Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


’удожественный рынок




’удожественный рынок Ц социально-экономический и культурно-исторический феномен и механизм, представл€ющий собой систему товарного обращени€ произведений искусства, способ распространени€ и перераспределени€ культурных ценностей в обществе. ’удожественный рынок выполн€ет информационные, посреднические, ценообразующие, стимулирующие и регулирующие, а также художественно-эстетические функции.—оциально-культурными предпосылками возникновени€ художественного рынка послужили различные факторы: политические, экономические и в том числе просветительские. ’удожественный рынок, €вл€€сь мощным, многофункциональным €влением, прошел несколько крупных этапов становлени€, среди которых стоит выделить самые существенные.

ќдним из первых этапов стоит отметить буржуазную революцию, котора€ способствовала формированию рыночной экономики. ¬ажную роль сыграла и протестантска€ этика раннего капитализма. — по€влением рынка искусства статус художника стал во многом определ€лс€ торгами, то есть показателем, состо€щим из цены на работу и количества проданных работ. —тали быстро развиватьс€ национальные художественные рынки в √олландии, √ермании и —Ўј.“очна€ дата возникновени€ художественного рынка Ц 21 июн€ 1693 года, когда в Ѕанкетном доме в поместье ”айтхолл Ћордом ћелфордом был организован большой аукцион по продаже произведений искусства. ¬ первой половине XVIII века такие аукционы стали одним из развлечений британской аристократии.

¬ середине XIX века формируетс€ матрица художественного рынка (создаетс€ структура: дилеры, торговцы произведени€ми искусства, выставки и галереи, распродажи и аукционы, издание каталогов и специальных журналов, реклама); по€вл€ютс€ коллекционеры, художественные критики, музейные специалисты.

–асширение художественного рынка начинаетс€ со второй половины XIX века, происходит разделение художественного рынка на две сферы Ц сферу продаж мастеров прошлого и сферу продаж современных авторов. »зменилс€ класс потребителей дорогосто€щего искусства (аристократи€ и богатые представители буржуазии). Ќова€ волна подъема художественного рынка начинаетс€ на рубеже ’’ Ц ’’I веков: это виртуализаци€ рынка, по€вление новых видов искусства, виртуальные аукционные системы, определ€ютс€ центры мирового художественного рынка Ц Ћондон, Ќью-…орк, “окио.

–азличают следующие виды художественных рынков:

Ј мировой,

Ј национальный,

Ј региональный.

 аждому из видов художественного рынка присущи свои особенности ценообразовани€, процедуры покупки и продажи произведений искусства и актуальности данного товара на конкретном рынке. ’удожественный рынок не существует отдельно от мирового финансового рынка. ¬се волнени€ и изменени€ мировой и локальной экономики так же откликаютс€ и на художественном рынке.  аждый из художественных рынков, будь то мировой или региональный, имеет свою инфраструктуру. ¬ услови€х современного художественного рынка инфраструктура играет роль св€зующего звена между двум€ главными элементами рынкаЦ между художником, производителем художественных ценностей, и покупателем.

ћировой художественный рынок на сегодн€шний день €вл€етс€ наиболее привлекательной отраслью дл€ инвестиции, тем самым он выступает как выгодна€ область дл€ предпринимательства. ’удожественный рынок более стабилен, чем тот же рынок ценных бумаг, который посто€нно колеблетс€ при различных социальных и экономических потр€сени€х. ¬сЄ больше богатых людей начинают инвестировать именно в произведени€ искусства.

’удожественный рынок Ц сложное многоуровневое €вление, в нем интегрируютс€ большое количество субъектов, которые осуществл€ют все процессы его актуализации. ќсновными субъектами художественного рынка €вл€ютс€ производители (художники) и потребители (публика). ћежду главными субъектами в разное культурно-историческое врем€ существовала группа посредников, которые к сегодн€шнему дню максимально дифференцировались. ¬ажнейшим условием успешного функционировани€ художественного рынка €вл€етс€ формирование и развитие его инфраструктуры, обеспечивающей непрерывное продвижение художественных продуктов от художника к публике. Ќе сегодн€шний день в мире сложилась сложна€ и многоуровнева€ инфраструктура художественного рынка.  лючевыми фигурами художественного рынка €вл€ютс€ производители художественного продукта и его потребители. ћежду двум€ этими главными группами инфраструктуры располагаетс€ р€д посредников. —овременный рынок отличаетс€ от рынка начала капиталистических отношений тем, что значительным образом разрослась его вспомогательно-сопутствующа€ и организационно-посредническа€ часть, котора€ включает:

І информационные организации;

І организации юридическо-правового сопровождени€;

І коммерчески-посреднические организации;

І консалтингово-посреднические организации;

І финансовые структуры.

