Одной из первых форм рыночных отношений между художником и покупателем были аукционные торги искусством. Становление аукционов относится к периоду возникновения и развития капитализма, при котором товарное производство становится всеобщим. Они нашли широкое распространение в мировой практике, на протяжении не одного столетия. С развитием аукционов возникла необходимость разработки целого ряда проблем, касающихся их существования, ценообразования, функционирования и организации, а также его статуса в социально-экономическом положении той или иной страны. С самого начала аукционы носили как добровольный, так и принудительный характер. Для каждого аукционного товара сложился свой центр аукционной торговли. В процессе развития появились международные аукционы, которые стали регулярными. Центрами нового художественно-рыночного развития стали такие крупные города, такие как Лондон, Нью-Йорк, Париж, Берн. XIX – XX века отмечены бурным ростом художественного рынка в целом, аукционов – в частности. Появляются новые формы торговли искусством, новые источники поступления товара, новые участники.
Аукционы характеризуются особым экономико-организационным механизмом, благодаря которому и реализуются его преимущества в сравнении с другими формами торговли.Аукционы по продаже произведений искусства являются достаточно совершенной и прогрессивной формой взаимоотношений между продавцом и покупателем на художественном рынке. Они в целом подчиняются общим законам торговли, но в то же время отличаются особой спецификой, связанной с художественной природой товара, предлагаемого к торгам.Выдающиеся произведения искусства обычно продаются и приобретаются коллекционерами на аукционах, поскольку их материальная стоимость не вполне соотносима с художественной ценностью и цена не может быть зафиксирована. Собственник произведения, желая его выгодно продать, выставляет его на аукцион, где опытные арт-эксперты проводят, во избежание обмана и подделок, полную экспертизу, атрибуцию. После этого арт-дилеры предлагают стартовую цену.
Первоначально, в XVI веке, торговля произведениями искусства носила исключительно антикварный характер, сегодня особую нишу художественного рынка занимает современное искусство и оно также высокодоходно. Первый публичный аукцион состоялся в Голландии в XVIIвеке. В середине XVIII века крупные аукционы проводились в Париже и Лондоне. До сих пор существуют два вида аукционов: «голландский» и «английский». «Голландский» аукцион начинается с того, что называется наивысшая цена, которая в ходе торгов понижается до тех пор, пока не находится покупатель. В «английском» аукционе «стартовая цена» - наименьшая и победителем оказывается тот, кто до третьего удара молотка аукциониста успевает предложить наивысшую цену.
Крупнейшие аукционные фирмы называются «аукционными домами», среди них самые знаменитые: «Sothebys» (основан в 1744 г.) и «Christies» (основан в 1766 г.) Оба «Дома» английские, но имеют филиалы во многих странах мира. 1984 г. Дом «Sothebys» был куплен американским меценатом А.Таубманом; в 1998 г. Дом «Christies» стал частной французской фирмой А.Пино. Аукционные дома имеют большой штат специалистов: историков искусства, экспертов, дилеров, дизайнеров, пиар-специалистов. Каждое предложенное на аукционе произведение проходит тщательную многостороннюю экспертизу, в которой участвует несколько независимых экспертов. Если художественное произведение принимается на продажу, оно регистрируется и каталогизируется. Иллюстрированные каталоги заранее рассылаются заинтересованным лицам. Обычно 10% от торгов остается в фирме.
Художественный рынок не может существовать без экспертизы, главной целью которой является подтверждение авторства. Если вскрывается подделка либо незаконное происхождение произведения искусства, торги аннулируются. Поэтому авторитет аукционного дома строится на безошибочности экспертиз. Покупатель получает сертификат, удостоверяющий подлинность произведения. Кроме торгов аукционные дома занимаются разнообразной рекламной, экспертной, просветительской, издательской деятельностью. Их специалисты работают в контакте с сотрудниками крупнейших музеев и галерей мира. Поэтому каталоги аукционных продаж в значительной степени отражают не только конъюнктуру рынка, но и современное состояние художественной культуры.
