Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—интетическа€ этика ‘. јквинского




—интетическа€ этика ‘омы јквинского (1225Ч1274 гг.) опиралась на положени€ јристотел€, но осмыслива€ ее в конЦтексте христианского вероучени€. ‘ома тем самым попыталс€ синтезировать мораль и религию. —тройна€ по своей структуре, достаточно хитроумна€ этика ‘. јквинского внутренне очень противоречива, что €вл€етс€ результатом начальной установки.

¬се этические построени€ ‘омы, по сути дела, опровергаЦют его замысел и доказывают противоположное Ц неосущеЦствимость гармонии религии и морали, единение которых сможет произойти только путем подчинени€, но не равенства јнализ таких оснований с целью их примирени€ и осущестЦвл€л ‘. јквинский, который рассматривал проблемы этики в трудах: Ђ омментарии на ДЌикомахову этикуУї, Ђ—умма теоЦлогииї, Ђ—умма против €зычниковї.

‘. јквинский выделил три части этики: монастику, под ней он подразумевал обусловленность поступков человека высЦшей целью; экономику, в это пон€тие включались добродетеЦли, которые присущи люд€м как частным лицам; политику как гражданское поведение людей. ј в труде Ђ—умма теологииї мыслитель выделил три основных предмета своего философЦского исследовани€. Ёто Ѕог, путь к Ѕогу и ’ристос, который в качестве человека €вл€етс€ путем к Ѕогу. ѕоследние два Ц это и есть моральное учение и учение о спасении. ќни непоЦсредственно касаютс€ вопросов этики, неотделимых от метаЦфизики, так как мораль €вл€етс€ своего рода продолжением творени€.

‘. јквинский в отличие от јвгустина Ѕлаженного отрицал самодетерминированность воли. ќн полагал, что вол€ извне ориентирована разумом, внешним двигателем, который сообЦщает ей спонтанность и гарантирует ее свободу. “аким разуЦмом €вл€етс€ Ѕог. ћораль же практически €вл€етс€ организаЦцией движени€ к Ѕогу. «начимыми способност€ми человека станов€тс€, таким образом, соединенные между собой вол€ и разум. –азумность воли в целеустремленности ее к высшей цели, котора€ и есть Ѕог. “ак как последн€€ завоевываетс€ чеЦрез р€д целевых установок, то нравственна€ оценка цели будет зависеть от ее значимости в системе пор€дка целей и в резульЦтате.

¬ысшей целью, котора€ сама по себе и есть высшее благо, €вл€етс€, согласно учению ‘. јквинского, достижение соверЦшенства, а именно богоподоби€.

“ак же, как и јристотель, ‘. јквинский проводил разлиЦчие между высшим благом и благами иного рода, которые чт€т люди: богатством, славой, почест€ми, властью. Ѕлаженство мыслитель считал несовместимым со злом. “аким образом, оно самодостаточно, т. е. не зависит от внешних благ.

Ёто ни благо тела, ни благо души, ни способность души (какое-то действие, привычка). ¬ысшее благо, высша€ цель не находитс€ ни внутри человека, ни вне его, она располагаетс€ выше человека, и постигнуть и достичь ее сможет только соЦзерцательный разум.

—вобода у ‘. јквинского, как и у јристотел€, трактуетс€ через произвольность действи€. ¬ол€, котора€ обречена в соЦюзе с интеллектом реализовывать выбор целей, рассматриваЦетс€ мыслителем с двух разных позиций: как желание устаЦновленной цели и как потребность в средствах, необходимых дл€ достижени€ цели. ¬ол€, котора€ достигла своей цели, выгл€дит как наслаждение.

“аким образом, одной из главных проблем дл€ ‘омы стаЦновитс€ соотнесение человеческих действий с благом. Ќо при этом не вс€кое действие, которое совершает человек, состо€Цщий из разных сфер (разумной, вегетативной, чувственной), ‘. јквинский определил как собственно человеческое. „елоЦвечность действи€ будет зависеть от того, как, в какой степени оно будет соответствовать форме человека, заданной первонаЦчально Ѕогом. Ёто означает, что мера человечности действи€ €вл€етс€ мерой его подчиненности разуму.

ƒл€ оценки нравственности действи€ важны две волевые позиции, как цели, так и средства. ѕри плохой цели действие не может стать моральным. » напротив, при благой цели необходимо использовать достойные средства. ќценку конЦкретных целей и средств человек осуществл€ет с помощью соЦвести.

ƒвижение к благу, согласно учению ‘омы, определ€ет наЦличие добродетели, которое он понимает как доброе качество ведущей правильную жизнь души. “акое качество человек не может использовать во зло, так как через него в человеке проЦ€вл€ет себ€ Ѕог. ƒобродетели человека Ц это все способности души, а именно: разум, вол€, желание. ’от€ в большей степеЦни добродетельна вол€, так как она представл€ет собой навык действи€, принципом которого и становитс€ вол€.

ƒобродетелью в значительной степени €вл€етс€ и вера, так как в качестве предмета разума она всецело определена волей ¬озможность человека размышл€ть, полученна€ от воли цель, котора€ состоит в поисках пути к благу, также €вл€етс€ доброЦдетелью, которую философ называет благоразумием.

‘ома делит также добродетели на интеллектуальные, моЦральные и теологические. ѕричем интеллектуальные добродеЦтели Ц это добродетели состо€ни€, которое €вл€етс€ основой дл€ добродетелей воли (в частности, ими €вл€ютс€: рассудиЦтельность, способность к совету, благоразумие).

ћоральные добродетели относ€тс€, согласно концепции ‘омы, к той части души, котора€ управл€ет желани€ми челоЦвека. ѕричем разумные желани€ составл€ют добродетель справедливости, которую он вместе с благоразумием, воздерЦжанностью и силой считает главной. ¬ысшей же добродеЦтелью, по ‘оме, становитс€ любовь, или милосердие, которое €вл€етс€ следствием взаимодействи€ Ѕога и человека.

— учением о добродетели у ‘. јквинского тесно св€зано учение о грехе, который представл€етс€ им как уклонение от благих целей.

 ачество, которое характеризует отклон€ющуюс€ волю, называетс€ злонамерением. √рех €вл€етс€ нарушением законов (как общественных, так и разумных и божественных, сообразЦно подчиненных один другому). “€жесть греха человека завиЦсит от греховного действи€.

»звращение воли €вл€етс€ выражением укорененной греЦховности, пороком. “аким образом, основным в этическом учении ‘омы €вл€етс€ утверждение первенства разума над волей, что в полной мере согласовывалось с интеллектуальной направленностью XIII в. ѕри этом ‘. јквинский дополн€л свои положени€ идеей, что любовь к Ѕогу намного важнее познани€ Ѕога.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 445 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинать всегда стоит с того, что сеет сомнени€. © Ѕорис —тругацкий
==> читать все изречени€...

523 - | 421 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.