В Древней Греции существовало философско-религиозное течение эсхатология, которое утверждало, что доведение любого свойства до крайности приводит к отрицанию данного свойства. Это еще одно следствие принципа дополнительности.
Все превращается в свою противоположность. «Больше еды – вместо здоровья болезнь, больше тренировок – вместо рекордов инвалидность, хотели чайку попить и воду вскипятить – она вся выкипела» (Веллер).
«Мои недостатки – продолжение моих достоинств».
«То, что вчера нас продвигало, завтра начинает нас ограничивать».
«Очень печально, что стремление людей уменьшить зло порождает так много нового зла» (Г. Лихтенберг).
«То, что сжимают – расширяется, что ослабляют – укрепляется, что уничтожают – расцветает, кто хочет отнять у другого – непременно потеряет» (Лао-Цзы).
«Ни насыщение, ни голод, и ничто другое не хорошо, если преступает меру природы» (Гиппократ).
«Сила несет в себе слабость, если она чрезмерна».
«Абсолютное право становится абсолютным бесправием, поэтому следуйте не только букве закона, но и духу его» (римское право).
«Иногда нужно быть очень сильным, чтобы быть слабым. Иногда нужно проявить слабость, чтобы все думали, что ты сильный».
Даже различия между духом и материей в пределе изучения обнаруживают постепенный переход одного в другое. Можно сказать, что бессмысленна сама идея быть духовным, ибо мы и так дух. Кто познает только дух – невежда. Кто познает только материю – невежда.
К чему приведет беспрепятственная реализация нашего желания? Удовольствие от утоления голода при неумеренности переходит в страдание от обжорства. Это в лучшем случае.
А к чему приводит свобода без ограничений? К потере свободы. Полная свобода – это миф. Реальная свобода всегда связана с ограничениями. Птица в полете не свободна от законов аэродинамики, желающий иметь раба не свободен от того, чтобы кормить его. Желающий властвовать над народом не свободен от того, чтобы потакать его потребностям. Жить на свободе – это подчиняться законам общества. Чтобы быть свободным, необходимо подчиниться законам более высокого уровня. Чтобы получить свободу на высоком уровне, надо стать зависимым от требований еще более высокого уровня.
От непонимания того, что все переходит в свою противоположность, многие впадают в заблуждение. Подобно персонажам Уильяма Джеймса в книге «Многообразие религиозного опыта». «Величайшим утешением монашеской жизни, – говорит один выдающийся иезуит, – служит убеждение, что, повинуясь другому, мы не можем совершить ошибку. Ваш начальник может ошибаться, приказывая вам сделать то или другое, но у вас есть уверенность, что, повинуясь ему, вы свободны от ошибки, потому что Бог спросит у вас только, исполнили ли вы как следует его приказание. И если вы будете в состоянии дать в этом отношении удовлетворительный отчет, вы совершенно свободны от ответственности. Правильно ли вы поступили или вам следовало бы поступить иначе, это будут спрашиваться не с вас, а с вашего начальства. Раз вы совершили то, что вам было назначено, Бог снимет с вас ответственность за ваш поступок и возложит ее на вашего начальника. И святой Иероним был вполне прав, восхваляя в следующих словах преимущество послушания: «Какая безбрежная свобода! Какое блаженное ощущение уверенности, при которой человек делается почти безгрешным!» Святой Иоанн Климах придерживается того же мнения относительно послушания, называя его оправданием перед Господом. Поистине завидный удел – переплыть бушующее море на плечах и руках другого человека, и милость эта даруется Богом только тем, кто принял обет послушания».
Как незаметно смирение из духовного упражнения превращается в обыденный уход от ответственности.
Следуя такой логике, все подсудимые – нацистские преступники на Нюрнбергском процессе в 1945 году – были невинны. Ведь своим основным оправданием они считали то, что выполняли приказ. Значит, эти «святые», считавшие духовным ростом умение переплыть бушующее море на руках и плечах другого человека, в других исторических условиях вполне могли стать основателями концлагерей. А последних обвиняли, ни много ни мало, в преступлениях против человечества. Гессе был начальником концентрационного лагеря Освенцим. Он всегда старался быть исполнительным человеком. Сначала он слушался своих родителей, а затем и своих начальников. Исполнительность была его сильным качеством. Именно исполнительность и высокая ответственность заставила его сделать Освенцим безупречным предприятием по уничтожению человека. «Как это трагично; я, от природы спокойный, добродушный и всегда отзывчивый, стал величайшим убийцей», – писал он в тюрьме.
Так что любое положительное качество рано или поздно станет отрицательным.
Но верно и обратное – любое отрицательное можно превратить в положительное. Довести его до абсурда, по принципу «чем хуже, тем лучше».