские, гальские и бретонские народы, к V в. сформировалась литература, котора€ с тех пор имеет право называтьс€ современной. ќна €вл€етс€ продуктом многих течений, т. е. не оригинальной. я не буду вслед за филологами повтор€ть, что кельты јнглии на заре феодальной эпохи имели песни и романы, обошедшие всю ≈вропу, напротив, € хочу сказать, что, подобно ирландским монахам, скальды были блест€щими теологами и обладали поистине прозелитской энергией, чуждой эгоистичным привычкам галльских племен, а их поэты, испытывавшие





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 472 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћогика может привести ¬ас от пункта ј к пункту Ѕ, а воображение Ч куда угодно © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

516 - | 526 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.095 с.