Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ. В эпоху перехода от феодализма к капитализму




ЦЕНТРАЛЬНАЯ

И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА

В эпоху перехода от феодализма к капитализму

ФОРМИРОВАНИЕ

НАЦИОНАЛЬНЫХ

НЕЗАВИСИМЫХ

ГОСУДАРСТВ НА БАЛКАНАХ

Конец XVIII-70-е годы XIX в.

Ответственный редактор И. С. ДОСТЯН

 

ВВЕДЕНИЕ

Общие условия развития борьбы за национальную государственность народов Юго-Восточной Европы в эпоху перехода от феодализма к капитализму (конец XVIII - 70-е годы XIX в.)

В. И.Ленин указывал, что экономическая основа национальных движений в период поднимающегося капитализма состояла в том, что «для полной победы товарного производства необходимо завое­вание внутреннего рынка буржуазией, необходимо государственное сплочение территорий с населением, говорящим на одном языке. Образование национальных государств,наиболее удовлетворяю­щих этим требованиям современного капитализма, является поэтому тенденцией (стремлением) всякого национального движения».

Национальная государственность оказывает существенное воздействие на развитие капиталистического общества, буржуазной экономики, складывание наций. Создание национальных государств в Юго-Восточной Европе отвечало и объективным интересам народных масс, огромное большинство которых тогда составляло крестьянство. Там, где феодальный господствующий класс и его государство были чуженациональными, крестьяне видели путь к избавлению от феодального порабощения в устранении чужеземного господства; С другой стороны, именно борьба против всесилия феодалов, за коренной аграрный переворот могла привести к национальному освобождению. Там, где землевладелец принадлежал к той же национальности, что и крестьянин, ликвидация иноземного гнета также была в объективных интересах народных масс, по­скольку облегчала борьбу за социальное освобождение, подъем культуры и общественной жизни. Однако жесткой однолинейной связи между антифеодальными движениями масс и борьбой против национального гнета за самостоятельную государственность в истории не прослеживается,— все зависело от сочетания ряда конкретных условий и обстоятельств. А они, как будет показано, были различными в разных государствах и для разных народов.

Народы Юго-Восточной Европы, т. е. современных Югославии, Румынии, Болгарии, Албании и Греции, в конце XVIII в. находились в разных общественно-политических условиях. Часть их входила в пределы Австрийской империи — словенцы, большинство хорватов, часть сербов и румын (влахов); но большая часть находилась под властью Османской империи: болгары, сербы боснийцы, греки (исключая ионийцев), албанцы, молдаване и в своем большинстве, небольшая часть хорватов. Дом щи К'оиовских войн южнославянскими территориями вдоль Адриатического побережья и Ионическими островами владела Венецианская республика; до 1808 г. существовала полусамостоятельная республика Дубровник. В 1815 г. эти территории были включены 1Ь И) кпм конгрессом в состав Австрийской империи, а Ионические I I 1|щи.! оказались под английским протекторатом.

I вбебургская монархия являлась одной из великих держав Ц< игральной Европы. Поэтому часть южнославянских и румынско продов, населяющих современные нам страны Юго-Восточной

I и|"|111,1, по существу находилась в социально-экономических, по­ни нческих и культурных условиях, присущих восточной части Центральной Европы, значительно отличавшихся от условий, в ко-горых оказались народы под властью Османской империи. Наконец, обшми были в каждом отдельном случае историко-экономические условия в государствах, фактически независимых уже к началу чаемого периода (Черногория), либо после длительной борьбы
сбившихся полной независимости (Греческое королевство) илиа втономии, которая постепенно расширялась (Сербское и Дунайкие княжества).

Таким образом, мы имеем дело с историей народов, значительно рв:. шчавшихся по характеру господствовавших у них производст­венных отношений, по политическому положению, по государствен­ном традиции и т. д. Это делает необходимым рассмотреть самостоятельно условия, в которых развивалась борьба за националь­ную государственность народов, входивших в Османскую империю п и состав австрийской монархии.

Османская империя как одно из мусульманских государств име-.1а ряд специфических особенностей. Ислам был в ней не только; ' лигиозной и философской, но и законодательной системой, что Создавало нерасчленанность политических и религиозных институ-юп. Мусульманское право — шариат — распространялось только на Правоверных-мусульман. Религиозная принадлежность определяла политическое и социальное положение подданных султанов; уста-НОВление равенства между ними исключалось. Турки-османы кместе с «потурченцами» — местным балканским населением, кото-рог приняло ислам, но в большинстве случаев сохранило свой язык, выступали как господствующая группа народностей, независимо от (Тпического происхождения. Функции государства в отношении не-Мусульман сводились к защите их от внешней и отчасти внутренней агрессии; управление внутренними делами (при учете требований ислама) находилось в ведении миллетов — религиозных немусульманских общин 2.

Инедснное после турецкого завоевания военно-административ деление на беглербейства, или эялеты (в XIX в.— вилайеты), санджаки нвложилось та установившееся в период средневековья размежевание между балканскими территориями по географическим, государственным и этническим признакам. Эти «исторические провинции», отражавшие хотя и в самой грубой форме границы расселения отдельных этнических и национальных групп, стойко сохранялись, несмотря на все перемены в военно-административном управлении. Различия между балканскими народами по языку, этническому происхождению, общественно-экономическим особенностям и психическому складу осознавались достаточно четко, хотя в определенной мере нивелировались единством вероисповедания— большинство балканских народов исповедовало православие. Население отдельных районов и областей-часто гораздо яснее осознавало свою принадлежность к мелким этническим группам, чем к народности в целом.

После турецкого завоевания у большинства балканских народов не угасали традиции национальной государственности, уходившие корнями в далекое прошлое, во времена, когда достигало расцвета и территориального расширения то или иное государство в Юго-Восточной Европе. Болгары сохранили воспоминания о Болгарских царствах. Молдаване хранили память о государстве Стефана Великого, албанцы — о деятельности Скандербега и т. д. У греков и сербов исторические традиции государственности поддерживались очень стойко. Одной из причин этого была политическая деятельность церковно-религиозных организаций.

Сосредоточение в руках Константинопольского патриаршества религиозной власти над значительной частью православного населе­ния Балканского полуострова способствовало, поддержанию на протяжении нескольких веков турецкого господства религиозно-мессианской идеи о возрождении античной Греции или Византийской империи. Важную роль в сохранении средневековых государственных традиций сыграло объединение югославяпских земель под единой церковной властью в результате восстановления сербского патриаршего престола в Пече, который в некоторой мере выполнял государственные функции. Духовенство способствовало сохранению воспоминаний о некогда сильном и обширном Сербском государстве и надежды на грядущее воссоздание державы Неманичей, Душано-ва царства. На протяжении XVI—XVIII вв. балканское духовенство играло организующую роль в освободительном движении, активно участвовало в нем. Позднее его роль упала и во главе борь­бы оказались новые слои общества.

На формирование программ национально-освободительных движений балканских народов оказывали влияние идеи Великой французской революции, хотя степень этого влияния была различной, а иногда оно вовсе отсутствовало. В Греции — наиболее развитой в общественно-экономическом отношении стране — это воздействие оказалось непосредственным и значительным.

