Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Книга четвертая. О поступательном движении, совершаемом нациями 4 страница




Всем сказанным в этой Книге с очевидностью доказывается, что вся жизнь наций полностью протекает соответственно установленному нами порядку через три, и не больше, вида Гражданских Государств, которые все берут свое начало в первых, т. е. Божественных, Правлениях. Повсюду с них начинаясь, соответственно выставленной выше Аксиоме666, как бы из оснований Вечной Идеальной а (соответственно меняющемуся состоянию государства, сначала свободного, а потом монархического, согласно тому политическому указанию Тацита, что законы не должны изменяться все в одно время). как это было показано в настоящем произведении при помощи многочисленных доказательств: эти Основания Римляне во времена своей аристократии строго охраняли обычаями, а когда эти Основания впоследствии перешли в Законы XII Таблиц, то как при народной свободе, так и при монархии Римляне свято хранили их посредством интерпретации.   ==415   Книга четвёртая Истории должен вытекать следующий ряд вещей человеческих: сначала — Республики Оптиматов, потом — Свободные Народные Республики и, наконец, Монархии. Поэтому, хотя Тацит и не видит такого порядка, все же он говорит, как мы указывали в "Идее Произведения", что сверх этих трех форм Общественного Состояния, установленных Природой Народов, других — смешанных из этих трех человеческим предвидением — скорее можно желать от Неба, чем когдалибо возможно осуществить; а если они случайно и возникнут, то весьма недолговечны21. Однако, чтобы не оставлять никакого сомнения в том, что относится к такой естественной последовательности Политических, т. е. Гражданских, Состояний, мы здесь покажем, как естественно смешиваются государства, но уже не по форме (тогда они были бы чудовищами), а так, что позднейшие формы государств смешиваются с первоначальными формами правлений. Такое смешение'1 имеет основание в следующей Аксиоме: изменяясь, люди придерживаются в течение некоторого времени своих прежних навыков6. Поэтому мы утверждаем, что как первые языческие Отцы, перешедшие от жизни животных к жизни людей, сохраняли в религиозные времена, в Естественном Состоянии под Божественными Правлениями, многое от дикости и бесчеловечности своего недавнего происхождения (почему Платон и признает в Полифемах Гомера первых в Мире Отцов Семейства), так и при образовании первых Аристократических Республик за Отцами Семейства сохранилась полная Суверенная Личная Власть, какою они обладали раньше в Естественном Состоянии: и так как из-за своей необычайной гордости никто из них не желал уступать другому, ибо все они были равны, то посредством формы аристократии они подчинились публичной Суверенной Власти своих Правящих Сословий. Поэтому из личной высокой собственности (dominium altum) каждого из отцов семейства составилась высшая публичная высокая собственность (dominium altum superior) Сенатов, и совершенно так же из Личной Суверенной Власти над своими семьями отцы сложили Суверенную а естественное смешение, как бы оно ни было истинно, тем не менее не было подмечено никем из Политиков; оно имеет основание и т. д. б а формы вследствие своего единства стремятся по мере сил изгнать из своих предметов все свойства других форм.   ==416   Три типа Времён Гражданскую Власть Сословий. Если не так, то невозможно понять, каким образом иначе из Семей сложились Города, которые именно потому и зародились в виде Аристократических Республик, естественно смешанных из Суверенных Семейных Властей. Пока Отцы сохраняли такую auctoritas dorainii в своих замкнутых Правящих Сословиях, пока Плебеи героических народов посредством законов самих Отцов не добились предоставления им dominium certum на поля, коннубии, imperium и жречеств, а вместе со жречеством также и науки о законах, до тех пор Республики продолжали быть Аристократическими, Когда же Плебеи героических городов возросли в числе и привыкли к войне настолько, что стали внушать страх Отцам, которых должно было быть мало в Республиках немногих, когда ко всему этому присоединилась сила плебеев, заключающаяся в их многочисленности, и когда плебеи начали издавать законы без авторитета Сенатов, тогда Республики изменились и из аристократических стали народными, так как ни одного мгновения ни один из этих видов Республик не мог прожить с двумя Высшими Законодательными Властями, не