ѕроизводители художественного продукта Ц главные персоны художественного рынка, так как результаты их де€тельности и €вл€ютс€ предметом купли-продажи. ¬ изобразительном искусстве творец персонифицирован, но и здесь могут по€вл€тьс€ коллективные исполнители, творческие объединени€. ¬ качестве потребител€ художественного продукта могут выступать отдельные представители общественности: почитатели и знатоки искусства, инвесторы, коллекционеры, представители государства, общественных объединений, бизнес-структур, музеи, организации и предпри€ти€.   коммерчески-посредническим организаци€м относ€тс€ галереи, €рмарки, аукционные дома, дилеры.  онсалтингово-посреднические услуги в рамках художественного рынка оказывают организации, занимающиес€ экспертизой художественных произведений, их регистрацией, оценкой, страхованием, охраной, логистикой, аудитом. Ѕлок юридических услуг оказывают организации, занимающиес€ правовым сопровождением купли-продажи предметов искусства, формированием договорных отношений, оказывающих услуги по судебному представительству и адвокатуре, вопросам наследовани€ и различных других правовых аспектов, возникающих в ходе оборота художественных ценностей. ‘инансовые организации, в частности банки, оказывают профильные услуги и сопутствуют развитию и функционированию художественного рынка.

¬ажную роль призваны исполн€ть и контролирующие организации: различные ассоциации, союзы, фонды, след€щие за неправомерными действи€ми субъектов художественного рынка, налоговые и таможенные органы и прочие организации. ÷ивилизованный художественный рынок не может осуществл€ть свою де€тельность вне информационных организаций, самых различных —ћ», которые способствуют прозрачности и открытости данного рынка. Ёто профильные и непрофильные печатные и электронные издани€, в которых обнародуютс€ мнени€ экспертного сообщества Ц критиков и искусствоведов; это де€тельность отделов по св€з€м с общественностью различных организаций, которые делают досто€нием общественного мнени€ информацию, характеризующую де€тельность практически всех субъектов инфраструктуры художественного рынка.

„тобы раскрыть сущность художественного рынка необходимо рассмотреть его основные функции.

»нформационна€ функци€ художественного рынка. ¬ широком смысле Ц это информирование общества о творчестве художника, это Ц информационное поле, которое складываетс€ вокруг художника, а именно: совокупность упоминаний о художнике в художественной критике, биографических текстах и жизнеописани€х, церковных, исторических документах. ¬ современных услови€х особую роль занимают профессиональные печатные и электронные —ћ». –асширению информационного пол€ способствуют наличие каталогов, монографий о творчестве художника, которые €вл€ютс€ традиционными формами оповещени€ заинтересованных лиц. »нформационна€ функци€ Ц это одна из самых древних его функций.

ѕосредническа€ функци€ художественного рынка. ѕосредничество Ц содействие заключению сделок между сторонами. ¬ художественном бизнесе посредничество Ц это содействие заключению сделок между художником или владельцем художественного произведени€ и покупателем (первичный и вторичный рынок). Ёто может осуществл€тьс€ в Ђоткрытуюї, то есть на основе договорных отношений или неофициально, по частной договоренности.

¬ качестве посредника может выступать как частное лицо, так и специально созданна€ дл€ этого фирма. ¬ мире бизнеса традиционными посредниками €вл€ютс€ дилеры, галереи, аукционы, художественные салоны. ѕосредник может сводить покупател€ с продавцом напр€мую или совершать сделку по поручению одной или обеих сторон, соблюда€ при этом и свои коммерческие интересы. ¬ качестве оплаты своего труда посредник получает комиссионное вознаграждение, т. е. определенный процент от суммы, которую выплачивает либо одна из сторон, либо обе. ’удожественный рынок призван свести на одной площадке художественный продукт и его потребител€, способству€ удовлетворению потребностей обеих сторон: художника и публики.