Последние десятилетия XVIII —начало XIX в. были переломными как во внутреннем, так и во внешнеполитическом положении Османской империи и народов, находившихся под ее властью. Усилилось разложение военно-ленной системы —общественно-экономической базы государства. Страна постоянно ощущала недостаток денежных средств, ее военная мощь падала. Вести завоевательные войны, которые ранее служили важным источником обогащения казны и класса феодалов, было уже невозможно. В империи ослаб­ла центральная власть и усилились сепаратистские тенденции со стороны местных феодалов и назначаемых Портой пашей из числа феодально-помещичьей знати. Иногда власть на местах захватывали удачливые авантюристы, обогатившиеся за счет грабежей и сколотившие сильные военные отряды из деклассированных эле­ментов. Периодически вспыхивали мятежи янычар, ставших главным орудием дворцовых смут и переворотов, оплотом реакционных сил. Феодальные распри разгорались и затухали то в одной, то в другой части государства.

Более просвещенная и дальновидная часть господствующего класса Турции осознавала нависшую угрозу распада и гибели некогда могущественной империи османов. В конце XVIII в. султан Селим III декретировал и частично провел в жизнь реформы, целью которых было укрепление военно-ленного землевладения, упорядочение финансов и администрации, и главное — создание регулярного, обученного по-европейски войска вместо полностью разложившегося янычарского корпуса. Эта попытка осуществить реформы, создать сильное абсолютистское государство, не затрагивая основ старого общественного строя, закончилась провалом. Столь же безуспешной была деятельность в этом направлении великого визиря Мустафы-паши Байрактара в 1807 г.3

Государственный строй Турецкой империи, традиционные мусульманские институты сдерживали разложение феодализма и становление капиталистического уклада в стране. Эти процессы начались на Балканах позднее, чем в большинстве европейских стран. Формировавшаяся местная буржуазия, как правило, опережавшая в своем развитии буржуазию турецкую, должна была изыскивать возможности для накопления капиталов в государстве, где отсутствовали элементарные условия для предпринимательства и торговли. Она должна была прибегать к изощренным способам, чтобы защитить свою собственность и товары от турецких властей, пашей, вышедших из подчинения Порты, мятежных янычар и разбойничьих банд.

Беспрепятственное проникновение на рынки Османской империи промышленных изделий из западноевропейских государств (связанное с так называемой системой капитуляций) также замедляло становление местной промышленности. В этом отношении ситуация становилась все более тяжелой по мере развития промышленного переворота в Европе (с конца XVIII в. и особенно с середины XIX в.). Разложение феодальной системы в балканских владениях османов не сопровождалось соответствующим по темпу формирова­нием капиталистического уклада. В сущности в Юго-Восточной Европе переход к капиталистической формации был возможен.шип, после ликвидации османского господства.

Конец XVIII — первые десятилетия XIX в. характеризовались подъемом национально-освободительных движений балканских народов. Они имели различные формы, и не было прямой зависимости между степенью общественно-экономического прогресса отдельных народов и интенсивностью их борьбы за освобождение от власти Османской империи. Все зависело от ряда условий и обстоятельств, в том числе от местоположения той или иной национальной области, ее стратегического значения в тот или иной период, от демографических условий, системы управления и аграрных отношений, от религиозной принадлежности населения и проч. В силу такого рода разнообразных причин Черногория, очень отсталая в общественно-экономическом отношении маленькая область, в результате героической борьбы ее свободолюбивого населения еще в конце XVIII в. стала фактически независимой. И наоборот, в значительно более развитой экономически Болгарии вооруженная борьба за освобождение и создание своего государства началась позднее и заверши­лась в основном лишь в результате русско-турецкой войны 1877— 1878 гг. В целом распад Османской империи шел с окраин. Кусок за куском от нее отделялись, формируясь в самостоятельные государства, периферийные владения.

В XVI—XVIII вв. восстания на Балканах возникали обычно во время войн, которые вели европейские государства с Османской империей. Ни одна из этих войн не окончилась сокрушительным разгромом Турции, а сопровождавшие их восстания неизменно терпели поражения. С начала XIX в. восстания против турецкой власти возникают не обязательно в связи с благоприятной внешнеполи­тической ситуацией. Так национально-освободительные революции в Сербии и Греции начались как раз при неблагоприятной международной обстановке и затем сами оказывали на нее влияние. Это свидетельствовало о накоплении важных внутренних социальных причин освободительных движений. Но в целом на освободительную борьбу балканских народов чрезвычайно сильно влияли внешние факторы, в частности, политика великих европейских держав в Восточном вопросе и на Балканах. Менялись конкретные вопросы, вокруг которых разгорались споры, менялась расстановка сил. Но почти неизменным оставалось противоборство в отношении балканских дел между Россией и теми или иными западными державами, прежде всего Австрией и Великобританией.

Восточный вопрос стал составной частью международных от­ношений в Европе в последней трети XVIII в. Это было следствием, с одной стороны, кризиса самой Османской империи, развития осво­бодительного движения подчиненных ее власти народов, а с дру­гой — результатом усиления борьбы великих европейских держав за экономическое и политическое преобладание в Юго-Восточной Европе и па Ближнем Востоке.

Наиболее активную политику в Восточном вопросе и, в частнос­ти, на Балканах вела Россия. Она стремилась создать благоприят­ные условия для торговли и судоходства в дунайском бассейне, в Черном море и проливах, ведущих из Черного в Средиземное море (Босфор и Дарданеллы), которые имели громадное стратегическое и торговое значение. Другие же европейские державы — Велико-британия, Франция, Австрия — старались всеми средствами проти-во нгйствовать интересам России в восточных делах. Они, как пра-141 к), отстаивали принцип сохранения статус-кво на Балканах и в < редиземноморье, большей частью противодействовали попыткам России добиться создания в этом регионе автономных или пол-пне и,к) независимых от Порты государств, считая, что они окажут-I я в сфере русского влияния.

В период подготовки и после начала Крымской войны К. Маркс и Ф, Энгельс, разоблачая экспансионистскую направленность поли-Гики российского самодержавия в отношении Турции, в то же вре­мя решительно-осуждали и систему поддержания статус-кво на Балканах и Ближнем Востоке4. Основоположники марксизма при-(Навали вместе с тем решающую роль России в процессе нацио­нального освобождения балканских народов5. Они считали, что * пребывание турок в Европе представляет собой серьезное препят-отвие для развития всех ресурсов, которыми обладает фракийско-пллирийский полуостров», что «от турок следует освободиться» 6. Однако, писали они, решить эту задачу необходимо революционным путем 7.

Действительно, национальные революции порабощенных Осман­ской империей народов открывали путь для наиболее прогрессивно­го решения проблемы создания на Балканах независимых нацио­нальных государств. Однако сила таких революционных выступле­ний, слаженность их действий были недостаточны для сокрушения иоепно-феодальной Османской империи. Совместные акции были 1.П руднены подчас ввиду противоречий и взаимного недоверия гос­подствующих классов складывавшихся балканских государств.

Распаду Османской империи, возникновению самостоятельных национальных государств на Балканах способствовали русско-ту­рецкие войны, которые имели следствием ослабление державы ос-мапов и большей частью политическую перестройку ее владений. I 1собходимо, однако, учитывать, что царизм не был принципиаль­ным и последовательным поборником сокрушения Османской импе­рии и создания в балканском регионе новых государств. Петербург-ский двор порой вел политику сдерживания национально-освободи-тельного движения подданных султана, старался предотвратить развал империи, рассчитывая установить над «слабым соседом» сноп контроль. Такого курса придерживался Александр I в первые ГОДЫ XIX в., а затем после Венского конгресса и заключения Свя­щенного союза; Николай I — в 1830—1840-е годы. Но в целом эко­номические и политические интересы России и Османской империи I бассейне Черного моря, на Кавказе и на Балканах непримиримо сталкивались.