разграниченными ни по предмету, ни по времени, ни по территории. По поводу первых, во вторые и в пределах третьих должны были издаваться законы, как, например, Закон Публилия, в котором диктатор Филон объявил, что Римская Республика по самой своей природе стала уже народной. Так как авторитет собственности (auctoritas dominii) удержал то, что он мог удержать в своей изменившейся форме, то он естественно стал авторитетом опеки (auctoritas tutelae); совершенно так же власть отцов над своими несовершеннолетними детьми в случае смерти первых переходит к другим лицам в виде авторитета опекунов (auctoritas tutoris). Свободные народы, господа своей власти, как бы царствующие подопечные, слабые разумом в делах публичных, естественно позволяют руководить собою авторитету своих Сенатов, как бы опекунов. Так свободные по своей природе Республики управляются аристократически. Но после того как Могущественные в Народных Республиках стали направлять Общественный Совет в личных интересах своего Могущества, после того как Свободные Народы в целях личной пользы дали могущественным соблазнить себя и подчинили свою общественную свободу их властолюбию, тогда возникли партии, начались восстания и гражданские войны, и во взаимном истреблении наций возникла форма Монархии.   ==417   Книга четвёртая О ВЕЧНОМ И ЕСТЕСТВЕННОМ ЦАРСКОМ ЗАКОНЕ, посредством которого Нации находят покой в Монархиях Такая форма Монархии вводится обычно Вечным и Естественным Царским Законом. Его чувствовали все те Нации, которые признавали, что Август заложил Монархию Римлян81. Этого Закона не видели Истолкователи Римского Права, занятые Мифом о Царском Законе Трибониана, который в "Институциях"667 откровенно провозглашает себя его автором; в одном месте "Пандект" этот Закон приписывается Ульпиану6. Однако хорошо понимали этот закон Римские Юристы, превосходно знавшие Естественное Право Народов, а Действию этого Закона удивляется Боден, так как он не знает его причины; он замечает, что все необходимые для монархии установления единообразны у Евреев, Римлян, Турок и Французов, и что они меняются лишь в звуке слов этих четырех различных языков; ведь эти четыре нации совершенно одинаково чувствуют, что именно такие, а не иные установления, и именно столько, а не больше и не меньше, нужно для Монархии, если мы только не захотим, чтобы Царский Закон Самуила, посредством которого Саул был Богом установлен в качестве Монарха, проходил по миру теми же путями, как и Пифагор, от Евреев к Римлянам, а от Римлян к Туркам и к Французам. Уравниватели Аттического Права заставляют перейти Законы XII Таблиц из Афин в Рим потому, что они замечают, опираясь на Греческих Авторов, совпадение небольшого числа римских гражданских обычаев с обычаями Афинскими. Однако относительно patria potestas, suitas, agnatio, gentilitas, а тем самым и относительно наследования по закону, завещаний, опеки mancipatio (посредством которой освящались все законные акты, например браки и усыновления, и без которой живые люди не могли приобрести гражданской собственности), относительно usucatio и, наконец, stipulatio (посредством которой приобретали силу все договоры), — а в этих вещах заключается вся основа Римского права, как и в подмеченных Боденом установлениях, единообразных у четырех названных выше наций, заключается целиком вся форма монархического Правления,— относительно этих вещей, говорим мы, оии не могут привести ни одного параллельного места ни у одного Греческого Писателя. Ослепила же их роскошь греческих похорон, запрещенная Римскими законами. Мы можем пожелать им нашей Науки: она дала бы им Открытие Поэтических Характеров, посредством которых в течение долгого времени говорили древние нации. Тогда они смогли бы понять, что эта роскошь появилась в Риме после того, как Римляне познакомились с Греками (это произошло по случаю Тарентской Войны, вызвавшей вскоре войну с Пирром). Они смогли бы также понять, что к Законам XII Таблиц постепенно присоединялись законы, которые издавались еще долго после 303 г. от основания Рима, как мы это полностью доказали выше в "Короллариях к Поэтической Логике". Вернемся теперь к нашей теме. 