Значимыми агентами на художественном рынке постсоветских стран стали аукционные дома России «Гелос» и «Альфа-арт». Продажа вещи с аукциона и включение ее каталог имеют большое значение для придания вещи «статуса», подтверждения ее подлинности, создания известности; чем престижней и известней аукцион, тем большую значимость приобретает предмет, с него проданный. Аукционные торги влияют на моды на художественном рынке. В начале 1990-х годов были предприняты первые попытки проведения аукционов по продаже произведений искусства и в Беларуси. В 2004 году в Минске был проведен первый аукцион по продаже произведений искусства аукционным домом «Paragis».
Годы реформ ознаменовались в Беларуси становлением аукционов, как важнейшей формы рыночных отношений. Вместе с тем выявились факторы, снижающие эффективность аукционной деятельности. Аукционы часто проводились по упрощенной схеме без достаточной гласности с ограниченным кругом претендентов, в значительной мере по закрытой форме. Среди недостатков следует отметить совершение сделок в противовес аукционным правилам без соблюдения принципов гласности, нередко со злоупотреблениями, при резком несовпадении продажной цены и реальной стоимости объекта. Мешает полноценному развитию аукционной деятельности в нашей стране дефицит квалифицированных кадров, способных осуществлять экспертизу, оценивать объекты аукциона, предлагать стартовую цену с учетом сложившейся рыночной конъюнктуры, а также крайне незначительное использование международного опыта. Вместе с тем следует отметить важность этого первого опыта работы отечественных аукционистов.
Аукционы являются закономерным следствием рыночных отношений в области культуры. Несколько веков интенсивного роста привели к возникновению разнообразных форм аукционного дела. Художественные аукционы обладают рядом важных функций, которые помогают им играть значительную роль в развитии не только культуры, но и экономики. Они включены в мировую сеть художественных продаж, в которой лидируют несколько старейших аукционных домов, к которым присоединяются все новые и новые участники этого сектора художественного рынка. Все они, несмотря на региональные, исторически обусловленные особенности, подчиняются общим закономерностям мирового культурного процесса.
Крупнейшие мировые аукционы – «Со́тбис» (англ. Sotheby's), «Кри́стис» (англ. Christie’s), «Филлипс» (англ. Phillips, ex-PhillipsdePury).
«Со́тбис»– один из старейших в мире аукционных домов. Совместно с аукционным домом «Кристис» занимает около 90 % мирового рынка аукционных продаж антиквариата, предметов искусств и т. д. Является крупнейшим в мире аукционным домом (по суммарной выручке от продаж за 2011 год).Основан 11 марта 1744 года в Лондоне книготорговцем Сэмюелем Бейкером (раньше «Сотбис» в мире были основаны только три шведских аукционных дома). «Сотбис» был закрытым «клубом», где работу могли получить только аристократы. В 1955 году было открыто отделение в Нью-Йорке. Филиалы также открылись в Париже, Лос-Анджелесе, Цюрихе, Торонто, Мельбурне, Мюнхене, Хьюстоне, Флоренции. В 1977 году акции «Сотбис» начали продаваться по открытой подписке и быстро подросли в цене. К началу 1980-х годов «Сотбис» практически обанкротился из-за начавшегося промышленного кризиса. В 1983 году «Сотбис» был продан американскому предпринимателю А. Альфреду Таубману – владельцу крупной сети магазинов в США.В 1998 году Таубман вывел акции «Сотбис» на биржу. В мае 2007 года первым из ведущих ауционных домов открыл отделение в Москве. Представление на торгах старого русского искусства считается перспективным направлением, но пока не выходит за пределы 1 % от общего оборота фирмы.
«Кри́стис» основан в1766 году в Лондоне антикваром Джеймсом Кристи.С 1823 года главный офис находится на Кинг-стрит близ Сент-Джеймсского дворца. В 1975 году открылся дополнительный офис в Южном Кенсингтоне. Существуют отделения в нескольких крупных городах мира, включая Нью-Йорк и Москву.В настоящее время «Кристис» – это частная компания, принадлежащая французскому миллиардеру Франсуа Пино.Ежегодно «Кристис» проводит более 450 торгов. У аукционного дома имеется 54 офиса в 31 стране (в том числе и в России) и 10 торговых площадок по всему миру.