Истоки политики статус-кво западных держав в отношении Ос­манской империи следует искать еще в последней четверти XVII и XVIII п., когда Россия стала вести борьбу за расширение своих Южных границ и за выход к Черному морю 8. Уже в это время Франция и Великобритания проявляли большую заинтересован­ность в сохранении Турции, поскольку торговали с ней на чрезвы­чайно выгодных условиях. Но в роли врага Османской империи тогда выступала не только Россия, но и Австрия. Габсбурги претен­довали па западную часть Балканского полуострова, на господство-в Сербии, Боснии, Далмации. Важные торговые интересы в Дунай­ском бассейне побуждали их стремиться к захвату Дунайских кня­жеств и обеспечению выхода в Черное море. Походы австрийских войск в глубь Балканского полуострова, временное присоединение к Австрии сербских земель на правобережье Дуная (1718—1739 гг.) расшатывали османское господство, способствовали росту антиту­рецких движений на Балканах и их ориентации на помощь со сто­роны Габсбургов. Однако во второй половине XVIII в. активность Австрии на Балканах снизилась. Это вело к падению престижа мо­нархии среди югославянского населения. Успешные русско-турец­кие войны в эпоху правления Екатерины II, наоборот, укрепляли политические позиции России среди народов Юго-Восточной Евро­пы, как входивших в состав Османской империи, так и Австрии. Они стали возлагать надежды на помощь в освобождении от чуже­земной власти прежде всего на Россию. Большое значение при этом имел идеологический фактор — религиозная или религиозная и этническая общность.

Важную роль в политике России на Юго-Востоке Европы сыграл Кючук-Кайнарджийский русско-турецкий договор 1774 г., ради­кально изменивший соотношение сил в бассейне Черного моря. Об­щие формулировки статей о защите Россией православной религии в Турции давали простор для распространительных толкований и открывали возможность предъявлять новые требования Порте. До­говор положил начало покровительству со стороны России молда­ванам и валахам, создав прецедент для установления такого рода отношений с другими православными народами, входившими в со­став Османской империи 9. Можно считать, что в последней трети XVIII в., в связи с возникновением Восточного вопроса, Балканы стали частью общеевропейской международной системы.

Великая Французская революция и начало наполеоновских войн привели к резкой перестановке сил в борьбе европейских держав на Балканах и Ближнем Востоке: Франция приступила к экспансии б Египте, в Восточном Средиземноморье и западной части Балкан­ского полуострова. Ей противостояли прежде всего Великобритания и Россия. Но после Тильзитского мира (1807 г.) последняя утрати­ла свои позиции и опорные базы в Восточном Средиземноморье и в Адриатике и вынуждена была ограничить сферу своей активности Дунайскими княжествами и Сербией. Австрия, втянутая с 1792 г. в длительные войны с наполеоновской Францией, не могла вести активной политики на Балканах. Но тревожась за покорность сво­их поддаппых-югославян, опасаясь успехов России в войне с Тур­цией, она стала защищать принцип неприкосновенности османских владений, поддерживать Порту в се борьбе с сербскими повстанца­ми. Ведущую роль в противодействии французской экспансии в. Юго восточном регионе Европы временно заняла Великобритания. Но Бухарестскому миру с Турцией 1812 г. Россия получила Бес-I врабию п тем самым выход к устью Дуная. В результате пораже-НИЯ п.-шолсоновской Франции английские позиции в бассейне Вос-ГОЧНОГО Средиземноморья и на греческом побережье существенно укрепились благодаря приобретению Мальты и протектората над Ионическими островами. Австрия установила свою власть в быв­ших владениях Венецианской республики, на восточном побережье \ фиатики и в Иллирийских провинциях, созданных Наполеоном (1809 1813 гг.).

После образования Священного союза и провозглашения прин-ципов консерватизма и легитимизма как основы международных и шипений в Европе русское правительство стремилось избежать Нового военного конфликта с Османской империей и добивалось выполнения условий русско-турецких договоров 10.

11овая ситуация в международных отношениях Юго-Восточной Европы возникла в связи с революционными событиями в Дунай­ских княжествах и в Греции весной 1821 г. Начался так называе­мый Восточный кризис 1820-х годов, во время которого в балкан-(кие дела активно вмешались Россия, Австрия, Англия, а с 1827г.— и Франция. Конец этому международному конфликту положила победа России в войне с Османской империей в 1828—1829 гг., которая закрепила результаты национально-освободительной вой­ны балканских народов. Было создано независимое Греческое ко­ролевство, расширены и закреплены автономные права Сербского, Молдавского и Валашского княжеств.

Между тем несмотря на изоляционистскую политику Османской империи последняя постепенно втягивалась в экономическую и по­литическую жизнь Европы, превращалась в одно из важных звень­ев системы «равновесия сил». Правительства великих держав все более активно вмешивались во внутренние дела Турции. В то же иремя необходимость существенных преобразований государствен­ного и общественно-экономического строя империи осознавалась Частью турецкого господствующего класса. Воздействие в этом от­ношении оказывала международная обстановка и развитие нацио­нально-освободительного движения подданных султана. Порта должна была принимать меры, чтобы задержать распад империи. Реформы были начаты в 1826 г. уничтожением янычарского корпу-еа н созданием регулярной армии по европейскому образцу. Затем последовали аграрные преобразования — была ликвидирована спа-хийская система (1831—1834 гг.), проведены реформы в системе управления. Так во второй четверти XIX в. начался процесс евро-пеизации Турции, ее интеграции в уже сложившуюся капиталисти­ческую систему Европы ". Появившаяся в это время доктрина ос-манизма обосновывала существование единого государства мусуль­ман и христиан, единство всех подданных султана независимо от религиозной и этнической принадлежности. Эти идеи религиозного и гражданского равенства, отраженные уже в указах и политике Махмуда II, получили дальнейшее развитие в период танзимата.

В Гюльханейском хатте 1839 г. всем подданным султана была обе­щана безопасность жизни, чести и имущества, справедливое рас­пределение и взимание налогов, установление новых правил воен­ной службы и проч. Указ декларировал равноправие всех жителей империи независимо от веры. Все это подразумевало ломку жизнен­ного уклада османского общества, его традиций и даже идеологии. Гюльханейский хатт послужил началом ряда реформ. В 1840 г. было объявлено о намерении отменить откупную систему и взимать налоги посредством государственных чиновников. При сохранении действия шариата был составлен уголовный кодекс и начата раз­работка гражданского кодекса. В 1843 г. введена всеобщая воин­ская повинность, но только для мусульман, срок службы в армии сокращен до пяти лет. В 1847 г. был создан уголовный суд, а затем и сеть коммерческих судов, в которых могли давать свидетельские показания и христиане (что ранее исключалось), а в 1850 г. принят коммерческий кодекс. Высший юридический совет должен был рас­сматривать проекты законов, а в вилайетах и санджаках были соз­даны советы-меджлисы, в которые могли входить представители христианского населения. Они должны были ограничивать само­управство местной администрации. Реформы, осуществлявшиеся под руководством одного из самых выдающихся турецких государ­ственных деятелей Мустафы Решида-паши, не ставили целью раз­рушение существующего государственного и общественного устрой­ства империи османов, а лишь пытались его европеизировать, усо­вершенствовать путем сосуществования новых и старых институтов. При всей ограниченности результатов реформы имели буржуазный характер, способствовали внедрению буржуазных норм в жизнь общества и могли бы обеспечить стране известный прогресс, улуч­шить положение нетурецких национальностей. Но паши, откупщи­ки, мусульманское духовенство препятствовали введению реформ в жизнь. Они фактически сорвали отмену откупов; коррупция в сре­де бюрократии, особенно столичной, продолжала процветать. Не допускалось мысли об уравнении в правах' мусульман и христиан. В целом этот этап танзимата содействовал развитию промышлен­ности, росту буржуазии, в том числе и нетурецкой, но не в мень­шей мере усилил позиции иностранного капитала в Османской им­перии. Реформаторам не удалось ограничить феодально-султанский абсолютизм, постоянное вмешательство камарильи в государствен­ные дела. Реформы не привели к существенному улучшению поло­жения балканского населения, не сняли остроты социальных и на­циональных противоречий в странах и областях, где Порта и турец­кая администрация имели полную власть: в Болгарии, Македонии,. части сербских и греческих земель, в Боснии и Герцеговине, Алба­нии 12.