'Мы говорим, что этого Естественного Царского Закона, понятного всем нациям, не сумели увидеть все истолкователи Римских законов, занятые и т. д. 6 и если бы Трибониан не наговорил басен по поводу этого зако-   ==418   Три типа Времён так как Помпоний в краткой Истории Римского Права, говоря по поводу этого закона, описал нам его в следующем глубокомысленном выражении: rebus ipsis dictantibus regna condita408. Этот Естественный Царский Закон был воспринят в такой естественной формулировке вечной пользы: после того как в Свободных Республиках все предались соблюдению своих частных интересов, которым они заставили служить свое общественное оружие во взаимном истреблении наций, тогда, чтобы сохранились нации, появляется один единственный человек, как, например, Август у Римлян, который силою оружия берет на себя все общественные заботы и предоставляет подданным заботиться о своих частных делах; у подданных остается та забота о делах общественных и лишь постольку, какую и поскольку им разрешает Монарх. Так спасаются народы, которые в противном случае должны были бы погибнуть. С этой истиной соглашаются Доктора современного Права, говоря, что Universitates sub Rege habentur loco Privatorum868, так как большая часть граждан не заботится уже больше о публичном благе. Тацит, глубокий знаток Естественного Права Народов, показывает в "Анналах" происхождение безразличия граждан к общественным делам на примере одного единственного семейства Цезарей при помощи следующего порядка человеческих гражданских идей: при приближении кончины Августа pauci bona libertatis incassum disserere669; как только появился Тиберий, omnes Principis jussa adspectare670; при трех следующих Цезарях сначала появилась incuria671, а под конец — ignorantia reipublicae, tanquam alienae672. Поэтому когда граждане становятся почти что чужестранцами в своих нациях, тогда оказывается необходимым, чтобы Монархи своей особой их направляли и представляли. Итак, чтобы могущественный человек в Свободных Республиках мог вознести себя до Монархии, народ должен разбиться на партии; поэтому Монархии по самой своей природе управляются народно: сначала — Законами, посредством которых Монархи хотят уравнять всех подданных, затем — соответственно той характерной особенности Монархий, что Суверены, подавляя Могущественных, делают большинство свободным от угнетения последних; потом — соответственно другой характерной особенности — Монархи стремятся сохранить в большинстве удовлетворенность и довольство, под- на, то Истолкователи не могли бм привести другого основания для Римской Монархии, установленной Августом. Однако, хорошо понимали и т. д.   ==419   Книга четвёртая держивая жизненно необходимое и пользу естественной свободы; наконец — посредством привилегий, которые Монархии допускают или для целых сословий (они называются привилегиями Свободы), или для отдельных лиц, награждая их гражданскими почестями за необычайные заслуги и ставя их вне сословий: таковы законы по отдельным случаям, продиктованные Естественной Справедливостью. Поэтому Монархии по преимуществу соответствуют Человеческой Природе наиболее развитого разума, как об этом говорилось в другом месте. ОПРОВЕРЖЕНИЕ ОСНОВАНИЙ Политического Учения в Системе Бодена Из сказанного до сих пор становится понятным, как ненаучно Жан Боден установил Основания своего Политического Учения! Он располагает Формы Гражданских Государств в следующем Порядке: сначала были формы монархические, потом они перешли через Тиранию к свободной народной республике, наконец появляются аристократии. Для опровержения его здесь было бы достаточно той естественной Последовательности Политических форм, которую мы показали на фактах, главным образом в этой книге, при помощи бесчисленных доказательств. Однако нам хотелось бы ad exuberantiam опровергнуть его, приведя к невозможности и абсурдности такой позиции. Боден, несомненно, допускает истинность того положения, что на основе Семей сложились Города; с другой стороны, в силу всеобщей ошибки, отмеченной нами выше, он считал, что Семьи включали в себя одних лишь детей. Теперь мы спрашиваем его: каким образом на основе таких Семей могли возникнуть Монархии? Есть два к тому пути: или сила, или обман. Если путем силы, то как один отец семейства мог подчинить себе других? Ведь если даже в Свободных Республиках, которые, по Бодену, появились после Тираний, отцы семейства приносили в жертву своей отчизне, сохранявшей им семьи, и себя, и свои семьи (почему они и оказались уже достаточно прирученными для Монархий), то не должны ли мы считать, что отцы семейства, тогда еще Полифемы из-за своего недавнего происхождения от самой свирепой животной свободы, скорее дали