Популярной формой коммерческого обращения произведений искусства являются художественные ярмарки. Художественные ярмарки как место периодического привоза, купли-продажи произведений искусства, проводились с XV-XVI веков во время праздничных шествий в Италии, в XVII веке были особенно популярны в Голландии и Фландрии.
В последнее время арт-рынок принципиально изменился, а вместе с ними изменились и виды потребления искусства. Сегодня предложения художественного рынка стали интернациональными, сообщество коллекционеров перемещается по всему свету к месту очередной ярмарки искусства. Международные ярмарки – это представление произведений искусства посредством участия в них галерей из разных стран. Ярмарки специализируются по предметам продаж: антиквариат, искусство ХХ века, современное искусство. Количество участников ярмарки всегда ограничено площадью выставочного павильона, чем она престижнее, тем больше претендентов на участие. В отличие от галерей и просто художественных персоналий, на международных ярмарках организация происходит комплексно, продуманно, с привлечением ведущих PR-специалистов и СМИ.
Ярмарка имеет несколько преимуществ:
· во время ярмарки происходит много различных мероприятий – конференции, выставки, посещение частных галерей.
· все произведения искусства проходят определенный отбор;
· одновременно предлагается широкий выбор произведений искусства;
· участники ярмарки разделяют одни и те же вкусы и пристрастия.
Международные ярмарки искусства, разные по уровню и качеству, проводятся в Западной Европе и США. Не ограниченныерамками музейного консерватизма и академизма, галеристы намного более свободны в своих действиях. Искусство, представленное на таких выставках в самых неожиданных сочетаниях отдельных произведений и целых течений, способствует повышению в обществе художественного интереса, открывает новые имена, представляет современные направления. Мировой рынок искусства развивается с каждым днем. Тенденции там формируют аукционы уровня «Сотбис» или «Кристис» и международные выставки-ярмарки «Арт Базель» (ArtBasel), «Арт Кельн» (ArtCologne), FIAC, TEFAF Maastricht. Аукционные продажи влияют на уровень цен, а ярмарки выделяют наиболее интересных (и/или модных) художников, и порой в экспозициях появляются весьма редкие работы.
Одной из самых старых и крупных ярмарок в мире считается «Арт Кельн» (Германия). Участники выставки, среди которых есть и русские галереи, отмечают интересную особенность: все ждут ярмарки, но не для того, чтобы просто прийти и осмотреть экспозицию, а чтобы купить. Большой объем сделок, пожалуй, выделяет «Арт Кельн» из общего ряда художественных ярмарок. Не менее важной особенностью является и многонациональность участников выставки, которая достигается известной снисходительностью отборочной комиссии к качеству работ, представляемых участниками.
Самой престижной среди ярмарок является «Арт Базель» (Швейцария), наиболее полно отражающая современное состояние рынка произведений искусства. Репутацию ведущей ярмарки она завоевала, отбирая в свои экспозиции лучших из лучших художников. Важной особенностью «Арт Базель» является возможность не только увидеть произведения искусства, но и приобрести любое из них. Правда, все цены установлены на 30–40% выше, чем на аукционах или в обычной жизни. Организаторы объясняют это так: «Все лучшее должно стоить соответствующе».Многие галереи стремятся к участию в международной ярмарке «Арт Базель» потому, что это не только престижно, но коммерчески выгодно. Но даже если галеристы в состоянии оплатить участие в ярмарке, им приходится пройти через очень жесткий отбор арт-комитета.
К числу широко известных относится иМеждународная ярмарка современного искусства (FIAC)в Париже.Начало ярмарке было положено в январе 1974 г. Тогда она прошла на территории бывшего вокзала Бастилии, став одним из первых мероприятий подобного рода в Европе. По мнению организаторов, своим успехом ярмарка обязана тому, что на ней уделяется большое внимание последним тенденциям и начинающим художникам.Организаторы выставки делают также ставку на притяжение, которое неизменно оказывают Париж и его исключительное архитектурное наследие, служащее прекрасным фоном для произведений искусства.
Европейский опыт перенимают и страны постсоветского региона. Самой крупной и известной международной ярмаркой такого типа является «Арт-Манеж» в Москве (Россия). За 16 лет своего существования ярмарка прошла эволюционный путь от форума, на котором устраивались радикальные акции до ярмарки искусства современного, но близкого к классике.
В Беларуси столь широкомасштабных международных выставок-ярмарок пока нет, однако первые пробы организации подобных проектов уже появляются. В качестве примера можно привести IМеждународную Минскую Триеннале современного искусства, прошедшую в 2013 году.