Более благоприятная ситуация в это время была в независимом Греческом королевстве, в автономных Сербском, Молдавском и Ва­лашском княжествах. Но и здесь развитие капитализма, становле­ние государственной структуры проходили, как будет показано-ниже, медленно, в острой социальной борьбе. III ни русской политики на Балканах в конце 20-х годов и в

....... заключение Ункяр-Искелесийского договора в 1833 г.

И|1НН1 1п к резкому обострению англо-русского соперничества в Вос-

щ< м пин росе. Доктрина поддержания целостности и неприкос-

:м:|п щ Турции стала теперь проводиться сент-джеймским.

, пили |ом последовательно и твердо. Такой курс имел ярко выра-1 > им\ щ интирусскую и антибалканскую направленность, что встре-

I и! |,сржку Франции, отношения которой с Россией после

К) I ре 1ко ухудшились. Австрийская политика на Балканах в это И|>| им по-прежнему не отличалась активностью. Главным для Габс­бургов ныло сохранить позиции в Центральной и Южной Европе — и I ерманском союзе и в Италии. Но австрийская дипломатия зорко ■ и им,!, чтобы в европейских провинциях Турции не произошло I м и\ либо перемен, могущих подать дурной пример австрийским 1нI I 1.1ппым. Что касается России, то после 1829 г. ее внешняя по-

ка, в частности в балканских делах, стала крайне консерватив-

 

Развитие освободительного революционного движения поддан­ных султана пугало петербургский двор. Преувеличивая степень ра 1ЛОжения государственного, экономического и политического Строя Османской империи, скептически относясь к попыткам его реформировать, Николай I хотел, чтобы распад Турции проходил пи I его опекой, привел бы к усилению русских позиций на Балка­нах без прямых захватов 13.

1'\чч'ко-английское противоборство на Балканах и Ближнем Востоке в 30—50-е годы XIX в. развивалось не в пользу России. Ее но 1ИЦИИ в Греции и Сербии слабели. Ункяр-Искелесийский договор остался мертвой буквой. Конвенция, подписанная великими держа-В8МН с Турцией в 1841 г., поставила защиту Проливов под общую I арантию европейских правительств, закрыв их для военных кораб­ли всех держав. Такое изменение режима проливов отвечало преж-|г всего интересам Великобритании, так как ставило их под обще­европейский контроль. Конвенция грубо попирала права Турции,..нидетельствовала об усилении вмешательства в ее дела, но она Наносила удар и России как черноморской державе. Фактически Россия лишилась своего привилегированного положения в Турции, при -лом безопасность ее южных границ не обеспечивалась. После­довавшее вскоре сближение Англии с Францией еще более ослаби-.ю позиции России 14.

Положение могла изменить новая русско-турецкая война, но Вести ее один на один России на этот раз не удалось. На защиту султана встали Англия и Франция, а позднее и Сардиния, при враж-цебном для России нейтралитете Австрии. Крымская война (1853— 1856 гг.) была проиграна Россией. Парижский мир 1856 г. внес новые изменения в соотношение сил великих держав на юго-восто­ке Гвропы. Коллективная гарантия пяти держав заменила едино-Тичное покровительство России Дунайским княжествам и Сербии. () г горжение Южной Бессарабии лишило Россию выхода к Дунаю. Ее военный флот не мог находиться в Черном море.

Еще во время войны, под давлением Англии и Франции султан издал несколько хаттов, которые должны были продемонстрировать желание Порты улучшить положение христианского населения страны. Был отменен взимавшийся с немусульман налог харадж и принято решение о призыве немусульман в армию. Но все это не устранило бесчинств и злоупотреблений турецких властей в отно­шении христианских народов, резко усилившихся во время войны. Чтобы не допустить постановки Россией на Парижском мирном конгрессе вопроса о положении христианских подданных султана, Англия и Франция в январе 1856 г. направили Порте меморандум, содержавший основные положения султанского указа, который ей предлагалось провозгласить. В феврале был издан хатти-хумайюн, •открывший новый этап в истории танзиматских реформ. В нем под­тверждались провозглашенные Гюльханейским хаттом равенство в правах мусульман и христиан, обеспечение всем подданным без различия веры безопасности личности, чести и имущества; деклари­ровался допуск немусульман к государственной службе и в военные школы; давалось обещание ввести равное налогообложение для всех подданных, постепенно отменить откупную систему взимания налогов; предусматривалось введение государственного бюджета, создание банков, строительство дорог, предоставление иностранцам права владения недвижимостью и проч. Издание хатти-хумайюна в 1856 г. позволило противникам России избежать обсуждения во­проса о положении христианского населения в Турции на мирном конгрессе. Реформы должны были служить доказательством, что Турция европеизируется. В какой-то мере это действительно про­исходило: в 1856 г. был принят аграрный закон, в 1860-е годы проведены административные преобразования по французскому об­разцу, в городах созданы муниципалитеты, отменена цеховая рег­ламентация. Но османское общество не было достаточно подготов­лено к буржуазным преобразованиям, реформы не улучшили внутреннего положения Турции. Зависимость страны от иностран­ного капитала неуклонно росла, ее финансовое положение ухудша­лось. Содержание армии, оплата внешних долгов поглощали дохо­ды государства. Между мусульманами и христианами обострялись противоречия. На Балканах и в других частях государства одно за другим вспыхивали национально-освободительные восстания. Им­перия вступала в полосу нового политического кризиса 15.