бы себя убить вместе со всеми своими семьями, чем перенесли бы неравенство? Если путем обмана, то ведь им пользуются те, которые добиваются господства в   К оглавлению ==420   Три типа Времён Свободных Республиках, обещая соблазненным или свободу, или могущество, или богатство; если — свободу, то в состоянии Семей все Отцы были Суверенами; если — могущество, то природа Полифемов заключалась в том, что они сидели поодиночке в своих пещерах и заботились о своих семьях, совершенно не вмешиваясь в чужие дела, соответственно навыкам своего бесчеловечного происхождения; если — богатство, то при простоте и бережливости первых времен его вообще совершенно не понимали. Трудность еще больше возрастает потому, что в первые варварские времена еще не было Крепостей, и первые героические города, составившиеся из Семей, долгое время были без стен, как нам выше удостоверил это Фукидид673. Ревность государства в этом отношении была особенно страшна в Героических Аристократиях, как мы сказали выше: Валерий Попликола был заподозрен в стремлении к тирании, так как он построил дом на высоком месте; вместо того, чтобы оправдываться, он в одну ночь разрушил его, а на следующий день, созвав публичное собрание, приказал ликторам бросить консульские связки к ногам народа674. Обычай иметь города без стен особенно долго сохранялся там, где нации были особенно свирепы: так, мы читаем, что в Германии Генрих, по прозванию Птицелов, первый начал выводить народы из деревень, по которым они раньше были рассеяны, в города и окружать города стенами. Таким образом, первыми основателями Городов были те, которые плугом очерчивали стены и ворота (Латинские Этимологи утверждают, что porta — "ворота" — были так названы от portare aratro675, так как плуг приподнимали кверху там, где хотели иметь открытый проход для ворот!). В результате свирепости варварских времен и небезопасности Королевств при Испанском дворе за шестьдесят лет было убито больше восьмидесяти членов Королевского дома, так что отцы Эльвирского Синода (Concilium Illiberitanum), одного из самых старых в Латинской Церкви, осудили на длительное отлучение виновников столь участившихся злодеяний. Но трудность возрастает до бесконечности, если только предположить, что Семьи состояли из одних лишь детей; посредством ли силы, посредством ли обмана, во всяком случае сыновья должны были стать слугами чужого властолюбия и обманывать или убивать своих собственных отцов. Но тогда уже не Монархии должны были бы быть   5- 48   ==421     Книга четвёртая первыми, а нечестивые и злодейские тирании. Так, например, благородные юноши в Риме приносили клятву идти против своих отцов в пользу тирана Тарквиния из-за той ненависти, которую они испытывали к строгости законов, свойственной Аристократическим Республикам; эти законы мягки в Народных Республиках, милостивы в законных Царствах, развращены в Тираниях. Такая клятва стоила этим юношам жизни: среди них были два сына Брута, и, приговоренные отцом к самому суровому наказанию, оба они были обезглавлены. Таким образом, Римское Царство не было Монархией, и Свобода, установленная Брутом, не была народной свободой. Итак, в силу этих больших и многочисленных трудностей Боден, а вместе с ним и все другие Политики должны признать существование Семейных Монархий в состоянии Семей такими, какими они были здесь показаны, а также и то, что Семьи, помимо сыновей, включали в себя также и famuli, по которым главным образом они и были названы; выше мы нашли, что эти famuli были прототипами рабов, так как последние появились после возникновения городов, вместе с войнами. Таким образом, материалом Республик оказываются свободные люди и слуги676; такими их и принимает Боден в качестве материала Республик, однако из его позиции это не следует. Так как возникает трудность, каким образом свободные люди и слуги могут оказаться материалом Республик в соответствии с его системой, то Боден удивляется, почему его нация была названа франками, которых, как он видит, в их первые времена считали презреннейшими рабами: ведь со своей позиции он не мог видеть, что из освобожденных по закону Петелия рабов образовались нации. Таким образом. Франки, которым удивляется Боден, оказываются теми "людьми", homines, которым удивляется Гетман, т. е. так называемыми земледельческими вассалами; из них, как было показано в настоящих книгах, составились плебеи первых народов, тогда как самые народы