÷енообразующа€ функци€ художественного рынка. ѕроблема ценообразовани€ в искусстве одна из самых сложных. «десь работают как общие законы ценообразовани€, так и частные, вырабатываемые именно в пространстве художественного рынка. ¬ силу доминировани€ в искусстве эстетических ценностей непрагматического характера часто возникают споры о том, что искусство не должно рассматриватьс€ как товар. ѕоэтому одни считают, что искусство и деньги не совместимы, а другие придерживаютс€ позиции, что искусству присущи как непрагматические, так и прагматические ценности, которые в силу объективных причин вынуждены сосуществовать друг с другом.

’удожественное произведение Ц это результат таланта и творческих способностей художника, овеществленные в уникальной материальной форме. ¬ этом заключаетс€ не только его духовна€, но и материальна€ ценность. ¬ данной св€зи рождаетс€ особа€ отрасль художественного предпринимательства, с точки зрени€ которого художественные произведени€ рассматриваютс€ не только как духовные, но и как коммерческие ценности. ¬озникает вопрос материальной оценки произведени€ искусства. ‘акторы, вли€ющие на ценообразование:

І возраст произведени€;

І вхождение художника в авторитетные каталоги;

І жанр, в котором выполнена работа;

І лична€ истори€ автора (самобытность, миф, легенда);

І наличие работ мастера в ведущих музейных коллекци€х и галере€х;

І общепризнанный класс мастера;

І оценка критиков;

І принадлежность художника к определенной эпохе;

І провенанс картины (от англ. provenance Ч происхождение, источник).

І размер картины;

І техника, в которой выполнена работа;

І уровень новаторства, так как новизна Ц главный и основной критерий творчества;

І участие в международных проектах;

І частота проведени€ персональных выставок;

“аким образом, на ценообразование в изобразительном искусстве воздействует совокупность объективных и субъективных факторов.   сказанному следует добавить, что существуют механизмы, которые способны значительно увеличить стоимость художественного произведени€ с помощью р€да маркетинговых технологий, св€занных, например, с технологией брендинга, когда первоначальна€ цена работы может увеличиватьс€ во много раз.

–егулирующа€ функци€ художественного рынка. –ынок должен регулировать спрос и предложение. »звестно, что дол€ людей, посто€нно интересующихс€ искусством достаточно мала. ѕотребности, которые искусство удовлетвор€ет, не €вл€ютс€ витальными и экзистенциальными, человек может прожить и без них.  руг людей, которые формируют спрос на искусство, достаточно узок. Ќо искусство, выполн€€ свои социальные задачи, часто выступает в роли фиксатора и трансл€тора различных актуальных состо€ний общества, следовательно, спрос на произведени€ искусства может существенно варьироватьс€ в зависимости от состо€ни€ самого искусства.

–егулирующа€ функци€ художественного рынка также подразумевает законодательство разных стран. ¬ странах, где законодательство и налогообложение в области искусства неблагопри€тны дл€ коллекционеров, импорт и экспорт произведений искусства будут существенно отличатьс€ от тех стран, в которых налогова€ система этому способствует.

—тимулирующа€ функци€ художественного рынка. –ынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль. «десь важным элементом €вл€етс€ конкуренци€, соперничество участников данного процесса за рынок сбыта. Ёто подразумевает соперничество художников за внимание и признание у публики. —ледствием признани€ €вл€етс€ увеличение числа заказов, рост продаж произведений искусства. “ем не менее, экономические свободы содействуют прогрессивному развитию общества, но они в большей степени стимулируют коммерческую конкуренцию, а не художественную.  оммерческа€ ценность искусства на рынке преобладает над его духовной ценностью.  ачество искусства в результате такого рода конкуренции в целом страдает. –ынок всегда стремитс€ к получению выгоды, следовательно, ориентируетс€ на большинство, что неизбежно ведет к снижению качества художественного продукта, его омассовлению. “ем не менее, именно рыночные механизмы должны использоватьс€ дл€ нахождени€ компромисса в пользу поддержки истинного искусства.

ѕо мере развити€ художественного рынка все более значительную роль в его де€тельности начинают играть такие формы финансировани€ искусства предпри€ти€ми, учреждени€ми или отдельными лицами, как спонсорство, меценатство, благотворительность, патронаж, пожертвовани€.  ак правило, меценат €вл€етс€ бескорыстным покровителем и финансирует культурные начинани€, спонсор выступает как инвестор проектов, получа€ часть имиджевой рекламы, либо доходы от прибыли после реализации культурных проектов.

 

 

“ема 8





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4619 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

2103 - | 1832 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.018 с.