В 60 — первой половине 70-х годов внутреннее положение Тур­ции неуклонно ухудшалось. Поверхностные реформы не создали благоприятных условий для развития производительных сил, для ослабления социальных и национальных противоречий. Новая бюрократия, порожденная реформами, мало отличалась от фео­дальной знати. В выколачивании возросших налогов с населения турецкие власти ие знали пределов, неизменно прибегая к произво­лу. Иностранный капитал все более закабалял страну. Громадной суммы достигал государственный долг по иностранным займам, что повлекло в 1875 г. частичное государственное банкротство16. Резкое недовольство режимом султана Абдул Азиза проявляло не только христианское население, но и турецкая общественность. Во главе радикально-либерального движения стали «новые осма­ны»— сторонники введения в стране парламентарной конститу­ционной монархии, но ярые враги освободительного движения угнетенных Турцией народов. Они начали свою деятельность в се­редине 1860-х годов, когда организовали тайное общество и соста­вили заговор против султана Абдул Азиза. Новоосманы вновь активизировались в 1871 г. и особенно в 1875—1876 гг., их наиболее крупным представителем в. это время стал Мидхат-паша — вали Дунайского вилайета. В мае 1876 г. новоосманы организовали де­монстрацию против султана Абдул Азиза, он был низложен с санк­ции шейх-уль-ислама и вскоре убит. В августе 1876 г. на престол вступил Абдул Хамид II, который под давлением Мидхата-паши 23 декабря 1876 г. провозгласил конституцию. В ней декларирова­лись буржуазные свободы и права граждан, гласность и независи­мость суда. Предусматривалось создание выборной палаты депу­татов и назначаемого сената. Избирательная система не была демократичной. Права султана определялись крайне широко. В ряде статей отразилось стремление увековечить господство над угнетенными народами, лишить их возможности легальной борь­бы за независимость. Но эта, очень умеренная, конституция прак­тически осталась мертвой буквой. Вскоре султан расправился с рядом прогрессивных деятелей, в том числе с Мидхатом-пашой. Первый турецкий парламент открылся в марте 1877 г. Хотя боль­шинство депутатов было совершенно послушно Порте, в парламен­те все же раздавались и критические голоса. После начала войны с Россией, когда обнаружилась слабость турецкой армии, депутаты стали резко осуждать деятельность военного ведомства, командую­щего армией, сановников. Парламент, оказавшийся столь непокор­ным, был распущен в феврале 1878 г. и уже больше не созывался. Превращение Османской империи в парламентарную конституци­онную монархию не состоялось. Конституционное движение потер­пело поражение ".

Таким образом, прогрессивных внутренних сил в Турции не хва­тало для создания в стране режима, обеспечивавшего возможность нормального социального и национального развития народов, ее населяющих. Империя османов все очевиднее превращалась в полуколонию европейских держав. Все это определилось еще до начала Восточного кризиса 1875—1878 гг. и обусловило резкий1 подъем национально-освободительного движения балканских наро­дов, наиболее ярким проявлением которого явились восстания в Боснии и Герцеговине, Старозагорское и Апрельское восстания в Болгарии.

Габсбургская монархия развивалась и укреплялась как много­национальное государство в XVI—XVII вв. Для южных славян Австрийское государство являлось тогда оплотом прежде всего против османской угрозы. Это придавало смысл его существова- нию, несмотря на тяжкий гнет габсбургского абсолютизма. Южные •славяне Австрийской империи входили в состав как непосредствен­но австрийской части государства (почти полностью словенцы, часть хорватов и сербов), так и Венгерского королевства, террито­рия которого с конца XVII в. полностью вошла в состав империи. В Венгерском королевстве находилось большинство хорватов и сербов, а также влахи (румыны) Трансильвании и Баната и неболь­шая часть словенцев.

Главное различие между Австрийской и Османской империями состояло в том, что в габсбургской монархии в недрах феодаль­ного строя, начиная с конца XVII в. развивался капиталистический уклад, несмотря на упорное стремление феодально-абсолютист­ской реакции сохранить свои привилегии в XVIII в. осуществлялись реформы «просвещенного абсолютизма». Они открыли определен­ные возможности дальнейшей буржуазной эволюции социальной структуры. Буржуазия не только господствующей, но и угнетенных наций получила некоторые перспективы развития.

Во второй половине XVIII в. габсбургский абсолютизм в интере­сах помещиков и буржуазии западной части государства тормозил развитие экономики Венгрии. В условиях острого кризиса феодаль­ного строя 20—40-х годов венгерское либеральное дворянство стремилось перевести, хозяйство своей страны на капиталистиче­ские рельсы, в частности обеспечить промышленное развитие Вен­грии, однако при гарантии классовых интересов помещиков. Эти устремления побудили венгерских либералов сформулировать за­дачу борьбы за государственный суверенитет Венгрии. После аграрной реформы в Венгрии, отменившей феодальные отношения (март 1848 г.), крестьянство, несмотря на либеральную умерен­ность реформы, поддержало венгерскую национальную буржуаз­ную революцию и национально-освободительную войну против Габсбургов.

Революция 1848 г. в Австрийской империи ликвидировала фео­дальный строй, большая часть повинностей крестьян была отмене­на за выкуп, но часть крестьянских обязательств в отношении по­мещиков сохранилась на десятилетия^ Это было крупнейшим остат­ком ушедшей эпохи, в значительной степени предопределившим всю общественно-политическую структуру государства, прежде всего его восточной половины, в частности хорватских, сербских и румынских областей 18.

Режим неоабсолютизма (1851—1859 гг.) распространил на Венгрию, Хорватию-Славонию, Воеводину и Трансильванию, т. е. на все территории венгерской короны, австрийское законодательст­во, буржуазное по своим принципам. В 1867 г. в Австрийской импе­рии завершился период основных конституционных реформ, начав­шийся революцией 1848—1849 гг. Австро-венгерский компромисс 1867 гг., в результате которого централизованная монархия была превращена в дуалистическую Австро-Венгрию, способствовал дальнейшему развитию капитализма в этом буржуазно-поме­щичьем государстве. Как и у венгров, в Хорватии раньше слабой и политически не-! опытной буржуазии с государственно-политическими требования­ми и программами в национальной сфере стало выступать дво­рянство. Южнославянская и влашская (румынская) буржуазия в Австрийской империи, в XVIII — первой половине XIX в. почти сплошь торговая и частично землевладельческая (национальная промышленность лишь зарождалась), была связана с развиваю­щимся имперским рынком, на который она поставляла продукты сельского хозяйства и сырье. Кроме того, она занималась посредни­ческими операциями между Центральной Европой и османскими владениями на Балканах. Национальная буржуазия, несмотря на немалые трудности, переживавшиеся ее отдельными группами, по­степенно втягивалась в капиталистическое развитие империи.

Это обусловило слабость и неустойчивость национально-ради­кальных буржуазных течений антигабсбургской направленности и на долгое время сохранение в буржуазной среде австрийского пат­риотизма. Относительно слабая — почти сплошь торгово-ростовщи-ческая и землевладельческая — словенская, хорватская, сербская и румынская буржуазия в габсбургской монархии как класс в целом не была революционной ни в социальной, ни — за определен­ными (и лишь в некоторые периоды) исключениями — в националь­ной области. Она страшилась обострения классовой борьбы крестьянства и нарождавшегося пролетариата. В первой половине XIX в. национальная буржуазия стала выдвигать требования ряда прогрессивных реформ. В частности, она добивалась изменения политики в сфере культуры.

Революция 1848—1849 гг. в Австрийской империи потерпела поражение как ввиду слабости и разрозненности демократических сил и измены либеральной буржуазии, так и вследствие острых межнациональных противоречий. Что касается южных славян и румын, то во время революции их либеральные круги в основном отстаивали программу австрофедерализма, находившуюся в про­тиворечии с борьбой немцев за объединение Германии и борьбой венгров и итальянцев за создание независимых государств. С дру­гой стороны, немецкие и венгерские революционеры игнорировали национальные интересы славянских и румынского народов. После 1848 г. южнославянская и румынская буржуазия уже более откры­то негодовала по поводу налоговой финансово-кредитной, транс­портной и таможенной политики австрийского государства и хотела получить решающий голос в формулировании этой политики. Само габсбургское государство и династия все более ясно осознавались как чуженациональные («немецкие»). Однако национальная бур­жуазия долгое время стремилась не столько к разрушению Авст­рийской империи, сколько к ее реформированию (максимальный вариант — федерализация на этнической основе), надеясь таким путем избавиться от чуженационального господства. Периодически выдвигавшиеся отдельными политическими группами идеи нацио­нально-государственной независимости до 60-х годов не получали заметной общестненной поддержки. В этом сказались и опасения национально-буржуазных кругов перед экспансией соседних дер­жав в случае распада Австрийского государства. В. И. Ленин от­метил это «чрезвычайно своеобразное положение» в Австрии, где венгры (после 1848 г.) и чехи именно в интересах своих националь­ных.прав тяготели к сохранению целостности государства19. Ана­логичные опасения испытывали словенцы и хорваты как до, так и после 1848 г.