состояли из Героев. Многочисленность плебеев (это также было доказано) влекла аристократии к Народной Свободе и, наконец, к Монархиям при помощи Народных Языков, посредством которых в каждом из двух позднейших Состояний Государства выражаются законы, как было сказано выше; поэтому Латиняне народный язык называли vernacula, так как vernae назывались рабы, родившиеся в доме, в противоположность рабам, взятым на войне; они, как мы выше доказали, существовали   ==422   Три типа Времён у всех древних наций, начиная с состояния Семей. Греки потому перестали называть себя Ахейцами, что у Гомера "сынами Ахейскими" назывались Герои; они стали называть себя Эллинами по Эллину, положившему начало народному греческому языку. Совершенно так же перестало существовать название "сыны Израилевы", употребительное в первые времена, и осталось "Еврейский народ" от Heber, который, по мнению Отцов Церкви, был распространителем Священного Языка. Таким образом, ни Боден, ни все другие, писавшие о Политическом Учении, не видели следующей блистательнейшей истины, с очевидностью доказанной во всем настоящем произведении, в особенности Римской Историей: что плебеи народов всегда и у всех наций изменяли Государства из Аристократических в Народные, из Народных в Монархические; и как они основывали народные языки (выше это подробно доказано в главе "О Происхождении Языков"), так они давали и название нациям (соответственно тому, что мы только что видели). Так, древние Франки, которым удивляется Боден, дали название его родной Франции. Наконец, Аристократических Государств — на основании существующего у нас опыта — сейчас очень мало, и притом сохранились они со времен варварства: таковы Венеция, Генуя, Лукка в Италии, Рагуза в Далмации и Нюрнберг в Германии, так как все другие — Народные Государства, управляемые аристократически. И когда тот же Боден в соответствии со своей позицией хочет видеть Римское Царство Монархическим, и когда он хочет, чтобы после изгнания Тиранов в Риме была установлена народная Свобода, то он не может не заметить, что в первые времена свободного Рима обнаруживаются такие явления, которые не соответствуют его основаниям, так как они характерны для Аристократической Республики. Как мы отметили выше, Боден, чтобы выйти с честью из такого затруднения, сначала утверждает, что Рим был народным по государственному устройству, но аристократическим по образу правления; однако позже, побуждаемый к тому силой истины, он в другом месте с грубым непостоянством признает, что Рим был аристократическим не только по образу правления, но и по государственному устройству. Такие ошибки в Политическом Учении были порождены следующими тремя неопределенными словами, как мы отметили выше в другом месте: "народ", "царство" и "свобода". Думали, что первые народы складываются из граждан, как плебеев, так и благородных, тогда   *   ==423     Книга четвёртая как мы здесь при помощи тысячи доказательств нашли, что народы состояли из одних лишь благородных. Думали, что в Древнем Риме была установлена народная свобода, т. е. свобода народа от господ, тогда как мы нашли, что то была Господская Свобода, т. е. свобода господ от тиранов Тарквиниев. Поэтому убийцам таких тиранов воздвигались статуи, так как они убивали по повелению самих Правящих Сенатов. Цари при дикости первых народов и небезопасности Царских Домов были аристократическими: таковы два пожизненных Спартанских Царя в Спарте, Республике, несомненно, аристократической, как это было здесь показано; потом в Риме были два консула с годичным сроком избрания, которых Цицерон в своих "Законах" называет Reges Annui; в результате такого установления Юния Брута Римское Царство, как об этом прямо говорит Ливии, ни в чем решительно не изменило царской власти; а выше мы видели, что против постановлений этих годичных царей в течение их царствования можно было апеллировать к народу, а по окончании своего царствования они должны были давать отчет в своих распоряжениях самому народу. Мы говорили также, что в героические времена Цари ежедневно прогоняли друг друга с трона, как нам рассказал об этом Фукидид; с этими временами мы сопоставили времена вернувшегося варварства, когда нет ничего более изменчивого и недостоверного, чем судьба Царств. Мы взвесили слова Тацита (а он часто делает свои указания посредством характерных особенностей и силы самих слов), который начинает "Анналы" следующим изречением: Urbem Romam principio reges habuere677; это обозначение — самый слабый из тех трех видов владения, которые находятся в распоряжении юристов: habere, tenere, possidere; Тацит воспользовался даже словом urbem, ибо это в собственном смысле постройки, чтобы обозначить владение чем-то телесным; Тацит не сказал civitatem, так как civitas — Община Граждан, которые или все или в большей части своими душами образуют общественный разум. ПОСЛЕДНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, подтверждающие поступательное движение Наций Существуют также и другие совпадения явлений и причин, определяемые Основаниями нашей Науки; они подтверждают то Естественное Поступательное Движение, которое нации проделывают за свою жизнь. Большая часть этих совпадений в разных местах и беспорядочно была уже упо-   ==424   Три типа Времён мянута, здесь же они объединяются и располагаются в порядке естественной последовательности Человеческих Гражданских Вещей. Прежде всего Наказания. Во времена Семей они были чрезвычайно жестоки, как, например, наказания Полифемов; в этом состоянии Аполлон сдирает шкуру с живого Марсия. Та же жестокость продолжала существовать и в Аристократических Республиках; поэтому Персей своим щитом, как мы выше разъяснили, превращает в камень тех, кто смотрит на него. Наказания у греков назывались Пара5б1уЦС1та878 в том же смысле, в каком Латиняне называли exempla примерные кары; и во времена вернувшегося варварства, как мы уже отметили выше, "обычными наказаниями" назывались наказания смертью. Поэтому и в Спарте, Республике, как мы говорили. Аристократической, Законы были дикими и жестокими, по мнению как Платона, так и Аристотеля: согласно этим законам славнейший царь Агис должен был быть удавлен Эфорами. Согласно таким же законам в Риме, пока он был аристократическим по состоянию, славный победитель Гораций должен был быть голым избит розгами и затем повешен на несчастном дереве (и о том, и о другом было сказано выше по другому поводу). По Законам XII Таблиц осуждался на сожжение живым тот, кто поджег хлеба своего соседа; низвергались с Тарпейской скалы лжесвидетели; живыми разрезали на куски несостоятельных должников; от такого наказания Тулл Гостилий не избавил Метия Фуффетия, равного себе царя Альбы и своего неверного союзника; а еще раньше сам Ромул был разорван на куски Отцами из-за простого подозрения в умысле против Государства (пусть это будет сказано для тех, которые стремятся утверждать, что такое наказание никогда не практиковалось в Риме). — Позднее появились милостивые наказания, применяемые в Народных Республиках, где повелевает большинство; так как последнее состоит из слабых, то оно естественно склонно к состраданию. Знаменитого преступника Горация, который под влиянием героического гнева убил свою сестру, плакавшую во время народной радости, римский народ освободил от наказания magis admiratione virtutis, quam jure caussae615, по изящному выражению Ливия, отмеченному выше: мы слышали, что при мягкости, свойственной народной свободе, Платон и Аристотель во времена свободных Афин порицают Спартанские законы, и совершенно так же Цицерон679 кричит, что бесчеловечно и жестоко присуждать к такому наказанию римского всадника Рабирия, повинного   ==425   Книга четвёртая в мятеже. Наконец, дело доходит до Монархии, где Государям доставляет удовольствие слышать привлекательный титул "Милосердных". Дальше, в варварских войнах героических времен разрушали взятые города, а побежденное население превращали в толпы поденщиков и рассеивали по деревням, чтобы возделывать поля победителей (то были, как мы говорили выше, материковые героические колонии). Затем, вследствие великодушия Народных Республик, до тех пор, пока они направлялись своими сенатами, у побежденных отнимались лишь права героических народов, но им предоставляли совершенно свободно пользоваться "Естественным Правом человечных народов" (как его называл Ульпиан); поэтому с распространением завоеваний все те права, которые впоследствии назывались propriae civium Romanorum680, ограничивались одними лишь Римскими Гражданами; то были: браки, отцовская власть, suitas, agnatio, gentilitas, квиритская, т. е. гражданская собственность, mancipatio, usucapio, stipulatio, завещания, опека и наследование; все свободные нации до своего покорения имели такие гражданские права в качестве своих собственных. Наконец, дело дошло до Монархий, которые стремились