Административно-правовые споры, которые становятся предметом судебного разбирательства, в действующем процессуальном законодательстве обозначаются термином "дела, возникающие из административно-правовых (публично-правовых) отношений". Данное обстоятельство вызывает необходимость интерпретировать соотношение понятий "спор" и "дело". В цивилистике понятие гражданского дела обычно идентифицируется либо с вопросом судебного разбирательства либо со спором о праве. Считается, что гражданское дело может быть возбуждено лишь в случае спора о праве. Соотношение дела и спора о праве довольно часто сравнивается с соотношением понятий гражданско-правового договора как документа и соглашения: как договором оформляется соглашение сторон, так гражданским делом оформляется существующий между двумя и более лицами спор о праве.
В то же время трактовка «дела» как правового вопроса, внесенного на рассмотрение суда заинтересованным лицом, не является общепризнанной. Так, считается, что «правовой вопрос» является более узким понятием, чем спор о праве гражданском или административном, ибо спор о праве может объединять целый ряд вопросов материального права (процессуальное соучастие), а «дело» тем не менее, одно.
Спор о праве приобретает свойство дела с момента его заявления в юрисдикционный орган. Понятие «дело» предполагает возникновение правовой связи между лицами, участвующими в процессе, при участии юрисдикционного органа как обязательного и руководящего субъекта, т.е. возникновение процессуального правоотношения. Сущность дела видится в этом случае именно в споре о праве, заявленном в суд заинтересованным лицом и выступающем в качестве объекта процессуального правоотношения. Исходя из этого, например, судебное дело (гражданское или административное) можно определить как спор о праве, заявленный в суде заинтересованным лицом, выступающий в качестве объекта процессуальных отношений, которые связывают лиц, имеющих юридическую заинтересованность и участвующих в разрешении спора по существу.
Такой подход, однако, требует определенных уточнений. Любое юридическое дело - будь то гражданское или административное - вряд ли правомерно идентифицировать только спором о праве или правонарушением. Юридическое дело, с одной стороны, следует рассматривать как конкретный жизненный случай, в отношении которого осуществляется применение закона, а с другой - как совокупность документов, комплектуемых в ходе применения закона к данному случаю. Этот конкретный случай в качестве предмета административного судопроизводства носит характер административно-правового конфликта в виде административного спора или административного правонарушения в смысле ст. 2.1 КоАП РФ.
В соответствии с действующим законодательством РФ термину «административное дело» соответствуют два вида дел: «дела, возникающие из административно-правовых отношений» и «дела о привлечении к административной ответственности». Однако надо иметь в виду, что по ГПК РФ «дела, возникающие из административных правоотношений» обозначаются как «гражданские дела», а по АПК РФ как «экономические споры».
Данная терминология по ГПК РФ обусловлена особенностями правового регулирования предмета административного судопроизводства в советский период. При этом надо иметь в виду, что категория «экономический спор» - не отраслевая, а введена для обозначения сферы отношений, участники которых решают свои споры в арбитражном суде, т.е. обозначения сферы предпринимательской и иной экономической деятельности. Обозначение этим термином административных по сути дел является крайне неудачным. Понятие «экономические споры, возникающие их административных правоотношений» является некорректным, поскольку споры, возникающие из административных правоотношений, есть ничто иное как административные споры. Экономические споры – это споры, возникающие из экономических отношений. Поэтому споры из административных отношений в первом Арбитражно-процессуальном кодексе РФ вполне обоснованно назывались «спорами в сфере управления».