Словенская и хорватская буржуазия, как и хорватское дво­рянство, обычно были готовы даже поддержать расширение границ. Австрийской империи на юге, мечтая присоединить к своим землям южнославянские территории на Балканах и во всяком случае участвовать в их эксплуатации. Увеличение численности славянско­го населения империи при этом рассматривалось как благоприятное условие для федерализации государства. Политические взгляды, исходившие из желательности для славян сохранения австрийско­го многонационального государства и целесообразности решения национальных проблем славянских народов в его рамках, получили наименование австрославпзма. Австрославистские концепции полу­чили широкое распространение в Чехии, весьма значительным было их влияние в югославянских землях, однако среди сербов они не пользовались широкой популярностью.

Глубокой основой австрославизма были социально-экономиче­ские интересы значительной части славянской либеральной бур­жуазии— ее связи с имперским рынком. Другая причина ориента­ции славянских либералов на австрийское государство — внешне­политическая — отмечалась выше.

Венские власти старались избегать грубого подавления нацио­нальной культуры в провинциях империи, не препятствовали иссле­дованиям в области филологии, истории и т. п. (Некоторое исключе­ние составлял период неоабсолютизма 50-х годов XIX в.) Уступая ходатайствам, имперское правительство уже во времена Меттерни-ха, то здесь, то там разрешало организацию просветительских об­ществ, музеев, школ, литературных изданий. Но издания политиче­ского характера допускались лишь там, где этому невозможно было воспрепятствовать (например, в Венгрии в 40-х годах XIX в.) или где это было выгодно властям. При всяком удобном случае двор стремился демонстрировать свою роль арбитра в межнациональ­ных и межклассовых конфликтах, которые нередко искусно подо­гревались самими правящими кругами.

В период буржуазных политических реформ после революции (1859—1867 гг.), т. е. в годы установления буржуазного правопо­рядка и дуалистической конституционной монархии, более умерен­ные буржуазно-либеральные и дворямско-консервативные круги разных наций обычно под «федерализацией» империи понимали автономию ее «исторических» частей. При этом предусматривалось сохранение сильного, централизованного в важнейших сферах жиз­ни государства (армия, дипломатия, экономика, финансы, относя­щееся к этому общегосударственное законодательство). Именно такое устройство намечалось в так называемом Октябрьском ди- пломе Франца Иосифа 1860 г. Это содержание понятия «федера­лизм» свойственно и части буржуазной историографии Австрийской империи. Такая «федерализация» была совместима с социальной структурой империи и поэтому, казалось бы, могла осуществиться путем реформ, не затрагивавших основы ее социального строя. Но шкая реформа уже не удовлетворяла ни венгерских, ни австроне-мецких либералов, экономическая сила и влияние которых быстро росли, и поэтому потерпела провал.

Иной характер, иное содержание (подчас скрытое) имели идеи федерализации монархии путем реформ, хотя и основанные на при­знании «исторических земель», но фактически направленные на достижение широкой автономии народов, на завоевание нрав не только в области местной администрации, культуры, языка и т. п., но и в сфере экономики и финансов и в определении всей политики государства. Некоторые из них в сущности были направлены на ослабление единства империи и фактически на подготовку почвы для дальнейшей борьбы за национальный суверенитет. Осуществле­ние подобных планов, содержавших уже радикальные принципы, было абсолютно неприемлемо для правящих кругов монархии. Тем более неприемлемыми для них были идеи федерализации империи на этнической основе, так как в этом случае власть в некоторых ча­стях государства перешла бы к мелкой буржуазии (некоторые на­роды вообще не имели крупной и даже средней буржуазии). Вме­сте с этим возросла бы угроза распада империи.

Идеи федерализации Австрийской империи путем реформ и ком­промиссов с династией являлись лишь одним из типов федералист­ских проектов. К другому типу относились планы национально-ра­дикальных или революционных сил. Так, идеи сохранения (пол­ностью или частично) территориального комплекса, которым владели Габсбурги, при перестройке его путем революционной лик­видации старой императорской власти в 1848 г., проповедовали чешские радикальные демократы, объективно именно этот путь от­стаивали революционные массы в Праге во время июньского вос­стания 1848 г., аналогичные идеи в разной мере были присущи и немногим радикальным деятелям из южных славян. При этом до­пускался выход австрийских немцев и итальянцев из этого нового государственного объединения и создание немецкого и итальянско­го государств.

Но если во время революции 1848—1849 гг. федералистские идеи — как реформистские, так и революционные — потерпели пол­ную неудачу, то тем более в мирных условиях такое преобразование габсбургской полуфеодальной буржуазно-помещичьей монархии было иллюзорным.

После поражения революции 1848—1849 гг. с идеями револю­ционного союза народов в борьбе против Габсбургов и создания в дальнейшем конфедерации ряда стран выступала венгерская эми­грация, прежде всего Лайош Кошут. Эмигранты предусматривали создание конфедерации в составе Венгрии, Сербии, Молдо-Валахии (Румынии) и, возможно, Хорватии, с союзным правительством, че-тырьмя столицами, обширными правами каждой из государствен­ных единиц. Лидеры венгерской революции в определенной мере сделали вывод из событий 1848—1849 гг. и поняли необходимость сотрудничества народов против общего врага. Однако пределы собственного Венгерского королевства они считали неприкосновен­ными, обещая сербам и румынам Трансильвании и Баната лишь некоторые права в сфере местного управления и культуры20. Тем не менее Кошут и другие эмигранты предлагали создать на месте империи Габсбургов совсем новое государство. Эти проекты были встречены с негодованием венгерским дворянско-помещичьим об­ществом, искавшим соглашения с австрийской монархией.

Отношение к габсбургскому государству со стороны народных, масс, т. е. прежде всего крестьянства, определялось рядом факто­ров, среди которых надо указать на обусловленные развитием капитализма прогрессивные реформы Иосифа II в 80-х годах XVIII в. Но тяжкий груз налогов, эксплуатация провинций в усло­виях, когда мелкие производители находились в крайне трудном положении (нараставшая в течение всей эпохи пролетаризация и пауперизация крестьян, ремесленников и мелких торговцев), поли­тика германизации в 50-х годах — все это вызывало широкое недо­вольство. Источники сохранили свидетельства о популярности сре­ди народных масс резко враждебных габсбургскому государству взглядов; они нашли некоторое отражение в деятельности полити­ческих группировок южных славян и румын. Однако увязать глу­бокие социальные и национальные интересы народов и сформули­ровать соответствующую программу смогли лишь революционные демократы. Крестьянская масса обычно находилась во власти мо­нархических иллюзий.