при Антонине Пии681 из всего римского мира сделать один-единственный Рим; желание сделать один-единственный Город из всего Мира характерно для великих Монархов; так, например, Александр Великий говорил, что для него весь мир — один Город, а кремль в нем — его Фаланга. Поэтому Естественное Право Наций, осуществлявшееся Римскими Преторами в Провинциях, в конце большого промежутка времени стало руководящим и для законов самого Рима, так как отпало Героическое Право Римлян над Провинциями: ведь Монархи стремятся уравнять всех подданных своими законами; Римская Юриспруденция, которая в героические времена основывалась исключительно на Законах XII Таблиц, а позднее, во времена Цицерона, как он сообщает в книге "De Legibus"682, начала руководиться Эдиктом Римского Претора, в конце концов, начиная с императора Адриана и дальше, целиком занялась Edictum perpetuum, составленным Сальвием Юлианом почти исключительно из Провинциальных Эдиктов. От маленьких округов, которыми хорошо управляли Аристократические Республики, через завоевания, к которым особенно склонны Свободные Республики, дело в конце концов доходит до Монархий, которые тем более прекрасны и величественны, чем они больше.   ==426   Три типа Времён От пагубной подозрительности Аристократий, через волнения Народных Республик, нации в конце концов приходят к тому, что находят покой в Монархиях". Нам хотелось бы, наконец, показать, как этому порядку человеческих гражданских вещей, телесному и сложному, соответствует порядок чисел, вещей абстрактных и чистейших. Правления начались с Одного в Семейных Монархиях, затем перешли к Немногим в Героических Аристократиях; они распространились на Многих и Всех в Народных Республиках, где или все, или большая часть образует общественный разум: наконец, они вернулись к Одному в Гражданских Монархиях. Даже в самой природе чисел нельзя усмотреть ни более подобающего, ни иначе упорядоченного разделения, как один, немногие, многие и все, причем немногие, многие и все сохраняют каждый в своем виде принцип одного. И так как числа, по словам Аристотеля683, состоят из неделимостей, и, пройдя через все, нужно снова начинать с одного, то и вся История Человечества заключена между Монархиями Семейными и Гражданскими. а Все рассмотренное в настоящей книге характерно для нашей Науки прежде всего и главным образом в свойственном ей аспекте Вечной Идеальной Истории, согласно которой протекают во времени Истории всех наций — в их возникновении, движении вперед, состоянии, упадке и конце. Такая Вечная Идеальная История должна быть объяснена как бы из своих особых оснований и должна заканчиваться в Аксиомах LXVI, LXVII и LXVIII, а также в XCV и XCVI, к которым она должна быть сведена, как к своим источникам. Кроме того, как бы в виде следствия из такой Вечной Идеальной Истории, наша Наука в аспекте Системы Естественного Права Народов вырастает, как плоды из семян, из Аксиом с ХС по CIX: в них встречается все то, что здесь было сказано по этому поводу, а тем самым оказалось доказанным, что Римляне, которые предоставили руководить собою Божественному Провидению посредством человечных нравов, соответственно своей человечной общественной практике определяли право в теории своих законов, как каждый знает, так: Jus Naturale Gentium Divina Providentia constitutum^09. Это право мы рассматривали главным образом при помощи римских нравов во всем настоящем Произведении и, в частности, в этой книге, чего не делал Гроций. Под влиянием своей великой любви к истине он провозглашает, что его Система направляет и даже уточняет всякое познание Бога. Но такого права не может направлять ни одна Система, если она не начинает с познания провидящего Бога. Зельден предполагает его. Пуфендорф серьезно не говорит о нем, так как начинает с совершенно Эпикурейской гипотезы о человеке, брошенном в наш мир без всякой заботы и помощи Бога. И вследствие тщеславия ученых все трое согласно думали, что народы, потерявшиеся в греховном скитании, соблюдали в обычаях такое же Естественное Право, как и Евреи, просвещенные истинным Богом, и что они поняли его благодаря Философам, которые лишь много времени спустя после основания наций были просвещены отчасти светом Всеобщей Вечной Юстиции. — Королларий и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 399 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2333 - | 2114 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.