Идеи государственной независимости все же постепенно созрева­ли. У хорватов и сербов габсбургской монархии это проявилось в 1848 г., когда, как казалось современникам, империя находилась у порога гибели; более широко и систематично они были сформули­рованы в 60-х годах. У хорватов они получили воплощение как в проектах создания суверенного хорватского государства, так и — по большей части — государства южнославянского; у сербов как в Воеводине, так и в Сербии,— наряду с этим — в форме балканской конфедерации. Более широкая общественная поддержка этих про­грамм в габсбургской империи была обусловлена трудной социаль­но-экономической ситуацией большинства средних слоев в условиях имперского капиталистического рынка в период промышленного переворота, а также подъемом национально-освободительной борь­бы сербов, болгар и греков против османской державы на Балка-пах. Большую роль сыграло и разочарование в результатах собы­тий 1848 — 1849 гг., когда борьба австрийских славян и румын за превращение империи в федеративное государство завершилась крахом и торжеством неоабсолютистского режима. Наконец, выд­вижению более смелых планов способствовали: новая активизация политики России в 60-е годы, успешное завершение борьбы за соз­дание национальных государств в Италии (1860, 1866 гг.) и Герма- нии (1.4(1(1, 1870 гг.) и общая, связанная с этой борьбой, неустойчи­вость международного положения в Европе — войны 1859, 1866, 1-/Ц 1871 гг. (в гкервых двух участвовала Австрия и оба раза по­кипела поражения]).

Подводя итоги общей характеристики буржуазной национально­му, им пческой мысли южных славян и румын в Австрийской (с 1867 г. Австро-Венгерской) монархии до 80-х годов, можно кон­статировать, что здесь преобладало стремление к национальному равноправию в пределах существующего государства путем прове­дения более или менее обширных политических реформ. Но при этом в конце рассматриваемого периода уже определилось стремле­ние к независимости, подчас скрытое за программами федерализа­ции монархии на основе широких национальных прав.

Дуалистическая Австро-Венгрия представляла собой многона­циональное буржуазно-помещичье государство с иерархической системой классового и национального неравноправия. В отличие от периода до 1867 г. теперь две нации в государственно-правовом отношении являлись господствующими: положение каждой из остальных определялось рядом факторов, среди которых на первое место следует поставить их социальную структуру. Так, значитель­ным влиянием в австрийской части государства пользовалась поль­ская аристократия, ей же принадлежала местная (автономная) власть в Галиции-—провинции с украинским и польским населе­нием. Хорватия и Славония, где имелось относительно слабое хор­ватское дворянство., располагали весьма ограниченной автономией в пределах Венгерского королевства. Таким образом, наличие на­циональных прав было еще в огромной степени связано с силой полуфеодального класса землевладельцев, являющегося основной опорой Габсбургов в восточных областях государства. Другие на­роды (в том числе словенцы, сербы и часть хорватов) территориаль­но-политической автономией не располагали. Их реальное положе­ние, их национальные права зависели от политической силы на­циональной буржуазии, от силы и уровня демократического движе­ния. Так, в западной части государства (Цислейтании) итальянцам и чехам удалось добиться больших прав в сфере управления и на­циональной культуры, чем словенцам, а положение народов более отсталой в социально-экономическом и политическом отношении восточной части (большинство сербов, словаки, румыны, западные украинцы с их относительно слабой буржуазией и огромным преоб­ладанием крестьянства) в правовом смысле было особенно труд­ным.

Таким образом, структура социальных и национальных отноше­ний в Австрийской империи обусловила различные политические интересы имущих классов разных наций и в условиях внедрявше­гося ими национализма ставила серьезнейшие, так и не преодолен­ные, препятствия совместной борьбе народов за освобождение.

Определившаяся в Крымской войне расстановка си^л в борьбе вокруг Восточного вопроса, при которой Россия находилась в изо­ляции, а остальные державы во главе с Великобританией, несмотря на усилившиеся разногласия между ними по ряду международных проблем, действовали в Восточном вопросе единым фронтом, по существу сохранялась на протяжении 60-х — первой половины 70-х годов. Новым фактором в это время стало, однако, возрожде­ние австрийской экспансии на Балканы.

Габсбургские правящие круги после революции 184^8 г. стали вынашивать такого рода замыслы, отвечавшие интересами не толь­ко господствующей австрийской аристократии, но и бы стро наби­равшей силу крупной торгово-промышленной буржуазии. В Вене носились с идеей превращения важнейшей транспортной артерии — Дуная в «немецкую реку» на всем ее протяжении. В 18541 г., во вре­мя Крымской войны, австрийские войска оккупировали Дунайские княжества, по закрепиться им здесь■ не удалось. Други:м ближай­шим объектом агрессии стали Босния и Герцеговина, детальные планы оккупации которых имелись уже в начале 60-х год-ов XIX в.21 Эти области являлись континентальным тылом стратегически важ­ного для Вены побережья Адриатики, привлекали австр ийский ка­питал своими природными ресурсами. Австрийская торговля с Бос­нией и Герцеговиной быстро увеличивалась, кроме того, по этим областям проходил транзит товаров на Балканы и обрахтно. Нако­нец, Босния и Герцеговина рассматривались правящими кругами монархии как база для продвижения к Салоникам и установлению господства над всей западной частью Балканского поолуострова.

Среди факторов, обусловивших подъем освободительнтых движе­ний в самой Австрийской империи в 60-х годах, особое мместо зани­мала борьба балканских народов против османского шга. Успех этой борьбы и создание на Балканах суверенных госу/дарств или какой-либо сильной конфедерации рассматривались австрийскими правящими кругами как угроза империи не только потоку, что тем самым бы положен предел ее экспансии на юг, но и вви/ЯУ наличия в ней многочисленного югославянского населения, которзое не мог­ло не выдвинуть идею воссоединения со своими свободншми едино­племенниками. Не допустить такого развития событий бы.тло первей­шей задачей австрийской дипломатии в XIX в. Поэтому Габсбурги либо предпочитали сохранить статус-кво на Балканах, „либо заме­нить турецкую власть своей собственной. В целом внешшяя полити­ка австрийской монархии на Балканах — в смысле ее азтратегиче-:ких целей — являлась реакционной. Все это не исключззло отдель-1ых случаев поддержки габсбургскими властями тех или иных частных требований небольших южнославянских государоств ■— Сер­бии и Черногории с целью усиления на них своего влияни-я.

После того, как Россия несколько оправилась от пооражения в Крымской войне, а в стране были проведены важные проеобразова-ния, отменено крепостное право, политика правительсства Алек- сан а П на Балканах заметно активизировалась. Стремясь вос­становить утраченные вследствие крымского поражения и Париж­ского м"иРа позиции на Востоке, Петербург стал систематически го­товить себе опору в национально-освободительном движении бал­канские народов, которое в это время приобретало такие масшта­бы что по мнению российского министра иностранных дел А М ГоРчак0Ва> «политика успокоения», прежде проводившаяся Россией, стала невозможной. «Всякое усилие остановить движе-

иие говорилось в отчете МИД за 1866 г. — было бы бесполезно,

и мы бЭ1ЛИ бы лишены симпатий восточных христиан», если бы по­шли против их стремлений22. Действительно, с 1866 г. политика России на Балканах приобрела более активный характер.

г^оа0ительство Александра II стало поддерживать связи не только с консервативными, преимущественно церковными, кругами на Бал^анах- как эт0 было прежде, но и с либеральными течения­ми Гл#вн°й своей опорой в регионе оно считало Сербию. Сербское княжие'**30' по представлению русских дипломатов, могло стать центроМ освободительного движения балканских народов и вместе с тем пРоводпиком влияния России на полуострове. Русская дипло­матия стремилась контролировать развитие событий, имея контак­ты даж^ с национально-революционными группировками, в особен­ности н#холившимИСЯ в связн с властями Сербии. Таким путем цар­ское правительство надеялось, во-первых, предотвратить укрепле­ние на ралканах позиций Наполеона III, режим которого в интере­сах французской буржуазии пропагандировал «принцип националь­ностей» во-вторых,— избежать «преждевременного» обострения обстанавки на полуострове и не дать втянуть себя в конфликт на Балканах до того момента, когда России удалось бы обеспечить благ0приятную для себя международную ситуацию. Но прежде все­го русс#ое правительство стремилось воспрепятствовать влиянию на Балк<анах международного революционного и демократического движения «в западном духе», как писал Горчаков, «подстрека­тельстве провокаторов — агентов космополитической революции», которые» в виду «примера Италии», «воспламенили надежды» бал­канских 'народов. Официальный Петербург путем систематических выступиений в пользу христианского населения Османской империи добива/*ся некоторого облегчения его положения23.

Правящие круги царской России считали, что путем к решаю­щему уГ*Рочеиию иХ политических позиций в Юго-Восточной Европе являете Я создание здесь славянского государства или нескольких государ ств> которые могли бы стать союзниками России. «По убеж­дению императорского министерства...,—выражал эту мысль один 113 рус^ких дипломатических представителей на Балканах в I §29 г.^- успех нашей политики зависит во многом от благоденст­вия '**аленьких независимых стран: Греции, Сербии, Черногории, которые Должны быть хранителями будущих судеб Балканского ПОЛуОСТрова»24. Развивая такую линию, русская дипломатия за­щищали проекты создания здесь новых автономных областей, I первую0 очередь Болгарии, Боснии и Герцеговины, считая это пу-тем к возникновению новых независимых государств. Эта цель в весьма значительной мере сближалась с задачами национально-освободительных движений балканских народов, поэтому послед­ние продолжали считать, что Россия сыграет важную роль в их судьбе. Уже в 1858 г. Ф. Энгельс писал, что «христианское населе­ние Европейской Турции как греческое, так и славянское более, чем когда-либо, стремится сбросить с себя турецкое иго и более, чем когда-либо, видит в России своего единственного защитника» 25.

Методы и цели царского правительства в связи с политической борьбой в Австрийской империи были иными. В 60-х годах полити­ка А. М. Горчакова состояла в поощрении связей между Россией и либеральными течениями в национальных движениях в монархии Габсбургов. Официальная Россия подчеркивала, что не делает су­щественных различий в своих отношениях к славянам разных веро-исповедований. Все это было новым в политике Петербурга. Прави­тельство разрешило славянским комитетам в России оказывать материальную поддержку газетам, журналам, читальням и другим славянским просветительским заведениям в Австрии, посылать им книги и пр.

Правительство, инструктировал А. М. Горчаков русского по­сланника в Вене в 1869 г., «не отвергает симпатий единокровных и единоверных нам национальностей Австрии» и не намерено пре­пятствовать развитию ответных «национальных чувств» в России, но «наши отношения с австрийскими славянами в их же интересах следует ограничить определенными рамками». Россия не заинтере­сована в разжигании антагонизма с Австрией. В «нашу политиче­скую программу», указывалось в одном из документов МИД (1868 г.), не входит какое бы то ни было вмешательство в австрий­ские внутренние дела и какие-либо действия, направленные против австрийского правительства. Вместе с тем, в 1870 г., говоря о сла­вянских народах габсбургской монархии, Горчаков подчеркивал: «Мы будем приветствовать всякий успех родственного нам населе­ния в отношении автономии, безопасности, процветания», но ни в коем случае не путем «насильственной борьбы и анархии» 2".

Царское правительство не сочувствовало различным популяр­ным в славянских либеральных кругах идеям коренной перестройки Австрийской империи, которая привела бы к установлению решаю­щего влияния славян, опасаясь, что в этом случае монархия Габс­бургов станет притягательным центром для балканских славян. Это создало бы угрозу как Сербии, так и внешнеполитическим интере­сам правящих кругов России ". Поэтому Петербург не питал неудо­вольствия по поводу превращения централизованной Австрийской империи в двухцентровую Австро-Венгрию в 1867 г. Русское прави­тельство было удовлетворено уже тем, что австро-венгерский ком­промисс нанес серьезнейший удар по ориентировавшимся на Вену группировкам среди славян габсбургской монархии.

Уже с начала 70-х годов происходило сближение Австро-Венг­рии с Германией, имевшее антирусскую направленность. В этих условиях возник недолговечный Союз трех императоров — русско- го, германского и австрийского (1873 г.), одной из скрытых целей1 которого был взаимный австро-русский контроль за внешнеполити­ческими акциями на Балканах. Это «сближение» вызвало недо­вольство деятелей национально-освободительных движений в Юго-Восточной Европе. Вновь резко активизировалась австрийская про­паганда идеи присоединения Боснии и Герцеговины к империи. Но> у населения этих провинций, за исключением католического мень­шинства, она не имела успеха. Однако эта пропаганда нашла отклик среди буржуазии Словении и Хорватии уже потому, что она была заинтересована в боснийской торговле, надеялась принять участие в эксплуатации природных ресурсов и дешевой рабочей силы провинций, в насаждении здесь «цивилизации». Южнославян­ское и вообще славянское по происхождению чиновничество Австро-Венгрии мечтало о новых возможностях продвижения по службе в случае присоединения провинций к монархии, католическая цер­ковь— об усилении там своего влияния.

События 1875—1876 гг. показали, что национально-освободи­тельное движение еще не имеет достаточных сил, чтобы сбросить иноземную власть. Восставшие терпели поражение. Сложные и не всегда дружественные отношения между балканскими государства­ми — Грецией, Румынией, Сербией и Черногорией — не давали им-возможности выступить единым фронтом против Порты. Нужен был могучий внебалканский фактор, чтобы склонить чашу весов в-пользу создания в Юго-Восточной Европе самостоятельных нацио­нальных государств. Начало Восточного кризиса с полной очевид­ностью обнаружило бессилие попыток европейской дипломатии до­биться решения балканских проблем путем переговоров. Принцип поддержания статус-кво в Юго-Восточной Европе, которого при­держивались Великобритания, Австро-Венгрия и Франция, терпел крах. В этих условиях открывалось поле деятельности для России. Царизм, конечно, являлся реакционным режимом. Но в делах, ка­савшихся Турции, он действовал по трезвому расчету, стремясь обеспечить себе прочное влияние на Балканах. Поэтому Петербург заранее отказался от каких-либо завоеваний на Балканах. В па­мятной записке МИД от 28 июня (10 июля) 1876 г. говорилось, что «поскольку исключена возможность создания крупного славянско­го государства, самым рациональным исходом было бы создание мелких независимых государств в территориальных пределах, отве­денных каждому из них историей и объединенных на федеративных-началах» 28. Эту разработанную в период подготовки войны с Осман­ской империей программу правительство Александра II, как из­вестно, не осуществило. Боязнь вновь (как и в 50-е годы) оказать­ся во внешнеполитической изоляции и поиски компромисса с Габсбургами привели в конечном счете к австро-русскому Рейх-штадтскому соглашению 1876 г. и Будапештской конвенции 1877 г.,, согласно которым Австро-Венгрия в обмен на нейтралитет в на­двигавшейся русско-турецкой войне получила согласие Петербурга; на оккупацию Боснии и Герцеговины.

Ход войны 1877—1878 гг., международная обстановка после ее окончания определили реальные перемены в политической карте Юго-Восточной Европы. Достигнуть всех своих целей России не удалось ввиду чрезвычайного противодействия западных держав. Но результаты войны были для балканских народов очень важны­ми и в целом благотворными. С этого времени проблема становле­ния самостоятельных национальных государств на Балканах всту­пила в новую фазу ра





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1220 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2297 - | 2123 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.